Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по истории (6, 7 класс)

Фоменкова Галина Алексеевна

Программа кружка "Юный краевед" предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 34 часа. Она знакомит учащихся с историей, культурой города Ельни и Ельнинского района с первого упоминания до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.kruzhok.yunyy_kraeved.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Юный краевед»                                                          предназначена для обучающихся 6-7-х классов                                                              и рассчитана на 1 час в неделю, курс обучения – 34 часа

Разработана  Фоменковой Галиной Алексеевной,                                            учителем истории, обществознания, немецкого языка                                               МБОУ Ельнинской СШ № 2 им. К.И. Ракутина

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012)
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013г. №1008)
  • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  • Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

-Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

- Основной образовательной программой основного общего образования Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина;

- Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2017-2018 уч.гг.

- Программа  «Юный краевед» реализует интеллектуальное направление во        внеурочной     деятельности в 7 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Направленность программы:  краеведческая

Актуальность: Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей обучающихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения:

- заинтересованности содержанием работы кружка не только обучающимися, но и родителями; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

- изучению жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

 -  развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Краеведение играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Отличительной особенностью данной программы   

Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена, призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные обучающимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Объём программы: 34 ч. 

Форма организации образовательного процесса: очная

Формы организации работы:

индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

− фронтальная (работа в коллективе для обобщения и систематизации собранного  материала;

− групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы).

Виды занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая,  игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю, 45 минут. 

Цель программы:

Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой работы, формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Задачи программы:

образовательные: 

- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

-  приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;

- развивающие: 

- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

- формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: 

- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

- воспитывать бережное отношение к истории своего родного края.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края и знакомство с проектной деятельностью.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести обучающихся в мир истории и культуры своего родного края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

 научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

 систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, создание презентаций, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему своего края,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе своего народа);

- осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры, основ культурного наследия своего края;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, культурным ценностям своего края, народов России и мира;

-  оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;                         определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
  • приобретать опыт создания презентаций, проектов;

- формировать  умение учиться и способность к организации своей деятельности,  преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения, взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей;

- формировать умение адекватно оценивать свою деятельность;учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи;                    - делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи;

- добывать  новые знания: находить  и  извлекать  необходимую  информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-слушать и понимать речь других,  вступать в беседу на занятии и в жизни;

- учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях;

- учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

- включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;

- сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Предметные результаты:

-  понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае, о Ельни и Ельнинском районе;

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

-  умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

-  умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края.

  Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Учащиеся научатся: 

- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

- определять поставленную перед ними задачу;

-  ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- владеть своим вниманием;

- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- использовать основные приемы мыслительной деятельности;

- самостоятельно мыслить и творчески работать;

- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять кроссворды, ребусы, сообщения, презентации;

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;

- обобщать и классифицировать краеведческий и исторический  материал;

- находить закономерность;

- определять истинность высказываний;

- решать исторические задачи, ребусы, задачи-шутки, кроссворды.

Условия реализации программы:

-кабинет истории;

-школьный историко-краеведческий музей;

-школьная библиотека;

- фото, видеоматериалы;

-методическая литература;

- интернет-ресурсы

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в исторических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; парад умников; брейн-ринги, викторины и т.д.) 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в краеведение. Поход в природу на реку Десна.

Тема 2. Ельнинский район на карте России и Смоленской области.                          Тема 3.  Первое упоминание о Ельне.                                                                        Тема 4. Ельнинское городище.                                                                             Тема 5. Ельнинский край до революции 1917 года.                                                               Тема 6. Ельнинский край  в годы гражданской войны.                                                                     Тема 7. Ельнинский край в годы Великой Отечественной войны.                         Тема 8. Ельнинский край после  Великой Отечественной войны.                          Тема 9. Ельнинский край в 20 век.                                                                                               Тема 10.Культурное наследие Ельнинского края .                                                                                       Тема 11. Великие люди  Ельнинского края.                                                                           Тема 12.Традиции, обряды Ельнинского края.                                                                                  Тема 13.Ельнинский край в начале 21 века.                                                                         Тема 14.Архитектурные сооружения Ельнинского края.                                                         Тема 15. История исчезнувших деревень.                                                                                   Тема 16. Памятники Ельнинского края.                                                                                    Тема 17. Ельня – Родина Гвардии.                                                                                          Тема 18. Ельня – город  Воинской Славы .                                                                     Тема 19.Его имя носит наша школа Викторина (2 часа)                                                             Тема 20.Ельня – родина М.И. Глинки.                                                                          Тема 21. Викторина «Знаешь ли ты Ельнинский  край?»

Календарно - тематическое планирование

п/п

   Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

1-2.

Вводное занятие. Введение в краеведение. Поход в природу на реку Десна

2

3.

Ельнинский район на карте России и Смоленской области

1

4.

Первое упоминание о Ельне

1

5.

Ельнинское городище

1

 6.

 Ельнинский край до революции 1917 года

1

7.

 Ельнинский край  в годы гражданской войны  

1

 8-10.

 Ельнинский край в годы Великой Отечественной войны

3

11-12.

Ельнинский край после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

13-14.

Ельнинский край в 20 веке

2

15.

Культурное наследие Ельнинского края

1

16-18.

 Великие люди  Ельнинского края

3

19-20.

Традиции, обряды Ельнинского края

2

21.

Ельнинский край в начале 21 века

1

22.

Архитектурные сооружения Ельнинского края  

1

23-24.

История исчезнувших деревень

2

25-27.

Памятники Ельнинского края

3

28.

Ельня – Родина Гвардии

1

29.

Ельня – город  Воинской Славы

1

30-31.

Его имя носит наша школа

2

32-33

Ельня – родина М.И.Глинки

2

34.

Викторина «Знаешь ли ты Ельнинский  край

1

Итого:

34

Используемые технологии:

- элементы технологии группового обучения (В.К.Дьяченко, И.Б.Первин, М.Д.Виноградова, Н.Е. Щуркова.,)

- элементы технологии  дифференцированного обучения (Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации),

- элементы технологии разноуровневого обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.),

- элементы технологии  проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик,  Коллингс и др.);

- элементы технологии коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия.

Список литературы:

1. Ельня // Города России: энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. - [Репр. изд.]. - Москва, 2008. - С. 134. - (Золотой фонд).  

2. Лит.: Алексеев Л.В. Смоленская земля в IХ–ХIII вв. – М., 1980;

3.Шмидт Е.А. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. – М., 1982;

4.Орлов В.С., Чернобаев А.В. Ельня. – Смоленск, 1955; Рябков Г.Т. Города Смоленской губ. в последней четверти ХVIII – начале ХIХ столетия // Материалы по изучению Смоленской области. – Вып. 2, 1957.                                                                            

5.Г. Хорошилов, А. Баженов. Ельнинская наступательная операция 1941 года. // «Военно-исторический журнал». — 1974. — № 9.                                                           6.М. Лубягов. Под Ельней в сорок первом. — Смоленск: Русич, 2005. ISBN 5-8138-0640-7

7.С. Александров. 43-я армия в боях на Десне летом-осенью 1941 года.

8.Баженов А. Н. О ликвидации ельнинского выступа немецко-фашистских войск в 1941 году. // «Военно-исторический журнал». — 1986. — № 10. — С.20-28.  

9.Ельня [Электронный ресурс] http://srgvs.ru/elnya-v-vov // Союз городов воинской славы [Сайт]. - Режим доступа: http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/elnya.php

10.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельня  (20.06.2017)

11.Ельня // Великая Отечественная война, 1941-1945 : энцикл. / гл. ред. М. М. Козлов. - М. : Сов. энцикл.,  1985. - С. 259.

12.Воробьёв М., Титов В., Храпченков А. Смоляне – герои Советского Союза

Московский рабочий, 1982 г. 

13.Воробьев М., Усов В. Подвигам жить в веках Москва Московский рабочий, 1985г.

14.Война народная Очерки истории всенародной борьбы на оккупированной территории Смоленщины 1941-1943гг., Московский рабочий, 1985г.

15.Гнездилов Ф. Нам дороги эти позабыть нельзя, Харьков-Витебск,1979г.

16.Гнездилов Ф.С. На высотах мужества  Минск, «Беларусь», 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Краевед"

Материал содержит программу кружка "Краевед"...

Программа юный краевед

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

адаптированная программа "Юный краевед"

адаптированная программа "Юный краевед"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...