План-конспект урока "Внешняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Наталья Захарова

Материал содержит технологическую карту урока, план и конспект урока. На уроке изучаются основные напревления внешней политики в данный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneshnyaya_politika.docx21.76 КБ
Файл vneshnyaya_politika.docx15.14 КБ
Файл vneshnyaya_politika.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Внешняя политика России в 1725-1762 гг.»

Цель урока: охарактеризовать основные направления внешней политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II.

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
  2. Развивающие:

- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;

- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;

    3. Воспитательная: формировать у обучаемых толерантность, умение

работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину

Планируемые результаты:

Предметные:

  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России

Метапредметные:

  • Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
  • Развитие навыков работы в малых группах и парах
  • Освоение универсальных учебных действий (УУД)
  • умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
  • овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
  • осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
  • формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении

Учебник: «История России» 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Оборудование: мультимедийный видеопроектор, ПК

Используются технологии: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая или парная работа)

Этапы урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учеников, настройка класса на рабочий лад

Приветствие учителя, готовятся к уроку

Проверка Д/З

Учитель спрашивает какая была тема прошлого урока.

Сегодняшняя проверка домашнего задания пройдет в необычной форме – загадки о периоде и людях, который мы проходим

1. Ее звали именем прекрасным

Она была женой Петра

Вступила на престол опасный

Но жалко, вскоре умерла.

(Екатерина I )

2Любила все немецкое

Министром был Бирон.

На дворе всем правил не кто- то

А именно он.( Анна Иоанновна)

3. Подписала, разорвала,

Слово даже не сдержала.

Фаворит ее- Бирон

В министерстве был почет.

(Анна Иоанновна)

4.На престол возведена

Год проправила она.

(Екатерина I)

5. Маленький мальчуган

На престоле побывал (Иван Антонович)

6.Наряжалась, развлекалась

С государством не справлялась

(Елизавета Петровна)

7.Великолепная краса

И первая она

Сподвижница Петра

Великого Петра

Она зловеща и смела

Во всей красе была

Скажите, кто она?

(Екатерина I)

8. Этот жениться собрался-

Ан – нет!

Оспа послала его на тот свет.

(Петр II )

9. Эту царицу презрительно звали кухаркой

Хоть и любима была мужем царем

И вознесена на высокий престол

Гвардией да Алексашкой.

(Екатерина I)

10. Тайной женой атамана

Казачьего войска была

Да заветы отца в царстве своем воплотила ( Елизавета)

11.Эта царица заморской была

В лжи обвинив дворян, что на трон пригласили,

Бумагу рвала, ножками топала

Немцев повсюду править поставила

Главным Бирон был при ней

(Анна Иоанновна)

12.Эта сила всех на престол возносила

А как не нравились- сбрасывала

Да на место пустое ставила другого. (Гвардия)

Этот бездарный да недалекий

Дворянам вольности дал да от них же и пострадал (Петр III)

Называют тему прошлого урока

Отвечают на загадки

Актуализация знаний

Учитель спрашивает какие темы мы изучали на прошлых уроках.

На слайде эпиграф, учитель его зачитывает: «Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.»

                Ираида Мордвинова

Скажите, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Как это связано с эпиграфом?

На слайде в презентации представлены портреты правителей Эпохи Дворцовых переворотов. Учитель задает вопрос: Кто представлен на слайде и как эти личности связаны с изучаемой темой.

Говорят, что изучают ЭДП, познакомились с правителями и внутренней политикой в данный период.

Слушают эпиграф, думают и отвечают

Отвечают на вопрос учителя, что на слайде представлены правители Эпохи Дворцовых переворотов и именно они проводили внешнюю политику в данный период.

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

Давайте вспомним какие направления внешней политики были при Петре I?

Рассказ учителя:

После смерти Перта I внешняя политика России в целом сохранила свою прежнюю направленность.

Продолжавшееся ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю

Политическая  борьба, охватившая Польшу, подтолкнула Россию к активному вмешательству в ее внутренние дела с целью обеспечить воссоединение украинских  белорусских земель с Россией.

Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.

Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода.

Учитель вызывает к доске ученика и просит показать на карте направления политики России

Учитель говорит, что изучение внешней политики будет проходить по схеме:

  1. Война
  2. Год
  3. Цель, основные события
  4. Итог

По этому плану ученики делают таблицу и вносят записи в тетрадь.

  1. Русско-польская война (война за польское наследство) 5 мин

Борьба за польский престол, которая разгорелась после кончины короля Августа II, подтолкнула Россию начать борьбу за возвращение белорусских и украинских земель в состав империи. (цель- контроль над Польшей)

В 1733-1735 г в Польше началась борьба за престол. Кандидатов было несколько и каждый искал поддержку у государств. Кандидатуру Станислава Лещинского поддержала Франция. Россия и Австрия обещали поддержку сыну польского короля Августа. Выбрала польская шляхта Станислава, но при поддержке России и Австрии, Пруссии королем стал Август III.

После сдачи русским войскам в июне 1734 г. крепости и порта Гданьска Лещинский бежал из страны, а высаженный французский десант капитулировал. Вопрос решен Россия получила контроль над Польшей.

Русско-турецкая война (1735-1739гг.)-  самостоятельная работа с учебником ( пункт 3 с. 98).

Русско-шведская война 1741-1743г- парная работа с учебником п.1 с.96

Семилетняя война-  просмотр видеоматериала и внесение информации по плану в тетрадь

Отвечают

Начинают конспектировать(на презентации выделены направления политики)

Выходит, к доске ученик показывает направления политики в 1725-1762гг.

Слушают объяснение учителя, как работать с материалом

 Чертят таблицы в тетради

Начинают записывать в тетрадь

Выполняют задание в тетради. После проверят выполненное задание, показ на карте основных мест сражений

Выполнение и проверка.Работа с картой

Смотрят видео и заполняют таблицу. Проверка.

Закрепление изученного материала

Учитель просит учеников ознакомится с заполненными таблицами и сделать вывод по внешней политике. Какие цели были достигнуты, а какие нет? Почему?

Укрепление России в Прибалтике

Расширение территорий на Востоке

Турция и Персия признаны «спорными» территориями

Россия так и не получила выхода к Черному морю.

Домашнее задание

Вопросы после параграфа

Из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем» любой вопрос письменно

Запись домашнего задания



Предварительный просмотр:

Внешняя политика России в 1725-1762гг

  1. На экране эпиграф (зачитаю его).

Далее на экране портреты правителей: Как связаны портреты этих правителей с темой нашего урока? (За период с 1725 г по 1762 г. было пять дворцовых переворотов. Именно эти государственные деятели проводили внешнюю политику после смерти Петра). 3мин

  1. Новый материал (говорю сама):

Давайте вспомним, итоги внешней политики Петра?

После смерти Перта I внешняя политика России в целом сохранила свою прежнюю направленность.

Продолжавшееся ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю

Политическая борьба, охватившая Польшу, подтолкнула Россию к активному вмешательству в ее внутренние дела с целью обеспечить воссоединение украинских белорусских земель с Россией.

Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.

Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода. (слайд –направление политики) 5-7 минут

  1. Русско-польская война (война за польское наследство) 5 мин

Борьба за польский престол, которая разгорелась после кончины короля Августа II, подтолкнула Россию начать борьбу за возвращение белорусских и украинских земель в состав империи. (цель- контроль над Польшей)

В 1733-1735 г в Польше началась борьба за престол. Кандидатов было несколько и каждый искал поддержку у государств. Кандидатуру Станислава Лещинского поддержала Франция. Россия и Австрия обещали поддержку сыну польского короля Августа. Выбрала польская шляхта Станислава, но при поддержке России и Австрии, Пруссии королем стал Август III.

После сдачи русским войскам в июне 1734 г. крепости и порта Гданьска Лещинский бежал из страны, а высаженный французский десант капитулировал. Вопрос решен Россия получила контроль над Польшей. (сама расскажу)

  1. Русско-турецкая война (1735-1739гг.)- работа с учебником пункт 3. Цель-выход к черному морю. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. завершилась Белградским миром: Россия не получила ни выхода к Чёрному морю, ни права держать там свой флот; купцы могли возить товары лишь на турецких кораблях. В качестве трофеев России достались Азов без права строить там укрепления и полоса степного пространства вдоль среднего течения Днепра; русским паломникам гарантировалось свободное посещение Иерусалима. 5-7 мин
  2. Русско-шведская война 1741-1743г- работа с учебником п1. Швеция хочет взять реванш после поражения в Северной войне (Прибалтика по Ништадскому миру). – работа с учебником. В июне 1741 года Швеция объявила войну России. Против них была направлена армия под командованием П.П. Ласси. (9) Уже в 1742 г. Русская армия одержала победу под Гельсингфорсом. В августе 1742 г был заключен Абоский мирный договор.Швеция передала России часть территории Финляндии, подтвердила прежние приобретения России.5-7мин
  3. Семилетняя война-  видео(5.20) + 5
  4.  Итог по внешней политике 1725-1762(на слайде)

Изучаем войны по плану:

1.Война

2.годы

3. основные события, цели

4.Итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешняя политика России в 1725-1762гг Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Ираида Мордвинова

Слайд 3

ПЛАН УРОКА Главные направления внешней политики России после смерти Петра I . Русско-турецкая война 1735-1739гг. Семилетняя война. Итоги внешней политики.

Слайд 4

Задачи внешней политики России

Слайд 5

Фельдмаршал Миних

Слайд 6

Русско-турецкая война 1735 – 1739гг. После смерти Петра I основные направления его внешней политики сохранились. В 1736г. Русская армия под командованием Б. Миниха и П. Ласи овладела Азовом и Бахчисараем. Затем были взяты Очаков и Хотин Азов Бахчисарай Очаков Хотин

Слайд 7

П. Ласи Русско-шведская война 1741-1743гг

Слайд 8

Причины вступления России в войну с Пруссией

Слайд 9

Россия в семилетней войне

Слайд 10

Степан Федорович Апраксин

Слайд 11

Гросс - Егерсдорф Цорндорф 1758 1757 Берлин 1760 1759 Кунерсдорф Кольберг 1761

Слайд 12

Елизавета отстранила С.Ф.Апраксина от командования армией и отдала его под суд. Новым командующим Елизавета назначила Фермора. Генерал Фермор Россия в семилетней войне

Слайд 13

П.С.Салтыков – командующий русской армии с 1759 г. Россия в семилетней войне

Слайд 14

Русско-прусский мирный договор 1762г

Слайд 15

Но! Главные итоги внешней политики России в 1725-1762 г.г. Россия прочно утвердилась в Прибалтике Она показала себя одной из сильнейших держав Европы Расширила свою территорию на Востоке Турция и Персия признали «спорными» северокавказские земли Кабарды и Дагестана, а также Приазовья. Россия так и не добилась выхода к Черному морю

Слайд 16

Домашнее задание Вопросы после параграфа Из раздела «Думаем , сравниваем, размышляем» любой вопрос письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины Великой"

План-конспект  урока, содержащий   схемы  и  таблицы...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"

План-конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....

Конспект урока на тему "Внутренняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс.

Разработка содержит конспект урока, задания учителя для учеников с расчетом времени, презентация. Материал подготовлен к учебнику Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России 8 класс»...