Культурное пространство российской повседневности
статья по обществознанию (11 класс) по теме

Морозова Юлия Григорьевна

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_doklada.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Культурное пространство российской повседневности

            Морозова Ю.Г., к.ф.н., доцент,

зав.кафедрой культурологии

Института языков и культур

 имени Льва Толстого (Москва)

        

        

        В культурное пространство российской повседневности, обладающей большой динамичностью, оказываются вовлечены такие сферы культуры, как образование, специализированное знание, средства массовой коммуникации (СМК).

        В современном российском образовании на смену приобретению и усвоению знаний приходит «потребление» информации, желательно, «готовой» информации, скаченной из Интернета. Это то самое, что М. де Серто называет «потреблением». Подобное «потребительство»  распространяется на всю культуру российской повседневности, а результат «потребительства» отражен в статистике, в числе  нарушений авторского права, плагиате и прочее, и прочее...

        Другая проблема нашего современного образования - несоответствие содержания школьной программы (особенно по гуманитарным предметам) жизненному опыту учащихся, что делает процесс «прохождения» программы чистой формальностью.

        Трансформация российской повседневности под влиянием СМК. Направления трансформации: жизненное пространство, характер труда, коммерческая деятельность, игры и развлечения, представления о времени и пространстве,  коммуникативная сфера,  формирование сетевых сообществ.

        Интернет и телевидение как соперники в деле пропаганды ценностей современного мира и «искажения» морального облика российского подростка.

        Киберпространство и виртуальная реальность как мощное оружие мирового масштаба. Подростки втягиваются в киберпространство, становятся зависимыми от него. В медицине уже исследуются заболевания, связанные с зависимостью от Интернета, наравне с  алкоголизмом и наркоманией.

        Религиозный подход к пониманию виртуальной реальности, отличия трансцендентной реальности от виртуальной.

        Еще одним аспектом культуры, формирующим культурное пространство российской повседневности, является система ценностей, которая ею формируется. Эти ценности переносятся и на процесс образования, что часто приводит к  непониманию, отчуждению  и конфликту.  Культурные ценности - продукт коллективного, а не индивидуального опыта. Через ценности осуществляется связь между разными типами культур: массовой и элитарной, региональной и мировой и т.д.  В культуре повседневности ценности часто утверждаются через медиакультуру, в частности через рекламу.  В  сознании современного российского обывателя та или иная культурная ценность  ассоциируется с ее потребительскими качествами, навязанными рекламой.

        Другим источником приобретения жизненного опыта для подростка - группы ровесников, которые имеют гораздо больший авторитет, чем семья. В результате опыт вступающего в жизнь человека состоит из представлений, полученных из «культурной индустрии» (термин Т. Адорно) и ценностей той или иной молодежной субкультуры. Взаимные жалобы и претензии семьи и школы, таким образом, оказываются несостоятельными.

        Для российского обывателя особо «переживаемыми элементами» повседневности становятся: состояние депрессии при постоянном давлении внешних   раздражителей, переживание «сжатия» времени и пространства при  все большей включенности в мир «виртуальных» реальностей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, ощущение «мира на волоске», мира перед большой катастрофой или, как говорят теологи, апокалиптической «вспышкой».    На примере современной молодежи выявляются основные «механизмы», детерминирующие сознание и поведение индивида в условиях российской повседневности. «Механизмы» воздействия на сознание современного российского школьника: СМК и шире - культурная среда повседневности.

         Повседневность  школьника как поликультурное пространство. Факторы, влияющие на сознание. Коллаж представлений о различных культурах, хаос, отрывочность и, как следствие, развитие «клиповости».

        Положительное в СМК: помогают включению в повседневность многих пластов культуры, которые прежде носили эксклюзивный, «ауратический» (по терминологии В. Беньямина) характер.

        Итак, культурное пространство российской повседневности представляет собой единство реального и виртуального пространства повседневности, в котором реализуются культурные смыслы повседневной деятельности современного российского обывателя.  В многоплановой культурной семантике повседневного пространства раскрываются религиозная, нравственная, эстетическая, социально-статусная и утилитарная ценность. Безусловно, что основными для культуры российской повседневности являются на сегодняшний день ценности утилитарные. Пространство повседневности оценивается прежде всего с точки зрения возможностей и качества удовлетворения  физиологических, социальных и духовных потребностей человека.  За последние десятилетия доля  «потребительских» ценностей (выгоды, коммерциализации и проч.) в повседневной жизни возросла почти в три-четыре раза, тем самым затронув исконные базисные представления и традиционные ценности  российского общества.  Одна из главных задач современной России — создание единой культурной среды; среды, в которой свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов гражданами страны сочетались бы с правовой защитой, отстаиванием традиционных культурных ценностей России и, возможно, более жестким государственным контролем над   разными сферами российской повседневности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

«Формирование культурного пространства единого Российского государства»

Урок разработанный в соответствии с ФГОС для учеников 6 класса. Используемый УМК:1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-1162...

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века

Сборник рабочих листов по модулю "Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX века". Будет удобен для организации самостоятельной работы учащихся, для дифференциации по...

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 60-х-первой половине 80-х гг.

Материал для 10 класса для изучения темы развитие культуры 60-80-х гг по истории России....

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.. История России 10 класс....