Особенности сохранения исторической памяти членами школьного сообщества МБОУ «Большереченская СОШ»
проект по истории

 Работа отмечена Дипломом призера районной "Недели науки".

Сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования были использованы для планирования работы по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию и развитию исторической памяти в филиале МБОУ «Разъезженская СШ» «Большереченская СШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogoreva_yu._issledovatelskaya.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Большереченская средняя школа»

           

 Исследовательская работа

Особенности сохранения исторической памяти

членами школьного сообщества

МБОУ «Большереченская СОШ»

Выполнила: Гогорева Юлия,

ученица 10 класса

Руководитель: Кузнецова Т.В., учитель русского языка и литературы

Консультант: Карташева О.А., учитель истории и обществознания, руководитель школьного историко-краеведческого музея им. Н.М. Зайцевой

пос. Большая речка, 2020 г.


Введение

В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. В преддверии знаменательной даты обучающиеся МБОУ «Большереченская СШ» активно принимают участие в различных конкурсах, посвящённых этому событию. Изучая Положения, мы заметили, что одной из главных задач данных мероприятий является задача сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Так нами был сделан вывод, что одной из важных проблем современной России является проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Мы задались вопросом, существует ли в нашей школе проблема сохранения исторической памяти. В феврале-марте 2020 года в МБОУ «Большереченская СШ» мы провели опрос «Великая Отечественная война в исторической памяти членов школьного сообщества МБОУ «Большереченская СШ». Респондентам была предложена анкета, в которой содержалось 8 вопросов. В опросе приняли участие 15 обучающихся 1-11 классов, 23 работника (педагоги и представители младшего обслуживающего персонала) и 10 родителей.  

Актуальность исследования заключается в том, что оно позволит выявить уровень информированности членов школьного сообщества о событиях Великой отечественной войны, оценить особенности семейных традиций и хранения исторического прошлого, выявить специфику оценок исторических событий и спланировать дальнейшие шаги по патриотическому воспитанию в МБОУ «Большереченская СШ».

Объект исследования – школьное сообщество МБОУ «Большереченская СШ».

Предмет исследования – оценка и исследование мнений представителей школьного сообщества, характеризующих их историческую память о событиях Великой Отечественной войны.

Цель исследования: на основе анализа мнений членов школьного сообщества выявить особенности исторической памяти школьного коллектива о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи исследования: 

  • провести анализ отношения и интереса к событиям Великой Отечественной войны в МБОУ «Большереченская СШ»;
  • выявить уровень знания важных дат и событий войны;
  •  оценить глазами членов школьного сообщества героизм советских людей на фронтах;
  •  провести анализ уровня патриотизма школьного сообщества.

Практическая значимость работы: сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования могут быть использованы для планирования дальнейшей работы по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию и развитию исторической памяти в МБОУ «Большереченская СШ».

Основная часть

Отношение к Великой Отечественной войне как к событию всемирно-исторического значения выражается, прежде всего, через интерес к нему. Результаты нашего исследования свидетельствуют о достаточно высокой степени интереса к событиям Великой Отечественной войны в нашей школе.

Среди наших респондентов не выявлено ни одного, кого  события Великой Отечественной войны не интересовали бы совсем, 2 человека ответили, что события  1941-1945 г.г. их «скорее интересуют, чем нет».  В возрастных группах интерес распределяется по-разному: если в старшем поколении отсутствуют те, кого война не интересует, то  среди представителей младшего поколения есть  человек (33%).   На наш взгляд, одна из главных причин интереса к Великой Отечественной войне — её значимость для каждой семьи. Особенно это ощущают представители старших поколений. У многих участников опроса погибли близкие родственники. Возможно, они слушали воспоминания не только родственников, но и школьных учителей-участников боевых действий и трудового фронта, их друзей, были знакомы с инвалидами войны.   Однако и большинство представителей младшего поколения понимают, что от поступков каждого из наших предков в ту пору зависело будущее не только отдельной семьи, но и всей страны.  

Таблица 1.

Интерес к событиям Великой Отечественной войны

Варианты ответа на вопрос

Обучающиеся

Родители

Работники

Очень интересуют

14

8

23

Скорее интересуют, чем нет

1

2

0

Мало интересуют

0

0

0

Совсем не интересуют

0

0

0

Затрудняюсь ответить

0

0

0

Мнения о героизме разделились, но не являются противоречивыми. Большая часть опрошенных считают, что героизм во время Великой Отечественной вонйы является настоящим, подлинным. Но в то же время 43,4 опрошенных считает, что героизм был и настоящим, и вынужденным Такое происходит потому, что люди не до конца осознают всю значимость войны, весь страх, который испытали люди и при этом шли вперед за будущее страны. На наш взгляд, такие оценки свидетельствуют о том, что происходит попытка пересмотра результатов войны. В большинстве случаев, современные фильмы формируют сознание молодежи. Героизм не может быть принудительным, само по себе слово героизм – говорит о том, что это военный подвиг, на который человек шел осознанно и самостоятельно, без чьих-то принуждений.  

Таблица 2.

Оценка   героизма советских людей на фронтах войны

Варианты ответа на вопрос

Обучающиеся

Родители

Работники

Чаще героизм был самоотверженным, настоящим

14

8

23

Героизм был и самоотверженным, и вынужденным

1

1

0

Чаще героизм был принудительным

0

0

Затрудняюсь ответить

0

1

0

       В  большинстве семей, в которых воевали родственники, в большей степени что-то да  сохранилось. Это говорит о том, что люди берегут  частичку истории своей семьи как  память о страшных военных годах. Тем не менее, у каждой третьей семьи ничего не сохранилось.

Таблица 3.

Наличие в семьях реликвий военных лет

Реликвии

Обучающиеся

Родители

Работники

1

Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны

3

1

15

2

Письма с фронта Ваших родственников, фотографии

0

0

3

3

Личные вещи

10

6

23

4

Почетные грамоты, благодарности, удостоверения

8

5

16

5

Похоронки

0

0

1

6

Одежда

13

8

20

7

Дневники, рукописи, воспоминания

2

1

1

8

Ничего не сохранилось

1

1

0

9

Другое (напишите)

0

0

0

 Члены школьного сообщества показали достаточно высокий уровень знания основных дат Великой Отечественной войны в целом, но более «подкованными» оказались представители старшего поколения (учителя и работники МОП). Также выявлена тенденция к повышению уровня знаний о ВОв среди школьников: чем старше – тем больше знает о событиях. Мы считаем это закономерным.

Таблица 4.

Знание основных дат Великой Отечественной войны

Вопрос, варианты ответа

Обучающиеся

Родители

Работники

Укажите  дату начала Второй мировой войны? (1 сентября 1939 г.)

1. Ответ правильный (или назван год)

15

10

23

2. Ответ неправильный

0

0

0

Укажите  дату начала битвы под Москвой? (30 сентября 1941 г.)

1. Ответ правильный (или назван год)

8

9

22

2. Ответ неправильный

7

1

1

Укажите дату битвы на Курской дуге? (5 июля – 23 августа 1943 года)

1.Ответ правильный (или назван год)

5

6

20

2.Ответ неправильный

10

4

3

Укажите дату Сталинградской битвы? (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943г.)

1.Ответ правильный (или назван год)

7

7

21

2.Ответ неправильный

8

3

2

Укажите  дату прорыва блокады Ленинграда?

(18 января 1943 г.; 27 января 1944 г. – день полного снятия блокады)

1.Ответ правильный (или назван год)

13

8

22

2.Ответ неправильный

2

2

1

Мы также решили узнать у членов школьного сообщества, откуда они узнают подробности Великой Отечественной войны. Можно сделать несколько выводов. По-прежнему образование является основным источником знаний о Великой Отечественной войне. Роль семьи значительно ниже, однако сохранение архивов за пять лет возрастает. Семьи, родственники и знакомые стали в большей степени рассказывать о событиях Великой Отечественной войны. Большая часть молодежи черпает информацию из фильмов. В то же время, те места, которые в себе сосредотачивали образы войны, места боевой славы, имеют меньшую роль  в сознании молодежи (это объясняется удалённостью посёлка от краевого и районного центров).

   Таблица 5.

Источники информации о событиях ВОВ  

Варианты ответа на вопрос

Обучающиеся

Родители

Работники

Изучал(а) в школе, ВУЗе, в других учебных заведениях

15

10

23

Из кинофильмов, театральных постановок

13

10

23

Из художественной литературы о войне

6

10

23

Из рассказов родственников друзей, знакомых

0

7

18

Из средств массовой информации

7

10

23

Из посещения музеев, воинских мемориалов

0

4

17

Из семейных «архивов»

2

4

15

Из походов по местам боевой славы

0

0

4

  Следующая группа вопросов была направлена на изучение патриотизма  представителей нашего школьного сообщества. На вопрос о том, считают ли себя представители школьного сообщества патриотами, все члены ответили положительно.  

Таблица 7.

Самооценка чувства патриотизма

Варианты ответа на вопрос

Обучающиеся

Родители

Работники

Да

15

10

23

Скорее да, чем нет

0

0

0

Скорее нет, чем да

0

0

0

Нет

0

0

0

Затрудняюсь ответить

0

0

0

    День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Этот праздник – душевная боль всего нашего народа. 100% опрошенных считают День Победы праздником и разделяют чувство сопричастности  к этому событию.  

Таблица 8.

Является ли 9 Мая – День Победы – для Вас праздником?  

Варианты ответа на вопрос

Обучающиеся

Родители

Работники

Да, безусловно

15

10

23

Да, отчасти

0

0

0

Не является, это обычный выходной день

0

0

0

Следующая группа вопросов была направлена на выяснение социальных установок  членов нашего школьного сообщества. Данные результаты позволяют в большей степени дать оценку преломления нашего исторического сознания.  Осознавая себя истинными патриотами, все члены нашего сообщества планируют участвовать в подготовке и проведении праздничных мероприятий.

Таблица 9.

Как Вы планируете участвовать в подготовке и праздновании

75-летия Победы в Великой Отечественной войне?

Варианты ответов

Обучающиеся

Родители

Работники

Буду участвовать в параде (митинге) 9 мая

15

10

23

Еще не решил

0

0

0

Не планирую никак отмечать

0

0

0

Участвую, буду участвовать в подготовке праздничных мероприятий (концерт, смотр)

15

10

23

Участвую, буду участвовать в конкурсе работ, посвященных этой дате

15

8

23

Вывод: результаты проведенного исследования позволили выявить особенности исторической памяти школьного сообщества МБОУ «Большереченская СШ», которые заключаются в следующем:

  1.  Высокий интерес всех членов нашего школьного сообщества к событиям Великой Отечественной войны;
  2.  Победа для представителей нашей школы – значимое и важное событие.
  3. Представители школьного сообщества МБОУ «Большереченская СШ» осознают себя патриотами, ответственными за судьбу своей Родины.
  4.  Вместе с тем, выявлен недостаточный уровень знаний переломных дат и событий Великой Отечественной войны.

Заключение

Поколение, не помнящее прошлого, не знающее всей правды о Великой Отечественной войне, не может учесть уроков истории, сделать правильные выводы на будущее.  По нашему мнению, чтобы не допустить этого, надо постоянно, а не только к юбилейным военным датам боевых сражений, познавать исторический процесс периода Второй мировой и её составной части Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение исторической памяти

29 июня 2013  года  в Курьинском районе прошла торжественная церемония открытия памятного знака на месте исчезнувшего посёлка Колыванстрой, который установили его бывшие жители и их потомки....

Семинар "Сохранение исторической памяти посредством патриотической работы в школе"

28 ноября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 2 г.Волжского Волгоградской области прошел городской семинар "Сохранение исторической памяти посредством патритической работы в школе"....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ «ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ К ГОРОДУ НОВОКУЗНЕЦКУ- ГОРОДУ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ«ВЕРШИНЫ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»...

Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти: волонтерские практики в библиотеке

Представлена педагогическая практика волонтерской  деятельности патриотической направленности   на примере выездных занятий в библиотеке . Рассмотрены преимущества совместной работы обр...

Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы

Сохранение исторической памяти: опыт поисковой работы обучающихся Струговской школы...

Выступление на тему "Сохранение исторической памяти"

Выступление на региональном семинаре, посвященном патриотическому воспитанию....