Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchil_kitayskiy_mudrets_konfutsiy.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Чему учил китайский мудрец Конфуций

(урок в 5 классе) 

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Учебная:

- ознакомить обучающихся с взглядами китайского мудреца Конфуция

Развивающая:

-сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни, особенно в области соблюдения основных этических норм

Воспитательная:

- стремление к воспитанию достойного члена общества

Задачи:

Учебные:

-изучение учения Конфуция;

-обращение к истории китайского государства и общества;

- составление представление об этическом учении Конфуция как основы современного восточного этикета.

Воспитательные:

-выявление основных этических норм в учении Конфуция;

- сравнение с нормами современной этики и морали;

- стремление к выработке определенных норм поведения.

Развивающие:

- совершенствование навыков работы с картой;

-формирование личного мнения при работе с историческими текстами и иллюстрациями;

-стремление к выработке методов по анализу и систематизации материала.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие сотрудничества при работе в группах;

-формирование основ этикетной культуры;

-стремление выполнять общепринятые этические нормы.

Метапредметные:

- формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать материал;

- развитие у учащихся самостоятельности при выполнении заданий;

- умение работать с тестовыми заданиями.

Предметные:

- совершенствование умений при работе с учебником;

- стремление к повышению умений при работе с картой;

- развитие умений по работе с иллюстрациями.

Методы обучения:

Поисковый:  работа с различными источниками информации, включающая материалы презентации, учебник, источники, работу с иллюстрациями;

Объяснительно-иллюстративный:

- создание и показ презентации на тему «Этика и этикет в Древнем Китае»;

-использование иллюстраций в учебнике.

Эвристический:

- самостоятельный поиск решения при разбивке на отдельные группы при ответе на вопросы и работе с презентацией и документами и иллюстрациями в учебнике.

Техническая оснащенность урока: доска, раздаточный материала в виде карточек, экран, проектор, ПК, карта «Древний Китай», презентация

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Основные понятия урока: этика, этикет, мудрость, добродетель, нравственность, мораль

Форма урока: комбинированная

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устные ответы. Индивидуально.

Тест №1. Работа в группах. Проверка.

Заполнение таблицы «Касты Древней Индии». Имеется 4 графы: название касты, имущество, занятия и права согласно положению касты в древнеиндийским обществе.  Задание дается в виде таблицы на карточках.  Самостоятельная работа. Ответы на вопросы по выполненному заданию. Проверка задания по вопросам.

Вопросы: Что такое каста? Откуда появились эти касты? Может ли человек, принадлежащий к одной касте, со временем перейти в другую касту?

3. Изучение нового материала. План изложения

1) Мудрец Конфуций и страна Китай.

2) Высшая добродетель – уважение к старшим.

3) Мудрость – в знании старинных книг.

1) Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. Выяснили,  что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

Сегодня на уроке мы будем говорить об очень мудром человеке. Этот человек из древности, известный всему миру мудрец (мудрецов называют философами). В 174 г. до н.э. на могиле  этого человека в Цюйфу один из императоров принёс в жертву быка. Специальным императорским указом предписывалось  приносить в столице и на родине этого человека четырежды в год жертвы (кто догадается, почему, четырежды?) В каждом городе, где есть представители власти, предписывалось сооружать храм в честь этого человека. Кто же он? – Конфуций. А в какой стране он жил? В Китае. В стране, которая сейчас является одной из самых быстроразвивающихся стран. В стране, где в 2008г. прошли летние олимпийские игры. В стране, которая граничит с нашей страной на Востоке. Страна, которая подарила миру столько удивительных открытий и Конфуция. Он жил за 5 веков до н.э. Учитель показывает по карте Китай. Но прежде чем мы перейдем к изучению учения Конфуция, давайте ознакомимся со страной, в которой он жил. Ученики открывают учебники на стр. 101, и начинается работа с картой. Ученики работают по карте в учебнике.

Вопросы: 1. Где расположен Китай? 2. Какие крупные реки протекают на территории Китая? 3.  Какие формы рельефа мы можем видеть на карте? 4. Какой город является столицей Китая?

2) Презентация «Этика и этикет в Древнем Китае». Чему же учил Конфуций? Показывается на презентации.

1.  Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе. 2.  Уважение старины. 3.Приобщение к мудрости древних. 4.   Почитание и уважение старших. 5. Хорошие манеры - признак воспитанного человека. 6.   Во всем должен быть порядок.  7.  Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему. 8. Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.  Вывод:  Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг.

3)  Читаем стр. 100-102 и отвечаем на вопросы. Вопросы: 1. Почему эта добродетель важна в нашей жизни? 2. В книгах заключается мудрость древних. Нужно, по мнению Конфуция обязательно приобщаться к чтению книг. Знание и просвещение- первое условие процветания государства. Согласны ли вы с этим?  Обратите внимание на  китайские книги. Они были сделаны из бамбука ( иллюстрация на стр. 102).

Закрепление изученного материала.1. Работа с иллюстрацией из презентации (на выбор). Рассказ по картинке «Устройство государства в Китае», «Особенности китайского этикета», «Знания в Древнем Китае»

2. Выполнение теста № 2. Работа в группах.

1. Материал для письма, который использовали во времена Конфуция

         1) бамбук               2) папирус            3) глина                4) береста

2. Великие китайские реки

         1) Тигр и Евфрат     2) Янцзы и Хуанхэ   3) Волга и Ока   4) Инд и Ганг

3. Положение учения Конфуция

1) высшая добродетель – уважение к старшим

2) Правитель может жестоко наказывать подданных

3) Мудрость – в умении красиво петь

4) В семье старшие должны пренебрежительно относиться к младшим

4. Знаки китайского письма

         1) буквы     2) клинописные знаки    3) иероглифы        4) звуки

5. Допишите предложение.

  Конфуций сравнивал государство с большой __________________.

 Выставление оценок: При выставлении оценки учитывается общая активность учеников на уроке, а именно, участие в работе в парах, самостоятельная работа, выполнение тестов, работа с иллюстрацией.

Домашнее задание: § 22. Ответить на вопрос: В чем сходства и различия учений Будды и Конфуция?

 Используемая литература:

 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – с. 102-107.

2. Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2013.

3.    Учебное электронное издание: История Древнего Мира – М: ООО Кордис – Медиа, 2013.

4.    Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. - М.: 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...

Урок: Чему учил китайский мудрец Конфуций

цель урока;1.рассмотреть особенности древнекитайской цивилизации2.изучить биографию и учение древнекитайского мудреца Конфуцияплан урока:1. географическое положение и природу Древнего Китая2.биография...

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...