Дебаты: декабристы преступники или герои? Значение Восстания декабристов для России. Обобщающий урок для 9 класса. по УМК "Русское слово".
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ярослав Александрович Санников

Данный материал предназначен для проведения урока обобщения в виде дебатов по теме:"Восстание декабристов". Так же есть самоанализ урока. Требуются видео и аудио файлы. 

«Декабристы в доме Рылеева накануне восстания»

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов  накануне восстания.

Никита Муравьев.  Я полагаю, мы можем провести вос­стание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой.  Мы не допустим присяги солдат но­вому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы прину­дим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев.  Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуа­ции можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Ка­ховскому.

Евгений Оболенский.  Нам понадобится поддержка Южно­го общества. Мы известим их, и они вы­ступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими ба­тальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство гово­рит о нашем бессилии. Не обманывай­тесь, мы не имеем четкого плана, ника­кие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример при­несут плоды!   Каховский,  открой  нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги!  А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

9 класс

Базовый учебник

В.В.Пчелов История России 19 век, «Русское слово», 2019 год.

Тема урока

Восстание декабристов

Тип урока (закрепление изученного материала, обобщение и систематизация)

Обобщение изученного материала.

Метапредметные результаты

Образовательные: Сформировать у  учащихся знания и добиться понимания ими сложного явления истории России — декабристского движения.

Воспитательные: формирование представления о свободном обществе,  общественных преимуществах  личной свободы

Формирование  УУД:

- Личностные УУД: поиск информации, её анализ  и оценка, «встраивание» себя в контекст истории;  

-  Регулятивные УУД: планирование определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом этапе выполнения задания;

- Коммуникативные УУД:  групповая деятельность по совместному поиску информации и оценке результатов поиска, критика результатов;

- Познавательные УУД: участие в дискуссии по проблеме урока. Умение аргументировать свою позицию по проблеме урока.

Предметные связи

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами;

- определять существенные признаки объекта;

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

компьютер, проектор, презентация, аудио – видео форматы.

Материалы и оборудование

Учебник, компьютер, проектор, портреты декабристов,

видеофрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья», раздаточный материал  с содержанием программных положений «Конституции» Н. Муравьёва, «Русской  Правды» П.Пестеля  листы бумаги для работы в группах

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

1.

Организационный момент 1мин

Готовность учителя к уроку.

Приветствие.

Готовность учащихся к уроку. Приветствие учителя.

2

I.Актуализация знаний

Цель этапа: определение темы урока, Целеполагание 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

6 мин

Сцена 1.Заговорщики. Прослушивание песни А.Дольского. Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и определить цель урока.

.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и определяют цель урока.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

Коммуникативные УУД.

3

II.Повторение изученного материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

6 минут

Учитель, предлагает классу разделиться на 2 группы: поддержка декабристов и их осуждение.

Проявление внимания к суждениям учащихся.

Просмотр отрывка из фильма «Восстание декабристов».

Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера.

Отдельные ученики конспектируют выступление лидера оппонентов (самостоятельно).

Регулятивные УУД(умение организовывать свою деятельность)

Познавательные УУД (умения работать с информацией и результативно мыслить)

Коммуникативные УУД (умения общаться взаимодействовать с людьми)

4

III.Самостоятельная работа учащихся в группах

15 мин 

Учитель предлагает группам выступить со своими аргументами, используя факты

Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон.

Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и в опровержение позиции оппонента. Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон.

– Можно ли считать подвигом неосознанные действия (а именно так действовали рядовые солдаты)?

– Вы утверждаете, что жертвовать собой ради других людей это преступление?

5

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

8 мин

Учитель   предлагает детям просмотреть отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья».

По одному из участников команд (как правило, не те, кто выступал первыми) подводят итоги дебатов, обозначая области столкновений и подчеркивая сильные стороны своей аргументации. Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды.

Учащееся оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

6

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: самооценка уч-ся своей учебной деятельности.

 

2 мин.

Учитель предлагает учащимся  определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

На данном этапе урока учащиеся:

выясняют степень достижения поставленной цели.

рефлексируют свою деятельность, оценивают собственную деятельность.

Личностные УУД (нравственно – оценочные умения).

7

Домашнее задание  

2 мин.

Заполнить кроссворд.

Благодарит учащихся за урок, выставляет оценки.

На данном этапе урока учащиеся:

записывают домашнее задание

задают вопросы учителю по домашнему заданию

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление декабристов 13.12.2019

Слайд 2

Декабристы герои или преступники?

Слайд 3

Следствие и суд Судом привлечено 579 чел. Работу следственной комиссии возглавил сам император. Заседания проходили в строжайшей тайне. Виновными признано 289 чел. 29 июня (10 июля) 1926 суд приговорил пятерых декабристов к смертной казни через четвер-тование, 31.07. к смер-тной казни через повешение, остальных – к разным срокам каторги и ссылки.

Слайд 4

Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Слайд 5

Декабристы герои или преступники?

Слайд 6

Домашнее задание Решить кроссворд.



Предварительный просмотр:

- В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка.

Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

 Восстание декабристов –трагическая и славная страница истории. Оно вспыхнуло и погасло как звезда, но оно имело большое значение для дальнейших революционных преобразований в России.    

- Ребята, как вы думаете, человека, который хочет изменить своё государство, решить имеющиеся в нём проблемы, рискуя собственной жизнью можно считать героем?

А человека, который хочет с помощью оружия захватить власть, возможно даже убить императора, можно назвать преступником? …

 так кто же они, декабристы? Герои или преступники? Я предлагаю это обозначить нашей главной проблемой сегодняшнего урока.

Песня Дольского

Но для того, чтобы это выяснить, предлагаю вам перенестись туда, в начало XIX века…в дом Кондратия Рылеева, члена Северного тайного общества, где вечером 13 декабря обсуждалось восстание.

 «Декабристы в доме Рылеева накануне восстания»

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов  накануне восстания.

Никита Муравьев.  Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой.  Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев.  Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.

Евгений Оболенский.  Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство говорит о нашем бессилии. Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример принесут плоды!   Каховский,  открой  нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги!  А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

ФИЛЬМ «ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ»

И так кто же декабристы – герои или преступники?

Мнения разделились:

Одни считают что декабристы – герои, другие – что преступники.

Давайте выслушаем позицию каждой из сторон.

 Декабристы-герои

1.        Определение подвига - «самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, с риском для жизни»

2.        Причины выступления:

     а) самодержавие и крепостничество как безусловное зло

     б) бездействие власти

     в) провал реформ Александра I

     Требования восставших:

а) отмена крепостного права

б) смена формы правления

в) демократические права и свободы

Восстание декабристов – первое организованное выступление, которое ставило перед собой задачу, нерешенную властью – модернизацию общества.

3.        Жестокость подавления:

а) разгон восстания артиллерией

б) казнь и ссылка декабристов

4.        Бескорыстность действий декабристов: жертвовали собой ради народа

Декабристы - преступники

1.        Определение преступления   «противозаконное, общественно опасное действие или бездействие»

2.        Призыв к свержению государственного строя и законного правителя

3.        Нарушение воинской присяги

4.        Преступное и безответственное манипулирование людьми (использовали солдат)

5.        Выступление повлекло жертвы среди солдат и мирного населения.

6.        Убийство парламентера – М.А. Милорадовича

На ваш взгляд какая сторона была более убедительной?.....

…Прежде, чем подвести итог нашей работы, мне бы хотелось представить вам исторические факты расправы над декабристами:.

Учитель: для расследования декабрьских восстаний повелением нового императора Российской империи Николая I была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек. Обстановка допросов была тяжелой. Император Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими - оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников. Пятерых император Николай I распорядился повесить (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Пётр Каховский). В ночь на 13 июля 1826 г. они были повешены.

Кстати, Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев при проведении казни сорвались с петли. Такой «брак» объясняли отсутствием на протяжении нескольких лет подобных казней. Так вот по традиции недопустимости вторичного наказания их должны были отпустить, но декабристы были повешены повторно, так как их преступление являлось самым ужасным – посягательство на власть и жизнь государя.

Фильм «Звезда пленительного счастья»

25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов – на каторжные работы в Сибирь сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ. Еще больше возвысили славу декабристов их жены, последовавшие за ними в ссылку. Чтобы остановить женщин Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы и уголовники…Но они всё равно поехали.

ИТОГИ. Давайте поведем итог. На ваших столах лежат листочки красного и синего цвета. Кто считает , что декабристы герои – поднимите листочки красного цвета, кто преступниками – синего.

Вывод: да, они были героями своего времени, потому что ими двигало стремление изменить положение в России, стремление видеть страну более передовой, они не побоялись восстать против крепостничества и самодержавия, хотя и использовали в достижении своих целей преступные средства.  

В 2020 году исполнится 195 лет Восстанию декабристов ,  26 декабря на экраны страны выходит фильм – вашему вниманию анонс этого фильма. Обязательно посмотрите.

 Д/З -ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Восстание декабристов: подвиг или преступление».

К анализу урока

Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших, в программе 9 класса отводится 2 урока. Между тем, эта проблематика крайне важна для осмысления процесса нарастания конфликта между властью и обществом, происходившего в течение XIX века.

Беглое изучение темы не дает базы для понимания в дальнейшем последующих этапов революционного движения, а также некоторых особенностей царствования Николая I. Кроме того, тема затрагивает мировоззренческий уровень: ученик оказывается в позиции нравственного выбора: как оценить выступление, согласится или нет с его участниками. Естественно, такое возможно, когда ученики уже знакомы с основным материалом данной темы.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации изученного.

Цель урока:

сформировать целостное восприятие события, эмоционально-нравственную оценку деятельности участников декабристского движения.

Задачи урока:

Образовательные                   –

                                                   –

повторение и обобщение фактов, связанных с восстанием 14 декабря 1825г. (Программы П.Пестеля и Н.Муравьева, подготовка восстания, события на Сенатской площади, судьба восставших)

формирование основ исторического мышления

Воспитательные               –

                                            –

                                            –

формирование осознанного отношения к фактам отечественной истории и, соответственно, осознанного патриотизма и гражданской позиции

формирование гуманистической системы ценностей

развитие способности к рефлексии (путем оценивания поступков других людей; выработанные критерии переносятся, в конечном итоге, на собственное поведение)

Развивающие                     –

                                            _

                                            _

                                            _

развитие навыков ведения дискуссии:

освоение правил построения выступления

выработка навыков создания логически связного и непротиворечивого текста

отработка четкости формулировок

                                           _  

                                          _

развитие речевой культуры

умение слушать оппонента

тренировка ощущения времени (регламент выступления)

                                            _            –

                                            –

отработка взаимодействия в группе

развитие навыков конспектирования на слух

Обоснование технологии и методов 

Поставленные цели и задачи эффективно достигаются при использовании одного из словесных методов – дискуссии. Дискуссия позволяет не только осуществлять обучающие, воспитательные, развивающие и контрольно-коррекционные функции урока, но и наилучшим образом стимулирует познавательную активность учащихся как касательно изучаемой темы, так и на будущее, помогает упорядочить и закрепить материал.

Дискуссию по проблемной ситуации можно отнести к развивающим методам: для решения проблемной задачи учащиеся не только используют имеющиеся знания в новых условиях, но и «добывают» новое знание самостоятельно – в процессе предварительной подготовки и в ходе обсуждения. Эвристичность работы обеспечивает прочное, творческое усвоение знаний.

Учителю дискуссия помогает получить информацию о глубине и систематичности знаний, об особенностях мышления учащихся, подсказывает дальнейшее направление работы.

На уроке используется технология «Дебаты».   

В игре две команды   обсуждают заданную тему. При этом одна команда утверждает тезис, другая – его опровергает. Победа присуждается той команде, которая набрала больше очков. Оцениваются глубина и разнообразие аргументации, логичность и структурированность выступления, культура речи. Каждый из игроков (спикеров) имеет свою задачу:

первый – заявляет позицию своей стороны и выдвигает аргументацию;

второй – опровергает точку зрения оппонентов, выдвигая контраргументы и усиливает позицию своей команды;

третий – подводит итоги, проводя сравнительный анализ аргументов сторон, доказывая свою правоту.

Выступления спикеров строго регламентированы. Отдельно выделяется время на обмен вопросами. Особенностью игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной позиции, они до конца отстаивают свою точку зрения.

Модифицированный вариант, используемый на уроке, позволяет охватить, фактически, всех желающих принять участие в дискуссии. Он включает в себя:

 групповую работу (выработка единой линии защиты на основе домашних заготовок);

  • выступление лидера;
  • свободный обмен мнениями всех желающих высказаться.

В игре на уроке не определяется победившая сторона. Оценивается личный вклад каждого в работу команды, положительными оценками отмечаются лучшие, максимально проявившие ораторские способности.

Структура урока:

  1. Оргмомент – 0,5мин
  2. Работа по командам – 5мин
  3. Выступление представителей первой команды – «Восстание декабристов – подвиг» – 5мин
  4. Выступление представителей второй команды – «Восстание декабристов – преступление» – 5мин
  5. Обмен вопросами
  6. Выступление 1 команды (коллективное)
  7. Выступление 2 команды (коллективное)
  8. Подведение итогов (1 команда) – 2мин
  9. Подведение итогов (2 команда) – 2мин
  10. Заключительное слово учителя – 0,5мин

Ход урока

Ребята, как вы думаете, человек, который хочет изменить своё государство, решить имеющиеся в нём проблемы, рискуя собственной жизнью хороший? Его можно считать героем? А человека, который хочет с помощью оружия захватить власть, возможно даже убить императора, можно назвать преступником? … так кто же они, декабристы? Герои или преступники? Я предлагаю это обозначить нашей главной проблемой сегодняшнего урока.

Но для того, чтобы это выяснить, предлагаю вам перенестись туда, в начало XIX века…в дом Кондратия Рылеева, члена Северного тайного общества, где вечером 13 декабря обсуждалось восстание.

«!» Ваша задача, прочитать источник по ролям и выяснить план восстания. Распределим роли! Все остальные читают вместе с нами про себя.

«Декабристы в доме Рылеева накануне восстания»

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов  накануне восстания.

Никита Муравьев.  Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой.  Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев.  Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.

Евгений Оболенский.  Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство говорит о нашем бессилии. Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример принесут плоды!   Каховский,  открой  нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги!  А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

Этап

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Примеры,

 методы

1

Занимают места в зависимости от того, какую позицию будут отстаивать

Напоминает тему и регламент

2

Каждая команда на основе домашних заготовок формулирует линию защиты, составляет тезисы выступления лидера

В течение всего урока следит за соблюдением регламента

Групповая работа

3

Предполагаемые тезисы выступления лидера 1 команды:

  1. Определение подвига (например: «самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, с риском для жизни»)
  2. Причины выступления:

     а) самодержавие и крепостничество как безусловное зло

     б) бездействие власти

     в) провал реформ Александра I

     Требования восставших:

а) отмена крепостного права

б) смена формы правления

в) демократические права и свободы

Восстание декабристов – первое организованное выступление, которое ставило перед собой задачу, нерешенную властью – модернизацию общества.

  1. Жестокость подавления:

а) разгон восстания артиллерией

б) казнь и ссылка декабристов

  1. Бескорыстность действий декабристов: жертвовали собой ради народа

4

Предполагаемые тезисы выступления лидера 2 команды:

  1. Определение преступления (например: «противозаконное, общественно опасное действие или бездействие»)
  2. Призыв к свержению государственного строя и законного правителя
  3. Нарушение воинской присяги
  4. Преступное и безответственное манипулирование людьми (использовали солдат)
  5. Выступление повлекло жертвы среди солдат и мирного населения.
  6. Убийство парламентера – М.А. Милорадовича

Отдельные ученики конспектируют выступление лидера оппонентов (самостоятельно или с помощью записей учителя на доске)

5.

Участники команд обмениваются вопросами с целью уточнения позиций сторон.

Например:

– Можно ли считать подвигом неосознанные действия (а именно так действовали рядовые солдаты)?

– Вы утверждаете, что жертвовать собой ради других людей это преступление?

На 5–7 этапах регулирует порядок выступлений, следит, чтобы все желающие имели равную возможность высказаться, «подправляет» дискуссию, если она уходит в сторону

Коллективная работа.

6. – 7.

Любой желающий из команды добавляет факты и размышления в поддержку своей позиции и в опровержение позиции оппонента

8. – 9.

По одному из участников команд (как правило, не те, кто выступал первыми) подводят итоги дебатов, обозначая области столкновений и подчеркивая сильные стороны своей аргументации. Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды.

10.

Если на предыдущем этапе командам не удалось удовлетворительно справится с обозначением главных контрастов игры, то это делает учитель. Подчеркивает достоинства аргументов команд. Определяет лучших игроков.

Учитель: для расследования декабрьских восстаний повелением нового императора Российской империи Николая I была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек. Обстановка допросов была тяжелой. Император Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими - оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников. Пятерых император Николай I распорядился повесить (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Пётр Каховский). В ночь на 13 июля 1826 г. они были повешены.

Кстати, интересный факт! Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев при проведении казни сорвались с петли. Такой «брак» объясняли отсутствием на протяжении нескольких лет подобных казней. Так вот по традиции недопустимости вторичного наказания их должны были отпустить, но декабристы были повешены повторно, так как их преступление являлось самым ужасным – посягательство на власть и жизнь государя.

25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов – на каторжные работы в Сибирь сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ. Еще больше возвысили славу декабристов их жены, последовавшие за ними в ссылку. Чтобы остановить женщин Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы и уголовники…Но они всё равно поехали.

ИТОГИ. Давайте поведем итог. Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом? (это первое в России революционное движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу и открыто выступило против самодержавия).

Сценка МОРСКОЙ ОФИЦЕР

Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Николай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.

Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенатскую площадь гвардейский морской экипаж.

Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бестужев.

Внимательно смотрит на декабриста царь.

- Ты Николай Бестужев?

- Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.

- Значит, поднял руку свою на отечество?

- Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего отечество.

- Против чего же ты бунтовал?

- Против негодных порядков, ваше величество!

- Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках…

- Знаю,— спокойно ответил Бестужев.

Спокойный ответ и взорвал царя.

- Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую?

Не отвечает Бестужев.

Хочешь, тебя повешу? Не отвечает Бестужев.

Да знаешь ли ты, слово одно государя — и…

Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:

- Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч.



Предварительный просмотр:

         1.Тема: Обобщающий урок Восстание декабристов.

2. Урок:  Тема занимает важное место в разделе «Правление Александра первого», тесно связана с последующими темами раздела, раскрывает значение восстания декабристов.

3. Тип урока: обобщающий урок.

4. Цель: данный тип урока позволяет сформировать систему понятий о периоде 1801 – 1825 годов в истории России. Расширить знания учеников за счет включения их в дебатическую дискуссию «Декабристы – преступники или герои?».

   Планируемые результаты

Предметные (ПР)

Понимать значение восстания.  Уметь аргументировать свою позицию.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к истории России;

- понимать роль восстания в истории России;

- поиск информации, её анализ  и оценка, «встраивание» себя в контекст восстания;  

   - уметь обсуждать и анализировать собственную  деятельность  и работу одноклассников с позиций      творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

-  Регулятивные УУД: планирование определенных этапов самостоятельной работы по поиску информации на групповом этапе выполнения задания;

- Коммуникативные УУД:  групповая деятельность по совместному поиску информации и оценке результатов поиска, критика результатов;

- Познавательные УУД: участие в дискуссии по проблеме урока. Умение аргументировать свою позицию по проблеме урока.

 4. Данный урок включает в себя следующие этапы: орг. Момент, актуализация знаний, постановка цели, повторение изученного материала, самостоятельная работа, контроль усвоения корректировка, рефлексия.

5. Характеристика каждого этапа. На втором этапе урока актуализация знаний была поставлена сценка «заговорщики», которая позволила настроить учащихся на работу в обсуждении темы урока. На этапе повторения изученного материала учащимся предлагалось посмотреть отрывок из фильма, а также поучаствовать в дебатах по проблеме урока. На этапе  рефлексии учащиеся самостоятельно оценили результаты урока. Подведение итогов,

6. Структура урока была выстроена логично, имелись переходы между этапами урока.

        7. Работоспособность учащихся средняя, что обеспечено благодаря тому, данная форма организации урока была для них впервые. На уроке создана хорошая доброжелательная атмосфера, которая поддерживалась благодаря одобрению учащихся, дисциплине.

        8. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный обьем урока выполнен.

       9. Поставленные цели урока реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...

Исторический суп "Россия век XVIII" повторительно-обобщающий урок 7 класс

Урок разработан в не стандартной форме с задействованием бытового компонента, близкого для каждого учащегося. Рекомендую использовать на уроках среднего звена (6-8 класс). На примере закрепления ...

«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.

Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"

План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Алекс...

Тема урока: "Значение восстания декабристов"

Презентация к уроку история России 9 класс...