Методы учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра
опыты и эксперименты по истории

Ижетникова Екатерина Владиславовна

В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchebno-poznavatelnaya_igra.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра

Доклад

Екатерина Владиславовна Ижетникова, учитель истории и обществознания

21.02.2022


Педагогическая игра, в отличие от игр в целом, обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Значение игры и состоит именно в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности. Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.
1

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство побуждения интереса к учению.

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос «А кто думает иначе?», «А что вы думаете по этому поводу?». И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.2

В самом термине «учебно-познавательная игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Учебно-познавательную игру не надо путать с забавой. Учебно-познавательную игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Учебно-познавательная игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В учебно-познавательных играх есть возможность формировать новые знания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно учебно-познавательные игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам

Учебно-познавательная игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебно-познавательная игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В учебно-познавательных играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому учебно-познавательная игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).3

Таким образом, в ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Учебно-познавательная игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В учебно-познавательных играх есть возможность формировать новые знания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Список литературы:

  1. Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся / М. С. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47068/ (дата обращения: 01.02.2022).
  2. https://studbooks.net/2408483/tovarovedenie/poznavatelnye_igry
  3. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6987



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы и методы для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»

Статья, опубликованная в сборнике конференции НИПК и ПРО 2012....

Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Игра как метод активизации учебно-познавательной деятельности

В работе представлен опыт использования игровых технологий на уроках химии....

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

«Проектная деятельность – учебно - познавательные проекты 5-9 классы» Планирование курса - 5 класс.

ФГОС ОО предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у не...

Методическая рекомендация «Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.  Данная рекомендация создана для того, чтобы повысить...