«Критерии красоты в биологии и искусстве».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

 

Интегрированный урок

биологии и изобразительного искусства

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

биологии и изобразительного искусства

8 класс

«Критерии красоты в биологии и искусстве».

 ■  Оборудование:  таблицы «Живая клетка», «Скелет человека», «Мышцы человека», макеты строения глаза и головного мозга, репродукции картин Микеланджело Буонарроти «Давид», «Афродита», Ф.Рокотов «Портрет Струйской», П.Пикассо «Женщина в шляпе», О.Ренуар портреты женщин, набор фотографий, музыка Вивальди «Времена года», «Берег моря» из кинофильма «Вперёд, гардемарины!».

 ■   Цель урока:   обобщить и закрепить полученные знания по темам: «Опорно-двигательная система», «Нервная система человека», «Анализаторы»;

закрепить знания о нервной регуляции;

определить эталон красоты с точки зрения биологической целесообразности;

закрепить полученные знания о мерах красоты в представлении художников;

воспитание чувства прекрасного на основе общепринятых критериев.

                                    Учитель биологии: Рождественских З.В.

                                              Учитель ИЗО: Грудьева Н.А.

Ход урока.

Учитель: - Наш сегодняшний урок необычный. Он посвящён такому загадочному       понятию

                  как «красота». Мы попробуем выяснить, что такое красота с позиции искусства

                  и с позиции биологии.

Учитель: - На этом уроке мы закрепим полученные знания о строении человеческого тела.

                   Начнём с малого – клетки, а закончим сложным – организмом человека с его

          восприятием окружающего  мира.

            Дети у картины спорят о красоте.

1 девочка: - Какая красивая женщина. Всё при ней: и грудь, и тонкая талия, и полные

                     бёдра.

2 девочка: - Подумаешь, красота! Совсем не фотомодель. Какая-то полная, ноги короткие. Вот Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер – вот это и есть красивые женщины.

1 девочка: - Ты не понимаешь! Не во все времена эталоном красоты считались длинноногие худенькие красавицы. Да и сейчас, пожалуй, далеко не все предпочитают красоту, которая преподносится нам с экранов телевизоров.

Учитель : - Вы затронули вопрос, который до сих пор будоражит умы людей , и на который до сих пор пытаются найти правильный ответ. Красота в мире существует! Но понять, почувствовать её порой бывает очень трудно. Мера красоты лежит в самой глубине нашего существования и поэтому для её разгадки нужна биологическая основа. Древние греки относили красоту к философской категории – чувству меры. Сегодня мы попробуем раскрыть тайны красоты человеческого тела и разбудить ещ1 дремлющее чувство меры, которое заложено в глубинах нашего подсознания.

Учитель: -  Биологической основой организма по праву является живая клетка. (Звучит музыка Баха). Много миллионов лет назад зародилось необыкновенное создание природы – маленькая живая клетка. Естественный отбор довёл её формы до совершенства. Именно из такой совершенной красоты могло появиться на нашей планете непревзойдённое и до конца неразгаданное творение природы – человек. Вспомните этапы эволюции от простой клетки до появления целого организма.                                                                       Возьмите тесты №1 и дополните в них недостающие звенья.

         Работа с тестом.

Учитель:  -  Из простого  биологического существа человек стал высшим творением природы благодаря развитию мозга. Мозг – самая неразгаданная тайна человеческого организма, но именно благодаря ему мы способны оценить красоту окружающего нас мира. Наше подсознание всегда стремится к гармонии.

Учитель: -  Чувство прекрасного, хороший вкус – это опыт, освоенный предыдущими поколениями. И у каждого поколения формируются определённые ценности и критерии красоты. Прекрасны работы средневековых художников с их представлениями о красоте, а у художников импрессионистов и кубистов, таких как Ренуар, П.Пикассо, своё видение мира красоты.

Учитель:  -  Осознание красоты идёт через головной мозг, в частности через большие полушария мозга. (Звучит музыка).                                                        Вспомните, какое строение имеют большие полушария, и выполните задание теста №2.                       Работа с тестом.

Учитель:  - Скажите пожалуйста, а какой орган помогает нам увидеть красоту окружающего мира?

Дети:  -      Глаза..

Ученик : - Глаз – орган зрения, один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире. Глаза дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

                  Глаз имеет округлую форму, поэтому называется «глазное яблоко». Он расположен в глазнице и смотрит на мир сквозь щель между верхним и нижним веком. Чёрный кружок в центре глаза называется зрачком. В темноте он расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком свету уменьшается. Расширение и сужение зрачка происходит благодаря работе мышцы, которая находится в радужке. Чёткость изображения зависит от работы хрусталика. Это эластичная линза, которая собирает лучи и направляет их на сетчатку. На задней стенке глазного яблока расположен слой светочувствительных клеток. Этот слой, как сеть, вылавливает световые лучи, это и есть сетчатка. В сетчатке около 140 млн. светочувствительных клеток – палочек и колбочек. Когда на них попадает свет, внутри клеток происходят химические реакции, которые мгновенно превращаются в нервный импульс. Этот импульс по зрительному нерву отправляется в мозг. Зрительный нерв фиксирует каждый «кадр» и запоминает его. Все кадры объединяются, и мозг анализирует картинку целиком. В мгновенье увиденное изображение сравнивается с тем, что виделось раньше.

Учитель:   - Но это с точки зрения биологии. А что поэтому поводу думают люди искусства? Давайте поищем критерии красоты глаза. Великий русский писатель Л.Толстой считал, что «глаза – это зеркало души человека». Перед вами картина. Посмотрите, какие бездонные и необыкновенно выразительные глаза у изображённой на картине женщины. Они смотрят на нас с какой-то скрытой, неразгаданной печалью. О таких глазах поэт Н.Заболоцкий писал:

                                             Её глаза – как два тумана,

                                             Полуулыбка, полуплач,

                                             Её глаза – как два обмана,

                                             Покрытых пылью неудач…

                     Почему же мы считаем красивыми большие глаза? Посмотрим ещё раз на портрет.

Ученик1: - Глаза действительно большие широко расставленные, не слишком выпуклые и не впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше спектроскопичность зрения, глубина  планов.

Ученик2: - Положение глазных яблок во впадинах говорит о состоянии окружающей ткани и точности гормональной регулировки организма. Среднее расположение во впадинах – наилучшее.

Ученик1: - Неужели всё так просто: красота – это анатомическая целесообразность.

Учитель:  - Нет. Совсем не просто. Красота – это целое море интереснейших и загадочных явлений. Попробуем оценить красоту человека с точки зрения физического совершенства его тела. Анатомическое чутьё, заложенное в нас, очень тонкое.

Учитель:  - Рассмотрим изображение мужского и женского тел, воплощённых в известных произведениях искусства – «Давид» и «Венера». Какие необыкновенные сила и мужество показаны в мужской красоте и какие мягкость и плавность линий, женственность сквозят во всём облике Венеры.

Учитель: - Рельефные, выпуклые мышцы Давида красивы. Известно, что многие виды спорта связаны именно с силой и объёмом мышц. В то же время сильно выраженные мышцы у женщин не вызывают у нас эстетического чувства. Почему? Нормально сложенная женщина всегда имеет более развитый жировой слой. Объясняется это тем, что исторически женщина вынуждена была иметь резервный запас пищи в организме на случай голода, что связано с вынашиванием и кормлением ребёнка. Подкожные жировые запасы расположены в нижней части живота и вокруг таза, и они одновременно служат тепловой и противоударной изоляцией для вынашивания ребёнка. Подкожный слой, широкие бёдра создают мягкие линии женского тела. Однако наличие широких бёдер у мужчины выглядит безобразно.

Учитель:  - Рассмотрим ещё один критерий красоты. Обратите внимание на утончённую красоту шеи Венеры и на широкую шею Давида. У неё шея длинная, «лебединая», как говорят в народе. Такая шея придаёт немало шарма к красоте женщины, но у мужчин она воспринимается как нечто болезненное. Шея у  мужской половины изначально должна быть средней длинны и достаточно прочной для поддержки головы в бою, переноса тяжестей. Женщина по своей природе хранительница, страж. Её длинная гибкая шея даёт большую пластичность и быстроту движений головы. Таким образом, и здесь чувство прекрасного совпадает с биологическими нормами.

Ученик1: -  Мне кажется, что всё давно изменилось. Не существует вечных критериев красоты, и наше поколение живёт другими представлениями о прекрасном. В истории было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты подменялись нездоровыми, ложными.

Ученик2: -  И если вы посмотрите на картины Мюнха, Матисса, Пикассо, то в изображённых ими  женщинах, нас смущает их внешний вид и пропорции тела. Можно предположить, что большинство женщин того времени страдали рахитом или какими-то другими болезнями. Они изображены, вытянуто высокими, узкобёдрыми, малогрудыми, с отвислыми животами и выпуклыми лбами.

Ученик1:  - Это объясняется тем, что в средние века женщины вели уединённый, замкнутый образ жизни. Они видели мало солнца и были лишены достаточного количества витаминов, отчего страдали многими болезнями. Часто это сопровождалось потерей волос. В стремлении быть похожими на городскую аристократию женщины даже выбривали себе на лбу волосы. Подобная мода сохранялась на протяжении двух веков.

Учитель:   - Такая мнимая красота глубоко запала в подсознание человека. Загипнотизированные авторитетом великих мастеров Возрождения наши поэты и художники стали считать выпуклые рахитические лбы «гордыми».  В наш век, к сожалению, просматривается возвращение к моде на ярко выраженные неправильные формы человеческого тела. Сейчас за основу взята именно такая «красота». Современная красота ведёт нас к признанию красоты в удлинённом, как бы вытянутом теле человека, особенно женщины. В ней просматривается тип хрупкой, слабой женщины, мало приспособленной своими пропорциями к успешному деторождению и обладающей малыми резервами силы.

Ученик:  -   Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока «Незнакомка»:

                            И каждый вечер в час назначенный,

                            Иль это только снится мне?

                            Девичий стан шелками схваченный

                            В туманном движется окне.

                            И веют древними поверьями

                            Её упругие шелка,

                            И шляпа с траурными перьями,

                            И в кольцах узкая рука.

Учитель:  - Не правда ли, перед глазами предстаёт именно такой образ красоты. Не будем говорить о вкусах и моде. Описанных женщин нельзя назвать неправильными для настоящего времени, но их хрупкие фигуры неправильны с точки зрения хорошего здоровья, энергии, на которые рассчитан человеческий организм. И сейчас уместно бы было поговорить об опорно-двигательной системе, которой принадлежит важнейшая роль в формировании красоты человеческого тела. Для начала вспомним, какие функции она выполняет и почему позволяет выдерживать большие физические нагрузки?

                             Возьмите тест №3 и выполните задания

          Работа с тестом.

Учитель:   - Применяя уже известные знания об опорно-двигательной системе, постараемся объяснить различия в пропорциях мужского и женского тел.

Ученик1:  - Тот опорно-двигательный аппарат, который мы имеем, возник как следствие вертикального положения тела при ходьбе и процесса деторождения. Способность человека ходить повлекла за собой максимальное сближение головок бедренных костей, вследствие чего обеспечивается устойчивость равновесия и выносливость. А для рождения ребёнка природа предусмотрела роднички – несросшиеся области на темени ребёнка. При родах голова ребёнка приобретает характерную удлинённую форму и через некоторое время после родов, форма головы восстанавливается. Очевидно, что для наименьшего повреждения мозга ребёнка и для наилучшего вынашивания мать должна быть широкобёдрой.

Девочка:  - Когда представляют образ женщины – покорительницы мужчин, то подсознательно рисуют высокогрудую, кругобёдрую женщину с тонкой талией. Тонкая талия является компенсацией широких бёдер для подвижности и гибкости.

Мальчик:   - Но мужчин тонкая талия не только не красит, но и просто им протипоказана. Спереди тело человека не имеет скелетной компенсации. Чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым, между рёбрами и тазом должна быть  сформирована толстая и крепкая мышечная стенка. Должны быть мощными и косые брюшные мышцы. За счёт этого тело мужчины становится шире и приобретает мощь.

Девочка:  -  У женщин важнее не поверхностные, а внутренние мышцы, способные как в прочной чаше удерживать ребёнка. Широкие и крепкие поперечные брюшные мышцы стягивают талия глубже косых мышц. Они поддерживают мышечную чашу живота с помощью подпирамидальной мышцы, которая, будучи сильно развитой,     даёт тот плоский живот, о котором мечтает каждая женщина. В данном случае наше эстетическое чувство безошибочно отмечает биологическую целесообразность.

 Учитель:   - Хорошо развитая и правильно сформированная опорно-двигательная система человека делает его выносливым и пропорционально сложенным, кроме того, даёт ему лёгкую красивую походку. Путь нашего осознания прекрасного лежит через поиск тонкой прямой линии целесообразности, сформированной за долгую историю человечества и означающей совершенство.

Учитель:  -  Каждой группе предложен набор фотографий с изображением различных людей. Просмотрите их и выберите, по вашему мнению, красивых людей. Защитите свою точку зрения. (Работа с фотографиями)… А теперь выберите из этой группы красивых людей с точки зрения биологической целесообразности (Работа с фотографиями)…

Учитель:  -  Конечно же, мы затронули не все параметры, которые составляют представление о красивом человеке. Ещё есть волосы, улыбка, ногти. Но даже из такой небольшой экскурсии в познание прекрасного творения природы – человека, мы выяснили, что самой природой в нас заложено стремление к прекрасному. И сегодняшний урок показал, что представление о красоте, формирующееся в нашем подсознании в большинстве случаев совпадает с физиологическими нормами, заложенными в строении и функциях нашего организма самой природой.

Конец урока.

ТЕСТ № 1.

                   Дополните пропущенные слова в схеме строения организма человека:

Молекула  -  клеточные органоиды  - ………… -………… - ……….. –

………….  -  организм.

ТЕСТ № 2.

Обведите кружочком правильные утверждения:

  1. Большие полушария мозга принадлежат спинному мозгу.
  2. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга.
  3. Мозжечок участвует в координации движений, поддержании позы и равновесия тела.
  4. Средний мозг – высший отдел центральной нервной системы.
  5. Умственные способности человека зависят от массы головного мозга.
  6.  Большие полушария мозга покрыты серым веществом – корой больших полушарий.
  7. Увеличение поверхности головного мозга достигается наличием борозд и извилин.

ТЕСТ № 3.

Перечислите функции опорно-двигательной системы:

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________  
  3. _____________________________________________

Завершите предложения:

  1. Органические вещества обеспечивают костям ______________.
  2. Мышцы туловища являются _________________ мышцами.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота в жизни и искусстве

Презентация к уроку по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Красота в жизни и искусстве"...

Критерии успешного урока по изо искусству

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский. Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, ко...

Критерии оценивания на уроках изобразительного искусства.

Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи. Оценка −это словесная характеристика...

Проверочная работа по искусству "Красота в жизни и искусстве"

Проверочная работа по искусству "Красота в жизни и искусстве" Работа для учащихся 8 класса по предмету искусство, 2 варианта....

Проверочная работа по искусству "Красота в жизни и искусстве"

Проверочная работа по искусству "Красота в жизни и искусстве". Работа для учащихся 8 класса по МХК - 2 варианта для выполнения....

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Красота человека в произведениях искусства».

Человеку свойственно стремление к прекрасному, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет к...