Интегрированный урок истории и и литературы в 7 классе «Историческая роль казачества и его изображение в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Цель урока-ознакомиться с историей вхождения земель Войска Запорожского в состав России,показать историческую роль запорожского казачества, осветить значение этого факта в Истории России. Тема урока помогает воспитать уважительное отношение к другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_istorii.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Историческая роль казачества и его изображение в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: познакомиться с историей вхождения Украины в состав России,показатьисторическую роль запорожского казачества, осветить значение факта присоединения Украины к России.

Предметные результаты: выяснить на основе сопоставительного анализа исторических документов и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» то, какую оценку запорожскому казачеству дают  историки и Н.В. Гоголь, в чем сходство и различие этих оценок.

Метапредметные результаты: уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного уважения к русской литературе, культурам других народов.
Внутрипредметные связи: 1618-1648 гг. - Тридцатилетняя война; 1649-1650 гг. - поход Кромвеля в Ирландию; 1655-1660 гг. - вторжение шведов в Польшу; План:
1. Украинско-белорусские земли в составе Речи Посполитой.
2.Историческая роль казачества.  Запорожская Сечь.
3.  «Навеки  с Россией». Богдан Хмельницкий.
Основные понятия: реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь.
Важнейшие даты:1648 г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. - Переяславская рада.

Выдающиеся личности: Богдан Хмельницкий
Оборудование: - настенная карта «Внешняя политика России в 17 веке»;

                       -тексты повести «Тарас Бульба»;

                      -репродукция картины  И.Репина «Запорожцы пишут письмо

                      турецкому султану».

Тип урока:интегрированный

Эпиграф:

«Так вот она Сечь!

 Вот то гнездо

Откуда вылетают

Все те гордые

 И крепкие как львы! Вот откуда

Разливается воля и казачество на всю Украйну!»

 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ход урока.

I.Орг. момент. Приветствие.

II.Проверка домашнего задания.Что мы с вами изучили на прошлом уроке?

   Кем объявлял Степан Разин каждого участника восстания? (Ответы учащихся).

III.  Самоопределение  деятельности учащихся. Объявление темы и целей урока.

IV. Новая тема.

 Учитель истории: Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Тем у урока мы  определили: «Историческая роль запорожского казачества и его изображение в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

- Какова же будет цель данного урока? Помогите мне ее сформулировать. (Ответы детей.Обобщение учителя)

 1.Украинско-белорусские земли в составе Речи Посполитой.

 Учитель истории: Вспомните судьбу украинских и белорусских земель в XIII-XVI в..

Монгольское нашествие в середине 13 века, о котором мы говорили в прошлом году, привело к распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году в результате Люблинской унии (союза) Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия. (Работа с картой).

  С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, религией – католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Со временем польские дворяне (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными владениями, а украинские крестьяне стали их крепостными.

 В 1596 году в городе Брест-Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть папы римского. Однако значительная часть украинского населения не признала унию, начались преследования. Таким образом, украинцы находились под тройным гнетом:  крепостным, религиозным, национальным гнётом. Всё это приводило к частым восстаниям, главной силой которых были украинские казаки.

2. Историческая роль казачества. Запорожская Сечь.

     Учитель истории: Ребята, а кто такие казаки?

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была ЗапорожскаяСечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками.

              А что такое засека? (укрепления из поваленных деревьев).

 Рассказ ученика о Запорожской Сечи.

Учитель литературы : А как Запорожская Сечь описывается в повести Гоголя «Тарас Бульба»?

Ребята, давайте вспомним в каких главах повести дается описание Запорожской Сечи?

Ученик: Описание дается  во второй и третьей главах

Учитель: Где располагалось главное укрепление казаков в повести, в какой главе это описывается? Давайте прочитаем  этот отрывок.

Учеников: Это место располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье, Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей. (Работа с картой.)

 Учитель: Расскажите о том, каковы обычаи и законы Сечи?   В какой главе  и как об этом говорится? Прочитаем это описание. (зачитать отрывок из повести).

Ученик: Это описание дается в 3 главе на странице 163. (Ученик  читает отрывок из повести)

 Примерный текст:

( Сечь состояла из 60 с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а ещё больше походили на школу и бурсу детей, живущих на всём готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки).

Учитель: Каковы были законы?

  Ученик: В Сечи были свои законы:

 1) воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение;

 2) в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина;

 3) в Сечи жестоко наказывали за воровство, долги и за убийство

  (с.246 из повести).

Учитель литературы: (обобщает)

- Гоголь стремится показать всё, что связано с Сечью. Он подробно говорит об устройстве Сечи, о занятиях казаков, знакомит нас с обычаями и законами. Казаки Запорожской Сечи предстают как единое целое. Но Гоголь не идеализирует казаков и не скрывает их зачастую свирепые дела. Поэтому  в их характерах и поведениях можно отметить и положительные, и отрицательные стороны.

Учитель литературы: Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают? Давайте отметим положительные стороны?

Ученик: (говорит)

 Учитель: А какие черты вам не понравились?

Ученик: (говорит)

Учитель: (обобщает) Но это только в перерывах между походами, так как основная  жизнь казаков проходила в походах и битвах. (заполнение таблицы)

положительные

отрицательные

патриотизм, мужество, храбрость, отважность, любовь к Родине, преданность товарищам, единство казаков, их вера, широта натуры

страшная жестокость, излишнее пьянство, неуважительное отношение к женщине, предательство Андрия, безудержность натуры

Физкультминутка.

 3. «Навеки  с Россией». Богдан Хмельницкий.

Учитель истории: Мы выяснили что казачество  и Запорожская Сечь сыграли большую роль в воссоединении Украины с Россий

По сути, эта вольница была казачьей республикой. Казаки не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали походы, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Запорожцы и возглавили дело борьбы украинцев с Речью

Посполитой. В 20-30-е гг. XVII в. казацкие восстания на Украине случались регулярно.

Учитель истории:        Как вы думаете, почему?(Польское правительство не считалось с интересами православного населения.)


Казаки требовали не только увеличения
реестра- (зап.в словарь)

 т. е. количества оплачиваемых правительством Речи Посполитой воинов-казаков, но и прекращения гонений на православную церковь и население.

Более опасным врагом для запорожцев были поляки. Именно в борьбе с ними и прославился Богдан Хмельницкий как выдающийся политик и национальный герой.

Учитель литературы:

О страстной убежденности в правоте своего дела, любви к родине Богдана Хмельницкого написал стихотворение К.Ф.Рылеев «Хмельницкий»:

 Читает ученик:

Герой вскочил, веселья полный,

Летит и зрит поля отцов,

И вкруг него, как моря волны,

Рои толпятся казаков.

«Друзья!»- он к храбрым восклицает,-

За мной, чью грудь волнует месть,

Кто рабству смерть предпочитает,

Кому всего дороже честь».

И вот сошлися два народа

И с яростью вступила в бой

С тиранством добрая свобода,

Кипя отвагой молодой.

Учитель истории:  В начале 1648 года он был избран гетманом запорожского войска. Гетман– (зап. в словарь) глава казачьего войска.

Хмельницкий поднял знамя восстания против Речи Посполитой, вступив с союз с крымским ханом. Войска гетмана с успехом воевали против Речи Посполитой, нанося ее армии чувствительные поражения. Всюду заполыхала освободительная война. Хмельницкий торжественно вступил в Киев.

Затем успехи казацкого войска сменились неудачами. В 1649-1652 годах переговоры перемежались с военными действиями. Кроме того, крымский хан заключил тайное соглашение с польским королем. В апреле 1653 года Богдан Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 8 января 1654 года  Большая рада в городе Переяславле  провозгласила вхождение Украины в состав России. При этом Хмельницкий произнес знаменитую фразу: «Навеки вместе».Украина входила в Российское государство первоначально на особых условиях. Сохранялись все привилегии казачества и его местное самоуправление. Украинский народ сохранил себя как нацию и избавился от угрозы рассеивания и истребления.

Учитель истории:

  - Как же оценивают роль запорожского казачества историки?

         Ученик:

Историки указывают на антикрепостническую и народно-освободительную роль запорожского казачества. В результате войны Украина была присоединена к России, а Запорожская Сечь стала одной из главных в деле присоединения Украины к России.

Учитель литературы:

- А как же на этот вопрос отвечает Н.В. Гоголь?

              Ученик:

- Н.В. Гоголя прельщает то, что эти суровые героические нравы и обычаи казачьей вольности выковывают крепкие характеры могучих людей. Поэтому Тарас Бульба говорил:

                           «Так вот она Сечь!

                             Вот то гнездо

                               Откуда вылетают

                               Все те гордые

                               И крепкие как львы! Вот откуда

           Разливается воля и казачество на всю Украйну!»

 Учитель литературы:  Эти слова неслучайно прозвучали в начале нашего урока в качестве эпиграфа. Как вы думаете, почему автор называет Сечь гнездом?

Ученик: В гнезде все сплочены, защищены, все равны.

Учитель:А что же объединяет запорожцев?

Ученик: Любовь к родине, чувство братства, верность долгу, преданность вере и общему делу.

 Учитель: Почему автор сравнивает казаков с птицами, вылетающими из гнезда?

Ученик :Казаков отличает вольная жизнь.Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах.

Учитель:Верно.Мысль о свободе, о вольной жизни, основанной на товариществе, братстве и равноправии явно прослеживается в описании Сечи.Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры. (добавить)

Учитель истории: Не только Гоголь обращался к теме казачества, но еще мы можем назвать великого художника Репина. Перед вами картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Комментарий учителя: 

Картина не является иллюстрацией к повести Гоголя. Это самостоятельное произведение. Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев», художник работал над картиной 13 лет.

Художник восхищался образами запорожских казаков.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

В центре картины изображён легендарный герой  - кошевой атаман Иван Серко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.

С любовью рисует казаков Репин, удалых, бесстрашных, весёлых, сильных духом.  Выписывает каждого в отдельности – индивидуализирует. Но основная идея картины, как и повести – единство, родство по духу. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя.

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер. Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

Учитель истории:

В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

         Ученик:

 На картине, как и в повести, изображены события XVI -XVII века.

 И картина и повесть Гоголя повествуют о запорожских казаках, причем и у Репина, и у Гоголя запорожцы показаны эдакими эпическими богатырями, при этом оба автора добавили в свои картины некоторую долю иронии.

 И Гоголь, и Репин любуются своими запорожцами.

 Картина Репина вообще может рассматриваться как иллюстрация к "Тарасу Бульбе".

                   Учитель литературы:

Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?

                Ученик :

На картине Репина узнаешь персонажей повести Гоголя «Тарас Бульба». Красивый юноша напоминает Андрия; Остап, видно, недавно вернулся, он стоит за спиной у судьи в окровавленной повязке и слушает речи своих товарищей. Сам же бать- ко Тарас — в белой шапке, в красном жупане.

V. Подведение итогов и закрепление материала.

 Учитель истории: Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу. Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Тестовые вопросы:

1. Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:
А.Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков.
Б.Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков.
В.  Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

2.  Где происходят события повести:
А.
 В России
Б. На Украине
В.В Турции

3. Кто такие казаки?
А.
Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины.
Б. Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием.
В. Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

4. Запорожская Сечь - это…
А.
 Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.
Б. Сбор казаков для проведения военных учений
В.Место на Украине, где проживали казаки.

5. Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:
А.Романтическая повесть;
Б.Фантастическая повесть;

В. Историческая повесть

VI. Выставление оценок.

 Рефлексия.

Выбери одну фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой.

Ты мог бы работать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)    Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...