План-конспект и материалы урока по Истории России п.5-6 в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс)

Безметный Роман Александрович

Материал включает План-конспект 2 уроков на тему «Образование государства Русь» (п.5-6 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века») и учебные задания к ним. Уроки связаны между собой и работа учащихся начатая на первом уроке продолжается на втором. Основная работа на уроках это работа учащихся в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(Тема урока)

«Образование государства Русь»

(1 урок)

1.

Предмет

история

2.

Класс

6 класс

4.

Тема урока

«Образование государства Русь», пятый урок в разделе II «Русь в IX-XII веках»

5.

Цели урока

создание условий для реализации:

- содержательной цели – расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; познакомить учащихся как шло образование государства Русь;

 - деятельностной цели – развитие у учащихся навыков работы над общей целью в группе; выработка навыков по распределению обязанностей при работе в группе; развитие умений учащихся реализации новых способов действий; совершенствования умений, обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную из разных источников, применять полученные знания при решении нестандартных задач.

6.

Оборудование, наглядность

Компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, атлас «Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века», карта «Русь в IX – начале XII веках».

7.

Используемая литература

Учебник: Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века». М.:«Руское слово», 2015

8.

Тип урока

Урок открытия «нового» знания


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Приветствие учащихся

2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока.

Контрольный опрос по предыдущей теме:

3 чел. рисуют на доске схему задания №3 стр. 32.

2 чел. устно отвечают задание №6*.

Остальные ученики в это время, по колонкам, обмениваются сделанными дома кроссвордами и решают их

3 чел. рисуют на доске схему задания №3 помогая и дополняя друг друга и рассказывают её содержание;

2 чел. устно с места пока готовятся первые отвечают задание №6*;

остальной класс решает кроссворды друг друга.

3. Объявление темы урока и основных вопросов

«Образование государства Русь»:

1. Зарождение государственности у восточных славян. 2. Соседи Руси. 3. Призвание варягов. 4. Первые сведения о Руси. 5. Государство Русь.

Ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь.

4. Выдача домашнего задания на следующий урок

2 ученика (по желанию) готовят задание № 6*, 7* стр. 42-43.

Ученики выбирают вопросы, по которым будут отвечать на следующем уроке, записывают домашнее задание.

5. Переход к главной теме урока

Ключевые вопросы: Когда сложилось государство у восточных славян? Как объясняют историки причины его возникновения?

6. Изучение нового материала

На каждой из колонок парт выделяются по три парты (последние), создаются группы по 6 человек в каждой. Каждой группе выдаются вопросы для самостоятельного изучения в течении урока:

1 группа – 1) Кто играл главную роль в решении важных для «племени» вопросов? 2) Найдите и покажите на карте (учебника, атласа, электронной формы учебника) торговые пути, проходившие по территории восточных славян. Какие реки играли главную роль в торговле? 3) Что общего имели между собой западнославянские государства и государство, возникшее у восточных славян в VIII-IX веках?

2 группа – 1) Найдите и покажите на карте соседей восточных славян (страны и народы) на юге, востоке, севере. 2) Объясните, как соотносятся между собой термины: викинги, норманны, варяги. Чем они были известны в Европе? Привлекайте материал из истории Средних веков. Опишите на основании рисунков в учебнике (стр. 35) ладью и вооружение варягов. 3) Проследите по карте торговый путь «из варяг в греки». Почему он так назывался?

3 группа – 1) Объясните почему летописный рассказ о призвании варягов вызывал острые споры среди учёных? 2) Какую роль сыграло призвание варягов в истории русского государства? 3) Какие два центра были очагами русской государственности? Покажите их на карте. Расскажите, что произошло в 882 году.

Выделенные группы работают над заданием.

Ученикам, не вошедшим в группы, раздаются карточки с заданиями №3, 4 стр. 23 из Рабочей тетради (Кочегаров К.А.). выполнившим задания задаются дополнительные вопросы (Какая дата считается началом русской государственности? Как учёные объясняют происхождение названия «Русь»?) и задания из электронного учебника (№2,3 соответствующей темы).

Ученики работают с учебником и атласом. Заполняют таблицы и отвечают на дополнительные вопросы.

7. Обобщение и систематизация знаний

Кратко перечислить основные вопросы, рассмотренные на уроке.

8. Подведение итогов урока


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Этапы урока

Время

1. Организация начала урока

2 мин.

2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока

20 мин.

3. Объявление темы урока и основных вопросов

1 мин

4. Выдача домашнего задания на следующий урок

2 мин.

5. Переход к главной теме урока

1 мин.

6. Изучение нового материала

17 мин.

7. Обобщение и систематизация знаний

1 мин.

8. Подведение итогов урока

1 мин.



Предварительный просмотр:

Форма 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(Тема урока)

«Образование государства Русь»

(2 урок)

1.

Предмет

история

2.

Класс

6 класс

4.

Тема урока

«Образование государства Русь», шестой урок в разделе II «Русь в IX-XII веках»

5.

Цели урока

создание условий для реализации:

- содержательной цели – расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; познакомить учащихся как шло образование государства Русь;

 - деятельностной цели – развитие у учащихся навыков работы над общей целью в группе; выработка навыков по распределению обязанностей при работе в группе; развитие умений учащихся реализации новых способов действий; совершенствования умений, обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную из разных источников, применять полученные знания при решении нестандартных задач.

6.

Оборудование, наглядность

Компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, атлас «Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века», карта «Русь в IX – начале XII веках».

7.

Используемая литература

Учебник: Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века». М.:«Руское слово», 2015

8.

Тип урока

Урок открытия «нового» знания


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Приветствие учащихся

2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока.

Контрольный опрос по предыдущей теме:

2 чел. устно отвечают задание №6*, 7* стр.42-43.

2 чел. устно у доски отвечают задание №6*, 7*.

Остальные ученики в это время, по группам продолжают работу над вопросами данными на предыдущем уроке.

3. Объявление темы урока и основных вопросов

«Образование государства Русь», второй урок:

1. Зарождение государственности у восточных славян. 2. Соседи Руси. 3. Призвание варягов. 4. Первые сведения о Руси. 5. Государство Русь.

Записывают в тетради кто не записывал на предыдущем уроке.

4. Переход к главной теме урока

Ключевые вопросы: Когда сложилось государство у восточных славян? Как объясняют историки причины его возникновения?

5. Объявление результатов работы на предыдущем уроке.

Объявление результатов работы пар, работавших с карточками на прошлом уроке (задания №3, 4 стр. 23 из Рабочей тетради).

По желанию тем, кто не был на прошлом уроке или тем, кто хочет улучшить оценку раздаются задания по картинам в учебнике:

«Торг в стране восточных славян» стр. 35;

«Призвание варяжских князей» стр. 36;

Миниатюра «Поход руси на Константинополь» стр.39.

В – Что можно рассказать о нападающих и обороняющихся по изображению? Миниатюра написана в XV веке. Какие ошибки допустил художник?

В некоторых случаях дополнительно задаются вопросы по терминам, изученным в теме: князь, дружина,

Ученики, решившие улучшить оценку или отсутствовавшие на прошлом уроке разбиваются на пары и получив задания начинают работу с картиной и учебником.

6. Изучение нового материала

Вызывает к доске с картой представителей групп по очереди для рассказа по результатам работы по вопросам задания. Объявление группы, которая лучше справилась с заданием.

Выделенные группы, работавшие над заданиями, выбирают одного рассказчика, и он отвечает на вопросы задания. Оценивают работу других групп.

7. Оценивание работы каждого внутри группы.

Каждой группе предлагается самостоятельно оценить работу каждого члена группы и оценки выставить на листочке.

Ученики определяют какую оценку они бы поставили друг другу за вклад в работу в группы.

8. Работа по заданиям с картинами.

Ученикам, взявшим задания по картинам в учебнике:

«Торг в стране восточных славян» стр. 35;

«Призвание варяжских князей» стр. 36;

Миниатюра «Поход руси на Константинополь» стр.39.

Ученики отвечают на вопросы данные к картинам в учебнике и вопросы к миниатюре.

9. Обобщение и систематизация знаний.

Кратко перечислить основные вопросы, рассмотренные на уроке.

Ученики, работавшие в группах, сдают листочки с выставленными членам группы оценками.

10. Подведение итогов урока

Выставление итоговой оценки за два урока. Работавшие в лучшей группе получают две оценки (коллективную и самостоятельно выставленную)


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Этапы урока

Время

1. Организация начала урока

2 мин.

2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока.

10 мин.

3. Объявление темы урока и основных вопросов

1 мин.

4. Переход к главной теме урока

1 мин.

5. Объявление результатов работы на предыдущем уроке.

2 мин.

6. Изучение нового материала

15 мин.

7. Оценивание работы каждого внутри группы.

10 мин.

8. Работа по заданиям с картинами.

9. Обобщение и систематизация знаний.

2 мин.

10. Подведение итогов урока

2 мин.

ХОД УРОКА

Урок проводился в трёх 6-х классах А, Б и В. Во всех классах общее замечание с трудом уложились в отведённое время урока. Часть ребят в группах остались пассивными слабо, либо вообще не участвуя в работе. В 6 А в течении урока часто становилось шумно. Несколько раз пришлось успокаивать класс. Был упущен контроль над общим поведением класса. На 35 минуте из-за сильного шума вмешался преподаватель. В В классе контроль был упущен на последних 5-10 минутах урока затем восстановлен. Класс пришлось задержать после звонка и разобрать их поведение.

В 6 Б и 6 В сразу выделилась «сильная» группа, оставшиеся две явно были слабее. Часть групп подошла к работе формально – пользуясь только информацией с учебника. Также некоторые вопросы данные группам были плохо рассмотрены или время, отведённое на рассказ, затягивалось из-за слабых ответов. Две группы в А классе и одна в Б подошли творчески, сделав небольшие доклады. Оценки выставлены практически всем.

САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА:

1. Цели занятия: учебные цели в целом достигнуты.

2. Пути их достижения: разделение учеников на группы по случайному признаку, выдача каждой группе общего задания, диалог учителя с учениками, вопросы учителя, работа учеников, работа с учебником, работа в тетради, самостоятельная работа по заданиям учителя; выставление оценок всей группе, учёт при выставлении оценок мнения участников группы.

3. Полученные результаты:

- воспитательные – ученики познакомились с работой в группе над общим заданием; ученики попытались самостоятельно оценить работу каждого в группе и сравнить работу групп.

- по учебному процессу – изучена новая тема «Образование государства Русь»; отработаны навыки работы с картой и учебником по поиску необходимой информации.

4. Причины, обусловившие удачи и трудности занятия:

- не выделены обязательные ключевые моменты в теме на этапе подготовки, что привело в некоторых случаях к уходу во второстепенные вопросы;

- в некоторых случаях отвлечения внимания на отдельных учеников упускался контроль за уровнем шума в классе, что приводило к остановкам в учебном процессе;

- упущено из виду, что ученики только учатся работать в группах, и не имеют навыков организации работы в группе;

- в некоторых группах ученики подошли к выставлению оценок друг другу ответственно, в некоторых формально (в том числе во всех группах, ставших лучшими);

- незнание большинства учеников по имени.

Подпись методиста______________________



Предварительный просмотр:

1 группа

1) Кто играл главную роль в решении важных для «племени» вопросов?

2) Найдите и покажите на карте (учебника, атласа, электронной формы учебника) торговые пути, проходившие по территории восточных славян. Какие реки играли главную роль в торговле?

3) Что общего имели между собой западнославянские государства и государство, возникшее у восточных славян в VIII-IX веках?

2 группа

1) Найдите и покажите на карте соседей восточных славян (страны и народы) на юге, востоке, севере.

2) Объясните, как соотносятся между собой термины: викинги, норманны, варяги. Чем они были известны в Европе? Привлекайте материал из истории Средних веков. Опишите на основании рисунков в учебнике (стр. 35) ладью и вооружение варягов.

3) Проследите по карте торговый путь «из варяг в греки». Почему он так назывался?

3 группа

1) Объясните почему летописный рассказ о призвании варягов вызывал острые споры среди учёных?

2) Какую роль сыграло призвание варягов в истории русского государства?

3) Какие два центра были очагами русской государственности? Покажите их на карте. Расскажите, что произошло в 882 году.



Предварительный просмотр:

1. Самостоятельно, при помощи карты на с. 41 и текста учебника, напишите, какие древнерусские города располагались на указанных реках.

Волга

Волхов

Десна

Днепр

Западная Двина

Ока

Припять

Сейм

2. Представьте, что вы древнерусский купец. Чем бы вы заполнили трюмы своего корабля, если бы отправлялись в Византию? Что бы закупили в Константинополе для продажи дома? Впишите названия товаров в пустые клетки.


2. Представьте, что вы древнерусский купец. Чем бы вы заполнили трюмы своего корабля, если бы отправлялись в Византию? Что бы закупили в Константинополе для продажи дома? Впишите названия товаров в пустые клетки.

1. Самостоятельно, при помощи карты на с. 41 и текста учебника, напишите, какие древнерусские города располагались на указанных реках.

Волга

Волхов

Десна

Днепр

Западная Двина

Ока

Припять

Сейм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России "Формирование советской государственности" 9 класс

Разработка урока по истории России "Формирование советской государственности" в 9 классе по учебнику Данилова...

План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Ро...

План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Р...

План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе

Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...