Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
рабочая программа по истории

Борисов Дмитрий Дмитриевич

Рабочая учебная программа для учителей истории

«Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma_dlya_uchiteley_istorii_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа для учителей истории

«Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС» 

Пояснительная записка.

Методика преподавания истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Наука изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Объект изучения методики – это содержание, организация формы и метода обучения. Предмет изучения методики – педагогический процесс обучения. Методика дает ответы на вопросы: зачем учить, чему учить и как учить?

Методика ориентирована на основные факторы обучения в школе:

1. Цели, определяемые государством и обществом.

2. Содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах.

3. Научно-методическая организация процесса обучения. Формы, методы, методические приемы, средства преподавания.

4. Познавательные возможности учащихся.

5. Результаты обучения.

В рамках изучения дисциплины каждая  тема рассматривает данные факторы обучения последовательно, как отдельно, так и в процессе их взаимодействия.

Методика преподавания тесно связана с самой историей, с историческими знаниями. Цель методики – отобрать наиболее существенное, важное, то, что может быть успешно воспринято учащимися, и суметь закрепить эти знания в школе.

        В итоге, овладение знаниями по методике преподавания истории в школе позволит сформировать  целостное представление о последовательном и поэтапном формировании компетенций в процессе преподавания истории и той роли, которую в нем играет учитель.

Цели и задачи курса:

Цель изучения курса состоит в том, чтобы сформировать  целостную систему теоретических знаний и практических умений преподавания истории в школе.

Задачи:

- усвоение  учащимися основных понятий  исторического и методического содержания;

- выявление основных этапов и закономерностей развития истории методической мысли;

- определение особенностей развития и содержания современной методической мысли и практики ее реализации;

- воспитание ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Учитель должен знать:
- историю развития отечественной методической мысли;

- основные проблемы современного школьного исторического образования;

- основы построения образовательного процесса на уроках истории в школе.

Учитель должен уметь:
-
выделять проблемы и ставить цели преподавания истории в школе;
- обосновывать выбор содержания и способов организации уроков, в соответствии с поставленными целями;
- представлять результаты своей педагогической деятельности. 

Содержание курса

ТЕМА 1. Методика преподавания истории как отрасль педагогической науки. Ее предмет и задачи.

Предмет и задачи методики преподавания истории. Цель как основной фактор обучения. Место цели в системе факторов обучения. Содержание обучения. Преподавательская деятельность учителя. Обучающая деятельность учащегося.  Связь методики преподавания истории с другими науками. Принципы построения  программ по истории. Характеристика школьного учебника, его функции.

ТЕМА 2.  Процесс формирования исторических знаний.

Место содержания как важного фактора в процессе обучения истории.  Структура исторических знаний учащихся и характеристика ее основных компонентов. Методика формирования представлений об исторических фактах. Локализация исторических фактов во времени. Методика формирования временных представлений. Локализация исторических фактов в пространстве. Методика работы с картой. Методика формирования исторических понятий на уроках истории. Общая классификация умений. Методика формирования умений.

ТЕМА 3. Общая характеристика методов обучения истории. 

Общая характеристика основных средств обучения истории. Проблема методов в педагогической и методологической литературе. Выбор методов, приемов и средств обучения истории. Метод устного изучения истории. Его роль и место в формировании исторических знаний.

ТЕМА 4. Наглядный и словесно-печатный методы обучения истории. 

Роль и особенности наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач. Виды наглядных пособий. Правила отбора и демонстрации наглядных пособий. Методика работы с учебником на уроках истории. Использование документов и методика работы с ними.

ТЕМА 5. История становления исторического образования и методической мысли.

Начальный период становления исторического образования. Период существования истории как самостоятельного учебного предмета. Монархический  подход к развитии. Высшего образования. Советская система исторического образования.  Трудовая школа. Линейный принцип преподавания истории. Реформирование системы исторического образования.

ТЕМА 6. Цели исторического образования.

Цель как основной фактор обучения. Место цели в системе факторов обучения.Принцип постановки общей (стратегической цели образования). От общих целей образования к целям урока

ТЕМА 7.  Содержание исторического образования.

Место содержания как важного фактора в процессе обучения истории. Содержание как средство формирования компетенций

Структура содержания исторического образования Отражение содержания исторического образования в стандарте.

ТЕМА 8. Структурно-функциональный анализ  содержания исторического образования.

Понятие СФА.  СФА как способ анализа содержания и технологичной постановки цели урока. Выявление основных (смысловых) компонентов содержания на эмпирическом и теоретическом уровнях.  Определение функций каждого компонента в комплексе метапредметных, предметных и личностных результатов. Постановка цели урока на основании проведенного анализа. Структурно-функциональный анализ содержания темы урока.

ТЕМА 9. Анализ  современных учебников истории.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса: 

Рекомендованная литература:

  1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 8, № 9. 
  2. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое пособие для системы постдипломного образования. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002.
  3. Беззвучная история. Школьные учебники истории и акустическое измерение // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. № 6.
  4. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.
  5. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5. 
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.
  7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.
  8. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). Челябинск: «Книга», 1993.
  9. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. - М., 1996.
  10. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
  11. Динерштейн Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 8.
  12. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт. М., 2002.
  13. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 
  14. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе. -2002. - № 3.
  15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
  16. Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания, 2006, №10.
  17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2001. 256 с.
  18. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / Практическое пособие для учителей. М., 1999.
  19. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. М.,1990.
  20. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982.
  21. Нагаева Г. Все персоналии истории России. Мини-справочник. – Феникс, 2015.
  22. Настольная книга учителя истории. Справочно-методическое пособие. М. 2003.
  23. О разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. № 1.
  24. Платонов С. Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. М., 2015.
  25. Соколов В.Ю. Основания и формы проектирования содержания исторического образования. Метод. пособие по спецкурсу. Томск: Изд-во Томск. ун-та,1998.
    Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002.
  26. Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000, 2004.
  27. Студеникин М.Т. Некоторые итоги и перспективы реформ исторического образования //Преподавание истории в школе. – 2001. - № 2.
  28. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги. Поиск путей обновления школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.
  29. Тематическое планирование курсов истории в основной школе (5-9 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. № 4.
  30. Удалось ли создать историко-культурный стандарт // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. № 9.
  31. Шевырев А.П. Тенденции развития учебной литературы по истории России // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 7.
  32. Ямбург Е.А. Воспитание историей. - М., 1989.
  33. Ясвин В.А. Образовательная среда М. 2007.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно библиотечные системы:

Поисковые системы российского сегмента сети Интернет

Поисковая система «Яндекс»

http://www.yandex.ru 

Поисковая систем Google (Россия)

http://www.google.ru 

Поисковая система «Рамблер»

http://www.rambler.ru 

Поисковая система «Апорт»

http://www.aport.ru 

Поисковая система «Поиск@Mail.ru»

http://go.mail.ru 

Интеллектуальная поисковая система Nigma

http://www.nigma.ru 

Международные поисковые системы

Поисковая система Google

http://www.google.com 

Поисковая система Live Search

http://www.live.com 

Поисковая система Yahoo!

http://search.yahoo.com 

Поисковая система AltaVista

http://www.altavista.com

Общероссийские образовательные порталы

Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru 

Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru 

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru 

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://eor.edu.ru 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru 

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru 

Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

http://www.humanities.edu.ru 

Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

http://www.ecsocman.edu.ru 

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

http://www.law.edu.ru 

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru 

Лекции по истории on-line для любознательных

http://www.lectures.edu.ru 

Инновационные технологии в гуманитарном образовании:

материалы по преподаванию истории

http://www.teacher.syktsu.ru 

Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru 

Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории

http://www.historic.ru 

Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

http://www.worldhist.ru 

Российский электронный журнал «Мир истории»

http://www.historia.ru 

Государственная публичная историческая библиотека России

http://www.shpl.ru 

Государственный архив Российской Федерации

http://www.garf.ru 

Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext 

Хронология русской и западной истории

http://www.istorya.ru/hronos.php 

http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html 

Проект «День в истории»

http://battle.volgadmin.ru 

История Древнего Рима

http://www.ancientrome.ru 

История Древней Греции

http://www.greeceold.ru 

Древняя Греция: история, искусство, мифология

http://www.ellada.spb.ru 

Забытые цивилизации

http://www.forgotten-civilizations.ru 

Библиотека текстов Средневековья

http://www.vostlit.info 

Центр антиковедения

http://www.centant.pu.ru 

Лабиринт времен: исторический веб-альманах

http://www.hist.ru 

Специализированные азы данных:

1. Виртуальная энциклопедия «Династия Романовых» –http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html.

 2. Компьютер на уроках истории, обществознания и права – исторические карты и картинки, исторические гравюры, монастыри и крепости, учебно-методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам http://lesson-history.narod.ru 

3. Исторический портал EVIL-GUEST посвящён истории древнего мира. Интересные исторические факты, культура и искусство древних цивилизаций, выдающиеся личности далёкого прошлого, мифы. Древние Славяне, Скифы, Греция, Египет, Вавилония, Рим, Ацтеки, Майя, Инки http://civil.max.ru

 4. Сайт Российские императоры рассказывает о русских монархах от Петра Великого до Николая II  http://rusimper.narod.ru/about.html

5. История России (6 класс) – уроки по истории России VIII-XV вв. с использованием компьютера. Иллюстрации, карты, схемы   http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm 

6. История России (7 класс) – уроки с использованием компьютера по истории России XVI-XVII вв. Иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia7.htm 

7. История России (8 класс) – уроки по истории России XIX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm 

8. История России (9 класс) – уроки по истории России XX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы   http://lesson-history.narod.ru/russia9.htm 

9. Новая история (7 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 7-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh7.htm 

10. Новая история (8 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 8-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm 

11. Новая история (9 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 9-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm 

12. История средних веков (6 класс) – поурочное планирование курса "История средних веков" для 6-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/sv.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»

Данная программа предполагает изучение истории  России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....

Особенности преподавания истории слепым и слабовидящим учащимся в условиях реализации ФГОС ООО

Методические рекомендации по препоаванию истории слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО...