Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Гаврилова Елена Алексеевна

Аннотация к методической разработке.

Автор: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.Карамышка

Цель данного урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.Предназначен для обучающихся 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchil_konfutsiy.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский городок» в с.Карамышка

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира

Чему учил китайский мудрец Конфуций

5 класс

        Подготовила: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания

2012г.

Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»

 Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
  • освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
  • формирование исторического подхода к событиям;
  • создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
  • Развивающие задачи:
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
  • воспитание  интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах  взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка  работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические    факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного  в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация
  2. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
  3. Раздаточный материал

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река  Хуанхэ, река Янцзы, высказывания китайского мудреца Конфуция, изображение бога Брахмы, бамбуковая книга, иероглиф.

 До проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения  (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река  Хуанхэ», «Река Янцзы», «мудрец Конфуций»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме:  «Древняя Индия»

На доске таблица и изображение бога Брахмы. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.

Части тела бога Брахмы

Название касты

Брахманы (жрецы)

«Неприкасаемые»

Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая___________ и _____________.

Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.

Ребята, все справились с заданием? (Нет)

А как вы думаете,  почему? ( Мы незнаем кто был китайским мудрецом)

Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

( Формулируют тему урока)

 Откройте тетради, запишите число и тему урока.

 слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой  темы

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют- уникальным, мудрым и удивительным , мы выясним сегодня на уроке

1 .Формулирование проблемы                                                           

слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

2. Работа с картой

слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

  • Великой Китайской равнине       слайд №4
  • Река  Хуанхэ                                   слайды №5-6
  • Река Янцзы                                    слайды №7-8
  • Мудрец Конфуций                        слайды №9-10 // работа со словом «мудрец»

Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
 В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

  1. Изложение нового материала

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его  манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры». 
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры». 
(Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения).
– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком    
слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка». 
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки» 
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).  Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На  одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Возврат к проблеме:   «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших.  слайды  № 17-18  
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

–  Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.100-101
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»     
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям? 
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20 

А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время  захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая» 

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет  тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество  экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму  счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.                                      слайд №22
                                                   слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

 На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов. 

Вопросы:

  1. Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
  2. Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
,  слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги слайд 26

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.                                                   

Изобретение фарфора слайд 27

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений. 

Компас слайд 28

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась,  показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

 Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

                                             Выращивание чая слайд 29

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.

(Гао Ци)

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26-30

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

V этап. Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI этап. Домашнее задание

  1. Параграф 22, ответить на вопросы 
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
  3. Нарисовать рисунок по теме: «Древний Китай» (задание  по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира Чему учил китайский мудрец Конфуций 5 класс

Конспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 классКонспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 класс...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

В ходе урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Китая, религиозными верованиями жителей этой страны; с основными идеями китайского мудреца Конфуция и его учением-конфунцианством....

Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни....