Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс)

Киселева Кристина Юрьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\img20191014_11580613.jpg

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса разработана на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»;

- учебника - История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2017г.

- учебника - Всеобщая история, История Средних веков.6 класс Учеб. для общеобразоват. организаций/ Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2017г.

- -на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования     и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2016.

Цели курса

  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
  • развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
  • знакомство с элементами научного исторического исследования.

Основные задачи курса

Познавательный аспект:

- познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;

- познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- развивать творческие  способности. Их умения работать с красками, бумагой,  картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории

2. Общая характеристика курса

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

«Становление средневековой Европы», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.».  Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.

Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 35 часоыв в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.

 3. Место курса  в плане внеурочной деятельности

Курс предназначен для обучающихся 6 классов. Срок реализации 1 год (1 час в неделю), всего 34 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

толерантное отношение к истории других стран;

познавательная, творческая, общественная активность;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях;

творчество.

Метапредметные :

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

понимать смысл адаптированного текста;

уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

5. Содержание курса


№ 
п/п


Наименование раздела


Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Восточные славяне

2

3

Русь в IХ-первой половине XII в

5

4

Русь во второй половине XII—XIII в

6

5

Образование централизованного государства

5

6

Московское государство XVI в.

3

7

Становление средневековой Европы.

10

8

Итоговые и обобщающие уроки

2

Итого

34

Вводный урок 1 ч

Тема 1. Восточные славяне (2 ч)

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 2. Русь в IХ-первой половине XII в. (5 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей.  Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

 Тема 3.    Русь во второй половине XII—XIII в. (6 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 4. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в

Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.

Тема  5. Московское государство XVI в. (3 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Тема 7. Средневековая Европа 10 ч.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.  

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

6.Тематическое планирование

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

Вводный урок  

1

2

Восточные славяне. Происхождение восточных славян 

1

3

Восточные славяне: строй занятия, соседи

1

4

Русь в IХ-первой половине XII в

Формирование древнерусского государства

1

5

Первые киевские князья

1

6

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

1

7

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

8

Культура Древней Руси IX – XII вв.

1

9

 Русь во второй половине XII—XIII в

Начало раздробления  Древнерусского государства

1

10

Главные политические центры: Новгородская  земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества

1

11

Нашествие с Востока

1

12

Борьба Руси с западными завоевателями

1

13

Русь и Золотая Орда

1

14

Культура русских земель в XII -  XIII вв.

1

15

Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

16

Куликовская битва.

1

17

Московское княжество и Литва

1

18

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

19

Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

20

Московское государство XVI в

 Реформы Избранной рады.

1

21

Опричнина

1

22

Внешняя политика Ивана IV.

1

23

Средневековая Европа.

Образование варварских королевств

1

24

Средневековая Европа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

25

Средневековая Европа.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

26

Средневековая Европа.

Англия в раннее Средневековье

1

27

Средневековая Европа.

В рыцарском замке

1

28

Средневековая Европа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

29

Средневековая Европа.

Формирование средневековых городов

1

30

Средневековая Европа.

Горожане и их образ жизни

1

31

Средневековая Европа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики

1

32

Средневековая Европа.

Культура Западной Европы

1

33

Викторина «Путешествие в средневековье»

1

34

Викторина «Путешествие в средневековье»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"

Программа «Страницы истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс

laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс

Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов....