"ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И ИХ СТОЯНКИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ"
методическая разработка по истории (6 класс)

Тамашина Ярославна Николаевна

Данная разработка поможет учителю в проведении урока, проблемным вопросом которого является вопрос о том, одинаков ли путь развития людей, заселивших нашу Родину, и тех людей, которые заселяли землю в других районах земного шара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

ДРЕВНИЕ ЛЮДИ И ИХ СТОЯНКИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Как первобытные люди заселяли территорию современной России.

Личностно значимая проблема

Одинаков ли путь развития людей, заселивших нашу Родину, и тех людей, которые заселяли землю в других районах.

План урока

(основные вопросы изучения материала)

1. Появление людей на территории современной России.

2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.

3. Зарождение родового строя.

4. Совершенствование орудий труда.

Основные понятия и термины

Природно-географического фактор. Каменный век. Неандерталец. Присваивающее хозяйство.

Основные даты

Появление человека на территории России — до 1 млн лет.

Персоналии

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Образовательные  ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, атлас, карта.

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ:

Работа с учебником: §1, вопросы и задания после параграфа.

Работа в рабочей тетради: задания 3-4 на стр.7.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Модули урока

Время

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)

Организация взаимодействия/контроля/оценивания образовательных результатов

I. 

Мотивационно-целевой.

3 мин.

Какой период истории вы изучали в прошлом году? А в прошлом полугодии? Какой период истории нашей страны мы будем изучать сейчас?

Важно ли современному человеку исследовать прошлое древнейших людей?

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. 

Определять с помощью учителя хронологические рамки изучаемого периода.

Актуализировать полученные ранее знания.

Формулировать причины затруднений в познавательной деятельности.

Фронтальный опрос.

Беседа.

II. Ориентационный

(актуализации/

повторения).

7 мин.

  1. Вспомним классификацию языков народов, населяющих нашу Родину (К какой языковой группе относитесь вы?).
  2. Какие источники нам помогут в изучении истории нашей Родины?
  3. Когда и на какой территории появились первые люди? (2 млн. лет назад, В.Африка; 500 тыс. лет назад – расселение по Е, А, Ю. России).
  4. Какими сообществами они жили?

Выясним, был ли путь людей, населявших нашу Родину в древности, таким же, как у других людей, расселявшихся по земному шару.

Актуализировать имеющиеся знания.

Использовать ранее изученный материал.

 

Фронтальный опрос.

Беседа.

III.

Содержательно-операционный.

20 мин.

1. Периодизация истории с т.з. орудий труда, влияющих на эволюцию человек, и с т.з. геологических изменений:

- каменный – бронзовый - железный;

- предледниковый – ледниковый – послеледниковый.

Термин «каменный век» используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития предшествующего эпохе металлов (ок. 2,5 млн. лет – 3 -2 тыс. лет до н.э.).

Самостоятельное прочтение п.1 Параграфа 1 – работа над таблицей на стр.6.

Палеолит

Мезолит

Неолит

Присваивающее хозяйство – хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства, рыболовства.

О чем говорят названия инструментов: рубила, скребла, остроконечники?

2. Самостоятельное прочтение п.2 Параграфа 1 – работа над заданием на стр.6 – 7.

 Неандерталец – древнейший человек, вымерший или ассимилированный, 350 тыс. лет назад – 40 тыс. лет назад. (ущелье Неандерталь, З. Германия).

3. 80 тыс. лет назад – Ледниковый период.

Стр. 12 – границы оледенения: смена животных – загонная охота и добыча огня – улучшение уровня жизни – совершенствование техники обработки камня (абзац 2 стр. 13). – разделение труда – необходимость передачи опыта – развитие языка – появление человека разумного (HS – 40 тыс. лет назад).

Родовая община (дать определение, исходя из абзаца 6 на стр. 13)

Племя –

Первобытно-общинный строй – 

  1. 14 – 12 т. лет назад – окончание ледникового периода – собирательство и скотоводство – изменение характера охоты – совершенствование орудий (составные орудия труда) (предпоследний абзац параграфа).

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником, ранее изученный материал из различных предметов, курсов (география, биология, обществознание, история Древнего мира), современные источники информации, изученный материал для аргументации вывода.

Ставить учебную задачу под руководством учителя, новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний о значимости исторического знания.

Рассматривать исторические эпохи с точки зрения их исторической обусловленности.

Участвовать в дискуссии, выражать ценностные суждения и/или свою позицию по проблеме

отношения к историческому наследию всех народов; в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности.

Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества.

Планировать познавательную деятельность под руководством учителя.

Давать определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, ледниковый период, палеолит, мезолит, неолит, неандерталец.

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека.

Систематизировать информацию графически (лента времени); информацию, называя особенности исторической эпохи.

Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций.

Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы.

IV. Контрольно-оценочный (в том

числе рефлексивный).

7 мин.

Одинаков ли путь развития людей, заселивших нашу Родину, и тех людей, которые заселяли землю в других районах?

Фронтальный опрос.

Дискуссия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....

Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....

Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России

Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...

Презентация по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России".

На уроке предстоит познакомиться с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя, неолитической революцией и появлением  сос...

Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»...