Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Опасность с Запада. Александр Невский» (курс ВУД «Россия – моя история», 5 класс)
методическая разработка по истории (5 класс)

Задания по функциональной грамотности для использования на занятиях ВУД по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Опасность с Запада. Александр Невский» (курс ВУД «Россия – моя история», 5 класс)

Данная разработка представляет собой авторский вариант заданий по пяти компонентам функциональной грамотности и их применение на занятии ВУД по истории «Опасность с Запада. Александр Невский» для 5 класса. Задания применяются на различных этапах занятия.

Занятие проводится в рамках реализации рабочей программы по внеурочной деятельности «Россия – моя история» в 5 классе как части содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования.

При создании материала автором учитывались следующие требования: разнообразие заданий по виду деятельности, соответствие цели, корректность формулировок, оформление заданий.

Педагогические условия для реализации практики состоят в следующем: своевременная (за 7 дней) выдача опережающего задания к занятию группе обучающихся; наличие печатных материалов с заданиями (с указанием их номера); четкая постановка цели и задач занятия; соответствие объема и сложности изучаемого материала возрастным особенностям пятиклассников, возможностям их восприятия; смена видов деятельности на занятии; организация повторения наиболее сложных вопросов темы; доброжелательная, психологически комфортная атмосфера урока.

Автором практики является Козловская Е.В.

Первое задание - на формирование читательской грамотности, которая выражается в таких читательских умениях, как найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь); сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать); размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос «Как можно охарактеризовать действия князя Александра, успешны ли они были»?

 «В лето 6748 (1240). Пришли свеи в силе великой, и мурмане, и сумь, и емь на кораблях — великое множество; свей с князем и с епископами своими. И стали в Неве у устья Ижоры, стремясь захватить Ладогу, попросту же сказать, и Новгород, и всю область Новгородскую…Князь же Александр, нимало не промедлив, пошёл против них с новгородцами и с ладожанами и победил их силою … месяца июля в 15-й день, …и была тут великая сеча свеям…Из новгородцев же тут пали…всего 20 человек с ладожанами или меньше — Бог весть. Князь же Александр с новгородцами и с ладожанами возвратились все в здравии восвояси…»[1].

Обучающиеся обычно быстро отвечают, цитируя текст, что князь предпринял решительные действия, одержал победу. Его отличает храбрость и смелость.

Второе задание формирует математическую грамотность.  Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, предполагает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию.

Задание 2. Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла Невская битва?

Ответ: 2022-1240=782 года назад, 7 веков. Условия для решения этой задачи уже известны ребятам. Задача достаточно простая, вызывает интерес у всех ребят, особенно тех, кто больше склонен к точным наукам. Она способствует формированию интереса к истории.

Третье задание направлено на формирование креативного мышления. Оно является опережающим, дается накануне занятия нескольким обучающимся.

Задание 3. Подготовьте небольшой рассказ с использованием 1-2 собственных рисунков на тему «Войско Александра Невского».

Выступающие выходят к доске и, прикрепив рисунки к доске, делают сообщение. Класс задает несколько уточняющих вопросов. Это задание используется в основной части занятия.

Четвертое задание формирует финансовую грамотность.

Задание 4. Вам уже известно, что в это время Русь выплачивала дань монголо-татарам. Ответьте на вопрос «Сложно ли было с финансовой точки зрения князю Александру организовать войско и защиту северо-западных рубежей Руси?»

 Обучающиеся без труда отвечают, это было тяжело, так как большая часть доходов Руси уходила на выплату дани.

На формирование глобальных компетенций направлено мое пятое задание, предлагаемое в конце занятия на этапе подведения итогов.

Задание 5. Предположите, какое значение имела для средневековой истории Невская битва? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

Задание является достаточно сложным, заставляет мыслить масштабно, соотносить общее и частное, формулировать выводы.

Таким образом, данные задания, как показывает теория и практика, способствуют формированию функциональной грамотности на занятиях ВУД по истории в 5 классе, которая является важным показателем качества современного образования. Кроме того, они способствуют повышению интереса к предмету в частности и образовательному процессу в целом.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Сайт «Александр Невский» - http://www.a-nevsky.ru/library/karpov-nevskiy18.html   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.

cent;Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность ...

Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»

Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...

Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Английские банкноты» (курс ВУД «Деловой английский язык») 7 класс

Данная разработка представляет собой авторский вариант заданий по различным компонентам функциональной грамотности созданных учителем английского языка Смоляковой И.В.: читательской, математической, к...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию

Презентация содержит основные понятия  по формированию функциональной грамотности....

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...