Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой. История, авт. О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. Сековец. 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение умениями и знаниями, коррекционное воздействие на личность ученика изучаемого материала, формирование личностных качеств гражданина, подготовка к жизни подростка с ОВЗ, правовая и социально-трудовая адаптация выпускника в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_2.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой. История, авт. О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. Сековец.

Издательство «Владос», 2010 год.

Общая характеристика изучаемого предмета

История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение умениями и знаниями, коррекционное воздействие на личность ученика изучаемого материала, формирование личностных качеств гражданина, подготовка к жизни подростка с ОВЗ, правовая и социально-трудовая адаптация выпускника в общество.

Основные содержательные линии:

Курс «Истории Отечества» сосредотачивается на крупных исторических событиях отечественной истории, быте и жизни, людей данной эпохи. Дает отчетливый образ выдающегося деятеля и наиболее яркого события, олицетворяющего данный период истории: «Россия в начале XX века».

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей краеведческой и региональной начала XX века.

Цели:

- усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России;

- формирование умения устанавливать зависимости и причинно-следственные связи, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;

- развитие познавательных интересов;

- формирование личностных качеств гражданина, подготовка к жизни подростка с нарушением интеллекта, правовая и социально-трудовая адаптация выпускника в общество.

Общеучебные навыки, умения и способы деятельности

-Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных навыков и умений универсальных способов деятельности:

-пользоваться учебником, иллюстрациях учебника, ориентироваться в тексте;

-пересказывать исторический материал по заранее составленному плану с опорой на наглядность;

-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

-работать с исторической картой;

-устанавливать на основе изученного материала причинно-следственные связи.

Использованы современные образовательные технологии:

Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения, которые включают:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор;
  • межпредметность;
  • продуктивность обучения;

- Интеграция и объединение на уроке разрозненных частей знаний осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки ученику дают достаточно яркое и широкое представление о мире, в котором он живёт, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры, о взаимопомощи. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

-Технология обучения с помощью знаково-символических структур (фреймы, схемы, блок-схемы, структурно-логические схемы, образные символы). Знаково-символические средства – это не просто “пятое” колесо, бегущее параллельно, они являются важным инструментом при интериоризации образно представленной информации, поэтому должны быть рассмотрены как одна из познавательных стратегий, цель которой повысить вероятность сохранения в памяти и оперирования информацией.

-Здоровьесберегающие технологии

-Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( идивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

В процессе обучения предусмотрены современные виды контроляреализуемые для оценки достижений в рамках освоения учебных дисциплин образовательной программы:

-Текущий контроль;

-Промежуточный контроль.

Виды контроля и оценочные средства являются инструментом доказательства сформированности компетенций Под оценочными средствами понимаются различные подвиды контроля, которые включают в себя конкретные контрольные задания и описание процедур их применения. К основным видам контроля относятся:

Устный опрос:

-беседа

-Доклад или сообщение

 Письменные работы

-Тест

-Письменные упражнения

-Контрольная работа

-Реферат

-Конспект

Место предмета в  учебном плане

В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»    в 9 классе  предусмотрено 2 часа  в неделю истории и  составляет 68 часов; в  том числе  - 4  учебных часа на реализацию  национально-регионального компонента .Резервное время   (3 часа) используется для изучения  и закрепления  материала, вызывающего  у обучающихся затруднения.

Межпредметные связи

При изучении курса Отечественная история просматривается связь с предметами: литература, география, музыка, изобразительное искусство.

Профориентационная направленность программы реализуется при изучении тем:

Советская культура и интеллигенция в годы застоя

Развитие науки и культуры в 90-е годы.

Освоение космоса

Достижения в науке и технике

Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.

При изучении тем учащиеся знакомятся с профессиями: археолог, музейный работник, гончар, плотник, ювелир, строитель,  и др.

Россия в начале XXвека. 68 часов

Россия в начале XX века. Правление Николая II .Антиправительственные движения начала XX века. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране во времяI Мировой войны. Отношение народа к войне. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства, первые декреты. Отношение Советской власти к православной церкви.Уничтожение  царской семьи. Создание нового государства — Российской Федерации  (РСФСР).

Гражданская война и интервенция.

«Белое» движение и его лидеры. Создание Красной армии. Командиры Красной армии.  Противостояние «красных» и «белых». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армий батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия.  Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения.

Переход Советской страны к нэпу.

Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация. Образование СССР. Конституция  СССР. Положение народов.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение  власти в руках И. В. Сталина.

Индустриализация, коллективизация и их результаты.

Пятилетние планы. Стройки первых пятилеток.   Стахановское движение. Ударничество.Коллективизация. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.Новая Конституция страны 1936 г.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Научные открытия.

Советская страна накануне суровых испытаний.

Укрепление обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией.Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР.

Великая Отечественная война Советского Союза

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.

Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге.КапитуляцияГермании.Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии.

Отечественная история 1945—2000 гг . Новая волна репрессий. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Освоение космоса.

Политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. XVII Олимпийские Игры в Москве.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева. Вывод войск из Афганистана и Германии.        Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России.  Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы.  Война в  Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Литература и искусство во второй половине XX века.

Повторение

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по теме «Великая Отечественная война Советского Союза»

1 группа Учащиеся должны уметь:
      • объяснять:
      предпосылки и причины начала Великой Отечественной войны (1941—1945);
      причины неудач Красной армии в начальный период войны;
      меры советского правительства против военной агрессии Германии;
      • знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
      • описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений

2 группа                 Учащиеся должны уметь:
      • объяснять новые слова и понятия в контексте ответов, специальных словарных диктантов;

описывать события по датам и др.;

работать с картой под руководством учителя.

3-я группа                Учащиеся должны уметь:

Под руководством учителя объяснять основные события периода «Великая Отечественная война1941-1945 г»; объяснять значение новых слов (с помощью словаря), работать с картой с помощью учителя

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по теме «Отечественная история 1945-2000»

1-я группа      Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в:

основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;

причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и партии на все сферы жизни человека;

причинах противостояния двух систем, гонке вооружений, положении СССР на международной арене;

по вопросам учителя объяснять причины развенчивания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущева (без череды имен);

по вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты.

Учащиеся должны знать:

  • имена первых героев космоса, главных исторических персонажей политической жизни СССР, имена первых президентов, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний  

2-я группа

Учащиеся должны уметь:

 •c помощью учителя  ориентироваться в: 

основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.;

причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и партии на все сферы жизни человека;

причинах противостояния двух систем, гонке вооружений, положении СССР на международной арене;

объяснять причины развенчивания культа Сталина, начала «оттепели»,

по вопросам учителя объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и негативные результаты.

Учащиеся должны знать:

 • имена первых героев космоса, главных исторических персонажей политической жизни СССР, имена первых президентов, известных писателей, художников, деятелей науки.

3-я группа

Учащиеся должны уметь:

Под руководством учителя объяснять основные события периода «Отечественная история 1945-2000 г»; объяснять значение новых слов( с помощью словаря), работать с картой с помощью учителя

Список использованной литературы.

Список нормативных документов.

1.1. Закон об образовании.

   1.2.Программа  специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида,под редакцией В.В. Воронковой. История, авт.О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. Сековец.Издательство «Владос», 2010 год.

1.3. Базисный  учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказомМинобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

1.4. История Отечества. 9 класс:учеб. Для общеобразоват. Организации, реализующихадапт. Основные общеобразоват. Программы/ И.М .Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина.-М.: просвещение , 2018.-302с.:ил-ISBN 978-5-09-053928-9

2. Психолого-педагогическая   и  методическая литература.

2.1. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: Просвещение, 2004.      

2.2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 9кл., М., Просвещ.,2004 г.

2.3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2003 г.

2.4 Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.М.,Владос, 2003 г.

2.5 Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. М., «Просвещение», 2018г.


Тематическое планирование 9 класс

Тема

Кол.

часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум по группам

Практическая работа

Внек чтение

Примечание

Историч диктант

К/Р, тест

Экскурсии

Практ раб

Творчработа-сообщения

Д/П

Л/Б

I полугодие (32 часа)

Великая Российская революция и Гражданская война

14

Революционные события 1905-1907 гг.,

 Политические партии.

Изменения в политической системе Российской империи;

 Реформы.

Серебряный  век:

Первая  мировая войне Февральская революция, Захват власти большевиками  в ходе Октябрьской революции

Установление Советской власти.

Гражданская война,

борьба между «красными» и «белыми».

 Экономическая политика Советской власти

- о жизни и быте людей в годы революции и Гражданской войны

1группа Учащиеся должны уметь:
  • объяснять причины: начала Октябрьской революции;
падения самодержавия и отказа Николая II от престола; слабости экономики России в начале века (внедрение иностранного капитала и его вывоз, сочетание частных капиталистических предприятий с кустарным производством, полунатуральным укладом крестьянского хозяйства);
 образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;
  спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, Первой мировой войны, натиска индустриального общества;
  противостояния самодержавия и общества (конфликт между трудом, нищенским положением населения и капиталом; господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян);
 кризиса между центром и национальными окраинами;
подавления революционных выступлений с помощью войск;

 начала Гражданской войны и интервенции;
      введения нэпа;

 • описывать в речи наиболее яркие события, исторических персонажей, опираться на примеры из жизни, быта представителей общества

2 группа Учащиеся должны уметь:
      • объяснять новые слова и понятия в контексте ответов, специальных словарных диктантов;
      • описывать события по датам• работать с картой под руководством учителя.

1

1

Советское государство в 1920 – 1930е годы

15

Сущность нэп(а);

 причины, предпосылки и принципы построения СССР.

 Личность И.В.Сталина.

основные положения Конституции 1936 г

Индустриализация

коллективизация.

 Развитие науки и культуры,

- о жизни и быте советских людей

Жизнь и быт людей нашего края в межвоенный период

Положение СССР в системе международных отношений. Внешняя политика СССР.

1

1

Итогово-обобщающий урок

3

3

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

 по теме

Дата

Факт дата

Тема урока

Цели (задачи) урока

Тип урока

Методы и приемы

Работа по группам

Оборудование

Примечание

1 четверть

1-3

6.09

7.09

13.09

Великая Российская революция: февраль

Дать учащимся сведения о первой российской революции.

Сообщение новых знаний

Рассказ учителя, инд и фронт раб, работа с учебником

Подбор индив

материала

Дополнительный материал

4

14.09

Входная контрольная работа

Проверить знания по предмету за курс предыдущего года.

Контроль знаний

Рассказ учителя с опорой на знания учащихся

Индивид задания

Дополнительный  материал, схема

5-7

20.09

21.09

27.09

Великая Российская революция: октябрь

Дать учащимся сведения об октябрьской революции. О ее причинах и последствиях. Выяснить чем отличается октябрьская революция от февральской.

комбинированный

Рассказ учителя с опорой на знания учащихся

Индивид задания

Дополнительный материал

8-11

28.09

4.10

5.10

11.10

Установление Советской власти

Объяснить, в чем была необходимость созыва учредительного собрания и каковы последствия его разгона.  Выяснить, какими способами устанавливалась власть советов на территории нашей страны.

комбинированный

Рассказ учителя, инд и фронт раб работа с учебником

Индивид задания

Дополнительный  материал,

 лента времени

12-15

12.10

18.10

19.10

25.10

Гражданская война 1918-1920 годов

Выяснит причины начала гражданской войны и ее последствия.  Разобраться, была ли возможность избежать этой братоубийственной войны?

комбинированный

Рассказ учителя, инд и фронт раб работа с учебником

Индивид задания

Исторические

карты

16

26.10

Четвертная контрольная работа

Проверить уровень усвоения базового материала за I четверть

Контроль знаний

тест

Индивид задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....

8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...