Роль элективных курсов в профильной подготовке учащихся
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Сарычев Александр Владимирович

Выбранная мною тема актуальна в современных условиях. Концепция модернизации российского образования. предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработка гибкой системы профилей. В связи с этим в старших классах общеобразовательных учреждений осуществляется  переход на профильное обучение .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_shmo_may23g_rol_elektivnyh_kursov.docx96.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»


Выступление на ШМО учителей  истории  и обществоведческих дисциплин

по  теме  «Роль элективных курсов  в профильной подготовке учащихся".

                                                              Учитель истории  Сарычев А.В.

 

                                                      Ульяновск  

                                                 2023

Содержание

1.Введение

2. Элективные курсы в профильном обучении

2.1 Цель, задачи, функции элективных курсов.

2.2 Типы элективных курсов.

2.3. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки.

2.4 Мотивы выбора школьниками элективных курсов.

2.5 Учебно-методический комплекс

3.Используемая литература.

Введение

Выбранная мною тема актуальна в современных условиях. Концепция модернизации российского образования. предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработка гибкой системы профилей. В связи с этим в старших классах общеобразовательных учреждений осуществляется  переход на профильное обучение .

Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, истории. Необходимо отметить, что в последние годы наметился разрыв между уровнем исторических знаний выпускников школы и требованиями вузов. Поэтому учителя истории заинтересованы в ведении элективных курсов.  Именно этим и обуславливается актуальность темы. Цель моего выступления- рассмотреть особенности обучения на профильном и базовом уровне и место элективных курсов в обучении истории.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

1.Охарактеризовать роль элективных курсов в профильной подготовке.

2. Рассмотреть общие положения об элективных курсах.

3.В качестве приложения представить свою рабочую программу элективного курса. «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России в 10-11 кл. через работу с историческими источниками.

Роль элективных курсов  в профильном обучении в средней общеобразовательной школе

Согласно Концепции модернизации российского образования одним из важнейших направлений совершенствования системы образования в средней школе является внедрение профильного (10-11 классы) и предпрофильного (8-9 классы) обучения.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать способности, наклонности и интересы школьников, ориентировать их на дальнейшее углубленное изучение предметов в соответствии с их профессиональными интересами и перспективами продолжения образования.

Переход к профильному обучению предполагает:

- обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программы полного образования;

- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников (использование индивидуальных образовательных программ);

- обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными наклонностями и потребностями;

- расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников к освоению программ высшего профессионального образования. Структура и направления профилизации должны определяться с учетом мнения всех заинтересованных сторон (учащиеся, родители, педагогический коллектив) и возможностей материально-технической базы и учебно-методического обеспечения.

Важнейшая составляющая часть профильного обучения — элективные курсы. Проблемы реализации элективных курсов по истории в профильном обучении рассматривались в работах П.П. Баранова Л.И. Лариной  П.С. Лернера и др  Авторы отмечают важность элективных курсов в изучении истории на базовом и углубленном уровнях, а также предлагают конкретные методические рекомендации  по их разработке и проведению

Элективные курсы (курсы по выбору) – новый элемент учебного плана, играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников. которые являются составной частью профильного обучения. Их появление связано с необходимостью более полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы направлены не только на расширение учебного материала, но и на общее культурное развитие школьника, а также на отработку тех общеучебных умений и навыков, которые не могут быть в достаточной степени приобретены учащимися на уроках. Это, прежде всего, грамотная монологическая речь, конспектирование лекций, работа с информацией по определённой теме, подготовка докладов, рефератов, создание исследовательских проектов .Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности . Отличие профильной школы от общеобразовательной в том и состоит, что она призвана учитывать интересы и способности учеников, создавать условия для обучения в соответствии с их  планами в получении профессии. Она помогает старшекласснику разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности. Предположим, ученик решил, что он будет осваивать социально—гуманитарный профиль. Профильными предметами там являются история, литература, обществознание и право. Но кем он будет конкретно — историком, социологом, политологом, юристом, журналистом? Для такого решения у него пока нет реального опыта и практических знаний. Вот здесь и могут помочь элективные курсы. Именно они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают примерить на себе различные образовательные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения. Спектр элективных курсов определяется задачами конкретного профиля, возможностями  класса, групп, учителя. В нашей школе среди учащихся старших классов проводится анкетирование, в котором ученики  выражают свои пожелания о наличии  предполагаемых элективных курсов.

Элективные курсы должны помочь в решении следующих задач:

1).Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

2). Оказание помощи старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, в рассмотрении многообразия видов деятельности, с ней связанных .

3)Активизировать познавательную деятельность школьников;
4)Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

5) Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • любопытство;
  • поддержка изучения базовых курсов;
  • профессиональная ориентация;
  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции:

  • повышение уровня изучения базовых учебных предметов;
  • изучение смежных учебных предметов на профильном уровне; реализация межпредметных связей, интеграция разрозненных представлений, сформированных в рамках отдельных учебных предметов, в целостную картину мира;
  • подготовка к сдаче экзаменов на повышенном уровне для учеников, изучающих предмет на базовом уровне;
  • ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, “профессиональная проба”;
  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности .
  •  развитие содержания профильного курса истории («углубленное» изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.);
  •  удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно.

Одна из возможных классификаций элективных курсов, ориентированных на социально-гуманитарное образование, может быть дана таким образом – курсы, центральной задачей которых является:

- углубление дидактических единиц, входящих в стандарты по истории;

- расширение дидактических единиц стандарта;

- интеграция различных социально-гуманитарных дисциплин;

- раскрытие истории социально-гуманитарных наук, изучение жизни и деятельности выдающихся ученых;

- ориентация на формирование социальной компетентности учащихся;

- развитие исследовательских навыков учащихся, введение в мир работы ученого;

- введение учащихся в профессию.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы,в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

 Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Типы элективных курсов

В педагогической практике условно выделены следующие типы элективных курсов.

 I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач(математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей или быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам («Современные социальные проблемы»).

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Мотивы выбора школьниками элективных курсов

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Выбор подросток должен совершить и в отношении индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) и относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает создание условий в основной школе, позволяющие ученику совершить этот выбор, а именно – введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору

На этапе предпрофильной подготовки элективные (обязательные курсы по выбору) курсы поддерживают у школьников интерес к той или иной учебной дисциплине. Проверяют возможности, способности ребят. Помогают им выбирать профиль обучения в старшей школе, т.е. имеют развивающую, деятельностную, практическую направленность.

Основные цели, стоящие перед элективными курсами в основной школе:

  • создать условия, способствующие осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;
  • способствовать формированию личной ответственности учащихся за сделанный выбор профиля обучения в старшей школе.

В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.

Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

  • подготовка к экзаменам по профильным предметам;
  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • любопытство;
  • поддержка изучения базовых курсов;
  • профессиональная ориентация;
  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира

Учебно-методический комплекс

Подготовка и проведение элективных курсов требует от педагога теоретической и практической грамотности. Первоначально необходимо определить специфику и содержание курса, его место и значимость в учебном процессе, перечень формируемых знаний и умений и их необходимость для обучающихся. Дальнейшее планирование курса должно учитывать индивидуальные возможности и интересы школьников, наличие учебно- методической базы. Появление элективных курсов в учебном процессе требует изменений методических подходов преподавания. Необходимо отметить, что традиционными методами обучения затруднительно поддерживать интерес обучающихся, формировать практические навыки и умения и поэтому необходим переход на активные и интерактивные методики: учебные практики, исследовательские проекты, дискуссии и другие. Элективные курсы, входящие в систему профильного обучения хоть и занимают 20% учебной программы, но играют важнейшую роль в реализации индивидуальных потребностей и возможностей каждого обучающегося. Каждое общеобразовательное учреждение, реализуя выбранный профиль, принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов.

Основные требования к содержанию и оформлению программы элективного курса:

 1. Пояснительная записка с обоснованием цели и задач элективного курса, с обозначением области изучения элективного курса.

   2. Учебный план курса: № п/п, наименование разделов, количество часов, форма контроля.

   3.Учебно-тематический план курса: № п/п, наименование разделов и тем, количество часов.

 4.  Диалектическая логика восхождения к профессии:

раздел программы, тема, количество часов, формы проведения занятий, историко-педагогический замысел темы, психолого–педагогические основы реализации темы, задачи профессиональной ориентации.

  5. Основные виды деятельности учащихся. Приоритетная роль при изучении элективного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников (с учетом требований образовательного стандарта по истории):

   •работать с историческими источниками - проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суждения об их ценности, различать первичные и вторичные источники и др.:

  •анализировать и объяснять исторические события и явления - раскрывая. их характерные признаки; систематизировать; сравнивать события и явления, определять в них общее и различное; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

    •рассматривать исторические версии и оценки - сопоставлять оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; высказывать и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей,

   •составлять тезисы, аналитическую справку, реферат; выступать с сообщением, участвовать в дискуссии по проблемам истории и современности.

   6.Критерии оценки результативности изучения курса:

По итогам занятий на элективных курсах в настоящее время не предполагается итоговая аттестация. Однако при освоении любой программы подразумевается достижение определённых результатов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса. К формам контроля знаний можно отнести собеседование, семинар, защиту рефератов, защиту проекта, участие в круглых столах, ролевых играх. Выбор учителем форм контроля в нашей школе зависит от целей и тематики элективного курса, особенностей познавательной деятельности учеников и профессиональных предпочтений учителя.

 7.Литература, использованная при составлении программы элективного курса.

Методы обучения должны способствовать усвоению не столько знаний, сколько «способов деятельности». Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей:

   -в области  исследовательской деятельности,

   -в освоении более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

    Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как:

  -самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации;

 -обзорные и установочные лекции;

-лабораторные и лабораторно-практические работы;

-особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности;

-семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и т.д.

Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета.

Литература

Нормативные документы:

 1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон Р.Ф. от 29.12. 2012г. №273-ФЗ.

  2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 №2783. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год. - Письмо Минобразования России от 20.03.2003 № 03-51-157ин/13-03

3. Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» и от 4 марта 2010 г. №03-413 «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» 

Основная литература:

1.Элективные курсы в условиях профильного обучения. “Место, свободное от стандарта”, Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., “Завуч”, № 5, 2020г.

2.Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении// http://www.rusedu.info.- .-[Электронный ресурс].

3. Сафонов Г. Элективные курсы (из опыта работы по предпрофильному и профильному обучению в лицее)//Школьное планирование.-2021.-№6.-С.33-53.

4. Кинзибаева И.Г. Элективные курсы – требования к разработке//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2019.-№8.-С.2-7.

5. Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов.- http://www.college.ru. - [Электронный ресурс].

6.Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс].

Т. П., Ерошин В. И. Модели 7. Афанасьева организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов: Сборник научно-методических материалов. Москва: ЗАО Академ Пресс, 2005г.

8. Петунин О.В., Трифонова Л.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки//Школьные технологии.- 2006.-№1.-С.88-90

9.Историко-культурный стандарт. Концептуальные основы. Примерный перечень» трудных вопросов истории».index/istoriko_kulturnyj_standart/0…

Приложение1.

 Элективный курс «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России в 10-11 кл. через работу с историческими источниками»

Названный выше элективный спецкурс разработан  мню в 2020 году. Его цель – обобщить, углубить исторические знания, помочь учащимся осознать уровень своего интереса и степень готовности к более углубленному изучению исторического прошлого. Первый опыт показал, что материал хорошо воспринимается учащимися, представляет интерес, способствует, побуждает их к научно – исследовательской деятельности. Как было сказано выше, формировать устойчивый интерес к истории можно через персонификацию, через деятельный подход. Этим и объясняется выбор темы курса. Большое количество литературы, научных разработок также предполагает хорошее его учебно-методическое обеспечение. Существенным моментом является выработка у учащихся отношения к источнику, как свидетельству, отразившие реальные события, происходившие в жизни людей, и понимания того, что исторические события, совершающиеся этим, прежде всего, определяется интерес учащихся к историческому документу как источнику новых знаний о недавнем и далеком прошлом. Учащиеся убеждаются в том, что из исторических документов учащиеся могут узнать о жизни людей в далеком прошлом. Однако, по нашему мнению, учебный материал, содержащийся в учебниках, не дает учителю возможности наглядно показать ребятам связь истории с жизнью, изучение старых документов не дает учащимся живого ощущения и осознания связи документов с жизнью. При изучении близких к современной жизни периодов истории (старшие классы) имеется больше возможности дать учащимся почувствовать исторический документ как след деятельности когда - то живых людей. Работа с документом дает большие возможности для использования личностно-целевого подхода на занятиях данного элективного курса. Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся  старшей школы при работе с историческими документами должны уметь:

•Определить тип документа.

• Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.

• Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план).

• Анализировать документ в контексте исторической ситуации.

• Использовать документ для доказательства собственного мнения.

• Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.

• Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.

Деятельность выпускника предусматривает творческий характер работы с документами. Обучающиеся должны уметь:

• Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.

• Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.

•  Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

• Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.

• Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.

• Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

 Работая над изучением курса, я использую следующие формы деятельности:

  1. лекция с элементами беседы
  2. круглые столы по дискуссионным вопросам
  3. семинарские занятия в форме “аквариума” (по эпохам Ивана Грозного, Петра I и др.)
  4. занятия с использованием компьютерных технологий
  5. проектная деятельность.

Положительным результатом совместной деятельности учителя и ученика по изучению истории считается успешная сдача экзаменов в виде ЕГЭ, а также успешное поступление учащихся в ВУЗы на профильные специальности. Так, по итогам 20018/2019 учебного года, экзамены по истории в виде ЕГЭ сдавали 5 человек, средний балл составил 4,4 . Все учащиеся активно посещали данный курс и в анкетах охарактеризовали его как полезный, дающий пищу для размышлений, актуальный.

Элективный курс по истории «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России в 10-11 кл.через работу с историческими источниками»

 

                                                Аннотация

Элективный курс «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России  через работу с историческими источниками» адресован учащимся 10-11 классов и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача курса – отработать и закрепить знания, умения и навыки, необходимые для работы с документами.

Пояснительная записка

  • Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа спецкурса «Трудные и проблемные вопросы при изучении истории России через работу с историческими источниками» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Она адресована учащимся 10-11 классов прежде всего тем, кто готовится к сдаче ЕГЭ, так как работа с источниками закрепляет ЗУН, полученные в процессе обучения, необходимые при выполнении заданий части «С».

Исторические источники, предназначенные для изучения и анализа, представляют собой выдержки из нормативно-правовых актов различных эпох, так как ознакомление хотя бы с фрагментами наиболее важных российских кодексов, с формулировками тех или иных правовых норм, с историко-юридической терминологией поможет лучше понять современное состояние российской государственно-правовой системы, перспективы ее эволюции, совершенствования. Изучение исторических первоисточников позволит учащимся существенно дополнить знания, полученные на уроках и в ходе самостоятельной работы.

. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России  

Особенность данного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» от 21.12 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2007г.;
  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
  • Региональный базисный план и примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, 2012г.;
  • Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2019/2020 учебный год;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №9 г. Ульяновска.

Цели курса: повторение и обобщение знаний по истории России для подготовки к ЕГЭ через изучение исторических источников.

. Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов об основных этапах важнейших событиях, происходивших в России и мире, о крупных деятелях отечественной и зарубежной истории.

. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся

. Формирование личностного отношения к истории своей страны, потребности самостоятельного поиска и расширения исторических знаний.

Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.

        Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.

        Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с выдающимися письменными историческими источниками, характеризующими разные этапы в развитии России.
  2. Показать значение первоисточников для изучения истории.
  3. Научить рассматривать полученную из источников информацию в контексте эпохи.
  4. Закрепить полученные ЗУН, необходимые для анализа исторических источников и успешной работе на уроке.
  5. Повысить мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала.
  6. Способствовать успешной сдаче ЕГЭ.
  7. формировать у учащихся  чувства  гордости, уважения  к  далёким предкам, сопричастности с судьбами края, толерантности и уважения  к различным народам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

8. стимулировать:

 - интерес к изучению истории, к  участию в предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях  и конкурсах.

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

   -  формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Требования к уровню подготовки  учащихся:

В результате изучения  спецкурса ученик должен:

Знать:

-основные этапы и ключевые события  истории страны и края с древности  до наших дней,  выдающихся деятелей;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды источников;

 Уметь:

-соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;

-анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;

-давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;

-работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;

-сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;

-составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию через анкетирование и интервьюирование

-Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию.

-Рассматривать события и явления с точки зрения их происхождения в ту или иную эпоху.

-Выявлять причины возникновения различных версий и оценок событий прошлого и настоящего.

-Выражать и аргументировано представлять, отстаивать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Требования к самостоятельной работе учащихся

  1. Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
  2. Критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать свое мнение.
  3. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей: дискутировать  и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературным языком выражать свои мысли; читать графики, диаграммы и таблицы данных.
  4. Организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; справляться с разнообразием мнений и конфликтами; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде.
  5. Формулировать свои мировоззренческие взгляды, проявлять гражданскую позицию.

Методы преподавания:

  1. Лекции
  2. Практические занятия
  3. Семинары
  4. Дискуссии в форме круглого стола
  5. Урок-версия
  6. дискуссия (дебаты
  7. сюжетно – ролевая игра («Суд»);
  8. - подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
  9. - «мозговой штурм» и др.
  10. - анализ исторической литературы и исторических источников;
  11. - эвристическая беседа;

                       

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.

        Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Учебно-тематический план  элективного курса 10 кл

Темы

 Кол- часов

1.Древняя Русь

3 часа

2.ОтРуси к России.

7 часов

3 Россия в 16 в.

3 часа

4 Россия в 17 в.

4часа

5 Россия в 18 в

6 часа

6. Россия в 19 в.

7 часов

7 Тестирование в форме ЕГЭ

4 часа

Содержание учебного материала

Тема 1 Древняя Русь  3 часа

Цели:

1.Расширить и углубить знания учащихся по темам:»Появление государства»,»Первые русские князья».

Знать:

1. Восточные славяне в VI—IX вв. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.

2.Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира,

Уметь:

1.Показывать по карте торговые пути.

2.Называть признаки государственности у славян  в 8-9 в.в.

3.Составлять исторические характеристики русских князей.

4Аргументировать  разные точки  на деятельность князей.

Тема 2 От Руси к России 7 часов

1.Цель:

Расширить и углубить знания учащихся по темам:»Развитие феодальных отношений в 11 в.», «Феодальная  раздробленность»,»Русь и Золотая Орда»,»В борьбе за единство и независимость»

Знать:

1. Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суз-дальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмо-мысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.

2. Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.

Создание Чингисханом мощной армии.Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

3.Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в.

Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви

5.Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шело-ни. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III  по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Уметь:

1.Характеризовать систему управления страной в 11 в.

2.Доказывать,что Древнерусское государство   было раннефеодаоьным.

3.Подтверждать фактами,что Русь при Владимире Мономахе превратилась в часть  европейского сообщества.

4.Называть причины феодальной раздробленности.

5.Доказывать или опровергать утверждение:Руси противостоял сильный противник в лице Золотой Орды.

6.Сравнивать политику московских князей.Характеризовать роль Ивана 3 в истории страны.

Тема 3  Россия в 16 в.  3 часа.

Цель:

1. Расширить и углубить знания учащихся по темам:Рформы Избранной рады,Опричниа,Внешняя политика Ивана 4.

Знать:

1. Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва — Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царств

.2 Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.

Уметь:

1.Характеризовать реформы Избранной рады.

2.Называть основные направления и задачи внешней политики Ивана 4.

3Аргументировать разные точки зрения  на опричнину.

Тема  4 Россия в 17 в.        4 часа

Цель:

1. Расширить и углубить знания учащихся по темам :Новые черты в экономике 17 в.,Смута,, внутренняя  и внешняя политика первых Романовых.

Знать:

1.Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лже-дмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

2.Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г Восстание под предводительством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление само-державия.

3.Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполи-той. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России.

Тема 5 Россия в 18 в. 6 часов

1.Цель: Расширить и углубить знания учащихся по темам:Эпоха Петра 1, Дворцовые перевороты,»Просвещенный абсолютизм» Екатерины 2.

Знать:

1. Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.

2.Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-ский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).

 3.«Культурная революция» в России в начале XVIII в. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

4.Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

5.Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

6.Внешняя политика России в XVIII в. (1725—1796). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Поспо-литой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735—1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова.. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 г. и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII в. Итоги внешней политики России в XVIII в.

7.Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801г. и убийство Павла

Уметь:

1.Называть основные реформы Петра 1,Основные сражения Северной войны.,аргументировать точки зрения на деятельность Петра.

2.Называть причины дворцовых переворотов,сравнивать правление  Екатерины 1, Петра2, Анны Иоановны,Елизаветы Петровны.

3.Сранивать  личность и политику Екатерины 2 с предшествовавшими ей правителями.,характеризовать реформы Екатерины,основные направления внешней политики.

Тема  7 Россия в 19 в. 7 часов

Цель:

1. Расширить и углубить знания учащихся по темам:Реформы Александра 1, Отечечтвенная вона 1812 г.,Движение декабристов,Внутрення и внешняя политика Николая 1,Реформы Александра 2,Контррефрмы Александра 3.

Знать:

1. Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.

Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзит-ский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти Х1Хв.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов. Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.

Общественное движение в годы царствования Николая I. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.

Уметь:

1. Характеризовать сущность проекта Сперанского,

2Давать оценку первых лет правления Александра 1 ,сравнивать ее с политикой послевоенных лет.

3Давать характеристику Аракчееву.

4.Сравнивать программные установки декабристов,характеризовать роль декабристов в России.

5Называть причины Крымской войны,ее итоги.

6, Характеризовать основные направления деятельности Александра 3.

Учебно-тематический план  элективного курса 11 кл.

Темы

 Кол-во часов

1Россия накануне первой мировой войны

2 ч.

2Россия в годы революций и гражданской войны

5 ч.

3 Советское государство в 1920-30 г.г.

5 ч.

4Великая Отечественная война 1941-1945

4 ч.

5 СССР в первые послевоенные десятилетия1945-1964

5 ч.

6 СССР в годы «коллективного руководства»

4 ч.

7 Перестройка и распад  СССР

4 ч.

8 Россия на рубеже 20-21 в.в.

2 ч.

9 Тестовые работы в форме ЕГЭ

3ч.

Содержание учебного материала

Тема 1 Россия накануне первой мировой войны 2 ч.

Цели :

1.Расширить и углубить знания учащихся  по темам «Революция 190-1907 г.г. « и « Аграрная реформа Столыпина»

ЗНАТЬ:

.1.Кризис империи: русско-японская война и революция 1905—1907 гг. Необходимость модернизации политической системы России. Углубление разрыва между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным секторами. Рост социального напряжения в стране. Консервативный курс Николая II. Столкновения взглядов в политической верхушке России по вопросу о путях развития страны (позиции С.Ю. Витте и В.К. Плеве). Обострение ситуации в деревне. Изменение характера выступления рабочих и выдвижение ими политических требований. Традиционно-попечительская политика правительства по отношению к рабочим. Полицейский социализм. Положение на национальных окраинах империи. Русификация. Студенческие выступления.

2 Обострение международной обстановки на Дальнем Востоке в начале XX в. Столкновение России и Японии' по территориальному вопросу. Русско-японская война: ход боевых действий, причины военных неудач России. Портсмутский мир - успех дипломатии России в условиях проигранной войны.

3 Причины революции 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье». Черносотенцы. Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. - первый шаг в преобразовании государственного строя на конституционно-парламентской основе. Различное отношение в российском обществе к Манифесту. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве, его уроки и значение.

4. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Влияние Манифеста 17 октября 1905 г., кампаний по выборам в Государственную думу и массовых народных выступлений на создание партий. Основные политические партии России начала XX в.

 Новая редакция «Основных законов Российской империи». Характерные черты выборов в Государственную думу (выборы - не всеобщие, не прямые и не равные). I и II Государственные думы: состав, деятельность, причины роспуска.6 Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.

УМЕТЬ:1.Называть причины революции 1905-1907 г.г.,характеризовать силы ,участвовавшие в революции

2 Давать оценку Манифесту 17 октября.

3Анализировать деятельность политических партий в Гоударственной Думе.,сравнивать состав Дум.

4.Оценивать результаты аграрной реформы Столыпина

Тема 2 Россия в годы революций и  гражданской войны. 4 часа

Цели:

1. Расширить и углубить знания учащихся  по темам «Февральская революция»,»Приход большевиков к власти»,»Гражданская война»

Знать:

1Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Создание Временного правительства.  Апрельский кризис Временного правительства. «Революционное оборончество» -сторонники и противники. Июньский и июльский кризисы власти. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.

Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Точки зрения на октябрьские события 1917 г. в исторической литературе. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. Заключение Брестского мира и его последствияг. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Советская республика в кольце фронтов. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Политика военного коммунизма. Решающие сражения Гражданской войны (март 1919 - март 1920 г.). Война с Польшей. Завершающий этап Гражданской войны (конец 1920 - 1922 г.). Борьба с «зелеными». Итоги Гражданской войны.

Уметь:

.1.Называть причины и предпосылки Февральской революции.

2.Сравнивать три кризиса Временного правительства.

3Называть причины быстрого прихода большевиков к власти

4.Формулировать различные точки зрения в партии большевиков на Бретский мир.

5 Выделять основные периоды Гражданской войны,характеризовать позицию и роль крестьянства в войне.

 Тема 3. Советское государство в 1920-30 г.г. 5 часов.

Цели:1.Углубить и расширить  знания учащихся по темам :НЭП,Образование СССР, сталинская модернизация, внешняя политика в 30-е г.

Знать:

1. Новая экономическая политика. Советская Россия в 1920-е гг. Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Роль государства в экономике периода нэпа. Денежная реформа. Первые итоги нэпа. Противоречия нэпа и его кризисы. Борьба власти с лидерами оппозиции - судебные процессы 1921-1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции, служителей Церкви. Политика ускоренной индустриализации.

Образование СССР и его международное признание. Предпосылки образования СССР.  Образование СССР, высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924). Международное положение России после окончания Гражданской войны и интервенции. Белая эмиграция, ее влияние на отношение стран Запада к СССР. Европейская политика страны в 1920-е гг. Генуэзская конференция и заключение советско-германского соглашения в Рапалло. Развитие отношений России и Германии. Период дипломатического признания СССР со стороны большинства стран мира (1924 -1926). Военная тревога 1927 г.

Культура и искусство после октября 1917 г. Раскол деятелей культуры на сторонников новой власти, наблюдателей и ее противников. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 1920-е гг. Рождение идеологического диктата в художественной жизни.

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Задачи индустриализации. Коллективизация, ее принципы - провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Социалистическое соревнование. Основные результаты индустриализации..

Уметь:

1.Сравнивать политику НЭПа с политикой  военного коммунизма.

2 Характеризовать противоречия НЭПа

3.характеризовать различные варианты создания  единого государства.давть им оценку и называть  их принципиальное различие.

4Аргументировать различные точки зрения на сталинскую модернизацию.

Тема 4  Великая Отечественная война  4 часа.

Цели:

1. Углубить и расширить  знания о Великой Отечественной войне: сражениях,полководцах, героизме советских солдат и офицеров.

Знать:

1. Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г. Причины летней катастрофы 1941 г. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной - летом 1942 г. Наступление фашистских войск на юге страны. Оборона Сталинграда. Бои за Кавказ.

Перевод экономики СССР на военные рельсы. «Все для фронта, все для победы!» Создание новых образцов военной техники.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - зима 1943 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, причины и значение победы. Начало коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция, ее значение для совместных действий союзников. Идеология, культура и война.

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны

Уметь:

1.Определять причины поражения КраснойАрмии в начальный период войны.

2. Характеризовать основные периоды войны,называть сражения, давать хаактеристику полководцам.

Тема 5 СССР в первые послевоенные десятилетия  5 часов

Цель:

1 Углубить и расширить  знания по темам:Холодная война,Экономика послевоенных лет,Реформы Хрущева..

Знать:

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». Перемены в советско-американских отношениях. Доктрина Трумэна и «политика сдерживания СССР». «Доктрина отбрасывания». СССР и «план Маршалла». Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной Европе. Формирование биполярного мира. Создание двух германских государств - ФРГ и ГДР. Роль двух военно-блоковых систем в обострении международной обстановки. Локальные вооруженные конфликты.

Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Постепенный переход страны на мирный путь развития. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946-1950). Послевоенные репрессии. Соперничество в верхних эшелонах власти. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитами». «Дело врачей».

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Смерть И.В. Сталина. Начало периода борьбы за власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества. Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Сложности экономического развития. Положение деревни, крестьянства. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба в руководстве КПСС и СССР за власть. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС, значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества.

Уметь:

1.Аргументировать разные точки зрения на  холодную войну.

2.характеризовать политический режим советского общества середины 20 века.

3.Называть успехи и неудачи социально-экономического развития СССР  в годы правления Хрущева.

Тема 6  СССР в годы «коллективного руководства» 4 часа.

1 Цель:

1. Углубить и расширить  знания по темам :Углубление кризисных явлений в СССР,Политика и экономика:от реформ к застою

Знать:

Политика и экономика: от реформ - к «застою». Приход к власти Л.И. Брежнева. Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг.. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Введение хозрасчета. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы «застоя» в жизни страны. Политика консервации сложившихся методов руководства. Ограниченность эффективности проведенных реформ. Рост зависимости страны от ввоза сельскохозяйственной продукции из-за рубежа. Нерентабельность экономики. Дефицит товаров народного потребления.

Уметь:

1.Давать сравнительный анализ  политики Брежнева и Хрущева.

2 Характеризовать  необходимость и сущность экономических реформ 1960-х г.,их результаты.

3. Аргументировать разные точки зрения на период застоя.

Тема 7 Перестройка и распад СССР 4 часа.

Цель:

1 Расширить знания о политике перестройки,гласности  и развитии демократии в СССР.

Знать:

1. Политика перестройки в сфере экономики. Приход к руководству страной М.С. Горбачева. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, ее итоги. Авария на Чернобыльской АЗС 26 апреля 1986 г. и ее последствия. Закон о государственном предприятии (объединении): перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Забастовки 1989 г. Проведение денежной реформы. Кризис потребления. Трения между союзными республиками, в том числе Россией, и союзным центром власти.

Развитие гласности и демократии в СССР.; державно-патриотическое; националистическое. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. на новой основе. Консолидация  сил,  оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина в обществе. Его избрание Президентом Российской Федерации.

Уметь:

1.Сравнивать перестройку с  экономическими реформами 1960-х г.

2 Сравнивать «оттепель»Хрущева с и политику гласности Горбачева.

3 Характеризовать политику «нового политического мышления»

4.Участвовать в дискуссии на тему» Можно ли считать распад СССР считать закономерным явлением»?

Тема 8  Россия на рубеже 20-21 в.в. 2 часа.

Цель:

1. Расширить знания о «шоковой терапии»,о политическом развитии Р.Ф. в 90-е годы 20 века.О внешней политике России  в нач. 21 века.

Знать :

.Реформы и политический кризис 1993 г. Сложное положение экономики России в начале 1990-х гг. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Отношение к проводившимся реформам - главный критерий размежевания политических сил. Рост оппозиции к курсу Президента России и правительства. Забастовки 1992 г. Углубление поляризации политических сил. Политический и конституционный кризис 1993 г. Страна на грани гражданской войны. Противостояние Президента и Верховного Совета. Октябрьские события 1993 г., их итоги. Прекращение деятельности Советов и ликвидация советской формы государственного устройства. Новая Конституция России. Итоги выборов в Государственную Думу (1993).

Литература

        

Для учащих 10 кл.:

  • Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

  • Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.

  • Грабарь И.Э.  О древнерусском искусстве. М., 1999.

  • Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.

Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-  XV вв. М., 1998.

  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.

  • Каргалов В.В. Полководцы X-  XVI вв. М., 1998.

  • Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1999.

  • Куликовская битва. М., 2000.

  • Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1998.

  • Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1995.

  • Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1998.

  • Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI- XIII вв. М.; Л., 1998.

  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М.;  1993.

  • Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории.  М.;  1994.

  • Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М.;  1993.

  • Сахаров А.Н. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк. М.;  1997.

  • Сергеев В.Н. Рублев. М.;  1990.

  • Скрынников  Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий  Радонежский. М.;  1993.

  • Скрынников  Р.Г. Третий Рим. М.;  1993.

  • Творогов  О.В.  Князья Рюриковичи: краткие биографии. М.;  1992.

  • Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII - XV вв. Средневековая Россия на международных  путях XIV – XV вв.  М.;  1992.

Для учащихся 11 кл.:

Литература для учащихся

1.Аверх ,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.

2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.

3 Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.
4 Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.

5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г.

6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г.

7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.

8.Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.

9.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.

10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопросы истории. – 1998. -№ 8.

11.Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.

13.Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.

14. Журналы «Родина».
Интернет-сайты:

http://www.metodistsv.org/ 

http://www.sch410.edusite.r

Электронные учебные материалы

Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.

Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 

Стандарт основного общего образования по истории.

Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.

Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное. Журнал «ПИиОвш», 2004, №10.

Юдовская А.Я. Нужно ли воображение при изучении истории? Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.

Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.

Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.

Букинич С.А. Проблемно-творческие задания по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.

Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.

Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2005.

Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2005.

Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? - М.: Вече, 2005.

1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

3. Великие государственные деятели России. – М., 1996.

4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.

5. Жития и творения русских святых. – М., 1993.

6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.

7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.

8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.

9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.

14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.

16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. –
№ 5–6.

20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.

21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.

23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси  //  Вопросы  истории. – 1994. – № 2.

24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.

25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.

27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.

28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.

29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.

30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

Образцы заданий для учащихся10-11 кл,контрольно-измерительные материалы.

К тема 2 От Руси к России :

Из щведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона.

«Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конунгу шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конунга, чтобы сватать дочь конунга шведов Олава за Ярицлейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство…

Следующей весной в Швецию прибыли послы Ярицлейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, данное предыдущим летом, и выдать свою дочь Ингигерду за Ярицлейва конунга. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, чтобы она вышла за Ярицлейва конунга. Она отвечает: «Если я выйду замуж за Ярицлейва конунга, то я хочу получить от него как вено (выкуп невесты) все владения ярла (правителя города) Альдейгьюборга и сам Альдейгьюборг (г Ладога)». Послы Гардарики согласились от имени своего конунга….

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарики. Ингигерда вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были  Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый.

Ингигерда, конунгова жена, пожаловала Рёгивальду ярлу Альдейгьюборг, и он стал ярлом всей той области».

1 О событиях какого века говорится в документе? О каком русском князе речь идёт в отрывке?

2 Какая страна в тексте названа Гардарикой? Используя текст, определите, каким правом обладали женщины Гардарики в указанный период?

3 С какой целью к королю Олаву прибыли русские послы? Используя текст документа, укажите  условия, которые выдвигала Ингигерда для того, чтобы согласиться с требованием отца – короля Олава.

К теме 1,2 Эволюция государственно-правового строя России в  нач 20 века

Задания и вопросы:

  1. Прочитайте соответствующую главу учебника и поработайте со словарем.
  2. Какие группы населения получили действительные выгоды от «великих реформ» и кому на Руси было жить хорошо?
  3. Насколько существенными были ограничения самодержавной власти в 1905-1907 гг.? Стала ли Россия конституционной монархией?
  4. Какую роль играло право в российской жизни в последние десятилетия перед 1917 годом? Справедливо ли говорить о бесправном положении основной массы трудящихся? Что означает русская пословица «Закон, что дышло, куда повернешь – туда и вышло»?
  5. Найдите материалы о наиболее выдающихся русских юристах и наиболее громких «делах» капиталистической России.

Творческая работа: «Отражение крепостного права в русской классической литературе».

К теме 8 Становление государственно-правовой системы России в 90-х годах ХХ века.

Задания и вопросы:

  1. Изучите соответствующую главу в учебнике и понятия, которые характерны для государственно-правовых отношений последнего времени.
  2. Сравните объем властных полномочий Президента Российской Федерации с функциями российских императоров до и после 1906 года, а также с предметами ведения Верховного Совета СССР.
  3. Что нового появилось в российском вещном, обязательственном, наследственном, семейном, уголовном праве в 90-е годы ХХ века?
  4. Является ли российское государство в полной мере демократическим, правовым, социальным, как об этом заявлено в Конституции 1993 год?
  5. Какие права и в какой мере обеспечиваются гражданам России в Конституции 1993 года и в реальной жизни?

Исследовательская работа:

  1. «История моей семьи в истории Родины: “лихие 90-е”»
  2. «Октябрь 1993 года глазами СМИ»
  3. «Социологический опрос. Распад СССР: “ЗА” и “ПРОТИВ”»

Диспут «На перекрестке мнений»: “Возможна ли демократия в России?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"

Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...

Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"

Данная программа  элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода  с английского языка на русский язык, для ...