ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗО
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Лысенкова Любовь Владимировна

В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_avgustovskoe_rmo_po_izo_animal.zhanr_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО   ЖАНРА  НА УРОКАХ  ИЗО»

    Основная цель занятий изобразительным искусством – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство. В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, уроки изобразительного искусства можно проводить по программе В.С. Кузина, когда в основу обучения берется рисование с натуры; если акцент ставится на эмоциональное развитие школьников, в этом случае работают по программе Б.М. Неменского; по методике Т.Я. Шпикаловой работают учителя, уделяющие большее внимание изучению народного искусства. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственно-эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях, и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и искусстве живо воспринимаются детьми. Конечно, для того, чтобы освоить секреты педагогического мастерства, необходимы постоянное совершенствование графических, живописных, декоративных и дизайнерских умений и навыков, а также многолетняя и разнообразная практика преподавания изобразительного искусства в школе.
  Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

    В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у учащихся накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения.

Использование в процессе обучения детей изобразительной деятельности анималистических тем подтверждает необходимость с  детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство детей младшего школьного  возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.

Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

Использование нетрадиционных приемов при обучении детей рисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у учащихся формируются навыки контроля и самоконтроля.

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что использование нетрадиционных приемов рисования животных не только развивает творческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира. Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость в связи с необходимостью   воспитывать у учеников гуманистическое отношение к окружающей среде.

Чтобы активизировать внимание ученика, побудить его к деятельности могут помочь такие стимулы:

  1. сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  1. просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  2. музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая возрастные особенности , овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы:

                   рисование песком;

  1. рисование мыльными пузырями;
  2. рисование мятой бумагой;
  3. кляксография с трубочкой;
  4. печать по трафарету;
  5. монотипия предметная;
  6. кляксография обычная;
  7. пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали [6].

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться ля изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск

   Нетрадиционное изображение животных может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования животных является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем [6].

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже.

 В целом важно следующее: хорошо, когда учащийся не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ученик решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию животных могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Список литературы

1.  Ашлапова А.Н. Палитра мастерства [Электронный ресурс]: http://imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29

2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования . Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.

3.  Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/549430/

4.  Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]: http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

5.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.Москва «Просвещение»,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по теме "Анималистический жанр"

Итоговое занятие по теме" Анималистический жанр".Повторение графических приемов рисования разных представителей животного мира,игровые задания для развития творческих способностей,фото и отзывы родите...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Урок ИЗО 7 класс " Анималистический жанр"

Урок изобразительного искусства в 7 классе на тему " Анималистический жанр"....

Урок изобразительного искусства с применением ИКТ по теме "Анималистический жанр. Прошлое, настоящее, будущее".

Урок составлен  для учащихся 6 класса и содержит презентационный материал и модуль ОМС с сайта fcior.ru...

"Использование пятновой графики и силуэт в анималистическом жанре. «Чёрный кот»"

Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний и практических умений и навыков по выполнению  изображений в анималистическом ж...

Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"

В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...

Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса

Аннотация Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические ...