Тема: «Эпоха Средневековья. Витражное искусство»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Цель:Познакомить учащихся с декоративным искусством ЗападнойЕвропы эпохи Средневековья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vvvitrazh.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: «Эпоха Средневековья. Витражное искусство»

    Цель: Познакомить учащихся с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья

Задачи:

    Образовательная: Сформировать представление о декоре как способе    Воспитательная: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству и культуре.   

Развивающая: Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов.

    Оборудование и материалы: таблицы с изображением ; цветная и белая бумага, ножницы, клей, салфетки, простые карандаши,   

 План занятия:

1.Организационная часть: Цели и задачи занятия, приветствие.

2.Теоретическая часть: Рассказ об истории возникновения промысла.

3.Практическая часть:

4.Заключительная часть: Организация тематической выставки.

    1. Организационная часть:

 Музыкальный эпиграф. Звучит органная музыка И.С.Баха.  

Учитель: Здравствуйте ребята, посмотрите на изображения этих соборов. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка.

Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем с вами говорить сегодня.

Ученики: О Средневековье. Эпохе средних веков.

Учитель: Правильно. Искусствоведческие термины, которыми сегодня обозначают стили средневекового искусства, родились, конечно же, не в ту эпоху, а намного позднее. Уже в наше время было составлено множество классификаций с различными ограничениями по годам и столетиям. Первый термин для обозначения искусства Средневековья появился в Италии в эпоху Возрождения. Тогда все, что было построено недавними предками, ученые-гуманисты презрительно именовали «готикой». Они полагали себя истинными наследниками величия античной культуры, которую готы, вторгшиеся на территорию Рима, беспощадно уничтожили, заменив на свою, грубую и примитивную. Лишь позднее искусство Средневековья было разделено на два основных стиля – первый - романский, и второй - готический, получил уже устоявшееся  имя.

Готический стиль, как и романский, нашел свое самое полное воплощение в архитектуре, причем в архитектуре церковной. Два стиля невозможно перепутать: массивный, основательный, тяжеловесный романский стиль, и летящие, устремленные ввысь стрельчатые арки, башенки, ажурная вязь лепнины готических церквей.

И сегодня мы с вами познакомимся с готическим стилем и искусством создания витража.

Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое.… Таков путь стекла в истории людей и их архитектурных творений.

Слово «Vitrage» переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.

Художественный витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы. 

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.  Любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Особую роль тут играли готические витражи.

Как известно, в католической церкви, в отличие от православной, не существует икон, а для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались картины на стекле (т.е витражи), они располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов. Витражи и ранее (в романскую эпоху) использовались в храмах, но готические витражи наполняются особыми красками, им отводится особое место. Обогащается набор стекол, цветное стекло часто дополняют бесцветным, используется роспись. Восхитительны готические витражи 14-15 века в Вестминстерском аббатстве (Англия), в Соборе Парижской Богоматери (Франция), в Аугсбургском соборе (Германия), Миланский собор (Италия) и т.д .(показ репродукций)

Основная тематика готических витражей - религиозная. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый - основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах - бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища - драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

 По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.

Один из важнейших витражей любого готического собора – круглая розетка, получившая название «Готическая роза», которая располагалась над центральным порталом. В отличие от окон на стенах собора. Роза, как правило, представляла собой не тематическую картину, а изысканный узор из разноцветных кусков стекла. В проем розы с самого начала врезали каменные переплеты, расходящиеся радикально из небольшого центрального кружка. Сочетание каменного кружева и витража позволяло создавать самые разнообразные, но строго организованные узоры.(показ репродукций)

Технология готических витражей

Создавать витражи начали отнюдь не в эпоху готики, а еще в античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы - цветного стекла. Для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска. Позже, в Средневековье, художники стали накладывать краски на непрозрачную основу, а свет передавать с помощью золотых и осветленных белой краской тонов.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

Витражисты, прежде всего, переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, что и готовый витраж. Далее на этот рисунок наносился контур, по которому куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами. Затем художник начинал подбирать краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты, которые сравнивались с эскизом. Теперь наступал самый важный и интересный момент - окраска стекла. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. Завершающим этапом в нанесении краски было придание формы и глубины складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но позже была открыта серебряная краска, которая стала активно использоваться витражистами и Англии, и Франции, и Германии.

Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. Ее всегда наносили на внутреннюю поверхность стекла; при обжиге она сплавлялась со стеклом, окрашивая его в желтый цвет. Эта новая техника позволяла совмещать на одном фрагменте стекла два цвета.

 Как только окраска всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, их обжигали в печи. Это производилось для фиксации краски на стекле. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками.

После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем, имеющим форму положенной на бок буквы «Н». Получали их отливкой по шаблону. В ХУ эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. Мягкие свинцовые полоски, легко принимавшие форму контуров стекла, спаивали друг с другом, и они образовывали сетчатую несущую конструкцию, в которой удерживались все фрагменты витража. Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой арматурой и вставляли в оконную раму.

Практическая часть.

Учитель: Вы же ребята, можете сделать витражи, которые украсят школьные кабинеты или интерьер вашего дома. Конечно же, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия. Но зато можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного сечения.

1.Прежде всего, необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть узор из растительных или геометрических форм, изображение птиц, зверей, растений по мотивам сказок или что-то другое. Работая над эскизом витража, вы должны следовать главному правилу – все контуры-линии изображения должны соприкасаться друг с другом, как бы дробить рисунок на выразительные  по очертаниям части-ячейки, в которых потом появятся цветные «стекла».

2.Используя эскиз, нарисуйте на листе черного картона рисунок для будущего витража.

Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.

Итак, наша работа закончена, теперь осталось лишь найти то заветное место в нашем интерьере, в котором эти дивные панно будут радовать нас и окружающих своей теплотой, радостью и красотой, всегда выигрывающие не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.                        

Список использованной литературы:

2. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66.

3. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение Ц.Г. Нессельштраус. Москва. «Изобразительное искусство». 1982 г.

4. История искусств. А.А. Воротников, О.Д. Горшковоз, О.А. Еркина Минск. «Литература». 1997 г.

5. История зарубежного искусства. М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева Москва. «Изобразительное искусство». 1980 г.

6. Итальянский ренессанс XIII - XVI вв. Б.Р. Виппер Москва. «Искусство». 1977 г.

                 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое повторение по теме"Эпоха Средневековья"

Материал представляет собой разработку урока итогового повторения по курсу эпохи Средневековья для 6 класса. Разработка сделана в конкурсно-игровой форме, сочетает групповые и индивидуальные формы раб...

Тесты по музыке на тему" Музыкальное искусство эпохи средневековья"

Проверка знаний по теме музыка и искусство  эпохи средневековьяВыбрать нужный  музыкальный жанр ,вид исполнения ,стиль музыки,вид искусства  эпохи средневековья....

Тест по теме "Эпоха Средневековья" - 10 класс

Тест для итогового урока в 10 кл "Эпоха Средневековья" Курс - Всеобщая история....

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

           Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) —  составляет эпоху средних веков, когда  в сфе...

Конспект урока по изобразительному искусству "Витражное искусство" 5 класс

Дать представление  с  техниками выполнения имитации витража и известными произведениями   витражного искусства (Кафедральный собор св. Иоанна Крестителя в  Лионе; Cент-Шапель...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...