Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10-11 класс
рабочая программа по истории (10, 11 класс)

Казакова Евгения Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «Подготовка к ГИА (история)» на уровень среднего общего образования 10 – 11 классы на 68 часов. 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Вешняковская школа»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Подготовка к ГИА (история)»

на уровень среднего общего образования

                                    10 – 11 классы

Авторы: Данченко И.В., Казакова Е.Н.

        

МОСКВА 

2021

Рабочая программа учебного предмета

«Подготовка к ГИА (история)»

на уровень среднего общего образования

                                                     10 – 11 классы

I. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета.

Предметные результаты изучение предмета «Подготовка к ГИА (история)» (11 класс)

Подготовка к ГИА (история).

       Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 
  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • представлять культурное наследие России и других стран;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 
  • критически анализировать информацию из различных источников; 
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; 
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

      -    локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

      - использовать историческую карту как источник информации о территории России и других государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;

       -  анализировать информацию из исторических источников текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

       -    представлять в различных формах описания, рассказа:

а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах;

б) ключевые события эпохи и их участников;

в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

      -     систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

     -  раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений;

     -  объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

     -  сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новую и новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

    -    давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории;

  •  ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

    Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 
  • определять место и время создания исторических документов; 
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 
  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 
  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; 
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории; 
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 
  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 
  • применять полученные знания при анализе современной политики России;
  • владеть элементами проектной деятельности.

   Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате Подготовки к ГИА (история)ученик должен:

       знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
  • Периодизацию отечественной и всемирной истории; даты;
  • Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • Историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

        уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • Критически анализировать источник исторической информации;
  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
  • Представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, реферате, рецензии;
  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
  • Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, Гражданина России;

  Личностные результаты:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
  • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность с самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация, реферат, эссе и др.).

 Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  • сформированность представлений о современной исторической науки, ее специфики, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном обществе;
  •  владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
  •  владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  • сформированность умений оценивать различные исторические версии.

II. Содержание учебного предмета.

Подготовка к ГИА (история)

    Вводный урок.

        ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ГИА 11 в 2022 г.  

    Подготовка к ГИА (история)       

       Народы Восточной Европы. Этапы заселения территории нашей страны. Каменный век. Природно-климатические условия освоения территории Восточной Европы и их влияние на жизнь и занятия людей. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество.

        Восточные славяне в древности. Праславяне. Происхождение славян. Проблема этногенеза и прародины славянских народов. Особенности ранней истории славян. Великое переселение народов и славянский мир. Первые письменные известия о славянах. Характерные черты и особенности расселения восточных славян. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами степи, аварами и хазарами. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственной деятельности славян и роль природно-географического фактора. Первые торговые пути: «из варяг в греки» -  начало объединения племен. Общественный строй: род, племя, родовая и соседская община.

         Возникновение Древнерусского государства. Образование Древнерусского государства. Источники по истории Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь восточных славян. Социально-экономические и политические причины объединения племен. Северо-западный союз славянских и финно-угорских племен. Межплеменная усобица в Новгороде и «призвание варягов». Рюрик. Создание Древнерусского государства. «Норманнская теория» в исторической науке. Князья и дружина. Вечевые порядки. Первые русские князья. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Русь в правление Олега и Игоря. Развитие норм права. Княгиня Ольга. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Походы Святослава. Русь во времена Владимира Святославовича.

        Крещение Руси. Принятие христианства.

        Государство и общество. Княжеские усобицы. «Лествичный» порядок наследования власти. Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей. Княжеские усобицы. Съезд князей в Любече, начало раздробленности. Общество и государство Древней Руси.

        Церковь и культура. Верования славянских народов. Особенности древнеславянского язычества. Влияние культур Запада и Востока. Принятие христианства. Двоеверие. Становление Русской православной церкви. Значение принятия христианства. Православие как основа формирования древнерусской культуры и менталитета. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

       Раздробленность Руси. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Княжеские усобицы. Русь и степь. Возникновение новых политических центров. Монархии и республики. Раннефеодальная монархия. Боярская республика. Деспотическая монархия. Три типа государственных образований в удельной Руси: сходства и различия. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Характеристика новых центров Руси. Северо-Восточная Рус. Юго-Западная Русь. Господин Великий Новгород. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве».

        Русь между Востоком и Западом. Образование Монгольского государства. Империя Чингисхана и ее завоевания. Первое столкновение русских и монголо-татарами – битва на Калке. Русские земли накануне монголо-татарского нашествия. Монгольское нашествие. Походы Батыя на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских земель. Вторая волна нашествия – княжества Южной и Юго-Западной Руси. Общие причины поражения русских княжеств. Поход Батыя в страны Восточной и Центральной Европы: объективные и субъективные причины завершения походов. Последствия монгольского нашествия. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.

        Особенности развития западных русских земель. Западноевропейская экспансия на северо-западных границах русских земель. Вторжение немецких рыцарей и образование орденов крестоносцев в Прибалтике. Борьба с крестоносной агрессией. Невская битва. Ледовое побоище. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.          

         Москва во главе объединения русских земель. Возрождение городов. Восстановление экономики русских земель. Сельское хозяйство. Внутренние миграции населения. Социальная структура.  Формы землевладения и категории населения. Начало объединение русских земель. Роль церкви в консолидации русских земель. Причины объединительных процессов в русских землях XIII-XIV вв. Два центра объединения: Великое княжество Литовское и Русское – Северо-Восточная Русь. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Тверь как возможный центр объединения русских земель. Возвышение Москвы. Переход инициативы объединения к Москве. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика первых московских князей. Новое возвышение Твери. Объединение земель под властью Москвы.

          Москва во главе объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Княжение Дмитрия Донского. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Начало противостояния с Литвой. Завершение московско-тверского противостояния, поражение Твери. Военное противоборство Москвы и Орды. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша.

          Россия: третье православное царство. Русские земли в конце XIV – первой половине XV вв. Образование единого Русского государства. Иван III. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. «Стояние на Угре». Свержение ордынского ига. Русское государство и общество во второй половине XV - начале XVI вв. Формирование самодержавной идеологии. Иван III. Титул «государь всея Руси». «Москва – третий Рим». Социальные отношения в Московском княжестве. Великое княжество Литовское в процессе объединения русских земель.                

          Культура Руси в период ордынского владычества. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Духовная жизнь после нашествия. Зарождение национального самосознания. Автокефалия Русской православной церкви.

          Россия: третье православное царство. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Венчание на царство. Реформы Ивана Грозного и их результаты. Избранная Рада. Земский собор 1549 г. Новый Судебник 1550 г. Складывание сословно-представительной монархии. Реформы местного управления. Реформы центрального управления. Военные преобразования. Реформа налогообложения.

         «Строительство» царства. Стоглавый собор. Внешняя политика. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Противостояние с Крымом. Присоединение народов Поволжья и Приуралья, завоевание Сибирского ханства и начало освоения восточных земель. Ермак. Значение продвижения России в Сибирь. Значение и последствия реформ.

          Ливонская война и опричнина. Объективные и субъективные причины падения Избранной Рады. Причины и начало Ливонской войны. Учреждение опричнины. Характерные черты и смысл опричного управления. Опричный террор и попытки противостояния. Изменения в соотношении противоборствующих сил Ливонской войны. Битва при Молодях и ее значение для будущего страны. Отмена опричнины, ее итоги и значение.

         Россия в конце XVI века. Завершение Ливонской войны и ее итоги. Последние годы жизни Ивана Грозного. Черты социально-экономического кризиса в стране после опричнины. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Внутренняя политика правительства Бориса Годунова. Становление крепостного права. Учреждение патриаршества. Смерть царевича Дмитрия и династический кризис 1598 г. Царь Борис Годунов. Нарастание хозяйственного, социального и политического кризиса в стране.

         Кризис государства и общества. Смутное время. Истоки Смуты. Причины и предпосылки Смутного времени. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. Первый самозванец. Причины и цели поддержки самозванца поляками. Начало гражданской войны. Падение династии Годуновых. Царствование Лжедмитрия I и причины его падения. Боярские группировки. Правление Василия Шуйского.  Социальные движения в России в начале XVII века. Восстание Ивана Болотникова.

         Кризис государства и общества. Смутное время. Борьба Шуйского с Лжедмитрием II. Тушинский лагерь. Интервенция. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Осада Смоленска. Свержение Шуйского. Семибоярщина. Избрание королевича Владислава на московский трон. Оккупация поляками Москвы. Первое ополчение. Падение Смоленска. Причины распада Первого ополчения. Захват шведами Новгорода. Угроза утери Россией национальной государственности. Второе ополчение: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова на царство. Итоги Смуты.

       Становление самодержавия Романовых. Общая характеристика периода. Рост территории государства XVII веке. Экономическое развитие. Сельское хозяйство. Появление мануфактур. Развитие торговли. Особенности социальной структуры и их влияние на хозяйственное развитие страны.

       Русское государство в XVII веке. Царствование Михаила Романова – начало новой династии. Внутренняя политика – преодоление последствий Смуты. Первоочередные задачи укрепления власти и выхода из хозяйственного кризиса. Михаил Федорович и патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Монархия XVII века. Судьба Земского собора. Соборное уложение 1649 г. Новый характер отношений власти и церкви. Патриарх Никон. Никон и Алексей Михайлович. Становление абсолютизма.

       «Бунташный век». Городские восстания. Налоговая реформа и рост социальной напряженности. Соляной бунт. Денежные реформы и их последствия. Медный бунт. Необходимость религиозной реформы. Дискуссия о путях реформы.  Церковная реформа. Раскол Русской православной церкви. Старообрядчество. Восстание Степана Разина. Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

         Начало формирования многонационального государства. Русская дипломатия и дипломаты в XVII в. А.Л. Ордин-Нащокин. Основные направление внешней политики России в XVII веке. Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношения. «Собирание» православных земель. Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Польшей. Специфика отношений с Крымом и Турцией. Освоение Сибири. Специфика целей и характера русской колонизации. Отношения с местными народами. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Русское население Сибири. Россия на международной арене.

          Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Обмирщения русской культуры. Развитие литературы и публицистики. Новые жанры и консервативные традиции. Жития. Бытовые повести. Зодчество и живопись. Новые стили в архитектуре. Знаменитые памятники церковной архитектуры. Нарышкинское барокко. Поиски новых форм в гражданской архитектуре. Консерватизм традиций и новые веяния в живописи. Симон Ушаков и его живописная школа. Первые ростки светских жанров. Развитие книгопечатания и образования. Наука. Рост интереса к просвещению в обществе. Государственные, церковные, частные школы. Славяно-греко-латинская академия.

        Власть и общество. Канун реформ. Предпосылки петровских преобразований. Россия в конце XVII в. Династический кризис. События 1682 г. Избрание Петра на царство. Восстание стрельцов. Правление царевны Софьи. В.В. Голицын. Свержение Софьи и фактическое начало правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Стрелецкий бунт 1698 г. Северная война 1700-1721 гг. Нарва. Начало преобразований. Изменения в финансовой системе. Военная реформа. Развитие мануфактурного производства. Первые победы. Основание Петербурга. Полтавская битва. Перелом в ходе войны. Битва при Лесной. Прутский поход. Завершение Северной войны. Ништадтский мир.

       Преображенная Россия. Идеология реформ. «Здание» реформ. Административные реформы. Губернская реформа. Новые органы управления: Сенат, коллегии. Прокурорский и фискальный надзор. Абсолютистская власть и церковь. Церковная реформа. Синод. Социальная и экономическая политика. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Налоговая и фискальная политика. Новый облик государства. Особенности личностного подхода Петра I к самодержавному правлению. Культурный перелом. Новшества в быте. Европеизация высших слоев общества. Просветительские идеи в воспитании молодого поколения.  Досуг: новые и традиционные черты. Отношение народа к изменениям в жизни страны. Народные выступления. Реформы и общество. Сословный характер преобразований в быту. Противники и сторонники реформ. Социальная опора петровских преобразований. Борьба с противниками реформ. Дело царевича Алексея. Итоги реформ. Оценки личности и деятельности Петра I.

         Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика периода – роль личностей правителей в управлении и реформировании страной. Екатерина I. Верховный тайный совет. А.Д. Меньшиков. Царствование Петра II. Приглашение на престол Анны Иоановны. Попытка трансформации высшей власти – «кондиции». Правление Анны Иоановны. Бироновщина. Время царствования Ивана Антоновича. Б.К. Миних. Переворот в пользу Елизаветы Петровны. Роль личности императрицы в государственных делах.  Внутренняя политика послепетровской России. Внешняя политика 1725-1762 гг. Правление Петра III.

       Социально-экономическое развитие страны. Территория и население. Расширение границ Российской империи. Экономическое развитие страны. Сельское хозяйство. Промышленность. Экономические районы. Развитие внутренней и внешней торговли. Транспортная система. Формирование капиталистического уклада. Сословия империи. «Жалованная грамота дворянству». Рост городов и городского населения. Политика «просвещенного абсолютизма».

        Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII века. Первые годы правления Екатерины II. Проблемы легитимности власти. Модернизация. Екатерининский «Наказ» и Уложенная комиссия. Государственно-административное строительство. Реформа Сената. Губернская реформа. Социальная политика. Продворянский курс правительства. Социальные движения. Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельян Пугачев. «Жалованная грамота городам». Экономическая политика. Просвещенческие идеи в сфере экономики. «Манифест о свободе предпринимательства». Протекционистская политика. Банковское дело.

       Расширение территории государства. Российская империя на рубеже веков. Крупные успехи во внешней политике. Основные направления во внешней политике. Польский вопрос. Разделы Речи Посполитой. Войны с Турцией. Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война. Выдающиеся победы русского оружия. Ф.Ф. Ушаков и А.В. Суворов. Русско-американские отношения. Россия и Великая Французская революция. Павловская Россия. Личность, характер, убеждения Павла I, их влияние на изменения в стране. Закон о престолонаследии 1797 г. и его историческое значение. Противоречия павловского курса внутренней и внешней политики. Итоги века.

        Образование, наука и культура. Эпоха Просвещения. Культура и быт екатерининской России под влиянием идей Просвещения. Русские просветители. Н.И. Новиков. Классицизм. Продолжение европеизации культуры. Радикальная общественно-политическая мысль – А.Н. Радищев. Просвещение и наука. Развитие школьного образования, его сословный характер. Развитие системы высшего образования. Выдающиеся отечественные и иностранные ученые. М.В. Ломоносов. МГУ. Научные экспедиции. Русские изобретатели. Успехи исторического знания. Художественная культура: течения, жанры, выдающиеся произведения и их авторы. Сентиментализм. Архитектура: знаменитые памятники зодчества. Русские зодчие. Барокко. Классицизм. Характерные черты быта.

        Российское государство в первой половине XIX в. Общая характеристика развития страны. Социальный портрет общества. Начало царствования. Внутренняя политик. Двойственный характер реформирования. Деятельность Негласного комитета. Реформа системы государственного управления. Учреждение министерств. Проекты М.М. Сперанского. Государственный Совет. Польская Конституция. Самодержавие и крестьянский вопрос.

        Внешняя политика России в начале XIX века и Отечественная война 1812 года. Основные направления внешней политики. Трансформация внешнеполитического курса. Конфликт России с Францией. Отечественная война 1812 года. Подготовка к войне. Соотношение силы. Планы сторон. Начало войны. Смоленское сражение. М.И. Кутузов. Бородинское сражение и его значение. Совет в Филях. Оставление Москвы. Пожар в Москве. Занятие Москвы. Тарутинский маневр. Народный характер войны. Партизанское движение. Отступление французов из Москвы и изгнание их из России. Зарубежные походы русской армии. Венский конгресс. Место и роль России в Священном союзе.

          Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы. Тайные организации. «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество». Программные документы. Восстание декабристов в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Причины поражения. Следствие и суд над декабристами. Значение выступления для развития общественной мысли России.

       Россия при Николае I.  Внутренняя политика. Характерные черты николаевского типа управления. Охранительные мероприятия царской власти. Значение III Отделения императорской канцелярии. Изменения в цензуре. Кодификация законов. Усиление позиций дворянства. Реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос при Николае I.  Реформа государственной деревни П.Д. Киселева. Основные направления внешней политики. Россия и подавление революционных выступлений. Кавказская война. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.

       Общественная жизнь в первой половине XIX в. Характерные черты общественного движения в годы правления Николая I. «Теория официальной народности». Рост оппозиционных настроений в обществе. «Философские письма» П.Я. Чаадаева – идеи русского либерализма. Поиск путей развития России западниками и славянофилами. Социалистические идеи.

         Реформы 1860-1870-х гг. Канун реформ. Подготовка крестьянской реформы. Портретная характеристика императора Александра II. Осознание обществом неизбежности реформ. Редакционная комиссия. Реформа и общество. Основное положение крестьянской реформы и ее осуществление. Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Причины недовольства крестьян: незавершенный характер реформ. Значение отмены крепостного права в России.

         Реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Закон о земском самоуправлении и его реализация. Судебная реформа. Трансформация судебных инстанций. Суд присяжных. Отношение власти и общества к судебной реформе. Военная реформа. Переход к всеобщей воинской обязанности. Итоги реформирования армии. Реформа системы народного образования. Новый университетский устав. Противоречия реформирования начального и среднего образования. Итоги и значение Великих реформ и их незавершенный характер.

        Общественное движение в России во второй половине XIX вв. Консерватизм. Сотрудничество консерваторов в рамках охранительной идеи: М.Н. Катков и др. Либерализм. Либеральная оппозиция и ее значение в общественном движении России. Народничество: идеология и практика. Характерные и особенные черты идеологии народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Деятельность кружка «чайковцев». «Хождение в народ»: цели и итоги. Первая революционная организация – «Земля и воля». Деятельность «Народной расправы». Начало рабочего движения и распространение марксизма. Г.В. Плеханов. Первые марксистские рабочие союзы в России. Трансформация идей либерального народничества. Общественный подъем на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Оживление земско-либеральной оппозиции. Раскол «Земли и воли»: причины и итоги. Трансформация идеологии «Народной воли»: от политической борьбы к террору. «Диктатура сердца» и «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II. Оживление консервативной мысли в царствование Александра III. К.П. Победоносцев.

        Россия - многонациональная империя. Пореформенная Россия. Правление Александра III. Вступление на престол Александра III. Личность Александра III – причины консервативных взглядов царя. Манифест о незыблемости самодержавия. Самодержавие и дворянство. Внутренняя политика царизма и контрреформы. Борьба с инакомыслием в высшем образовании. Циркуляр о «кухаркиных детях». Охранительный характер земской контрреформы. Введение института земских участковых начальников. Курс на укрепление крестьянской общины. Попытка судебной контрреформы. Ограничение компетенции мировых судей и суда присяжных. Внесудебный произвол властей. Ужесточение цензуры. Модернизация российской экономики в конце XIX века. Российская промышленность: успехи и издержки развития. Сельское хозяйство. Характерные черты капиталистической индустриализации России. Протекционизм властей и его влияние на рост экономики. Особенности кустарного производства. Успехи и проблемы в развитии финансовой системы страны. Политика правительства в отношении рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

        Внешняя политика России во второй половине XIX века. Внешнеполитический курс в 60-70-е гг. XIX века. Характерные черты внешней политики Александра III. Европейская политика. Колебания европейской политики России в 1870-х гг. Союз трех императоров. Восточный кризис: русско-турецкая война 1877-1878 гг. Военные успехи наступления русских войск. Проблемы координации военных действий российской армии. Оборона Шипки. Успешные действия в Южной Болгарии и на Кавказе. Сан-Стефанский мирный договор и решение Берлинского конгресса. Значение освобождения балканских народов от турецкой зависимости. Присоединение Средней Азии. Этапы российской экспансии в Средней Азии. Обострение отношений с Англией. Захват Коканда. Вассалитет Бухары и Хивы. Присоединение Туркмении. Значение завоевания Средней Азии. Дальневосточная политика. Договор с Китаем и Японией. Российско-американские отношения и продажа Аляски. Внешняя политика в 80-90-е гг. XIX века. Причины преемственности курса внешней политики. Балканский кризис: причины и последствия. Изменения в расстановке сил в Европе. Личностный характер российско-германских противоречий. Образование франко-русского союза. Итоги внешней политики царя-«миротворца».

          Культура России в первой половине XIX века. Просвещение и наука. Высшее и среднее образование. Книжное дело. Гуманитарные и естественные науки. Развитие исторического знания. Вклад российских ученых в отечественную и мировую науку. Достижения в области техники. Прорыв в химии. Развитие медицины. Географические и научные открытия. Литература. Основные тенденции развития музыки и театра. Проникновение в музыку элементов народной культуры. Специфика русской песенной культуры. Создание национальной оперы. Национальные черты творческого переворота в театральном искусстве. Становление русской школы актерского мастерства, новизна и актуальность театральных постановок. Архитектура. От классицизма к эклектике. Развитие русской скульптуры. Живопись. Творческие поиски русских живописцев: от академизма к жанровому рисунку.

          Культура России в второй половине XIX века. Образование. Печать и книжное дело. Наука. Естествознание. Русское географическое общество. Русские путешественники и первооткрыватели. Физико-математические науки. Рост интереса к истории и развитие исторической науки. Литература. Русский театр как школа жизни. Творческое «соревнование» Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге. Образование Московского Художественного театра – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Выдающиеся актеры русской сцены. Музыка. М.П. Мусоргский и «Могучая кучка» русских композиторов. Развитие оперного жанра. Живопись. Товарищество передвижных выставок. Жанровая живопись. Историческая живопись. Батальная живопись. Пейзажная живопись. Портретная живопись. Роль коллекции П.М. Третьякова в судьбе русской живописи. Скульптура. Архитектура. Творческие поиски архитекторов – «русский стиль». Выдающиеся памятники архитектуры конца XIX века. и их создатели.

Россия в начале ХХ вв. Новые тенденции в развитии общества. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

 Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.

Первая российская революция. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

Российское общество и реформы. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Экономический подъем в России. Россия и индустриальные страны Запада. Внешнеполитическое положение России. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.

Первая мировая война. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Мировая войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Российская революция 1917 года. Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.  

Гражданская война в России. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание Российской Федерации. Новые государства на карте бывшей империи. Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства.

Советская страна в годы НЭПа. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Пути большевистской модернизации. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

СССР в системе международных отношении. Основные этапы развития системы международных отношений накануне второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 г. Складывание международно-правовой системы. Лига наций.

Агрессия гитлеровской Германии. Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

СССР накануне Великой Отечественной воины. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.

Коренной перелом. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

Победа Антигитлеровской коалиции. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Начало противостояния. Складывание международно-правовой системы. ООН. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Мир на гране ядерной войны. От разрядки к новому противостоянию.  Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Афганская война и ее последствия. Политика разрядки и причины ее срыва.  

СССР: от Сталина к началу десталинизации. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Кризис «развитого социализма». Формирование мировой социалистической системы.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.

СССР в период «перестройки». Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.  

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Становление новой России. Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Россия в системе международных отношений. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

 Мир на пороге XXI века. Современная мировая цивилизация: пути развития. Интеграционные процессы. Региональные и общемировые конфликты. Международные отношения. Международные организации и движения.

         Духовная жизнь. Российская культура «серебряного века». Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. От художественного плюрализма к социалистическому реализму. Идеология и культура в военные годы. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

       Итоговое повторение. Повторение и обобщение. Систематизация знаний. Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ - разбор заданий.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Подготовка к ГИА (история)

Класс

Раздел (модуль)

Темы

Часы

11

Вводный урок.

Вводный урок. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ГИА 11 в 2022 г.

2

Подготовка к ГИА (история)

Восточные славяне в древности.

Основные типы заданий и навыки работы с ними.

2

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Выполнение тестовых заданий. Правила написания исторического сочинения.

2

Русь в правление первых князей. Выполнение заданий к тексту.

2

Раздробленность Руси. Выполнение заданий на соответствие и группировку.

2

Русь между Востоком и Западом. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

2

Москва во главе объединения русских земель. Выполнение заданий к тексту. Работа с понятиями.

2

Образование единого государства - Россия. Выполнение заданий на соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

2

Смутное время. Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ.

2

Становление самодержавия Романовых. Анализ выполнения тренировочной работы.

2

Российская империя в XVIII в. Реформы Петра Великого. Работа с понятиями. Написание исторического сочинения.

2

Российская империя в XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов. Работа с таблицами, картой и пропусками в тексте и письмах.

2

Реформы Екатерины II. Выполнение заданий на соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

2

Россия в XIX в. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Выполнение заданий на соответствие и группировку.

2

Россия при Николае I. Движение декабристов. Подготовка к тренировочной работе.

2

Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в. Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ - разбор заданий.

2

Внешняя политика России второй половине XIX. Россия в конце XIX в.

Анализ выполнения тренировочной работы.

2

Россия в начале ХХ вв. Работа с суждениями, марками и монетами. Написание исторического сочинения.

2

Первая российская революция Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ.

2

Российское общество и реформы.  Основные типы заданий и навыки работы с ними. Разбор заданий.

2

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Первая мировая война. Написание исторического сочинения.

2

Российская революция 1917 года. Работа с термина и заданиями к тексту.

2

Гражданская война в России. Выполнение заданий на соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

2

От Российской республики Советов к СССР. Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ - разбор заданий.

2

Советская страна в годы НЭПа. Пути большевистской модернизации. Анализ выполнения тренировочной работы.

2

СССР в системе международных отношении. Работа с таблицами, картой и пропусками в тексте и письмах.

2

Вторая мировая война. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Выполнение заданий к тексту.

2

СССР: от Сталина к началу десталинизации. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

2

Кризис «развитого социализма». Работа с суждениями, марками и монетами.

2

СССР в период «перестройки». Выполнение заданий к тексту. Работа с понятиями.

2

Становление новой России.  Выполнение заданий на соответствие и группировку.

2

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Россия в системе международных отношений. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

2

Итоговое повторение.

Итоговое повторение. Тренировочная работа Статграда в формате ЕГЭ - разбор заданий.

2

Всего

68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» 10б класс Составитель: Костина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории

Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Проектная мастерская: музееведение» для  10б класса  разработана в соответствии с требованиями феде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс

laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к ...