конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Михайлова Елена Павловна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.82 КБ
Office presentation icon презентация2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; работать с документами, участвовать в эвристической беседе, учить выражать свое отношение к нравственным ценностям. формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.

Планируемые результаты:

  1. Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
  2. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  3. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 Оборудование урока:

1) учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2014 г.

4) мультимедийная  презентация;

5) пакет с рабочими материалами

 

1 Мотивационно-целевой компонент (3 мин.)

Учитель  Здравствуйте, ребята!

В 5 классе на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали?

(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)

Сегодня мы побываем еще в одной стране.

Давайте  отгадаем загадки.

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Ну конечно же…..(
бумага)

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я .... (фарфор)

Под стеклом всегда сидит,
Во все стороны глядит:
В лесу и в поле пригодится –
Не позволит заблудиться. (компас)

Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? …(чай)

 

слайд презентации.

Учитель Кроме изобретений , Китай славится своей философией, любовью к мудрости

Учитель А теперь давайте попробуем дать определение термину «мудрец». Так кто же такой, по-вашему, мудрец?

Мудрец – особо почитаемый человек, наделённый знаниями, умом, большим жизненным опытом.

слайд презентации

Учитель: Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, и вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения").

Он принадлежал к старинному аристократическому роду

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как Учителя жизни.

Фактически в 22 года начал обучать сам  и до конца жизни работал учителем и записывал свои мысли.      

Установлено, что рано лишился отца, жил в бедности.

Ценностным ориентиром  считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.

Идеи философа были приняты правителем  из династии Хань в 202 г до н.э. и возведены  их в ранг религии.

Учитель:  Мы познакомились с фактами из жизни нашего героя.  Постараемся определить, как же его звали?

Так появилось религиозно - философское учение – конфуцианство. (определение дано в рабочих листах: конфуцианство – философское и религиозное учение в Китае)

Учитель Давайте теперь сформулируем тему урока.

О какой стране и какой легендарной личности в истории Китая мы будем говорить?

Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая, жившем в 6 веке до н.э. Нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости.

Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

2. Страна, где жил Конфуций. (5 мин.)

Учитель С чего мы должны начать маршрут нашего путешествия?

Мы должны узнать больше о месте проживания нашего героя.

Работа в группах.

Кейс  Географическое положение Китая, природные условия. Занятия жителей

Документ «Географическое положение Китая»

В Восточной Азии,на северо-востоке от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. В первом тысячелетии до.н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Вопросы на столе. Используя документ и карту на стр.106 учебника, ответить в рабочих листах на вопросы.

- Где находится Китай? В какой части света? (Восточная Азия)

- Какой цвет преобладает на карте? Что это значит? (желтый и коричневый. Обозначает пустыню и горы).

-  Какие моря омывают Китай? ( северо-восток - Желтое море, восток - Восточно -Китайское море, юго-восток  Южно-китайское море.)

- Назовите соседей Китая. (племена гуннов)

- Какие крупные реки  протекают по территории Китая? (Хуанхэ и  Янцзы)

- Как вы считаете, что обозначают эти названия? («Желтая вода» и «Синяя вода»)

- Как называется местность, по которой протекают эти реки? ( Великая Китайская равнина)

- Какие стихийные бедствия могли постигнуть жителей Китая? (наводнения)

- Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей? (земледелие, ремёсла, торговля)

- Почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ? 

Дополняю ответ:

Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лёсса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.

Записать в рабочий лист. Лёсс – плодородный ил.

3.Учение Конфуция.

Учитель А сейчас мы рассмотрим учение Конфуция

У каждой группы есть свое задание в рабочем листе, которое нужно выполнить. Внимательно читайте задания. Время на подготовку 5 мин.

1-я группа Кейс Высшая добродетель – уважение к старшим. Отношения в государстве

Из высказываний Конфуция.

1. Высшая добродетель – уважение к старшим.

2. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

3. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

4. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по - отечески наставляет.

5.Государство подобно семье, где подданные уважают правителя как отца, но и правители должны относиться к подданным как к своим детям.

6. Оказав почтение старшим, мы вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны младших и подчиненных. Так достигается порядок и мир.

7. Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога

Вопросы

1.Как учил Конфуций относиться к старшим, к родителям?

2. Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога». 

3. наводящий вопрос: Для чего надо знать возраст родителей? (чтобы помнить о том, что родителям нужны забота и внимание. Когда можно радоваться возрасту родителей, а когда необходимо проявлять беспокойство? (радоваться, что они еще молоды, беспокоиться об их здоровье в старости)

4. Как должен относиться к подданным мудрый правитель?

5. Какие правила поведения можно вывести из данного текста?

.(варианты ответов: Уважай, старость, все стареют. Уважай и береги своих родителей, воспитывай и наставляй на истинный путь своих подданных. Или

Относиться уважительно друг к другу, как в семье, так и в государстве, в обществе. Особенно Конфуций учит уважительному отношению к родителям.)

6. Как вы понимаете слово «добродетель»? Кратко запишите ответ:

 Добродетель – это … (положительное нравственное качество.)

2 группа Кейс Благородные и ничтожные

На столе высказывания Конфуция

1. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости.

2. Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

3.Человек – драгоценнейшее создание из всех живущих под небом, достоин всякого уважения, равнодушие к человеку унижает его достоинство.

4. Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться.

5. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

6. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

7.«Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».

Вопросы

  1. На какие два типа делил людей Конфуций?

(Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

  1. А какими качествами должен обладать «благородный муж»?

(Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим, проявлять отзывчивость и сострадание )

3. Как называется уважение и терпимость  к другим традициям, образу жизни? (толерантность)

4.  Как вы понимаете высказывание Конфуция: . Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

(Если человек совершает добрые поступки, то и на душе будет покой, не будет мучать совесть)

5. Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?

Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.

Это дом Конфуция. Мудрец приглашает нас в гости. А все ли знают, как правильно вести себя в гостях? Ребята, не забывайте, что мы находимся в Китае, а здесь свои традиции. Ведь недаром Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Сейчас мы с ними познакомимся.

3-я группа

Как должны вести себя учтивые китайцы

Прочитать в учебнике  стр. 108

Выполните задание в маршрутных листах, вставив пропущенные слова

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый (вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам, расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Учитель - Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?

Давайте проверим, как вы справились с работой (учащиеся по одному читают высказывания.

-Учтивый китаец перед входом в дом …….. (снимал туфли и шел босиком).

- Идти в туфлях по………., расстеленным на полу, считалось неприличным (циновкам)

- Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но по - особенному … (подогнув под себя пятки) .

Нельзя было сидеть, свесив ноги или………..,это говорило о невоспитанности людей (вытянув ноги).

Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, собирая волосы в ….(пучок).

Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались… (цветами и драгоценными камнями).

Обычно китайцы носили… ( халат).

У простых людей они были из …..(дешевой материи), а знатные и богатые китайцы одевались в……( шелковых халаты), украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался…..( дракон) – символ божественности.

Давайте проверим, как вы справились с работой (учащиеся по одному читают

Учитель - Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?

- Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?

-Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?

Будь воспитанным, соблюдай правила этикета и уважай традиции народа

Конфуций был великим учителем и передавал знания своим ученикам при помощи книг.

4 группа    Мудрость – в знании старинных книг ( то есть – в учении)

Прочитать высказывания Конфуция и пункт 3 стр.107 учебника

  1. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.
  2.  Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
  3. Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.
  4. Мудрость в знании старинных книг.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.

Вопросы

- Какое письмо было у китайцев? (иероглифы). Где ещё они были? (в Египте)

- Чему учил Конфуций своих учеников? (учиться прилежно, размышлять, проявлять настойчивость в учебе)

-Что из себя представляли древнекитайские книги?(дощечки из расщепленного бамбука)

- Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?

- Какое правило можно вывести из прочитанного материала?

Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.

Учитель дополняет.

Несмотря на сложность написания, иероглифы у китайцев были очень аккуратными и красивыми. Иногда в одном символе помещалось целое предложение.

Учитель- А вы знаете, как называлось искусство грамотно и красиво писать? (каллиграфия)

Выучить китайскую грамоту сложнее, чем научиться говорить.

Учитель Почему же современные китайцы не спешат переходить к алфавиту?( Велика роль традиций, пришлось бы переписать всю огромную китайскую литературу).

Мы с вами выполнили все задания кейсов и сформулировали правила поведения. (прикрепление на доске)

Учитель Как вы думаете, можно ли в современном мире жить по  учению Конфуция?

(Дети отвечают: можно, т.к. всегда ценится доброта, справедливость, взаимоуважение и т.д.)

Это вечные ценности. Кроме этих ценностей, есть еще и материальные, но они приходящие и уходящие. Вечные же ценности живут в наших душах, поэтому они актуальны и по сей день. Конфуций дал нам рецепт как надо жить, чтобы всем в обществе  жилось хорошо, жить по правилу: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». (появляется на экране)

Рефлексия

-С какой страной Древнего Востока вы познакомились на уроке?

-Кто такой Конфуций?

Какую мудрость вы взяли для себя.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах и поставить оценки за работу в маршрутных листах.

Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу на уроке.

Учитель Посмотрите на этот иероглиф. (Слайд ) Это иероглиф фу! Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаще всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом. Как вы думаете, что желают китайцы друг другу в Новом году? Правильно - счастья! Я предлагаю Вам почувствовать себя учениками Конфуция и написать этот иероглиф. Возьмите в руки лист красной бумаги, фломастер.

- Покажите, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши символы. А теперь давайте подарим ваши пожелания счастья друг другу. 

Дом.задание: параграф 22. Опережающее задание  На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина, бумага, компас и.т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

К итайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"). О н принадлежал к старинному аристократическому роду Н а протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как Учителя жизни. Ф актически в 22 года начал обучать сам и до конца жизни работал учителем и записывал свои мысли. У становлено, что рано лишился отца, жил в бедности. Ц енностным ориентиром считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, И стину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире. И деи философа были приняты правителем из династии Хань в 202 г до н.э. и возведены их в ранг религии.

Слайд 3

Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье. Открыл первую частную школу. К его советам прислушивались правители. Создал учение – конфуцианство. Жизненный путь Конфуция

Слайд 5

Китай расположен в Восточной Азии. Главные реки Китая - Янцзы и Хуанхэ. Китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине. Знаменитым китайским мудрецом был Конфуций.

Слайд 6

В семье дети должны оказывать знаки уважения родителям. Младшие братья должны оказывать знаки внимания старшим. Старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием. Лучшей похвалой было сравнение человека с древним героем. Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к старшим.

Слайд 7

Благородные и ничтожные 1. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости. 2. Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться. 3.Человек – драгоценнейшее создание из всех живущих под небом, достоин всякого уважения, равнодушие к человеку унижает его достоинство. 4. Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. 5. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться. 6. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других. 7.«Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».

Слайд 8

Воспитанный китаец должен: сидеть, поджав ноги ; ходить по циновкам босиком ; принимать пищу с помощью 2-х палочек ; волосы собирать в пучок ; одеваться опрятно ; отказаться от бранных слов.

Слайд 10

1.Китай расположен в Восточной ………….. 2. По территории Китая протекают две реки: …… и…….. 3. Учителем Жизни в Китае называли………. 4. Книги в Древнем Китае делали из ствола……….. 5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества, называли…… 6. Сколько было необходимо лет для того, чтобы выучить все китайские иероглифы?.......... 7. Высшей добродетелью Конфуций считал… Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20, уважение к старшим .

Слайд 11

«Не делай людям того, чего не желаешь себе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира Чему учил китайский мудрец Конфуций 5 класс

Конспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 классКонспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 класс...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

В ходе урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Китая, религиозными верованиями жителей этой страны; с основными идеями китайского мудреца Конфуция и его учением-конфунцианством....

Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни....