Православная церковь в Древнерусском государстве
план-конспект урока по истории (6 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Урок истории в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор разработки

Чудецкий А.Н., учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 338 Невского района Санкт-Петербурга.

Тема урока

Православная церковь в Древнерусском государстве, 6 класс (урок истории)

Тип урока

Урок освоения нового знания.

Цель урока

Сформировать понимание обучающимися основных значений понятия «церковь», дать представление об устройстве православного храма и церкви как религиозной организации.

Образовательные
ресурсы

  1. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. История России : 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева] ; под ред. акад. РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. - (ФГОС);
  2. Русская Православная Церковь 988—1988. Очерки Истории I—XIX вв. - М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988;
  3. Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=YMqnycVQJW8;  https://www.youtube.com/watch?v=JfJO9AWpi5A.

План урока

1. Появление христианства в России: вспоминаем изученное;

2. Церковь как здание;

3. Церковь как религиозная организация.

Личностно значимая проблема

В повседневной речи обучающиеся регулярно слышат слова «церковь», «служба в церкви». Почему эти слова/словосочетания могут иметь разное значение и как ориентироваться в этих значениях?

Используемые материалы

Презентация (При необходимости в презентацию между слайдами могут быть добавлены «черные слайды». В данной презентации они не добавлялись, чтобы не «перегружать» электронный документ),

раздаточный материал.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Церковь как культовое здание, церковь как религиозная организация; алтарь, придел, трапезная, паперть; патриарх, митрополит, епископ, духовенство.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: знают понятия; понимают, что такое «церковь» и какие значения может приобретать этот термин; узнают основные части православного храма; узнают устройство церковной организации в России.

Получат возможность научиться: работать с раздаточным материалом; наносить обозначения на схему; высказывать собственное мнение, суждения.

Обеспечиваются связи с ранее изученными темами: «Крещение Руси» (за счет повторения материала), «Славяне в древности» (за счет отсылок к язычеству, фигурам Кирилла и Мефодия), «Церковь в Европе в Средние века» (за счет отсылок к трем ветвям христианства, проведения аналогий между титулами «патриарх» и «Папа Римский», употребления терминов, имеющих распространение во всех трех ветвях христианства)

Познавательные: дополняют терминологический аппарат, осознают полисемичность исторической терминологии.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, вопросами слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; соотносят различные точки зрения, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют индивидуальную и групповую работу, оценивают эффективность учебной деятельности, осознают потребность в изучении истории религии и православия, в частности.

Обеспечиваются связи с русским языком и литературой (за счет анализа полисемичности терминов, отсылок к фигурам Кирилла и Мефодия, влиянию древнегреческого языка на становление русского языка), ОРКСЭ (за счет изучения истории православия), обществознанием (за счет анализа структуры церковной организации, отсылок к патриархату), ИЗО и искусство (за счет анализа устройства православного храма)

Научатся отличать различные подходы к толкованию понятия «церковь».

Смогут ориентироваться в устройстве православного храма.

Получат возможность повысить уровень культуры.

Урок способствует воспитанию религиозной терпимости и взаимоуважения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

Контроля

Подготовка к уроку

Учитель просит обучающихся сесть таким образом, чтобы во время урока они могли объединиться в группы по 3-4 человека. Просьбу можно озвучить в момент, когда класс заходит в кабинет, или заранее передать ее тем обучающимся, которые находятся рядом с кабинетом во время перемены.

Учитель готовит раздаточный материал. На стол к каждому обучающемуся выкладывается распечатанный словарик (см. приложение 1)

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1. Взаимное приветствие учителя и обучающихся в начале урока.

2.Учитель просит поднять руки тех, кто знает в городе хотя бы один храм.

Учитель отмечает, что большое количество поднятых рук (большинство обучающихся поднимают руки после данного вопроса) свидетельствует, что храмов и церквей в городе много, поэтому они должны стать предметом пристального изучения.

3. Задает вопрос: к каким вероисповеданиям относятся храмы и другие культовые места, известные обучающимся? Какая религия наиболее распространена в России?

Чаще всего обучающиеся отвечают или «христианство», или «православие». В этот момент урока учителю следует объяснить обучающимся, что христианство принято рассматривать как одну религию, внутри которой можно выделить ряд ветвей (православие, католицизм, протестантизм и т.д.).

Учитель отмечает, что обучающиеся правильно определили, что христианство (а именно православие) – наиболее распространенная религия в России. Православных церквей и храмов в современной России  - более 30 тысяч.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Отвечают на вопросы .учителя.

Фронтальная

работа

.

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в работе класса; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: принимают официальную форму приветствия и правила работы на уроке.

Коммуникативные: формулируют собственное суждение, принимают комментарии учителя.

Устные ответы.

II. Акту-ализация знаний и формулировка темы урока

4

Беседа.

1. Учитель способствует повторению ранее изученного материала: когда Древнерусское государство официально приняло христианство? Какой правитель инициировал эту реформу? Из какой страны Русь заимствовала христианство? Какая религия была официальной в России до 988 года? Кто считалась первой христианкой на Руси задолго до Владимира Святого? Какие -известные храмы были построены при Владимире и его сыне Ярославе? Опрос проводится фронтальным образом по «поднятой руке».

2. Учитель должен отметить, что в результате деятельности Владимира Святого на Руси появилась «церковь». Вместе с обучающимися формулирует тему: «Церковь в Древнерусском государстве» (допускаются близкие по смыслу формулировки темы урока). Тема фиксируется на доске (название не выводится в презентации, т.к. наличие названия в презентации снижает возможность варьировать название в зависимости от того, как тему сформулируют обучающиеся).

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

2. Совместно с учителем формулируют тему урока.

Фронтальная работа.

Личностные: стремятся оценить собственные знания, вспомнить изученное.

Познавательные: самостоятельно формулируют ответы на вопросы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для повторения изученного и формулировки темы.

Регулятивные: во взаимодействии с учителем и одноклассниками формулируют тему урока.

Устные ответы, фиксация обучающимися темы урока.

III. Изучение нового материала. Часть 1.

Изучение нового материала. Часть 2.

3

5

3

Интерактивная лекция, работа с презентацией.

Работа в группах со схемой православного храма.

Взаимодействие одноклассников из разных групп, самопроверка и проверка друг друга.

1.1. Учитель задает вопрос: «что мы обычно понимаем под словом «церковь»?

Чаще всего обучающиеся дают ответы: «храм», «место, где молятся», «место, где работают священники», «здание», «здание с куполами».

Учитель подводит итог: «Церковь – это религиозное сооружение, предназначенное для собрания верующих и совершения ими религиозных обрядов». Определение выводится на экран (см. слайд 1) и записывается.

1.2. Учитель просит обучающихся объединиться в группы по 3-4 человека. Учитель призывает обучающихся разобраться с устройством православной церкви. На каждую группу выдается схема православного храма (см. приложение 2). Обучающиеся с помощью заранее выданного на каждого из них словарика (см. приложение 1) должны отметить на схеме основные части православной церкви.

Когда первая группа заканчивает работу раньше всех, учитель проверяет результаты работы, делает исправления и комментарии. Затем участники справившейся группы идут проверять результаты работы своих одноклассников (данная цепочка «выполнил – проверил – иду проверять» может работать вплоть до завершения работы всего класса на данном этапе урока; как правило, это обеспечивает быструю и эффективную проверку выполнения работы).

По итогам выполнения работы план церкви выводится на экран (см. слайд 2). Учитель поясняет значение слова «корабль», под которым понимается вся основная часть здания церкви.

Отвечают на вопросы, ведут записи.

Работают в группах, используют раздаточный материал, обмениваются мнением.

Осуществляют самопроверку и проверку результатов работы одноклассников.

Выслушивают учителя, задают уточняющие вопросы.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Коллективная работа. Возможно передвижение по классу.

Индивидуальная работа.

Личностные: стремятся к получению новых знаний, формированию умения работать со схематическими материалами.

Познавательные: изучают устройство православного храма, дополняют терминологический аппарат.

Регулятивные: выстраивают работу в группе, анализируют информацию, излагают решение.

Коммуникативные: взаимодействуют внутри группы, излагают свое решение, выслушивают партнера, оценивают результаты работы, получают навыки подготовки ответа.

Личностные: стремятся к получению новых знаний, формированию умения анализировать происхождение слова.

Познавательные: изучают организационное устройство Русской церкви, дополняют терминологический аппарат.

Регулятивные: анализируют информацию на экране, излагают решение задачи, при необходимости советуются с соседями по парте.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, излагают свое решение, выслушивают партнера и учителя, получают навыки подготовки ответа.

Устные ответы.

Заполнение схемы.

Заполнение схемы, уточняющие вопросы.

4

10

Беседа, интерактивная лекция.

Работа с презентацией, анализ происхождения термина, беседа с учителем.

2. Учитель задает вопрос «помнит ли кто-то из обучающихся, сколько в России православных церквей?». Как правило обучающиеся запоминают число, указанное в начале урока, и могут ответить на этот вопрос (более 30 тыс.).

Что нужно для управления таким количеством церквей и храмов?

Чаще всего обучающиеся дают ответы: «управляющий», «главный», «Президент», «тот, кто будет всеми церквями руководить»; иногда некоторые обучающиеся вспоминают титулы церковных иерархов: «патриарх», «епископ», «митрополит».

Учитель подводит обучающихся к мысли, что существует организация, которую тоже называют церковь. Записывается определение: «Церковь – это организация, занимающаяся распространением религиозной веры и руководством приверженцами данной религии» (см. слайд 3).

Учитель отмечает, что в России крупнейшая православная организация называется «Русская православная церковь».

Учитель отмечает, что у церкви был свой глава. На экран выводится происхождение слова «патриарх» (см. слайд 4). Обучающиеся должны назвать титул главы церкви, могут совещаться в парах (при обсуждении следующих терминов они также могут совещаться в парах). Если обучающиеся не могут догадаться, особый упор делается на слове «патер» - отец. Как правило обучающиеся, дают правильный ответ. Учитель проводит параллель с католичеством (в православной церкви титул главы произошел от слова «отец», а главу католической церкви называют «Папа Римский»).

Учитель отмечает, что патриарх в древности обычно жил в Византии, т.к. оттуда пришло христианство на Русь.

Учитель объясняет, что патриарх назначал помощника, который управлял церковью в Древнерусском государстве. На экран выводится происхождение слова «митрополит» (см. слайд 5). Обучающиеся должны назвать титул. Если обучающиеся не могут догадаться, особый упор делается на слове «митер» - мать. Как правило обучающиеся, дают правильный ответ. Учитель проводит аналогию: в церкви патриарх («отец») стоит выше по значению, чем митрополит («мать») также, как в патриархальных семьях.

 Киевский митрополит назначал своих помощников, которые управляли духовенством на отдельных территориях. На экран выводится происхождение слова «епископ» (см. слайд 6). Обучающиеся должны назвать титул. Как правило обучающиеся, дают правильный ответ.

Учитель спрашивает: из какого языка пришли все три слова, которые были упомянуты? (древнегреческий). Учитель показывает, что греческая культура оказала большое влияние на русскую культуру, напоминает обучающимся фигуры Кирилла и Мефодия.

В процессе работы структура церкви Древнерусского государства фиксируется в виде простой схемы на доске, чтобы обучающиеся могли зафиксировать схему в тетради (см. приложение 3).

                    Отвечают на вопросы, ведут записи.

Анализируют информацию на слайде, выясняют термин и понимают его происхождение, отвечают на вопросы учителя, при необходимости советуются друг с другом.

  Фронтальная работа.

Фронтальная работа с элементами работы в парах.

  Устные ответы, записи в тетради.

Устные ответы, записи в тетради.

IV. Первичная рефлексия и первичное осмысление и закрепление изученного

4

Анализ собственных знаний, соотнесение полученных и ранее имевшихся знаний.

Учитель отмечает, что в течение урока обучающиеся освоили много терминов.

Учитель просит назвать термин, который имеет несколько значений и который был ключевым на прошедшем уроке.

Учитель просит назвать обучающихся другие термины по теме урока, которые могут иметь несколько значений (придел, престол, патриарх и т.д.). Просит обучающихся пояснить альтернативные значения этих слов или объясняет их сам.

Учитель объясняет, что эти термины являются полисемичными. Напоминает или объясняет, что такое полисемичность (в зависимости от того, рассказывал ли об этом учитель русского языка или литературы).

Учитель просит назвать термины, с помощью которых описывается устройство церкви как здания.

Учитель просит назвать титулы иерархов православной церкви.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа.

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения, проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: отвечают на вопросы учителя в устной форме.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: выслушивают друг друга, формулируют собственные суждения.

Устные ответы.

V. Итоги урока.

Рефлексия

4

Подведение итогов работы на уроке.

Учитель поочередно просит обучающихся посчитать:

А) сколько слов обучающиеся слышали раньше, но сегодня стали понимать лучше? Обучающиеся показывают ответ на пальцах;

Б) сколько новых слов они сегодня узнали («с нуля»)? Обучающиеся показывают ответ на пальцах.

Учитель просит оценить по пятибальной шкале результативность урока для обучающихся Обучающиеся показывают ответ на пальцах.

Учитель просит оценить по пятибальной школе настроение обучающихся в конце урока Обучающиеся показывают ответ на пальцах.

Оценивают результативность работы на уроке, отвечают на вопросы учителя в знаковой системе.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают результативность работы в процессе решения правовых задач.

Познавательные: оценивают объем новых знаний, полученных на уроке.

Регулятивные: оценивают эффективность познавательной деятельности.

Коммуникативные: осуществляют коммуникацию невербальными путями.

Ответы на вопросы.

Домашнее задание

3

Домашнее задание.

Параграф 9. Термины по материалам урока и по параграфу знать.

Выводит домашнее задание на экран (см. слайд 7).

Конкретизирует домашнее задание.

Отвечает на уточняющие вопросы.

Рекомендует выполнить дополнительное задание:

 посмотреть короткие фильмы о новгородском Софийском соборе (https://www.youtube.com/watch?v=YMqnycVQJW8) и киевском Софийском соборе (https://www.youtube.com/watch?v=JfJO9AWpi5A).

Записывают
домашнее
задание, задают уточняющие вопросы.

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к предмету, выражают готовность продолжить познавательную деятельность.

Регулятивные: планируют продолжение познавательной деятельности, ставят ее цели и задачи.

Проверка выполнения домашнего задания на следующем уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Словарик, выдаваемый в начале урока каждому обучающемуся

  1. Алтарь – центральная и закрытая часть храма, строившаяся в форме полуовала для главных церковных таинств
  2. Горнее место – самая отдаленная точка храма от входа внутри алтаря
  3. Придел – дополнительный алтарь в храме
  4. Иконостас – массивное сооружение – рамка, ставившееся поперек храма для помещения икон
  5. Престол – специальный стол внутри алтаря, предназначенный для проведения ритуалов
  6. Паперть – небольшая пристройка, служившая входом в  в храм
  7. Трапезная – отделенная от основного помещения часть храма для хозяйственных нужд
  8. Корабль – основная часть храма

Приложение 2. План православной церкви (выдается на группу из 3-4 человек)

Приложение 3. Схема устройства Русской церкви в Древнерусском государстве. Фиксируется на доске и обучающимися в своих тетрадях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Церковь – это религиозное сооружение, предназначенное для собрания верующих и совершения ими религиозных обрядов

Слайд 2

Престол Корабль Алтарь Придел Придел Горнее место Иконостас Паперть Трапезная

Слайд 3

Церковь – это организация, занимающаяся распространением религиозной веры и руководством приверженцами данной религии Русская православная церковь (РПЦ)

Слайд 4

От древнегреческих слов πα τήρ [ патер ] - « отец » - и ἀρχή [ архэ ] - « господство, власть; начало»

Слайд 5

От древнегреческих слов μήτηρ [ митер ] - «мать » - и π όλις [ полис ] - «город, государство ».

Слайд 6

От древнегреческого слова ἐπίσκοπος [ епископос ] – «надзирающий»

Слайд 7

Домашнее задание Параграф 9 Выучить термины по материалам урока и по параграфу Д ополнительное задание: посмотреть фильмы о новгородском Софийском соборе ( https://www.youtube.com/watch?v=YMqnycVQJW8 ) и киевском Софийском соборе ( https :// www . youtube . com / watch ? v = JfJO 9 AWpi 5 A )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной  войны»...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества

В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа....

Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства

Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...

Русская Православная церковь и государство в XVI в

презентация  по истории России для 7 класса Русская Православная церковь  и государство в XVI в соответствует обновленному ФГОС...