Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс.
презентация к уроку по истории (10 класс)

excessbaggage

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuolturv10kl.pptx839.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§33 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг .

Слайд 2

1. Условия развития литературы и искусства После смерти Сталина наступили масштабные перемены , не только в политической жизни, но и в духовной . Известный советский писатель Илья Григорьевич Эренбург назвал этот период «оттепелью » (1953-1964 гг.) , наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы ». Период характеризовался осуждением культа личности Сталина, появлением определённой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой дея-ти. В журнале «Новый мир» авторы широко известных произведений «Оттепель», «Времена года », «Волга-матушка река» и др . отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей . Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Т. Твардовского от руководства журналом . А. Фадеев пытался поднять вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей . Фадеева подвергли критике, обвинили в репрессиях против писателей в послевоенные годы .

Слайд 3

2 . Власть и интеллигенция После XX съезда КПСС ослабила идеологическое давление на музыку, кинематограф и живопись . В «перегибах» прошлого были обвинены Сталин и его соратники (Берия, Молотов, Маленков и др) . В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» , в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Призывы творческой интеллигенции отменить другие постановления 1940-х годов не были услышаны властями . Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей . Хрущёв опасался массового появления антисталинских публикаций. Он обращал внимание писателей, что это опасная тема и, занимаясь ею, нужно соблюдать меру. В те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. А. Шолохова, «Тишина» Ю. В. Бондарева ), кинофильмов («Летят журавли» М. К. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате » ), получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека .

Слайд 4

«Дело Пастернака» В СССР литераторы не приняли роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака из-за неоднозначной оценки Октябрьской революции.

Слайд 5

3. Развитие образования По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 1930-е гг. система образования нуждалась в обновлении . Официальный курс государства был направлен на то, чтобы появлялось всё большее количество рабочих для строящихся предприятий. Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа . Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей молодёжи без отрыва от производства , либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки , либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением . Для желающих продолжить образование в ВУЗе вводился обязательный производственный стаж . Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

Слайд 6

4. Власть и церковь С 1958 г. началась новая антирелигиозная кампания . Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок вдвое сократить число монастырей, провести «чистку» церковных библиотек, ограничить паломничество верующих к святым местам. В 1961 г. власти начали «церковную реформу» . Вновь , как и в 1930-е гг., началось не только закрытие, но и уничтожение церквей. Этот курс продолжался, несмотря на протесты верующих и духовенства . Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места религии и церкви .

Слайд 7

5 . Зарождение новых форм общественной жизни С конца 1950-х гг. стали издаваться первые «самиздатовские» журналы , в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов, а также стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н . Гумилёва, М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др. Наряду с «самиздатом» получил распространение « тамиздат » . «Самиздат » - издание и распространение текстов, по тем или иным причинам (чаще всего цензурного, идеологического характера) не могущим быть опубликованными официально . « Тамиздат » - книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории. В 1961 г. на телевидении появилась новая передача «Клуб весёлых и находчивых» . С лета 1958 г. в Москве у памятника Маяковскому стали проходить встречи студентов, молодых поэтов, писателей, на которых звучали стихи репрессированных авторов, велись литературные дискуссии . Новые формы общественной жизни охватывали в основном студенческую молодёжь , более склонную к обновлению и переменам .

Слайд 8

Общественная жизнь

Слайд 9

6. Советский спорт Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов . В 1952 г . в Хельсинки прошли летние Олимпийские игры. Команде Советского Союза удалось завоевать 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей . В 1956 г. в Мельбурне в неофициальном медальном зачёте сборная СССР заняла первое место . Чемпионы Олимпиады по современному пятиборью : Иван Дерюгин , Игорь Новиков и Александр Тарасов. На летней Олимпиаде 1960 г. в Риме Пётр Болотников взял золото в беге. Сёстры Ирина и Тамара Пресс завоевали золото в лёгкой атлетике и метании диска . Лев Яшин считался лучшим вратарём XX в. Первый и единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч » . Чтобы поощрить интерес к спорту, правительство выделяло средства для строительства стадионов, дворцов спорта, открытия детских спортивных школ и кружков.

Слайд 10

7. Особенности повседневной жизни Из-за проблем в развитии животноводства в магазинах пропало мясо и молоко. Дефицит продуктов привёл к росту коррупции и спекуляции . Во многом для борьбы с этими явлениями в 1961 г. была проведена денежная реформа по деноминации рубля и замене денежных знаков. Однако цены на продукты питания и основные промышленные товары были стабильны. При среднем размере зарплаты рабочих и служащих в 90 р. (1964) батон белого хлеба стоил от 13 до 25 к. (в зависимости от качества муки), буханка чёрного хлеба от 18 до 22 к., литр молока — 32 к., 1 кг мяса — 2 р., 1 кг сливочного масла — 3,6 р., 1 кг свежемороженой рыбы — 80 к. Цены на импортную продукцию лёгкой промышленности неуклонно росли. Самих этих товаров тоже не хватало. За ними выстраивались большие очереди. Посещение кинотеатра обходилось в 25 к., театра — от 80 к. до 1 р. По всему Советскому Союзу строились малогабаритные квартиры . Новым центром общения в квартире становилась кухня , где люди обсуждали насущные проблемы со своими друзьями и ближайшими соседями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР в середине 1950-х-середине 1960-х г.г

Материал содержит информацию по основным направлениям социально-экономического, политического, духовного, внешнеполитического развития СССР. Рассказ учителя сопровождается презентацией и вопросам...

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России. 9 класс)

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.Параграф 30 &laq...

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 60-х-первой половине 80-х гг.

Материал для 10 класса для изучения темы развитие культуры 60-80-х гг по истории России....

Экономическое и социальное развитие СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Экономическое и социальное развитие СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг."....

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...