УПРАВЛЕНИЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА В КОНЦЕ 20-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
статья по истории

ПШЕНИЧНЫЙ Алексей Геннадьевич

В статье описана сложившаяся к концу 20-х гг. XIX в. система управления Колывано-Воскресенского (с 1834 года Алтайского) округа, которая была юридически оформлена "Учреждением об управлении Колывано-Воскресенских заводов" 16 апреля 1828г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА В КОНЦЕ 20-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

Пшеничный Алексей Геннадьевич, учитель истории и обществознания

Cложившаяся к концу 20-х гг. XIX в. система управления Колывано-Воскресенского (с 1834 года Алтайского) округа была юридически оформлена "Учреждением об управлении Колывано-Воскресенских заводов" 16 апреля 1828г. (1). Ее центральное звено было представлено царским Кабинетом, который "начал выделяться из общегосударственных учреждений в 40-х гг. XVIII в., когда в его ведении оказались не только государственные дела, но и управление императорским имуществом. С 1786 г. он утратил свою прежнюю роль, превратившись в хозяйственную канцелярию по заведыванию собственностью царя и членов императорской фамилии" (2). С 1826 г. Кабинет Его Императорского Величества вошел в состав Министерства императорского двора и уделов. Министерство императорского двора и уделов составляло ни одно, а два автономных ведомства, связующим звеном между которыми был министр императорского двора и уделов и общеминистерские органы (3). Занимая особое положение в центральном аппарате управления империи, Кабинет был подотчетен лично царю и не зависел ни от одного высшего органа власти. Он ведал обширным хозяйством, наиболее доходной частью которого являлись Колывано-Воскресенские сереброплавильные заводы.

Местная распорядительная власть принадлежала начальнику заводов, при котором состояла особая канцелярия. Он с 1822г. являлся томским гражданским губернатором, что создавало условия для обслуживания за счет казны интересов кабинетского ведомства и отрицательно влияло на управление Томской губернии. По оценке генерал-губернатора Западной Сибири А.О. Дюгамеля, данное обстоятельство было "...главной причиной того, что Томская губерния всегда управлялась хуже всех остальных Российских губерний" (4). Губернаторы из горных генерал-майоров не особенно разбирались в вопросах гражданского управления и занимались ими в дополнение к основной своей функции - руководства горно-металлургическим комплексом. Начальник заводов являлся председателем Горного правления, которое находилось в городе Барнауле и было местным правительством. В его состав входили начальник заводов и 4 советника, имевшие совещательный голос.

Все дела Горного правления делились на 4 отделения: рудников и заводов, приписных крестьян, судное и счетное, каждое из которых находилось в ведении одного из советников и в свою очередь подразделялось на несколько столов во главе со столоначальниками (5). По штатам, утвержденным 16 апреля 1828 года, в Горном правлении на службе состояло 19 горных офицеров и чиновников различных рангов. Общая сумма на их содержание и канцелярские расходы равнялась 33224 руб. (6). В Горное правление входили два секретаря: один по горной части, другой по военно-судным делам и хозяйственному управлению крестьянами, 12 столоначальников, бухгалтер, журналист, писцы и экзекутор. При Горном правлении действовали главная лаборатория, главная чертежная, архив и инспекция медицинской части (7). В подчинении Горного правления находились 8 горных контор во главе с управляющими, 10 управителей волостей приписных крестьян (см. схему).

Круг обязанностей Горного правления был довольно широк. К нему относились: наблюдение за горным производством, управление всеми категориями рабочей силы, лесным хозяйством, горным городом и заводскими селениями. В подчинении Горного правления состояла ведомственная окружная полиция и военные суды. Оно направляло обучение в горном училище и заводских школах, имело в своем распоряжении госпитали, аптеку, богодельню. Одной из главных функций правления являлось ведение счетоводства и другого делопроизводства по округу (8).

Ежегодно после выплавки положенного количества серебра в здании Горного правления созывался Горный совет под председательством окружного начальника. В него входили советники Горного правления, все руководители заводов, рудников, горнозаводских районов и других производственных подразделений по усмотрению председателя. Горный совет представлял собой периодически действующий совещательный орган при начальнике заводов и занимался рассмотрением отчетов по искусственной и хозяйственной части каждой горной конторы. Здесь заслушивался общий годовой отчет, предназначенный Кабинету и расписание работ на следующий заводской год, разбирались причины невыполнения производственных заданий предшествовавшего периода, обсуждались результаты опытов и проекты по усовершенствованию производственного процесса. Начальник заводов имел право созывать Горный совет вне расписания для решения какого-либо экстренного вопроса, доложив об этом в Кабинет. Исполнение решений Горного совета являлось обязательным для всех структурных подразделений округа.

Вторую ступень окружного управления составляли Горные (Заводские) конторы и земские управители. В ведении Горных (Заводских) контор находились мастеровые, рабочие люди, урочные служители.

Власть земских управителей распространялась на приписных крестьян. К 1830 г. на территории округа действовало 8 Горных (Заводских) контор: Барнаульская, Змеиногорская, Салаирская, Локтевская, Павловская, Сузунская, Томская, Колыванская. Они подчинялись Горному правлению и начальнику заводов (9). Конторы в структурном отношении копировали Горное правление, то есть подразделялись на общее присутствие и канцелярию. Общее присутствие формировалось из управляющего конторой, его помощника и дополнительных членов по назначению начальника заводов. Численность администрации Горных контор была различной, и колебалась от 6 (в Томской) до 26 человек (в Змеиногорской) (10). В своей деятельности они подчинялись распоряжениям Горного правления и начальника заводов, имевшего право назначать и смещать всех должностных лиц Горной конторы, вплоть до управляющего (11). Управляющий нес ответственность за организацию производства, состояние рудников, лазаретов, делопроизводство в самой конторе. Ему вменялась инспекция всех подведомственных объектов, освидетельствование "наличных денежных сумм, материалов и книг". По результатам ревизии он обязан был представить отчет в Горное правление (12). Как отмечает Е.М.Борблик, главной задачей заводских контор было обеспечение лучшей организации производства для получения возможно большего дохода от предприятий (13). В их обязанность входило следить за правильной разработкой рудников и добычей руд, выплавкой металла с дальнейшим производством из него различных изделий, не допускать высокий процент угара при плавке, и добиваться уменьшения производственных затрат (14). Заботам контор поручались тюрьмы, госпитали, леса, заготовление различных материалов и припасов, поддержание в хорошем состоянии всех казенных построек, учет и наблюдение за трудом мастеровых, рабочих людей, урочников, приписных крестьян, своевременная высылка и определение их к работам (15). При Горных (Заводских) конторах действовала горная полиция. "Учреждение" 1828 г. определяло устройство полицейского аппарата. В селениях при заводах и рудниках назначались приставы горной полиции. В малолюдных горных селениях их обязанности исполняли управляющие заводом или рудником (16).

Ко второй же ступени горнозаводского управления принадлежали земские управители и депутаты по делам приписных крестьян. Управительства были промежуточной инстанцией между волостью и уездом. Это были объединения волостей под ведением одного горного чиновника. Как показало исследование Е.М. Борблик, управительства в Колывано-Воскресенском округе имели большее значение, чем административно-территориальное деление губернии на уезды (с 1822 г. округа) (17). Через земских управителей до крестьян доводились административные распоряжения горного и гражданского начальства, производилось распределение заводских работ между ними и осуществлялся контроль за их исполнением. Управительства были рабочей административной единицей на территории округа. В них входило от 1 до 6 волостей приписных крестьян. Земские управители подчинялись второму отделению Горного правления (18). По полицейским делам они подчинялись земским судам Томской губернии, что создавало "возможность контроля со стороны гражданской администрации (19). Интересы приписных крестьян в судебных органах Томской губернии представляли депутаты по делам приписных крестьян. Их учреждение на Алтае было вызвано распространением на приписных крестьян правил судопроизводства, принятых в удельном ведомстве, по которым крестьяне лишались возможности лично или через поверенных обращаться в суд и участвовать в судебном процессе. Через депутатов по делам приписных крестьян Горное правление контролировало деятельность уездных и губернских судов. (20).

В распоряжении местной бюрократии находилось одно из подразделений войск внутренней стражи 12-й Линейный Сибирский батальон.

Таким образом, к концу 20-х гг. XIX в. сложившаяся система управления округа отличалась наличием многоярусного, разветвленного аппарата. Вероятно, это диктовалось сложностью огромного хозяйства, необходимостью наладить его бесперебойную работу. Каждое звено управленческой структуры наделялось не только хозяйственной властью, правом надзора за подчиненными органами, но также полицейскими и судебными функциями, что обуславливалось необходимостью внеэкономического принуждения всех категорий под невольного населения округа.

Примечания

1. ПСЗРИ-2. Т.3. №1960.

2. См. подробно: Жидков Г.П. Кабинетское землевладение (1747-1917 гг.). Новосибирск, 1973.

3. Соболева Т.Н. Управление горнозаводским хозяйством Кабинета на Алтае в XVIII – первой половине XIX в.// Алтайский сборник. Выпуск XIV. Барнаул, 1991.

4. Цит. По: Соболева Т.Н. Управление горнозаводским… С.38.

5. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.4-5.

6. РГИА Ф.468. Оп. 18. Д.729. Л. 1-2.

7. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.6.

8. Там же. Л.48.

9. Там же. Л.3.

10. РГИА Ф.468. Оп.18. Д.729. Л.5, 7.

11. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.7, 8, 19.

12. Там же. Л.20.

13. Борблик Е.М. Заводские и рудные конторы в системе управления Колывано-Воскресенского горного округа в XVIII в.// Ползуновские чтения 1989г. Барнаул, 1989.

14. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.19.

15. Там же. Л. 20.

16. Там же. Л. 14.

17. Борблик Е.М. Административные преобразования в Колывано-Воскресенском горном округе в конце XVIII – первой половине XIX вв.// Вопросы истории и историографии Алтая и Сибири. Барнаул, 1994.

18. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.3.

19. Соболева Т.Н. Управление приписными крестьянами Алтайского горного округа в 20-50 гг. XIX в.// Хозяйственное освоение Сибири. История, историография, источники. Выпуск 1. Томск, 1991.

20. КГКУ ГААК Ф.2. Оп.1. Д.1. Л.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории "Расширение границ СССР в конце 30-х годов 20 века" 9 класс

презентация рассказывает о присоединениии к СССР западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, о советско-финской войне....

Изображение картин природы в творчестве русских поэтов и живописцев конца XIX и начала XX века.

ЦЕЛИ:1 .Познакомить учащихся с понятием пейзажная лирика.2.Привлечь внимание учащихся к образности и красочности стихотворений И.Бунина, С.Есенина, В.Брюсова.3 .Пробудить гражданское чувство духовного...

Тест "Внешняя политика России в конце 20 - в начале 21 века"

Повторительно - обобщающий тест по теме "Внешняя политика России в конце 20 - в начале 21 века" ...

Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"

Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...

Преимущества современной российской военной техники ( на примере танка Т- 90) перед иностранными аналогами (Ml Абрамс) в конце XX в начале XXI века

Автор рассмотрел и исследовал российский танк Т-90 и сравнил его с М1 Абрамс. В работе рассмотрены все технические характеристики танка.Ученик создал виртуальную ситуацию, в которой испытал двух сопер...

«Урок конца XX и начала XXI века»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...