Развитие умений устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы на уроках обществознания и истории
учебно-методический материал по истории (5, 6, 7, 8 класс)

Абрамова Валентина Владимировна

В настоящее время школа ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Особую группу универсальных действий составляют логические универсальные действия. Формирование логических универсальных действий – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.

В данной работе я  рассмотрела такое логическое универсальное действие как установление причинно-следственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_prezentatsii.docx59.29 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx25.28 КБ
Файл abramova_v.v._prezentatsiya.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

2слайд:

«Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия,  давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать  закономерное, устанавливать согласованность  новых  свойств с новыми  условиями,  находить в цепи происходящего  начала и концы».

3 слайд:                                   

  • Как научить своих учеников мыслить?
  • Можно ли научиться мыслить более продуктивно?
  • Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?

4 слайд:

В ВПР в 5 классе к заданиям, которое  проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи, относится 6 задание. В задании требуется объяснить, как природно- климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.

В 6 класс- это задание 7, где требуется объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков. В 7классе – это задание 11,в 8 – задание 12, где требуется объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).

5 слайд:

Наиболее результативным для развития логического мышления, необходимого для выявления взаимосвязей процессов и явлений, может послужить построение логических цепочек, схем, диаграмм, таблиц и т.п. Наглядность в данной работе способствует так же формированию навыков правильного построения ответа, повышает усвоение учебного материала. С историческими закономерностями они сталкиваются в 5-ом классе при изучении Древнего мира. Данные практические задания позволяют учащимся научиться из имеющихся фактов делать выводы, и заменить автоматическое  запоминание пониманием материала.

6 слайд

На основе изучения тем по возникновению  новых занятий, искусства и религии у древних людей (раздел «Древнейшие люди») можно составить логические цепочки, отражающие связь между  различными явлениями. Одной из первых учащиеся осознают взаимосвязь между древнейшими занятиями первобытных людей и возникновением  земледелия и скотоводства, которую можно показать в виде простейших схем  (рис. 1, 2).

7 слайд:

Развивая мыслительную деятельность учащихся, и расширяя объекты анализа, достигается осознание учащимися необходимости для происходящих процессов определённых природных и иных (географическое положение, климат, полезные ископаемые и т.п.) условий. На примерах изучения стран Востока вскрывается взаимосвязь занятий населения с условиями их обитания. Учащиеся усваивают, что для развития того или иного рода деятельности необходимы соответствующие природные условия (рис. 6).

8 слайд:

Исходя из возрастных особенностей, легче всего усвоение происходит за счёт осуществления косвенного разделительного доказательства (т.е. методом            исключения). В качестве примера можно предложить простейшие         проблемы: возможно ли земледелие в пустынях, или будет ли развиваться скотоводство в лесах?

Идя от обратного, т.е. исключая невозможные занятия из заданных условий обитания, школьники учатся определять оптимальные условия для развития различных занятий, усваивают их виды (охота, собирательство, земледелие, скотоводство, различные виды ремесла, мореплавание, морская торговля и т.п.).

9 слайд:

В дальнейшем, при изучении темы »Ассирийская держава«, перед учащимися может быть поставлена проблема выявления взаимосвязи природных условий и развитием армии. Дети прослеживают параллели:

  Древний Египет и Вавилония: равнинная плодородная местность  развитие колесниц и распространение мягких металлов (медь, бронза).

  Древняя Ассирия: горная местность  невозможность использования колесниц ведёт к развитию конницы, а каменистая почва и наличие в горах железной руды приводит к раннему использованию железа.

 (рис. 7).

10 слайд:

На схемах можно также показать зависимость между основными занятиями людей и религией.

Учащиеся осознают, что наибольшее значение для людей того времени имели те силы природы, которые влияли на их благополучие. Поэтому главными богами человек ставил богов-покровителей основного занятия:

земледельцы – солнце, дождь, плодородие;

мореплаватели – солнце, море, ветра и т.п. (рис. 8).

11 слайд:

Более сложным для 5-классников оказывается первое знакомство с процессом формирования государства (рис. 9).

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_009.png&proxy=yes&key=3b477114244684f7c58d1af470ee11b2

Но учащиеся в состоянии составить эту логическую цепочку самостоятельно из предложенных понятий. В ходе этого составления на уроке или защиты работы, выполненной в качестве домашнего задания, дети раскрывают используемые понятия, показывая понимание материала и позволяя тут же подкорректировать выявленные недочёты.

Слайд12:

Таким образом, на базе 5-го класса формируются основы исторического мышления и осознанного анализа материала, которые развиваются по мере развития ребёнка и усложнения материала в последующих классах.

Начало изучения в 6-ом классе Истории Средних веков связано с процессом формирования средневековых раннефеодальных государств: Франкское государство, Арабский халифат, Киевская Русь и т.п., что позволяет на конкретных примерах показать закономерности в развитии и выявить общие стадии развития раннефеодального государства, воплощённые в простой и доступной для данного возраста диаграмме (рис. 11).

Слайд 13: https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_011.png&proxy=yes&key=22a710d8b5b62d3e3aa41e6af8ec7928

Учащиеся уже знают, что процесс образования государства очень длителен и связан с процессом разложения родовых отношений (можно вспомнить логическую цепочку 5-го класса (рис. 9).

Упрощённо, для уровня 6-классников, цикл развития раннефеодального государства можно представить в виде 3-х этапов: подъём, расцвет («золотой век») и упадок. Подъём, связанный с процессом формирования государства, для учащихся этого возраста олицетворяется в 3-х явлениях: объединение племён (самый мощный стимул к объединению – общий внешний враг), принятие единой веры и единых законов (усиление власти центра). После расцвета, периода наивысшего могущества, следует упадок, начало которого связано с междоусобицами, а конец – с феодальной раздробленностью. Дальнейшее развитие государства имеет альтернативы: либо новое объединение (т.е. новый подъём и начало нового цикла), либо слабое в период упадка государства может быть уничтожено более сильными завоевателями.

Закрепление данного материала и навыков построения диаграмм возможно в ходе проведения практических занятий на основе 2-х раннефеодальных государств: франкского и древнерусского.

Слайд14:

Чёткое определение хронологического масштаба по оси x, разбитой по одному веку, позволяет учащимся наглядно увидеть не только общие и различные черты в развитии государств, количество циклов, но и их продолжительность.

 (рис. 12): На данной диаграмме мы  видим что  Франкское государство в своём развитии пережило 2 цикла между подъемом и упадком.

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_012.png&proxy=yes&key=f8bca3f34e7c31d04cf1eb7f9c7a81df

Слайд 15:

Подобная работа рассчитана и по прохождению тем от образования Киевской Руси до монголо-татарского ига. (рис. 13).

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_013.png&proxy=yes&key=e5d77a19e83716b171062661ea26f1ef

Одновременно происходит закрепление основных дат, имён, событий, находящихся в смысловой и содержательной взаимосвязи с причинами и следствиями исторических событий. Кроме того, творческая и нестандартная работа поддерживает интерес к истории, который после перехода от яркой Истории Древнего мира к более сложной Истории Средних веков может несколько упасть.

Слайд 16:

Начиная с 7-го класса одной из основных тем является переходный процесс от феодального общества к буржуазному (капиталистическому).

В качестве объекта анализа им предлагаются конкретные феодальные порядки: крепостное право, оброк, барщина, цеховое устройство. Задачей учащихся является составление логических цепочек, доказывающих, что эти порядки тормозят развитие мануфактур (т.е. капитализма). Первая логическая цепочка (рис. 19), вскрывающая негативную роль крепостного права для развития промышленности, не доставляет учащимся каких-либо проблем.

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_019.png&proxy=yes&key=90958ec3927dd9a0293ccfa8cced50dd

Анализ же «оброка» (рис. 20) и «барщины» (рис. 21) может потребовать большего вмешательства со стороны учителя.

Оброк, как плата феодалу за право пользования его землёй, лишает крестьян прибыли, на которую они могли бы приобретать промышленные товары. Поэтому крестьянская деревня не является рынком сбыта для промышленности, а без рынков сбыта мануфактуры не имеют стимула к развитию (т.е. расширению и увеличению производства товаров).

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_020.png&proxy=yes&key=2c5c141f85b708d6702c7ae0be4affec

Слайд 17:

Барщина, как бесплатная отработка крестьян своими орудиями труда на поле феодала, лишает дворян обязанности заботиться об орудиях труда. Дальнейшие следствия подобны предыдущей цепочке.

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_021.png&proxy=yes&key=2011b9ea2e073a9f6c01b739fb7331c7

Слайд 18:

На схеме представлен анализ «цехового устройства» (рис. 22) 

https://resize.yandex.net/mailservice?url=http%3A%2F%2Fhusain-off.ru%2Fhj8n%2Fimg2%2Fris_022.png&proxy=yes&key=988f40a24330f5a77da22407763a3d5b

Данная работа в ходе уроков или проверки домашнего задания предваряет работу над темой «Динамика развития буржуазных революций».

Слайд 19:

Буржуазная революция воспринимается учащимися как переворот, ведущий к смене феодального общества, основанного на принудительном труде, к капиталистическому, основанного на наёмном труде. Революция созревает в среде, внутри которой зарождаются новые формы, и если среда мешает (тормозит) развитию новых форм, происходят её преобразования (различными методами).

Для осознанного понимания учащимися понятий и взаимодействия среды и формы можно в процессе объяснения провести ассоциацию с ребёнком (форма) и одеждой (среда). Когда ребёнок растёт (форма изменяется), а одежда мешает этому росту (среда тормозит развитие формы), то одежду необходимо поменять (смена среды). Затем могут быть приведены примеры и исторического плана. Например, развитие мануфактур требует рынков сбыта и свободных рабочих рук. И то и другое может дать деревня, но нищета крестьян, выполняющих феодальные повинности, и их феодальная зависимость, лишают развивающуюся промышленность возможностей и стимулов к развитию. Таким образом, в стране складывается революционная ситуация.

Слайд 20:

Составление логической схемы активизирует не только логическое мышление, но и наглядную память учащихся.

Слайд 21:

  • На уроках истории также используется так называемая  техника обратной связи.
  • Приём ПОПС – формула. Этот приём даёт нам уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени погружения ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, фактов, а самое главное выразить собственное мнение, собственную позицию.

П  -  позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Начало предложений

Позиция – Я считаю, что …

Объяснение – Потому что ,,,

Пример – Я могу это доказать на примере …

Следствие – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …

Пример

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной, потому что  оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу это доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860 – х годов.

ПОПС формула – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Это своеобразный каркас как для устного, так и письменного ответа. Мы нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции. Я считаю, что … Я думаю, что…  Мне кажется, что… На мой взгляд ..

Слайд 22-27

На уроках истории использую работу с текстом.

1 задание: найти в тексте причинно - следственные связи.

2 задание: прочитайте текст и выполните задание по тексту.

Слайд 28

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

6 класс

Задание: прочитай текст и выполни задания 1-4. На выполнение работы отводится 5-7 минут.

1. Выдели в тексте отрывок (укажи номер), в котором описывается само событие (крещение Хлодвига). Подтверди свой выбор краткой цитатой из текста.

2. Напиши, что послужило причинами данного события? (Почему Хлодвиг принял христианство?) При затруднении ответь словами автора. Укажи номера отрывков, в которых автор  говорит о причинах (в тексте содержится две причины).

3. Какие последствия имело это событие? (Для Хлодвига? Для других людей?). Укажи номера отрывков, в которыми автор  говорит о последствиях крещения Хлодвига (найди не менее 3-х последствий).

4. Установи правильную последовательность отрывков.

Крещение Хлодвига

1. «Самому же Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископата. Но Хлодвиг, возможно, догадывался еще об одном преимуществе новой религии. Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников. Подобного не было в верованиях древних германцев. Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками».

2. «Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более не был он образцовым христианином. Но поступок его оказался очень мудрым. С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ — их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры».

 3. «Склони свою гордую выю,— сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, — сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!» Многие франки не одобряли решения Хлодвига переменить веру, но боялись своего короля. Зато римляне были очень довольны. «Ваша вера, — писал один из них Хлодвигу,— это наша победа!»

 4. «Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником, Хлодвиг в 498 г. первым из всех варварских вождей принял христианство не в арианском варианте, а по римскому образцу. Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки».

Ответ на задание для 6 класса по тексту «Крещение Хлодвига»:

 1) 3              2) 1,4             3) 1,2,4         4)   4-3-2-1

Параметры оценивания:

Критерии оценивания

Правильный ответ

Параметры оценивания

баллы

1

Умение находить информацию в исторических текстах

3.«Склони свою гордую выю,— сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, — сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!»

Выбран правильный ответ

Ответ не выбран или выбран неправильно

1

0

2

Умение объяснять причины ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков.

1. Стремление укрепить власть ссылкой на ее божественное происхождение («Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников»)

4.Возможность заручиться поддержкой христианской церкви («Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником….»)

Выделены две причины

Выделена одна причина

Причины не выделены или названы неверно

2

1

0

3

Умение объяснять следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков.

1. Поддержка епископа («Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископа»)

1. Повышение авторитета власти («Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками»)

2. Укрепление связей между франками и римлянами (С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ — их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры)

4. Распространение христианства среди франков («Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки»)

Правильно выбраны три-четыре последствия

Правильно выбраны два последствия

Правильно выбрано одно последствие

Последствия не выбраны или выбраны неправильно

3

2

1

0

4

Умение определять последовательность событий

4-3-2-1

Верная последовательность

2

5

Умение излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

Связность и краткость изложения

1-2

9 - 10 - баллов  – «5», 7 - 8 баллов – «4», 4 – 6 баллов – «3», меньше 4 – «2»

7 класс по теме «Смута».

Задание: прочитай тексты и выполни задания 1-3.

На выполнение работы отводится 10-15минут.

Текст 1

«Характер и поведение  царя Дмитрия производили различное впечатление – перед москвичами, по воззрениям того времени, был человек образованный, но невоспитанный, или воспитанный, да не по московскому складу, Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимости того этикета, «чина», какой окружал московских царей; любил молодечествовать, не спал после обеда, а вместо этого запросто бродил по Москве. Не умел он держать себя и по православному обычаю, не посещал храмов, любил одеваться по-польски, по-польски же одевал свою стражу, водился с поляками и очень их жаловал; от него пахло ненавистным Москве латинством и Польшей... Брошенный судьбой в Польшу, умный и переимчивый, без тени расчета в своих поступках, он понахватался в Польше внешней «цивилизации», кое-чему научился и, попав на престол, проявил на нем любовь и к Польше, и к науке, и к широким политическим замыслам вместе со вкусами степного гуляки».

Из «Лекций по русской истории» С.Ф.Платонова, -

В кн.: Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016. С.91-92

Текст 2

Первоначально народ приветствовал Лжедмитрия, однако вскоре новый царь сумел вызвать недовольство во всех слоях прежде всего московского населения. Царь не соблюдал православных обрядов (ходили даже тайные слухи о его переходе в «латинство»), не чтил традиционно русского уклада жизни (носил польское платье, брил бороду, не спал после обеда, редко посещал церковь). Не вызвала одобрения и свадьба Лжедмитрия на дочери польского магната Марине Мнишек. Марина не приняла православия, отказалась во время свадебной церемонии от причастия, присутствовала на пирах, презирала русские обычай. Молодая царская чета окружила себя поляками, которые чувствовали себя хозяевами в Москве. Чтобы привлечь на свою сторону служилое дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги. Этим он настроил против себя прежде лояльное к нему боярство и, разумеется, народ, положение которого вместо ожидаемого послабления лишь ухудшилось. Кроме того, этот незаурядный и умный человек (Григорий был неплохо образован, говорил на иностранных языках) не смог удержать и доверие поляков. Он не торопился выполнить главное условие его возведения на престол – обращения России в католичество, прекрасно понимая невозможность данного предприятия. К весне 1606 года Лжедмитрий остался без поддержки. Вспыхнул заговор, в ходе которого самозванец был убит. Бояре посмертно разоблачили Лжедмитрия, труп его выставили для всеобщего обозрения, а спустя несколько дней полуразложившийся труп несчастного самозванца привязали к лошади и пустили её вскачь. Первоначально то, что осталось от «царевича» захоронили у обочины дороги, но позднее, останки извлекли из могилы и сожгли. Существует легенда о том, что пепел зарядили в пушку и выстрелили в западном направлении.

Серов Б.Н., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки

Задания:

  1. Известно, что к весне 1606 года Лжедмитрий остался без поддержки. Что послужило причинами этого явления?
  2. К каким последствиям привело?
  3. Свои ответы кратко запиши в таблицу.

Причины

Явление

Последствия

1.

2.

3.

(Не менее 5-ти)

К весне 1606 года Лжедмитрий остался без поддержки

1.

2.

(Не менее 2-х)

Ответ на задание для 7 класса по теме «Смута».

        

Причины

Явление

Последствия

1.«Не умел держать себя соответственно своему царскому сану»

2.«Не соблюдал православных обрядов»

3.«Любил одеваться по-польски, водился с поляками и очень их жаловал. Женился на дочери польского магната Марине Мнишек»

4. «Щедро раздавал земли и деньги служилому дворянству, чем настроил против себя прежде лояльное к нему боярство»

5. «Был недоволен и простой народ, положение которого вместо ожидаемого послабления лишь ухудшилось»

6. «Не смог удержать и доверие поляков. Не выполнил главное условие его возведения на престол – обращение России в католичество»

К весне 1606 года Лжедмитрий остался без поддержки

1. Вспыхнул заговор

2.Самозванец был убит

3.Останки извлекли из могилы и сожгли

Параметры оценивания:

Критерии оценивания

Параметры оценивания

баллы

2

Умение объяснять причины ключевых событий отечественной истории

Выделены 1-6 причин

Причины не выделены или названы неверно

1-6

0

3

Умение объяснять следствия ключевых событий отечественной истории

Правильно выбраны 1-3 последствия

Последствия не выбраны или выбраны неправильно

1-3

0

5

Умение излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

Связность и краткость изложения

1-2

9 - 11 - баллов  – «5», 7 - 8 баллов – «4», 5 – 6 баллов – «3», меньше 5 – «2»

Найдите причинно-следственные связи.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты...
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.

(Константин Симонов «Ледовое побоище)

Причины

Следствие

Сорок девять дней старался
Город одолеть Иван.
Сорок девять дней держался,
Не сдавался вражий стан.
И тогда подкоп прорыли
Государевы полки.
Бочки с порохом вкатили
Высоки да широки.
На пятидесятый день,
Лишь ушла ночная тень.
...Вдруг раздался взрыв могучий,
И стена взлетела тучей...
Вихорь огненный стоял —
Неприятель город сдал.  

 («Быль о том, как наш народ на Казань пошел в поход»)

Причины

Следствие

Царь отстегнул соболий ворот —
Томила в башне духота.
«Вот это — крепость Иван-город,
Что дед наш строил неспроста!
Вот здесь нам строить верфу нужно,
Чтоб снаряжались корабли,
Чтоб морем северным и южным
Свободно плавать мы могли.

     Здесь в рабстве эсты с латышами, —
Нам доведется их спасти,
И пусть балтийские народы
Пропустят нас в морские воды.

     Вот для чего Руси нужна
С Ливонским орденом война!»

Причины

Следствие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие умений устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Абрамова Валентина Владимировна, учитель истории 2022 г . Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Подборовская основная общеобразовательная школа»

Слайд 2

Формирование причинно-следственных связей « Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы». (Жан Анри Фабр, французский энтомолог и писатель)

Слайд 3

Как научить своих учеников мыслить? Можно ли научиться мыслить более продуктивно? Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?

Слайд 4

В ВПР в 5 классе к заданиям, которое проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи, относится 6 задание . В задании требуется объяснить, как природно - климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме. В 6 класс- это задание 7, где требуется объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков. В 7классе – это задание 11,в 8 – задание 12 , где требуется объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).

Слайд 5

Наиболее результативным для развития логического мышления, необходимого для выявления взаимосвязей процессов и явлений, может послужить построение логических цепочек, схем, диаграмм, таблиц и т.п.

Слайд 6

На основе изучения тем по возникновению новых занятий, искусства и религии у древних людей (раздел «Древнейшие люди») можно составить логические цепочки, отражающие связь между различными явлениями. Одной из первых учащиеся осознают взаимосвязь между древнейшими занятиями первобытных людей и возникновением земледелия и скотоводства, которую можно показать в виде простейших схем (рис. 1, 2) .

Слайд 7

Развивая мыслительную деятельность учащихся, и расширяя объекты анализа, достигается осознание учащимися необходимости для происходящих процессов определённых природных и иных (географическое положение, климат, полезные ископаемые и т.п.) условий. На примерах изучения стран Востока вскрывается взаимосвязь занятий населения с условиями их обитания. Учащиеся усваивают, что для развития того или иного рода деятельности необходимы соответствующие природные условия (рис. 6) .

Слайд 8

Исходя из возрастных особенностей, легче всего усвоение происходит за счёт осуществления косвенного разделительного доказательства (т.е. методом исключения). В качестве примера можно предложить простейшие проблемы: возможно ли земледелие в пустынях, или будет ли развиваться скотоводство в лесах? Идя от обратного, т.е. исключая невозможные занятия из заданных условий обитания, школьники учатся определять оптимальные условия для развития различных занятий, усваивают их виды (охота, собирательство, земледелие, скотоводство, различные виды ремесла, мореплавание, морская торговля и т.п.).

Слайд 9

В дальнейшем, при изучении темы »Ассирийская держава«, перед учащимися может быть поставлена проблема выявления взаимосвязи природных условий и развитием армии. Дети прослеживают параллели: Древний Египет и Вавилония: равнинная плодородная местность ⇒ развитие колесниц и распространение мягких металлов (медь, бронза). Древняя Ассирия: горная местность ⇒ невозможность использования колесниц ведёт к развитию конницы, а каменистая почва и наличие в горах железной руды приводит к раннему использованию железа. (рис. 7) .

Слайд 10

На схемах можно также показать зависимость между основными занятиями людей и религией. Учащиеся осознают, что наибольшее значение для людей того времени имели те силы природы, которые влияли на их благополучие. Поэтому главными богами человек ставил богов-покровителей основного занятия: земледельцы – солнце, дождь, плодородие; мореплаватели – солнце, море, ветра и т.п. (рис. 8) .

Слайд 11

Более сложным для 5-классников оказывается первое знакомство с процессом формирования государства (рис. 9) . Но учащиеся в состоянии составить эту логическую цепочку самостоятельно из предложенных понятий. В ходе этого составления на уроке или защиты работы, выполненной в качестве домашнего задания, дети раскрывают используемые понятия, показывая понимание материала и позволяя тут же подкорректировать выявленные недочёты.

Слайд 12

Таким образом, на базе 5-го класса формируются основы исторического мышления и осознанного анализа материала, которые развиваются по мере развития ребёнка и усложнения материала в последующих классах. Начало изучения в 6-ом классе Истории Средних веков связано с процессом формирования средневековых раннефеодальных государств: Франкское государство, Арабский халифат, Киевская Русь и т.п., что позволяет на конкретных примерах показать закономерности в развитии и выявить общие стадии развития раннефеодального государства, воплощённые в простой и доступной для данного возраста диаграмме (рис. 11) .

Слайд 13

Учащиеся уже знают, что процесс образования государства очень длителен и связан с процессом разложения родовых отношений (можно вспомнить логическую цепочку 5-го класса (рис. 9) .

Слайд 16

Оброк, как плата феодалу за право пользования его землёй, лишает крестьян прибыли, на которую они могли бы приобретать промышленные товары. Поэтому крестьянская деревня не является рынком сбыта для промышленности, а без рынков сбыта мануфактуры не имеют стимула к развитию (т.е. расширению и увеличению производства товаров).

Слайд 17

Барщина, как бесплатная отработка крестьян своими орудиями труда на поле феодала, лишает дворян обязанности заботиться об орудиях труда. Дальнейшие следствия подобны предыдущей цепочке.

Слайд 18

Ремесленные цеха регламентируют объём производства, качество и цену товаров, что ликвидирует конкуренцию (борьбу за сбыт). В отсутствие конкуренции у ремесленников нет стимулов к понижению цены, а это сохраняет низкую покупательную способность населения . В этих условиях у владельцев мануфактур опять же нет стимула к развитию. Данная работа в ходе уроков или проверки домашнего задания предваряет работу над темой «Динамика развития буржуазных революций».

Слайд 19

Буржуазная революция воспринимается учащимися как переворот, ведущий к смене феодального общества, основанного на принудительном труде, к капиталистическому, основанного на наёмном труде. И главной целью буржуазной революции определяется уничтожение препятствий для развития капитализма. Революция созревает в среде, внутри которой зарождаются новые формы, и если среда мешает (тормозит) развитию новых форм, происходят её преобразования (различными методами).

Слайд 20

Составление логической схемы активизирует не только логическое мышление, но и наглядную память учащихся. В ходе такой деятельности учащиеся отражают объёмный материал в ёмкой форме, развивают такие базовые механизмы аналитико-синтетической умственной деятельности, как неполное комплексное сравнение и сравнение по аналогии. Создаются условия для выработки самостоятельной позиции, формируются умения и навыки построения системы аргументов для доказательства и приведение их в устной речи.

Слайд 21

Техника обратной связи. Приём ПОПС – формула . Этот приём даёт нам уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени погружения ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, фактов, а самое главное выразить собственное мнение, собственную позицию. П - позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Начало предложений Позиция – Я считаю, что … Объяснение – Потому что ,,, Пример – Я могу это доказать на примере … Следствие – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …

Слайд 22

Найдите причинно-следственные связи . По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь ; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты... Под ними лошади тонули, Под ними дыбом лед вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцирь выплыть не давал . (Константин Симонов «Ледовое побоище)

Слайд 23

Причины Следствие По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь ; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. Отступая перед князем, с коней валились немцы наземь Под ними дыбом лед вставал Немцы тонули Их стремена на дно тянули Им панцирь выплыть не давал Найдите причинно-следственные связи .

Слайд 24

Сорок девять дней старался Город одолеть Иван. Сорок девять дней держался, Не сдавался вражий стан. И тогда подкоп прорыли Государевы полки. Бочки с порохом вкатили Высоки да широки. На пятидесятый день, Лишь ушла ночная тень. ...Вдруг раздался взрыв могучий, И стена взлетела тучей... Вихорь огненный стоял — Неприятель город сдал . («Быль о том, как наш народ на Казань пошел в поход») Найдите причинно-следственные связи .

Слайд 25

Причины Следствие 1.Подкоп прорыли 2.Бочки с порохом вкатили 3.Вдруг раздался взрыв могучий, И стена взлетела тучей. Неприятель город сдал Найдите причинно-следственные связи.

Слайд 26

Царь отстегнул соболий ворот — Томила в башне духота. «Вот это — крепость Иван-город , Что дед наш строил неспроста! Вот здесь нам строить верфу нужно, Чтоб снаряжались корабли, Чтоб морем северным и южным Свободно плавать мы могли. Здесь в рабстве эсты с латышами, — Нам доведется их спасти, И пусть балтийские народы Пропустят нас в морские воды. Вот для чего Руси нужна С Ливонским орденом война!» Найдите причинно-следственные связи.

Слайд 27

Причины Следствие Томила в башне духота Царь отстегнул соболий ворот 1.Вот здесь нам строить верфу нужно, Чтоб снаряжались корабли Чтоб морем северным и южным Свободно плавать мы могли. 2.Здесь в рабстве эсты с латышами, — Нам доведется их спасти. 3.Пусть балтийские народы Пропустят нас в морские воды. Вот для чего Руси нужна С Ливонским орденом война Найдите причинно-следственные связи.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Проблемное обучение на уроках обществознания и истории

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в реше...

Проблема развития умений по оказанию первой доврачебной помощи у учащихся восьмых классов на уроках биологии

Умение своевремено и правильно оказывать первую доврачебную помощь является важным умением в современном мире. Несмотря на очевидную социальную значимость готовности учащихся оказывать первую доврачеб...

Самоанализ (Обобщение опыта) работы по теме: «Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории»

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления, стимулирующих  развитие самостоятельной личной активности учащихся, как внутренней, так и внешне...

Приемы технологии «Развития критического мышления» и возможности их использования на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных приемов, которые могут быть использованы на разнообразных уроках. На уроках обществознания...