Урок изобразительного искусства в 6 классе «Красота человека в произведениях искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Лукианова Эльвира Михайловна

Человеку свойственно стремление к прекрасному, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет красоту через внешность, а кому-то нравится внутренне красивый человек.

Многие поэты, композиторы, художники воспевали красоту в своих произведениях, выражая свои ощущения, записывали их языком искусства, звуками, красками, словами.

 

 

Цель: Формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли: в прослушивании музыкальных композиций, при анализе произведений живописи, поэзии.

Задачи урока:

  1. Образовательная: обработка навыков работы с красками, научить составлять свой портретный образ, научить сравнивать музыку.
  2. Воспитательная: воспитание интереса к произведениям художников, композиторов, писателей; внимательность.
  3. Развивающая: развитие творческой активности, общения учащихся, развитие умения правильно подбирать мелодию к портретам.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукианова Эльвира Михайловна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования»

Урок изобразительного искусства в 6 классе (2 урока)

Тема: «Красота человека в произведениях искусства».

Цель:

  1. Образовательная: обработка навыков  работы с красками, научить составлять свой портретный образ, научить сравнивать музыку.
  2. Воспитательная: воспитание интереса к произведениям художников, композиторов, писателей; внимательность.
  3. Развивающая: развитие творческой активности, общения учащихся, развитие умения правильно подбирать мелодию к портретам.

Задачи урока: Формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли: в прослушивании музыкальных композиций, при анализе произведений живописи, поэзии.

Тип урока интегрированный.

Оборудование

1. Для учителя: : компьютер, экран, проектор. классная доска, планшет для выставки, краски.

2. Для учащихся: альбомный лист, краски акварельные или гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек.

Формы: индивидуальная, коллективная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, эмоционального воздействия, сравнения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о красоте человека.

Красота человека в произведениях искусства:

а)изобразительном искусстве;

б)поэзии;

в)музыке.

3. Практическая часть.

4.Рефлексия

    5.Оценка деятельности на уроке: 

 6.Домашнее задание.

7. Заключение.

Зрительный ряд: слайды:Андрей Рублев «Троица», А.П.Брюллов «Наталья Николаевна Пушкина», Леонардо да Винчи «Джоконда»», И.Н.Крамской «Портрет Л.Н.Толстого», Рембрандт «Портрет жены брата», О.Ренуар «Портрет мадам Анрио», О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина».

Музыкальный ряд: Романс «Очарована, околдована».

Классические произведения

Инструментальные произведения.

Литературный ряд:

Стихотворения русского поэта из марийского края Николая Заболоцкого «Портрет», «Некрасивая девочка», А.С.Пушкин «Мадонна».

Ход урока.  

1. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

2.Беседа о красоте человека.

- Обратить внимание на эпиграф.

«Как прекрасна Земля и на ней человек!»

Введение темы: тема сегодняшнего занятия «Красота человека в произведениях искусства»

Беседа с детьми: Что такое красота?

Красота – мир и гармония, это то, что трогает душу.

У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря… (слайды)

Человеку свойственно стремление к прекрасному, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет красоту через внешность, а кому-то нравится внутренне красивый человек.

Многие поэты, композиторы, художники воспевали красоту в своих произведениях, выражая свои ощущения, записывали их языком искусства, звуками, красками, словами.

Есть очень хорошее стихотворение у русского поэта из марийского края Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». /Звучит классическая музыка/

 

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу,

Чужая радость так же , как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого,

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою одни переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                     1955

Вопрос: Какую красоту вы увидели в этих строках? ( ответы детей)

Действительно, красоту определяет душа, внутренняя сущность. Духовная красота выше внешней.

Давайте теперь рассмотрим, как художники выражали красоту человека в своих портретах.

Красота человека в произведениях изобразительного искусства.

 Огромные духовные сокровища накоплены в ходе развития живописи. Художники всегда старались рассказать о мыслях и чувствах своего народа. Они работают мечтая о прекрасном мире.

В разное время художники по-разному передавали в своих портретах красоту человека.

Кроме внешнего сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

  1. Древнерусская икона – воплощающая идею бога является святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. В картине «Троица» художник Андрей Рублев изобразил событие, о котором говорилось в древних сказаниях.

Вопрос: Что воспел художник в этой картине?

- воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны людям.

  1. В эпоху Возрождения изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. Кто не знает гениев Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Художники эпохи Возрождения в религиозных героях старались увидеть обыкновенных людей, передать человеческие чувства, переживания (показать Джоконду – нежный, пронзительный взгляд, плавная линия рук).

Художники изображали портреты музыкантов, поэтов, артистов, художников. В своих портретах подчеркивали творческий дух, напряженную  внутреннюю жизнь.

Рисовали и детей, и пожилых людей, ведь красота души неподвластна времени, внешняя красота со временем уходит, но душа остается независимо от возраста.

(показать портреты З.Серебряковой).

«Девочка с персиками» - Какой образ показал художник?

- обобщенный образ юности, красоты, очарование детства, счастья жизни.

Особенно прелестны  и очаровательны женские образы, поэты, художники, композиторы воспевали женскую красоту, в них столько таинственности, столько загадок.

/Звучит песня «Очарована, заколдована»./

Очень хороши женские портреты художника Федора Рокотова. Один из лучших портрет жены богатого барина Николая Струйского Александры Петровны Струйской. Николай Заболоцкий написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души.

«Портрет» (стихотворение читает  ученица)

/Звучит классическая музыка/

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

                                                          1953

Вопрос: - Что увидел поэт в этом портрете?

- В загадочных глазах увидел улыбку и слезы, испуг и восторг, горячность и тоску.

- Скажите, пожалуйста, когда вы смотрите на портрет, на что больше всего обращаете внимание?

- (в картине большее внимание уделяется глазам. Глаза – это зеркало души. Духовная красота человека отражается в глазах, движении, жесте.)

Женский взгляд –

Таинственно-прекрасный,

Нежный, кроткий,

Ласковый, опасный…

Быть может,

Знали юные красавицы:

Через века они

Нам будут нравиться!

Обращение учителя  к детям:

- как вы думаете, в портрете играет ли большую роль сочетание цвета? (сравните портреты…)

- Давайте посмотрим портрет Натальи Николаевны Пушкиной, жены русского поэта А.С.Пушкина.

Вопрос:- какой  образ вы видите в этом портрете?

- Мечтательный, нежный, добрый, ласковый…

Теперь очень внимательно послушаем, как А.С.Пушкин обращался к будущей жене.

Стихотворение «Мадонна» (читает ученица).

Звучит классическая музыка)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Они с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

                                                                      1830

Вопрос: - Какими словами А.С.Пушкин выразил красоту Натальи Николаевны?

- Пречистая моя Мадонна;

- Чистейшей прелести чистейший образец.

«Музыка в живописи»

Живопись тесно связана с музыкой. И что такое «Музыка в живописи»?

- Портреты ли композиторов, изображения людей, произведения ли с сюжетами и образами или что-то более сложное, глубинное?

    Вот портрет Модеста Мусоргского, созданный незадолго до смерти композитора. Как выразительно удалось Репину запечатлеть личность музыканта, внутреннее состояние его духа, затаенная сила творческой энергии. Известно, что Репин дружил со многими русскими музыкантами. Может быть с этим связано глубокое проникновение в сущности характера.

Вопрос: Музыкальны ли рассматриваемые портреты?

Да, музыкальны. Портретные черты передаются через характер музыки, манеру ее исполнения. В каждом сквозь внешние черты проступают духовный мир создателей великой музыки. Мир души, мир творческого вдохновения, мир скорби – подлинные стихии музыки, в которых она обретает свою силу и возвышенную красоту.

Какой же можно сделать вывод:

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, поэт, композитор, как он относился к красоте человека.

3.Практическая часть.

Задание: Нарисовать портрет в живописи.   (на основе просмотра серии слайдов, фотографий, репродукций)

Цель:

Умение создавать свой образ;

Развитие творческих способностей;

Выявить «зуны» при работе с красками.

Учитель:   Работа выполняется без предварительного рисунка карандашом.

Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи.

Цвет и колорит – важнейшие средства живописи.

Учитель демонстрирует последовательность работы на доске.(таблица)

Самостоятельная работа детей. Выполнение зарисовок композиций портретов  

Во время работы детей включить спокойную музыку. (шедевры инструментальной музыки)

4.Рефлексия: учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.

5.Оценка деятельности на уроке:  

  1. О чем мы сегодня беседовали? учащиеся высказывают свое мнение об уроке.
  2. Всегда ли внешний облик отражает внутренний мир человека?

 6.Домашнее задание

Подобрать информацию по теме урока; по желанию подготовить рассказ об одном портрете любого художника, который привлек ваше внимание и вызвал интерес.

7.Заключение:

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, читать стихи, любоваться полотнами художников.

Любите музыку,

Любите человека,

Любите красоту!

Урок заканчивается уборкой рабочего места.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства на тему "Фигура человека в движении", проведенного в 6 классе

Материал содержит план -конспект урока изобразительного искусства ,прведенного в 6 классе, на тему "Фигура человека в движении"....

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Идеалы женской красоты"

В презентации рассказывается о русских художниках - портретистах, с XVIII по начало XX вв. Презентацию можно применить как на уроке изобразительного искусства, так и  на уроке искуства(МХК)....