Технологическая карта урока " Культура древней Руси"
план-конспект урока по истории


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории России

Тема урока

  КУЛЬТУРА   ДРЕВНЕЙ  РУСИ

Тип урока

Урок    усвоения  нового знания;

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты,  карточки-тесты для проверки

План урока

  1. Особенности культуры Древней Руси
  2. Письменность и грамотность.
  3.  Литература
  4. Устное народное творчество
  5. Зодчество и изобразительное искусство
  6. Художественное ремесло

Личностно значимая проблема

Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Миниатюра, патриотизм, самобытный, житие

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать исторические источники; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Организационный этап.

1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний 

III Постановка цели и задач урока.

5

Беседа и задания на интерактивной доске

  1. -На прошлых уроках мы с вами рассматривали большую тему, которая охватывает начальный период истории нашей страны. Как он называется?
  2. Какие события произошли в этот период?
  3. Какое событие из истории Древней Руси оказало на ваш взгляд наиболее мощное воздействие?
  4. Почему?
  5. Как одним общим понятием можно обозначить письменность, архитектуру, живопись, образование?

  1. На доске иллюстративный материал
  2. Давайте сформулируем  тему урока.
  3. Запишите её в тетрадь.

 Подумайте, какие вопросы мы рассмотрим в рамках изучения новой темы

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим такие вопросы:

  1. Особенности культуры Древней Руси
  2. Письменность и грамотность.
  3.  Литература
  4. Устное народное творчество
  5. Зодчество и изобразительное искусство
  6. Художественное ремесло

Постановка проблемного вопроса:

Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.  

Учащиеся предлагают варианты формулировок темы урока и записывают в рабочую тетрадь по истории тему урока - «Культура Древней Руси».

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

2. Устные ответы

IV

Первичное усвоение новых знаний.

20

Беседа с учащимися, работа с терминами

 

Работа в группе

Ребята, а что такое культура, что вы о ней знаете?

  1. Понятие культура имеет разные значения. Происходит от (лат) возделывать. На протяжении многих лет  историки и философы дополняли понятие культура  другими значениями (образование, воспитание). В ХIХ веке Н.А. Бердяев высказал такое суждение о культуре «Всякая культура - есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу. Она есть продукт творческой работы  человека». Поэтому понятие культура и будет нас интересовать именно  как продукт творческой деятельности человека и общества.  Итак культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

На основе текста учебника выявить особенности древнерусской культуры

Проблемный вопрос

Какие особенности древнерусской культуры наиболее полно проявились в определенном направлении культуры

Лабораторно-практическая работа (15 мин)

Учащиеся делятся на группы.

Работают с модулем «Культура Древней Руси» и материалом учебника.

1. Составить кластер  

2. Определить, какие идеи были ведущими в культуре

3 . Какие особенности культуры Руси  можно увидеть на примере одного из памятников культуры

4 Можно ли считать эту область культуры Древнерусского государства самобытной ?

Высказывают свои суждения, если необходимо, обсуждают мнения одноклассников.

Знакомятся с термином, записывают в тетрадь.

Называют

особенности древнерусской культуры.  Определяют основные идеи

Работа в группе. Отчет о проделанной работе

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

2. Устные ответы.

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

8

Организует работу с учащимися

Называют исторических деятелей, достижения культуры. Называют особенности. Отвечают на проблемный вопрос

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

3

Обобщение полученных на уроке сведений

 

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

П. 10 учебника. Задание 4 рубрики « думаем, сравниваем, размышляем».

Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских памятников культуры

Мини-проекты к уроку16: «Праздники и развлечения знати на Руси», «Одежда жителей Древней Руси»

Записывают  домашнее
задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

3 группа. Составить кластер  «Литература Древней Руси».  Определить, какие идеи были ведущими в древнерусской литературе. Какие особенности культуры Руси  можно увидеть на примере одного из памятников древнерусской литературы « Повесть временных лет». Можно ли считать Древнерусскую литературу самобытной ?

Приложение 2

Рефлексия.      

интересно

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

 Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси".  Во время урока я использовала первый  раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему.  Э...

Разработка урока "Культура Древней Руси"

В ходе урока учащиеся смогут:- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;- составлять описание памятников культуры;- работать ...

Конспект урока Культура Древней Руси".

Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с  презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной кул...

отрытый урок "Культура Древней Руси"

отрытый урок "Культура Древней Руси" для обучающихся 6 класса...

Презентация к уроку "Культура Древней Руси"

Презентация для урока по программе "Культура эпохи Средневековья" (6 класс). Может быть использована в курсе "МХК" (10 класс)...

Технологическая карта урока Культура Древней Руси

На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...

Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...