техкарта урока "Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Коленченко Елена Миргасимовна

Урок направлен на формирование всех УУД. Особенно уделяется большое внимание формированию проектно-исследовательских компетенций и достижения личностных результатов. Урок является примером тесной связи с внеурочной деятельностью - результатами практической работы кружка "История в лицах" и интеграцию и с кружком технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Всероссийский педагогический конкурс  на лучшую методическую разработку «Урок истории по ФГОС» 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Коленченко Елена Миргасимовна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ «Гимназия №1» п. Мулино

Должность

Учитель истории

Общая информация

Тема урока

Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

1.Сформировать  представление о русском национальном герое, христианском князе Александре Невском, о его полководческом таланте. 2.Способствовать развитию умений извлекать и сравнивать информацию, навыков анализировать, сопоставлять, оценивать источники и историческую ситуацию,  аргументировать собственную позицию, умения презентовать результаты и продукты проекта.3. Продолжить развитие у обучающихся патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, ее историческим корням и национальным героям. Способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности, гражданина и патриота.

Необходимое оборудование

ПК, проектор, столы

Дидактическое обеспечение


УМК «История России. 6 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я.

учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурные карты;  презентация «Александр Невский – лицо России»», выставка литературы об Александре Невском, музыкальный фрагмент из  «кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, стих.  А. Майкова «Кончина Александра Невского», портрет А.Невского ( ученический), рабочие листы, ученические  проектные работы

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • заинтересованность в личном  решении проблемных заданий и всей группой; воспитание российской гражданской идентичности, интереса и уважения к прошлому Отечества. К героям российской истории; развитие сотрудничества; индивидуальной ответственности.

  • предметные
  • рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище  с опорой на карту и схему, источники;
  • раскрывать причины победы Александра  Невского, опираясь на разные источники;
  •  делать вывод об историческом значении побед А. Невского
  • знать даты Невской битвы и Ледового побоища,
  • знать имена соратников и противников Александра Невского;
  • сопоставлять прошлое и современность, определение и аргументирование собственного отношения

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками, работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать; развитие  самостоятельности; внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тематический письменный и  устный; блиц- викторина, задания  рабочей тетради, тестовые задания, фронтальная беседа, творческие задания , самоконтроль

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • УМК «История России. 6 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я.

Дополнительная

-«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»,
- «Житие А.Невского»,
- «Слово о погибели земли русской»,
- С.М. Соловьев « История России с древнейших времен»,
- А.В.Шишов «100 великих военачальников»,
- А.Н. Кирпичников «Между Западом и Востоком»,
- В.Т. Пашуто «А. Невский»,
- В.О.Ключевский «Курс русской истории»
 

 - Иткин Э.С. Дни воинской славы России. Кн. 1.

Интернет-ресурсы

ЭОРы

ttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/789f1429-0ea8-47b3-80ef-a4e82fdc1361/view/
http://fcior.edu.ru/card/14549/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
http://fcior.edu.ru/card/21259/borba-russkih-zemel-protiv-ekspansii-zapada.html
http://fcior.edu.ru/card/514/kontrol-aleksandr-nevskiy-voin-i-diplomat.html

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

30сек.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

2. Вводно-мотивационный

2,5мин

1. Включает музыку. Задает вопросы ученикам:  Как называется муз. произведение, фрагмент которого вы прослушали? Кто автор? Кому он посвящен? О  ком мы будем говорить на уроке?

1.Слушают  музыку, отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют тему урока: мы будем говорить об Александре Невском и борьбе с врагами Руси.

Прослушивание муз фрагмента

Фронтальная беседа, сам. Формулирование темы урока

3. Актуализация знаний

8мин

Вступительное слово и вопросы  к ученикам: С давних времен Русь славилась сильными отважными людьми. Наша страна огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор  мужественных русских воинов под руководством талантливых полководцев. Сегодня мы будем говорить об одном из величайших полководцев на Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием.  1.Что означает имя «Александр»? Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович . 2.Что вы знаете об Александре Невском?

3.Почему 13в. – тяжелейшее время для Руси?

4. Какова главная цель урока? Что мы хотим  узнать на уроке?

Учитель организует актуализацию знаний: о крестоносцах  из курса всеобщей истории нам поможет вспомнить блиц-викторина, которую проведет ученица. Учитель корректирует ответы учеников.

Учитель подводит итог: к северо-западным границам Руси приблизились опасные враги – крестоносцы.

Учитель ставит вопросы: Как вооружены крестоносцы? Какова их тактика? Предлагает  ученикам познакомиться с проектом и ответить на проблемный вопрос: каковы военные преимущества крестоносцев?

 Учитель подводит итог:    и рыцари, и кони были закованы в стальные латы. Оружие было качественное. Рыцарская конница обладала хорошим таранным ударом, но слабой маневренностью. Наиболее опытными, хорошо вооруженными были рыцари Ливонского ордена. Основная тактика крестоносцев, которая им приносила успех –  клин или  «свинья». Рыцари наступали «железным клином» и острием  вспарывали ряды  противника на две неравные половины и таранным ударом добивали противника. Опасны были и рыцарские арбалеты. Итак, враг хорошо вооружен, опытен  и очень опасен.

 


Слушают учителя, вспоминают известные ученикам знания об Александре Невском, отвечают на вопросы: 1. Александр – защитник.

 2. Великий полководец, молодой новгородский князь, лицо России, одержал великие победы,  Ледовое побоище, защитил Русь от крестоносцев, существует орден Александра  Невского, которым награждают героев, причислен к святым.

 3.13в.- время, когда на Русь с Востока напали монголы во главе с  Батыем и установили иго, наша страна попала в зависимость от Золотой Орды. А с Запада напали шведы и крестоносцы, которые  получили отпор.

4.Ученики формулируют главную цель урока:  мы хотим узнать:  как и почему Александр Невский сумел дать отпор опасным врагам  с Запада?

Ученица самостоятельно проводит блиц-викторину. См. Приложение 1. Ученики отвечают на вопросы викторины.

Ученица, , представляет проект –презентацию  «Вооружение и тактика крестоносцев и русских ратников»  (См.Приложение№2)

Ученики слушают и отвечают на поставленный проблемный вопрос о преимуществах крестоносцев:

Рыцари хорошо вооружены и защищены, доспехи их очень тяжелые и мешают быстро реагировать на ситуацию. Отмечают более легкие доспехи  и вооружение русских ратников.

Фронтальная беседа,

Постановка учебных задач,

Самостоятельное формулирование цели урока

Работа с презентацией

Проблемный метод

Игровая технология (викторина)

Синхронизация истории России и средних веков

Проектная технология

Работа с презентацией

Фронтальная беседа

Обобщение знаний

4. Изучение нового материала

19мин

Учитель  предлагает ученикам вместе составить план изучения новой темы, корректирует его:

1.Вооружение русских ратников. Проект ученика.

2.Победа Александра в Невской битве.

3.Разгром крестоносцев в Ледовом побоище.

4.Причины побед Александра Невского.

Первый вопрос темы. Учитель ставит вопрос: А как же вооружены дружинники Александра Невского? Об этом ученический проект, подготовленный на занятиях кружка.

Учитель организует работу класса с учебником: открыть учебник, прочитать название параграфа, разделов, обращает внимание учеников на иллюстрации, схемы и карты.

Учитель предлагает ученикам найти в тексте параграфа выделенные даты главных сражений Александра Невского и ответить на вопрос: где и когда произошли решающие битвы со шведами и крестоносцами.

Учитель подводит учеников к изучению второго вопроса плана: первыми напали шведы во главе с опытным воеводой  Биргером, представляет  проект ученицы, подводит итоги:

Итак, вражеское войско было разгромлено, его остатки спешно убрались. Русское войско во главе с Александром Ярославичем одержали блестящую победу. За это  народ  прозвал Александра Невским.

Учитель организует физкультминутку: наступило затишье….Поскольку мы тоже были участниками этого события, нам надо отдохнуть:

ВСТАНЬТЕ,  МЫ ИДЁМ ШАГОМ, ОСТАНОВИЛИСЬ, ВДОХНУЛИ, ВЫДОХНУЛИ, ПОТРЯСЛИ РУКАМИ, СБРОСИЛИ УСТАЛОСТЬ. ВОТ ТАК ВОИНЫ ВОЗВРАЩАЛИСЬ ДОМОЙ С ПОЛЯ БОЯ.

Учитель организует изучение третьего и четвертого пунктов плана  дифференцированно в соответствии со способностями и компетенциями в  3 группах учеников. Каждая группа получает  групповые и индивидуальные задания, которые они выполняют устно и письменно на рабочих листах и представляют классу. (См. Приложение №5.)

Учитель организует выступления представителей групп и вместе с учениками обобщает  и корректирует выступления, выделяет  основные причины побед Александра Невского, рекомендует их подчеркнуть.

 Обращает внимание учеников: 18апреля – День воинской славы – победы Александра Невского в Ледовом побоище

Ученики предлагают  включить в план : победы Александра  Невского.

Ученик представляет  проект, подготовленный на занятиях кружка «История в лицах», демонстрируя сделанное на уроках технологии образцы оружия – меч и боевой топор : «Вооружения русских воинов 13в. времен Александра Невского» : В нашем проекте мы поставили задачу, изучив оружие по источникам, археологическим находкам, музейным экспонатам, изготовить образцы оружия русских воинов 13в. времен А.Невского.  (см.Приложение №3)

Ученики работают с учебником, выполняют задания учителя и отвечают на вопросы:

1240г. – битва на реке Нева;

1242г.- битва на Чудском озере

 Ученица представляет свой проект «Шведские корабли 13в», выполненный на занятиях кружка «История в лицах»: Шведы были прекрасными мореходами. У них были  быстроходные парусно-гребные корабли  - шнеки, которыми они хорошо управляли. Корабль Биргера был оснащен  1 мачтой с прямыми парусами, 20 парами вёсел, вмещал более  100 чел. Шведские моряки часто плавали по Балтийскому морю и Финскому заливу, были смелыми и опытными, хорошо владели оружием.  Демонстрирует макет шведского корабля 13в.  рассказывает о сражении на Неве.

( см.приложение№4»)

Ученики работают в группах.

.  1группа изучает текст учебника,   схему  и карту Невской битвы  на стр. 21 и атлас на стр.22 . На рабочем листе после обсуждения записывают в форме плана причины победы Александра Невского  над шведами. 

 2 группа работает с историческим источником – отрывки из «Жития А.Невского» на стр.22, 26, устно отвечает  на вопросы к документу и на рабочем листе после обсуждения записывает  причины победы Александра Невского по источнику.

 3 группа  работает с текстом учебника, схемой и картой, После обсуждения записывают в рабочем листе  в форме плана причины победы Александра невского в Ледовом побоище.

Выступают представители каждой группы. Остальные ученики дополняют ответы, выделяют главные причины побед,

в рабочих листах подчеркивают главные общие причины побед. ((см.Приложение 6 , 7)

Совместная постановка задач

Проектная технология

Презентация продукта

Наглядный метод

 Проектная технология

Метод релаксации

Работа в дифференцированных  группах (по уровню знаний и компетенций)

Метод анализа исторической информации

Технология частично-поискового обучения

Картографический метод

Сравнительный метод

5.Первичное закрепление пройденного на уроке материала

6мин

Учитель организует и корректирует работу  и взаимопроверку учеников в рабочей тетради: п.17, задания 2,3  ( по истории Невской битвы). Задание 4( по истории Ледового побоища»

Дополнительные задания  (по типу ОГЭ):

1задание.  Исключить лишнее слово: оружие Ледового побоища:  рогатина, лук, пищаль, меч, топор, копье

 2задание. Расположите в хронологической последовательности имена исторических личностей:

  1. князь Святослав Игоревич
  2. Чингисхан
  3. Александр Невский
  4. Рюрик

Ответ: DABC

Ученики выполняют задания 2-4 рабочей тетради, проверяют, корректируют свои знания.

Ученики работают с презентацией, выполняют задания  по типу ОГЭ

Первичный контроль:Тестирование по рабочей тетради

Применение информационных технологий

6. Подведение итогов урока

7мин

Учитель обращает внимание учеников на проект  «Портрет Александра Невского», созданный ученицей на занятии  кружка «История в лицах» ;ставит перед учениками  итоговые вопросы: 1.Какой образ Александра Невского у вас сложился? Назовите основные черты его личности. 2. Прочитайте стихи А. Майкова.  В каких словах главная мысль, поясните ее? 3. За что Александра Невского называли Защитником?

Рефлексия: 1. Что вам понравилось больше всего на уроке?

2.Какие факты вас удивили?

3.Чью работу на уроке отметим особо?

4.Что еще вы хотите узнать по теме урока?

Оценивает работу учеников в целом и индивидуально.

1.Ученики называют  черты личности князя: бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, полководец, живущий по христианским заповедям,  приветливый, мудрый, человек высокой духовности.  2.  «Наше солнце зашло!», Защитник Земли русской. 3.Александр Невский сохранил православную Русь. Уберёг  Русь от  порабощения со стороны Запада.

Ученики называют понравившиеся и удивившие факты, темы и вопросы, которые они хотят узнать: интересные факты из жизни Александра Невского, фильмы и книги о герое.

Иллюстративно-описательный метод

Художественный (анализ стихотворения)

Рефлексивная технология

Оценочные технологии

7. Организация изучения домашнего задания

2мин

1.П.19, словарь темы.

2.творческие задания: Образ Александра Невского в литературе, живописи, музыке.

Предложение тем исследовательских работ: «Мои земляки – кавалеры ордена Александра Невского»,

«Образ Александра Невского в поэме Симонова «Ледовое побоище»

Ученики записывают дом. задание, выбирают дополнительные задания, уточняют у учителя, консультируют.

Ученица выбрала исследовательскую работу «Мой земляк –кавалер ордена Александра Невского» на районный конкурс «Иларионовские чтения»

 Приложения.

Приложение№1. Блиц-викторина.

1.Кто такие рыцари?  Средневековое военное сословие, тяжеловооруженные  конные воины

2.Что такое духовно-рыцарский орден? (Орден – объединение  духовных рыцарей;

3.Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (они были монахи, служение католической церкви с оружием , борьба с неверными, подчинение папам римским)

4.Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток). Каковы их цели? (Земли и влияние католической церкви)

5.А на Руси какая была вера?? Когда Русь крестилась? Как вы думаете, почему  крестоносцев привлекли северо-западные русские земли? (Они думали. что Русь слабая и  смогут захватить наши земли и распространить католичество)

6.Как вы считаете, в чем  опасность крестовых походов для Руси? (Вторжение  рыцарей было очень опасно,  т.к. занятые  ими  земли  подвергались насильственной  католизации, туда переселяли немецких колонистов)

7.Каких успехов достигли крестоносцы? (Захватили Прибалтику и вплотную подошли к северо-западным русским землям.)

Приложение №2. Проект. Вооружение крестоносцев и русских ратников

nazvaniya-rytsarskogo-orujiya-i-odejdy-73959-large.jpg

img7.jpg

484630.jpg

Приложение №3.Сообщение ученика по проекту «Оружие русских ратников 13в. времен Александра Невского»

В нашем проекте мы поставили задачу, изучив оружие по источникам, археологическим находкам, музейным экспонатам, изготовить образцы оружия русских воинов 13в. времен Александра Невского. У восточных славян, как и у народов Западной Европы, одним из основных видов холодного оружия являлся меч. Вооружения русских воинов условно подразделяются на две основные группы — каролингские и романские.Мечи романского типа относятся к  XI—XIV столетиям. Всего на территории Древней Руси было обнаружено 75 подобных мечей.По своим весовым характеристикам и размерам они несколько уступают образцам каролингского типа. Романские мечи второй половины XII в. легче — весят около 1 кг, имеют меньшую длину — около 86 см.Однако в первой половине XIII столетия наблюдается утяжеление рубящего оружия, обусловленное усилением доспехов. Появились довольно длинные, до 120 см, и тяжёлые, до 2 кг, мечи. Изменилась и конструкция рукоятей. Перекрестия мечей вытянулись и стали достигать в длину до 18—20 см . Для того чтобы меч во время рубки не зажимал кисть руки, стержень его рукоятки удлинили до 12 см. Клинки мечей приобрели заострения на конце, так что теперь мечом стало удобно не только рубить, но и колоть. Романские клинки, как и каролингские мечи, были  большей части помечены клеймами западных мастеров. На территории Древней Руси несомненно существовало своё собственное клинковое производство. Однако приходится констатировать, что количественно преобладали всё же изделия западных оружейников. Письменные источники упоминают топоры в качестве боевого оружия славян с VIII века. Количество топоров X – XIII веков, найденных на территории древней Руси, достигает 2600 экземпляров, из них большая часть происходит из погребений (2130 экз.), остальные найдены на городищах и случайно.
Учёные – историки, археологи и специалисты-оружейники (консультанты) учли по возможности все найденные топоры, для того, чтобы в их числе лучше и точнее опознать боевые. Лишь некоторые топорики (прежде всего чеканы) справедливо считаются только оружием. Бросается в глаза, что среди топоров встречаются как большие, так и маленькие. Различие в размерах топоров учёные объясняют их назначением.Не отрицая это, можно уверенно сказать: топоры «малых форм» служили и оружием воина. Важнейшим признаком боевых секир является не форма, а размер и вес. По этим признакам большинство однотипных древнерусских топоров и делятся на боевые и рабочие .
При этом их рукояти, будучи, по-видимому, одинаковой длины (в среднем около 80см), различались по толщине. Тысячи проделанных измерений показывают обычные размеры боевых топоров : длина лезвия 9 – 15 см, ширина до 10 – 12 см, диаметр обушного лезвия 2 -3 см, вес до 450 г. Установленные выше размеры присущи большинству секир, найденных в дружинных погребениях. Нахождение таких топоров свидетельствует об их боевом назначении.

Приложение №4. Сообщение ученика по проекту «Шведские корабли 13в».

Шведы были прекрасными мореходами. У них были  быстроходные парусно-гребные корабли  - шнеки, которыми они хорошо управляли. Корабль Биргера был оснащен  1 мачтой с прямыми парусами, 20 парами вёсел, вмещал более  100 чел. Шведские моряки часто плавали по Балтийскому морю и Финскому заливу, были смелыми и опытными, хорошо владели оружием.  Мы сделали макет шведского корабля 13в. по картинкам и чертежам Русского исторического общества.

 В то время, когда Батый опустошал юго-западные русские земли, Ливонские и тевтонские рыцари готовили удар по русским землям. Первыми начали шведы, которые в июле 1240 г. высадились отрядом в устье Невы. Они хотели овладеть землями по берегам Финского залива и закрыть  выход на Балтику. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу. Шведскому королю –  2/3 завоеванных земель,  Тевтонскому ордену, все покоренное должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А русские княжества были разорены. Новгород не имел постоянного войска. А новгородский князь Александр был молод и неопытен. Русское ополчение  внезапно напало на шведский лагерь. Конница ударила по центру, а второй отряд отрезал шведов от кораблей. Русские дружинники, вооруженные боевыми топорами, перебирались на корабль и бились на воде, уничтожив 3 корабля.  Александр сражался в глубине своего войска. Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатёр Биргера, что вызвало смятение в стане врага. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. От такого натиска русских войск шведы бежали в паники. Русское войско одержало победу на Неве, а Александра стали называть Невским.  

Приложение №6. Сообщение 3 группы о Ледовом побоище.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописцев — «свиньёй»). В центре находилась хорошо вооружённая и защищенная доспехами пехота, на флангах — тяжёлая конница. Александр хорошо знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Как только немецкое войско вступило на лёд озера и двинулось на ополченцев, они стали с боем отступать. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперёд и ….. начали проваливаться под лед. Русские воины по сигналу Александра бросились и справа, и слева на малоповоротливую рыцарскую колонну. Мужественно сражались русские воины, их нажим на фланги «свиньи» всё более усиливался и закончился полным разгромом немецкого войска. В результате битвы немецкие рыцари были разбиты. Около 500 рыцарей были убиты, около 50 лучших немецких воевод взяты в плен, многие рыцари утонули, провалившись из-за тяжелого снаряжения под лед. Оставшихся в живых рыцарей более семи километров преследовали русские отряды. Победа на Чудском озере предотвратила дальнейшую агрессию на Русь с северо-запада. В Ледовом побоище проявились лучшие черты полководческого таланта Александра Невского: внезапность и стремительность, учет особенности местности, сильные и слабые стороны своих и вражеских войск, разгром неприятеля по частям, результативное использование разведки.  Александр действовал продуманно, правильно оценил ситуацию и заманил самонадеянных крестоносцев в ловушку.

 Приложение №7. Причины побед Александра Невского:

Полководческий талант    Александра Невского, личная  храбрость Александра Невского и отвага его воинов.

В Невской битве: решительность, разбил шведов не числом, а умением, только своей дружиной, не стал ждать ополчение.

В Ледовом побоище: внезапность и стремительность, учитывал особенности местности, сильные и слабые стороны своих и вражеских войск, громил неприятеля по частям, результативно использовал разведку.  Действовал продуманно, правильно оценил ситуацию, заманил неприятеля в ловушку.

 В историческом документе – отрывки из «Жития…»: храбрость и отвага  самого Александра Невского и русских воинов, смекалка, быстрота, напор, умереть, но не отступить. Патриотизм, любовь к Родине, уверенность, что это правое дело,  благославляемое  богом. Были потоплены корабли, убит шведский воевода и епископ, тяжелое ранение шведского военачальника. Имена героев Гаврила  Олексич, новгородец Миша,  полочанин Яков и др. остались в истории как храбрецы.

                  Приложение №8.  Майков   «Кончина Александра Невского»
         Ночь на дворе и мороз.
         В келье ж игуменской – зрелище
         скорби и слез…
         Тихо лампада пред образом Спаса
          горит…
         Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
         Князь Александр черной схимой покрыт…
         Князь неподвижно во тьму, в беспредельность
         глядит…
         Тихо лампада горит…
         Князь неподвижно лежит…
         Чудной лицо озарилось красой.
         Тихо игумен к нему подошел и
         дрожащей рукой
         Сердце ощупал его и чело –
         И, зарыдав, возгласил:
        «Наше солнце зашло!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)...