Культурное пространство российской повседневности
статья (обществознание , 11 класс) на тему

Морозова Юлия Григорьевна

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_kongressu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Культурное пространство российской повседневности

                                      Морозова Ю.Г., к.ф.н., доцент

         Повседневность как  продукт длительного исторического развития,   как особая форма реальности, важнейший компонент пространства  созданных человеком  текстов и артефактов, привлекает современных культурологов, социологов, политологов. «Культура обычна», - эти слова одного из виднейших исследователей культуры ХХ века Р. Уильямса в краткой формуле выражают изменение взглядов на культуру, которое произошло в последние десятилетия.

        Важное место в изучении культуры повседневности имеют прикладные исследования ее различных аспектов (Алиев Р., Зарубина Н.Н, Мухин  А.А., Шапинская Е.Н. и др.). Становление современной культуры повседневности проходило путем расширения пространственных связей человека, возникновения обмена вещей и товаров, становления денежной экономики, развития философии и естественных наук. В результате такого понимания культуры повседневности в орбиту ученых попадают многообразные, подчас принадлежащие к разным культурным мирам, объекты.

         К основным элементам повседневности ученые, в частности А. Шюц, относит  трудовую деятельность, специфическую уверенность в существовании мира, напряженное отношение к жизни, особое переживание времени,  личностную определенность действующего индивида,  форму социальности. Для российского обывателя особо «переживаемыми элементами» повседневности становятся: состояние депрессии при постоянном давлении внешних   раздражителей, переживание «сжатия» времени и пространства при  все большей включенности в мир «виртуальных» реальностей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, ощущение «мира на волоске», мира перед большой катастрофой или, как говорят теологи, апокалиптической «вспышкой».   В своем докладе мы не ставим цель обозреть  культурное  пространство российской повседневности во всем его многообразии. Наша задача  иная: на примере современной молодежи выявить основные «пружины», детерминирующие сознание и поведение индивида в условиях российской повседневности.

        Одним из компонентов культурного пространства российской повседневности выступает образование.  В «Практике повседневной жизни» М. де Серто утверждает, что культура повседневной жизни коренится в «адаптации» или «способе использования навязанных систем». По его мнению, ключевыми словами, характеризующими тактику повседневной жизни, являются «адаптация», «манипуляция» и «трюкачество».  Все это мы наблюдаем в современном российском образовании. На смену приобретению и усвоению знаний в школе как основной образовательной ступени (и вузе  в том числе) приходит «потребление» информации, желательно, «готовой» информации, скаченной из Интернета. Это то самое, что М. де Серто называет «потреблением». «Основной характеристикой общества «поздней современности» является то, что каждый человек в нем – потребитель. Потребление – единственный способ получения жизненных ресурсов, будь эти ресурсы материально-функциональные (пища, одежда, транспорт) или культурные (медиа, образование, язык). Различие между ними весьма условно – все материально-функциональные ресурсы пронизаны семиотически-культурными смыслами, становясь неотъемлемой частью  дискурсов и систем коммуникации во всем своем многообразии» [10, с. 56].  «Искусство повседневной жизни – это искусство находиться «между» производством и потреблением, как речь – это искусство находится между речевой системой и материальным опытом, приготовление пищи – искусство находиться между «их» супермаркетом и «нашим» уникальным блюдом» [2].

        Другой исследователь — Х. Лефебр также подчеркивает, что различие между производством и потреблением размывается в культуре повседневной жизни: «Культура, в самом широком смысле, это средства производства… понятие производства в этом случае приобретает свое полное значение как производство человеком его собственного существования. Из этого следует, во-первых, что культура не является бесполезной, чисто показной деятельностью, но специфической, присущей способу существования, и, во-вторых, что классовые интересы не могут гарантировать тотальное существование общества без определенной поддержки» [11, P. 31].

        Образование, являющееся одним из сегментов культуры российского обывателя, переживает те же  процессы, те же динамические изменения,  которые свойственны всей сфере повседневности.

        Общеобразовательная школа как обязательный социальный институт не только в России, но и во всех развитых современных государствах, дает общие представления о мире, о культурных ценностях, о нормах социальной жизни.  Как верно отмечает  Е. Н. Шапинская   в своей работе «Образование в контексте повседневной культуры», «уровень общеобразовательной школы, ее структура и длительность обязательного обучения варьируются в зависимости от общего уровня жизни и экономического благосостояния общества, но в любом случае школа создает определенные навыки поведения и общения, которые составляют основу социального существования человека в своей культуре» [2]. Действительно, сведения об окружающем мире и представления о различных отраслях знания школьники приобретают или «потребляют» в «решебниках», различных готовых вариантах сочинений, материалах, скаченных из Интернета и т.д. Подобное «потребительство»  распространяется на всю культуру российской повседневности (добавим, не только на культуру повседневности), а результат «потребительства» отражен в статистике, в числе  нарушений авторского права, плагиате и прочее, и прочее...

        Другая проблема нашего современного образования - несоответствие содержания школьной программы (особенно по гуманитарным предметам) жизненному опыту учащихся, что делает процесс «прохождения» программы чистой формальностью. Возьмем, к примеру, урок обществознания. Что это? По сути, конгламерат различного спектра гуманитарных наук: социологии, политологии, экономики, культурологии. Учитель, при всем желании, не может дать всей полноты знаний ученикам, поскольку сам во многих вопросах неосведомлен, а у ученых, как правило, на один и тот же вопрос есть совершенно разная точка зрения. Какой взгляд или какая точка зрения одержит верх в системе ЕГЭ, предсказать невозможно. Естественно, как результат, школьники вполне недоумевают по вопросу о том, почему им нельзя «нарисовать» хорошую отметку в электронном журнале: пять или четыре, ведь «все формально» и «все относительно», и вещать о том, что есть абсолютная истина при отсутствии таковой, тоже приводит нас к «потреблению» готового продукта — тестовым ответам ФИПИ.  

         Российская культура повседневности обладает большой динамичностью и втягивает в свою орбиту все новые и новые сферы культуры, подобные образованию, специализированному знанию, масс-медиа.

        Возьмем, к примеру, электронные медиа. В первый период своего появления  электронные медиа воспринимались как некое чудо,  служившее как средством информации, так и развлечения, но довольно быстро они перестали восприниматься как чудо. Сегодня никого не удивишь мобильным телефоном или планшетом. Теперь это даже  не воплощенная мечта, а как  ставшая само собой разумеющаяся принадлежность повседневности. «Никакая новинка уже не способна удивлять, повседневность широко открыта для любых технологий и новых героев, которые утратили свой героический характер, сменив борьбу в открытом поединке на очередное шоу «боев без правил» или, что еще более характерно, на соревнования в скорости поедания хот-догов» [цит. по:2].

         Средства массовой коммуникации заметно расширили культурное пространство российской повседневности и стали предметом потребления росийского обывателя. Они вошли в область обыденной жизни настолько прочно, что их часто не замечают, они служат фоном для других видов деятельности (достаточно вспомнить переполненное московское метро в часы пик, в котором люди, не обращая внимания друг на друга, вовлечены в «мир виртуальных сущностей»).

        Масс-медиа  оказывают  влияние на формирующийся облик современного человека, в первую очередь, на подростка, нашего школьника, который при любой возможности ищет «подсказки» в Интернете или же играет в компьютерные игры.  Сегодня Интернет и телевидение как формы массовой культуры выступают соперниками в деле пропаганды ценностей современного мира и «искажения» морального облика росийского подростка. Киберпространство — довольно страшное слово, на наш взгляд. Впервые это слово (Cyberspace) было упомянуто фантастом Вильямом Гиббсоном в 1984 году в его романе “Neuromancer” для обозначения глобальной многопользовательской виртуальной среды. Мы не будем разбирать, в чем собственно разница между понятиями «киберпространство» и «виртуальность», скажем только: и то, и другое оказывается мощным оружием мирового масштаба. Вспоминается произведение Рея Бредбери «Вельд». В нем описывается семья, живущая в доме с «детской комнатой», в которой за счет «телевизионных стен» и другого оборудования достигалась имитация «другой» реальности. Детям очень нравится эта комната, но в какой-то момент родителям становится ясно, что комната воспитывает жестокость и агрессивность в детях - дети постоянно вызывают реальность африканского вельда. Родители решают выключить комнату. Как ответная реакция происходит непоправимое:  разгневанные дети оставляют родителей в «детской», где материализовавшиеся из виртуальной реальности львы съедают родителей. Что самое интересное, подобного рода система с отображением на стены была действительно создана в 1996 году и называлась CAVE (пещера). Правда, без возможности материализации львов.

        Это произведение очень интересно тем, что подняло вопрос о влиянии средств массовой информации на индивида задолго до того, как это  стало проблемой в 90-е годы прошлого столетия. Насколько опасен мощнейший информационный поток, порождаемый современными информационными системами? Насколько его можно контролировать, насколько он влияет на человека, и прежде всего на ребенка с еще не окрепшей психикой? Насколько медиаобразование может справиться с этой проблемой? Все эти вопросы пока не получили окончательного ответа.

        Как верно отмечает Р. Алиев, «любой вариант существования реальности предполагает наличие духовного первоначала. Его основная цель - связывать весь мир воедино, поддерживать его целостность. В разных местах его называют по-разному - мировой разум, Логос, Бог, Вселенная. И каждый раз, когда требуется восстановление целостности мира, содержание реальности в порядке, на первый план выступает vox Dei, глас Божий. В некоторых случаях он может руководить свыше, как Яхве или Зевс, а в некоторых спускается на землю в виде Христа, Аватары или другого пророка» [1]. Вопрос: какой бог или разум поддерживает целостность киберпространства? Вместо Бога в киберпространстве выступает некий «оператор», который, хотя и имеет основательную власть над этим киберпространством, но и сам зависит от него.  Современные подростки, погружаясь в мир виртуальных сущностей, ощущают себя «хозяинами Вселенной», и не замечая того, оставшись один на один с машиной, втягиваются в киберпространство, становятся зависимыми от него. В медицине уже исследуются заболевания, связанные с зависимостью от Интернета, наравне с  алкоголизмом и наркоманией.

        Вспоминается еще одно высказывание французского философа и культуролога, исследователя психологии художественного творчества Гастона Башляра: «изменяя пространство, покидая пространство нашего обычного восприятия, мы начинаем общаться с пространством таким способом, который физически невозможен…  Ибо мы изменяем не пространство, а себя» [1, с.132]. Очень точное замечание, на наш взгляд. 

        Русская Православная Церковь уже приняла информационную культуру,   согласилась с ней и даже стала использовать. В виртуальном пространстве Интернета уже появились сервера Православной церкви, а некоторые священники даже стали рассматривать фразу «и будет он ловцом человеков» как предсказание, напрямую относящееся к Сети Интернет. Религиозный подход к пониманию иной реальности основывается на ее существовании a priori, на абсолютной вере в нее. Как результат, для религиозной, трансцендентной реальности мы имеем набор правил, описывающих реальность и поведение в ней, так же a priori. В этом и заключается ее отличие от искусственно созданной виртуальной реальности. «Виртуальная реальность в своей основе является гибкой и не ограниченной догматами. Конечно же, границы существуют, но они существуют как границы наших возможностей и при первом удобном случае они расширяются» [1]. Виртуальная реальность, в отличии от реальности религиозной, пытается приблизится не к Богу, а к его возможностям, подчас подменяя понятия: Бог — Дьявол, добро-зло, нравственность - аморалите. Известны авторитетные попытки обозначить киберпространство как «пятое измерение» – при этом для детей оно преподносится как «подарок от некоего Колдуна».

        Информационные технологии в настоящее время развиваются с «экспоненциально возрастающей интенсивностью», обуславливая изменения всех уровней бытия российского общества (и не только российского!) и конкретно — отдельно взятого человека,  в первую очередь в его повседневной жизни. Причём большинство людей даже не догадываются о том, насколько их повседневная жизнь зависит от компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Повседневность даже тех людей, которые ни разу в жизни не включали компьютер и не совершили ни одного звонка по мобильному телефону, во многом связана с развитием информационных технологий, ведь с их помощью сегодня осуществляется управление всей системой жизнеобеспечения. Подача электроэнергии и водоснабжение, управление системами связи и транспорта, координация финансовых потоков, функционирование медицины и образования не мыслимы в настоящее время без использования компьютерных систем. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. «Уже сегодня можно говорить о том, что развитие компьютерных технологий создаёт не только новый технологический уклад, но, скорее, новую социальную реальность», – пишет В.Л. Иноземцев [цит. по: 3]. Таким образом, средства массовой коммуникации значительно расширяют возможности контроля не только над общественной, но и над частной жизнью граждан.

        Информационные сети формируют новую глобальную информационно-коммуникационную среду жизни, общения и производства, создают возможности для формирования и развития сетевых структур в различных областях общественной жизни, включая политику, экономику, науку, культуру, быт, безопасность.

        Информационные технологии трансформируют российскую повседневность сразу по нескольким направлениям: они изменяют жизненное пространство, меняют характер труда, предоставляют новые возможности для коммерческой деятельности, игр и развлечений, изменяют представления о времени, трансформируют коммуникативную сферу, способствуют формированию сетевых сообществ.

        Характеризуя происходящие изменения, М. Кастельс пишет, что в «современном мире на смену пространству мест приходит пространство потоков» [4, с.350]. Под влиянием развития информационных технологий трансформируются такие элементы жизненного пространства индивида, как жилище, рабочее место, обычные маршруты передвижения. Меняется и представление о досуге, существенное место в котором занимают компьютерные игры. Естественно, отношение к компьютерным играм, как, впрочем, к большинству медиапродуктов, не может быть однозначным. Виртуальный мир игры, являясь частью повседневной культуры, в то же время представляет ее обособленную область, не связанную с другими социокультурными пространствами обыденной жизни. Большинство компьютерных игр повторяют  одну и ту же схему в разных формах и увлекают лишь видимым разнообразием, как того и следует ожидать от массовой культуры, рассчитанной на стандартизированные вкусы невзыскательного российского потребителя.  В результате, проигрывая одни и те же структуры, школьник приучается автоматично мыслить, уподобляясь машине, и оказывается беспомощным  перед разнообразием проблем, возникающих в реальной, а не виртуальной жизни.  

        Еще одним аспектом культуры, формирующим культурное пространство российской повседневности, является система ценностей, которая ею формируется. Эти ценности переносятся и на процесс образования, что часто приводит к  непониманию, отчуждению  и конфликту.  Скажем, что «заданные социокультурные эталоны, принимаемые обществом или индивидом как наиболее значимые для организации повседневной жизнедеятельности людей, представляют собой ценности повседневной культуры» [2]. Культурные ценности - продукт коллективного, а не индивидуального опыта. Через ценности осуществляется связь между разными типами культур: массовой и элитарной, региональной и мировой и т.д.  В культуре повседневности ценности часто утверждаются через медиакультуру, в частности через рекламу, которая, по мнению американского исследователя Р. Поллай, является «искажающим зеркалом» [цит.по: 2]. В  сознании современного российского обывателя та или иная культурная ценность занимает место в иерархии и ассоциируется с ее потребительскими качествами, навязанными рекламой.

        Еще до прихода в школу ребенок уже сформирован масс-медиа культурой, в которую он погружен с раннего детства. Становление современного молодого человека проходит в среде, насыщенной информацией, легко доступной благодаря телевидению и интернету (для детей и подростков Интернет очень быстро стал важнейшим жизненным и культурным пространством), но в то же время - в среде практически не структурированной, не качественной, избыточной, являющей собой картину, ближе всего подходящую к  постмодерну. Для мышления, сформированного в пространстве жестко структурированной картины мира и культуры, такое видение представляется угрожающе хаотичным. Это угроза всему привычному миропорядку, который формировался в течение поколений на предписанных программах и учебниках, на жесткой, но хорошо работающей системе идеологической индоктринации. Отсюда резкое осуждение «примитивизма», «одичания», деградации, ассоциирующихся с кризисом образования, семьи, традиционной системы ценностей. Таким образом становится понятна «неприкрытая» статистика.  Данные социологического опроса, проведенного среди школьников 8-11 классов  одной из московских школ, показали следующее: оказывается, нравственность в современном мире — устаревшее понятие (во всяком случае, так считают 60% респондентов), урок этики и культуры в школе необязателен (72% респондентов), а понятие патриотизма воспринимается как почти ругательство и многие отказываются признать себя патриотами (46 % респондентов).  Неужели это плоды нашего современного российского образования?! Школа ответит, что все начинается с семьи.  Домашнее воспитание дает возможность ребенку приобщиться к локальной культуре, освоить нравы и моральные нормы. Часто домашнее воспитание противопоставляется школьному в проблемных ситуациях – на него возлагается вина за асоциальные поступки ребенка и подростка, как ответ на отторжение института и школы.

        В постиндустриальном обществе, в условиях изменений, происходящих в институте семьи,  ребенок часто получает первичные представления о мире не от родителей или дедушек и бабушек, занятых работой, а через те же масс- медиа, которые представляют искусственно сконструированную медиа-реальность. Другим источником приобретения жизненного опыта становятся группы ровесников, которые в подростковом возрасте имеют гораздо больший авторитет, чем семья. В результате опыт вступающего в жизнь человека состоит из представлений, полученных из «культурной индустрии» (термин Т. Адорно) и ценностей той или иной молодежной субкультуры. Взаимные жалобы и претензии семьи и школы, таким образом, оказываются несостоятельными.

        Принимая во внимание психологический фактор (подросток в своем развитии проходит этап отрицания существующих норм и культурных ценностей), выявляем «пружины» воздействия на сознание современного российского школьника: влияние средств массовой коммуникации и шире - той культурной среды повседневности, в которую погружен современный российский обыватель.

        Критику в адрес масс-медиа в современной культуре можно часто услышать и в западном, и в отечественном научном и социальном дискурсе (Поликарпова Е., Мухин А.А.,  Панарин И.Н.,  Почепцов Г. Г.).  Взросление человека происходит в медиа-среде, следовательно, средства массовой коммуникации и образование тесно связаны между собой,  составляя так называемое медиа-образовательное пространство. Оно стремится противопоставить хаотичному мировосприятию, о котором мы говорили выше, использование медиа для оптимизации образовательного процесса. Поскольку медиа стали частью повседневного жизненного мира, их можно использовать в учебном процессе. Для этого необходимо не отрицать медиареальность, а структурировать ее и находить в ней те моменты, которые будут созидательными для формирования целостной картины мира.

        Иными словами, в современном российском обществе повседневность  школьника представляет собой поликультурное пространство. Это обусловлено разными факторами: этническим составом учащихся, включением различных культур непосредственно в учебный материал и др. Что касается включенности поликультурности в учебные предметы, то это можно увидеть как в обязательных курсах (обществознание, история, МХК, география, иностранный язык), так и в курсах по выбору и факультативных курсах, например, в истории религий или правоведении. Кроме того,  подростки и, в целом, вся российская  молодежь уже погружены в условия диалога культур именно на повседневном уровне. «Еда, мода, музыка - все то, что является частью буден и праздников, – носит на себе отпечаток свободного сочетания элементов разнородных культур и воспринимается как данность. Что касается информационного аспекта этой проблемы, даже общее образование предполагает сообщение определенных знаний о разных культурах. Но в условиях приближения «экзотических», ранее малодоступных культур к повседневности знания по истории или литературе перемешиваются с представлениями, почерпнутыми из популярных фильмов и телепередач и из области материальных артефактов (предметов быта, одежда, украшения и т.д.), используемых в повседневной жизни» [2, с.16]. В результате представления о различных культурах приобретают форму коллажа, состоящего из произвольно расположенных фрагментов. И наш российский школьник получает не целостные и гармоничные знания, а хаотичные, подчас взаимоисключающие друг друга понятия и отрывочные представления. Тем самым формируется «клиповое» сознание, соответствующее духу киберпространства.

        Вместе с тем, несмотря на  отсутствие якобы видимых горизонтов виртуального мира, в настоящее время российский обыватель ощущает сжатие времени и уплотнение пространства.  Отчего это происходит?  Н.Н. Зарубина назвала это явление повседневности «тотальным отчуждением времени»: люди стремятся это не принадлежащее им время сжать, «убить», изгнать из своей жизни [3, с. 60]. Но  каждый ли российский обыватель хочет «убить» время? Спорный вопрос. Стремление к сжатию времени носит амбивалентный характер: творческим и преуспевающим людям всегда не хватает времени. Они стремятся уплотнить его, чтобы произвести в единицу как можно больше полезных и плодотворных действий. Время же аутсайдеров (неудачников) ничего или почти ничего не стоит, они страдают от избытка времени,  и поэтому тоже стремятся сжать и уплотнить время, чтобы создавалась видимость его большей продуктивности. Следует ли из этого, что наши российские школьники, «убивающие» свое время за компьютерными играми, в мобильных интернет-сетях, — тоже аутсайдеры?! Не думаю.

        Вместе с тем, роль масс-медиа в российской повседневности нельзя рассматривать исключительно с негативной стороны. СМК помогают включению в повседневность многих пластов культуры, которые носили прежде эксклюзивный, «ауратический» (по терминологии В. Беньямина) характер. Они  «уменьшают необходимость в непосредственном общении с культурными институтами, так как все – начиная от путешествий и кончая концертами великих музыкантов – можно воспринять» [7, с. 34] в «отцифрованном» виде. Несмотря на различие между реальным и виртуальным миром, все большее количество молодых людей живут в мире виртуальном, не ощущая потребности в соприкосновении с «первичным» культурным текстом, а, напротив, увеличивая потребление  массмедийных продуктов.

        Итак, культурное пространство российской повседневности представляет собой единство реального и виртуального пространства повседневности, в котором реализуются культурные смыслы повседневной деятельности современного российского обывателя.  В многоплановой культурной семантике повседневного пространства (включая все то, чем это пространство наполнено) раскрываются религиозная, нравственная, эстетическая, социально-статусная и утилитарная ценность. Безусловно, что основными для культуры российской повседневности являются на сегодняшний день ценности утилитарные. Пространство повседневности оценивается прежде всего с точки зрения возможностей и качества удовлетворения ежедневных физиологических, социальных и духовных потребностей человека, в первую очередь, с точки зрения безопасности, удобства, комфортности. На протяжении нескольких веков происходит постепенная «прозаизация» повседневной жизни, перестройка иерархии ее ценностей. За последние десятилетия доля  «потребительских» ценностей (выгоды, коммерциализации и проч.) в повседневной жизни возросла почти в три-четыре раза, тем самым затронув исконные базисные представления и традиционные ценности  российского общества.  Поверхностный прагматизм и  «ложный» демократизм нанесли вред культурному пространству России, способствовали примитивизации общественного и индивидуального самосознания, росту негативных тенденций в обществе, ощущениям депрессии и потерянности.  Поэтому одна из главных задач современной России — создание единой культурной среды, среды, в которой свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов гражданами страны сочетались бы с правовой защитой, отстаиванием традиционных культурных ценностей России и, возможно, более жестким государственным контролем над   разными сферами российской повседневности.

        

Литература:

  1. Башляр Г. Поэтика пространства// пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия»,2004. - 316 с.
  2. Бодрийяр Ж., Общество потребления. М., 2006. С.16
  3. Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. — М.: Логос, 2006.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 349, 350-351.
  5. Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000
  6. Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000
  7. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе.
  8. Почепцов Г. Г. Информационные войны М., 2000
  9. Шюц А. Структура повседневного мышления. // СОЦИС, 1988, № 2.
  10. De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Trans. by Steven Rendall. Berkley, Ca:, 1984.  
  11. Levebre H. Everyday Life in the Modern World. L., 1971 P. 31

Интернет-ресурсы:

 1.  http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/82901

  1. Шапинская Е.Н. Образование в контексте повседневной культуры// Международный интерактивный сетевой семинар «Социокультурная доминанта современного образования», 2010.
  2. art-education.ruproject/seminar…shapinskaya.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

«Формирование культурного пространства единого Российского государства»

Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-1162...

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века

Сборник рабочих листов по модулю "Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века". Будет удобен для организации самостоятельной работы учащихся, для дифференциации по...

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 60-х-первой половине 80-х гг.

Материал для 10 класса для изучения темы развитие культуры 60-80-х гг по истории России....

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс....