Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Зайцев Алексей Яковлевич

 

Образовательная программа  "Основы анимационного творчества"

является модифицированной. Наиболее оптимальным  для освоения данной образовательной программы является возраст детей 9-17 лет. Программа рассчитана на три года реализации и степень сложности освоения учебного  материала распределена на этапы или уровни освоения.

 

Актуальность данной образовательной программы заключается в  возможности творческой реализации ребенка в сфере анимации, способствующей комплексному эстетическому развитию. Так, анимация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них. Каждому обучающемуся представляется возможным побывать и режиссером, и художником, и оператором, и монтажером, и, несомненно, аниматором (научиться оживлять). Помимо этого, предметная анимация предполагает работу с различным материалом – бумагой, пластилином, сыпучими материалами, куклами, и любым другим, – что предоставляет неограниченную свободу фантазии.

В процессе обучения дети:

ü    знакомятся с разными видами искусства: кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство;

ü    знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка;

ü    учатся работать с разными программами и оборудованием( Edius, Adobe Premiere, Adobe Photoshop, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.);

ü    применяют на практике знания, умения, навыки по математике, физике, информатике, биологии и анатомии, экологии, технологии, ИЗО, литературе;

ü    учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать, оценивать);

ü    осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек-потребитель), а также для самореализации (человек-создатель).

Детские работы, в конечном итоге могут получиться качественными и интересными, и даже участвовать и побеждать в международных фестивалях. Но это лишь дополнительное преимущество, в то время, как приоритет остается  за процессом. 

 

Социальная значимость. Создание мультипликационного фильма-это коллективная работа, в которой принимают участие и дети, и педагоги, и родители.  Детская анимация особенно важна для детей, находящихся в затруднительной жизненной ситуации. Занятия в детском объединении по созданию мультипликационных фильмов служат  также и профилактикой негативных явлений у обучающихся, проявлению гражданской позиции через анимационные ресурсы,  содействию в развитии анимационного образования как ресурса повышения качества образования. Дети получают возможность самовыражения, приобщения к работе в команде, как со своими сверстниками, так и  со взрослыми. Когда ребенок видит конечный результат своей работы, он чувствует собственную значимость, полезность, у него появляется вера в собственные силы и в собственный успех. Вместе с этим приходит надежда на лучше.

 

Цель программы - создание мультфильмов в разных техниках. Проявление гражданской позиции через анимационные ресурсы. Духовно-нравственное, художественно-эстетическое и профессиональное развитие личности в процессе создания мультфильма.

Задачи.

Обучающие:

ü    обучить основам теории движения, принципам анимации, основам режиссуры, сценарного мастерства, композиции кадра, обработки звука и монтажа;

ü    обучить  применению на практике полученных знаний при создании анимационных фильмов в любой технике ;

ü    обучить самостоятельной работе в поиске необходимой информации посредством различных источников (Интернет, литература, жизненные наблюдения и т.д.)для  создания анимационных фильмов;

Развивающие:

ü    сформировать понятийный аппарат обучающегося в сфере анимации (понятия " мультипликат", "компоновка", промежуточная фаза", "экспозиционный лист" и пр.);

ü    развить художественный вкус;

ü    познакомить обучающихся с шедеврами мировой мультипликации;

ü    развить основные профессиональные навыки, необходимые для создания мультфильма;

ü    создать условия  для эмоционального развития фантазии, памяти, внимания, чувства времени и пространства;

ü    дать представление о возможностях и месте анимации в сферах современного искусства и медиа-технологий;

Воспитательные.

ü    Воспитать  у обучающихся способность погружения в атмосферу творчества, активизацию фантазии, свободы выбора;

ü    Способность организовать рабочее место, спланировать последовательность работы  над созданием мультфильма;

ü    Духовно-нравственное становление личности в процессе обучения по данной образовательной программе.

 

Глоссарий

Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.

Анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах второе преобладает, будучи частью международного профессионального жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.

Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и направление движения.

Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия самыми экономными средствами.

Мультипликат – ключевые компановки, которые создает художник-мультипликатор (аниматор).

Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.

Мультстанок – специальным образом оборудованная кинокамера и съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и слоях кадры анимации.

Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются (анимируются) непосредственно под камерой.

Пиксилляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого ставшее условным движение живого актера.

Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные планы.

Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении. Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей тщательностью, чем остальные фазы.

Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2. Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само действие и затем на реакцию зрителя на это событие.

Тотальная анимация – анимация, в которой в каждом кадре перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется полностью.

Фаза – промежуточное положение между компоновками.

Фазовка – создание промежуточных фаз движения.

Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.

Экспозиционный лист (Exposhure List) – табличная форма, передающая последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены, синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д. Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет, какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами, вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1 метру кинопленки.

 

Список литературы.

1.  Попова К.С. -"Факультет анимации. Основы предметной анимации". Образовательная программа, г. Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник», 2010г.

2. Сазонов А.П.- "Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма",  Москва, 1960 г..

3.  Смолянов Г.Г - "Кукольный персонаж на съемочной площадке". Учебное пособие.-М., ВГИК. 1984.г

4.  Василькова А. - "Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве 20 века: театра, кино и телевидения".- Москва.: Аграф, 2003г.

5.  Хитрук Ф.С.- Профессия-аниматор. (В 2 тт.)- М.: Гаятри, 2007г.

6.  Курдюкова Л.И.- "Анимационная педагогика", ж. "Искусство в школе" №1, -М., Просвещение, 1996 г.

7.  Курдюкова Л.И.- "Анимация развивает ребенка", ж. "Искусство в школе" №5, -М.: Просвещение, 2005 г.

8.  Анофриков П.И.-" Принципы работы детской студии мультипликации" / П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2008г.

9.  Велинский Д.В.-" Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки". Методическое пособие.– Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2004г

10. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990г.

11. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино. №11. – 2001..

12. Норштейн Ю. Б. Снег на траве // Искусство кино.  №9. – 2001. .

13. Норштейн Ю.Б. Снег на траве / в двух книгах. – М.: изд-во «Красная площадь», 2008г.

14. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия, 1989г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙКузнецова Мария ВикторовнаЗайцев Алексей ЯковлевичГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского твор...

Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...

Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения

В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...

Образовательная программа "Основы анимационного творчества"

Календарно-тематический планПервый год обучения№Содержание занятияТеоретическая часть занятия Практическая часть занятияПримечания1Вводное занятие.Техника безопасности.  Ознакомление с курс...

Педагогическая и психологическая целесообразность реализации программы "Основы анимационного творчества"

Методическое обеспечение.Программа реализуется по следующим принципам:·      принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;·...

Детское анимационное творчество. Делаем мультфильмы с детьми.

Одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий в учебную деятельность...

Проект «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении»

Инновационный проект для одаренных детей «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении» (для детей младшего и среднего школьного возраста)....