Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Четина Ольга Леонидовна

 

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы приобщения детей к национальной культуре коми – пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Четина Ольга Леонидовна

                                                                               учитель изобразительного                         искусства, МОБУ «ООШ № 5»

г. Кудымкара, Пермский край  

       Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство  и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б. Салтыков.

        Народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

        Нашему современнику трудно представить, что всего лишь 100 лет назад отдельные энтузиасты начали собирать произведения крестьянского искусства. Только на рубеже XIX – XXвв. русская общественность начинает осознавать эстетическую ценность народного бытового искусства и оно становится материалом для пристального изучения.

        Музейная педагогика – это прикладная научная дисциплина, находящаясяна стыке трех наук: музееведения, педагогики и психологии. Она занимается исследованием закономерностей, принципов и методов работы музея с аудиторией.

      Музейная педагогика – это та область в образовании и воспитании, которая связана со средой и регулирует отношения человека с предметно – культурным миром. Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко – культурно мирового наследия в образование.

        Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре коми – пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

        С 2000г  в нашей школе ведется по изобразительному искусству в седьмых классах музейно – педагогическая программа «Искусство и культура моего народа».

        Прежде чем составить программу я познакомилась с направлениями просветительской работы, тематикой экскурсий в коми-пермяцком краеведческом музее им.Субботина – Пермяка.

        Главной целью программы является – знакомство с национальной культурой Коми – Пермяцкого народа.

        Программа знакомит с самобытностью народа коми, его историей и культурой, воспитывает уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

        Данная программа является попыткой объединить усилия музея и школы. Она представляет  возможность оказать необходимую консультацию и методическую помощь в приобщении школьников к родной культуре.

Сотрудники музея помогают учителю избавиться от элементов дилентантизма и неточностей в работе с историческими материалами. А для музея – это подготовка своего постоянного посетителя.

        Программа рассчитана на 1 год по 1ч в неделю, в которую входят циклы лекций, экскурсий, беседы и практические занятия на темы декоративно – прикладного и народного искусства коми – пермяков. Такие занятия могут проходить в краеведческом музее, где ребята знакомятся с бытом и обрядами коми – пермяков, национальным костюмом, интерьером избы, деревянным зодчеством, творчеством Субботина – Пермяка и др.

        На занятиях учащиеся знакомятся с современным искусством, организуются  встречи с ведущими художниками (например, с М.П.Гуреевым, на встрече с Л.Н. Бражкиным был организован просмотр видеофильма о его творчестве).

         При  сотрудничестве с музеем  большую помощь нам оказывает Щербинина Татьяна Евгеньевна – научный сотрудник музея. Татьяна Евгеньевна помогает организовать экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми:   с архитектором, народными мастерами, экскурсии за кулисы  театра и др.

        При изучении курса учащиеся выполняют творческие задания, занимаются искусствоведческой и поисковой работой, что помогает глубже изучить этот предмет.

        Особенно плодотворным является опыт практической работы, сочетающий в себе общение детей с подлинниками изобразительного и народного искусства, беседы по искусству, экскурсии в музей и самостоятельную творческую работу.

        Например:

  1. На 1 уроке ребята слушают лекцию в  музее о «Коми-пермяцкой набойке», а на 2 уроке рисуют набойку.
  2. На 1 уроке слушают лекцию «Чудские древности», на 2-3 уроке  

выполняют эскиз витража по теме «Пермский звериный стиль».

Совместная работа с музеем оказывает неоспоримую помощь в решении многих задач.    Изучение  народного искусства, наиболее близкого и доступного детям, куда органично входит и знакомство с подлинными музейными предметами, и рассказ музейного сотрудника, и устный и музыкальный фольклор, и практические занятия с детьми на основе пройденного материала, и праздники, посещения музея – все это необходимо для наиболее полного раскрытия темы.

Мы считаем, что наш проект по музейно – педагогической программе «Искусство  и культура моего народа» осуществляет модель взаимодействия музея и школьного образования.    

 Ведется  сотрудничество с музеем и по другим направлениям:

- участие в культурно-образовательном  проекте «Школа традиционной народной культуры» реализуемым краеведческим  музеем им.П.И. Субботина –Пермяка;

- участие в праздниках «Масленица», «Рождество»;

-  мастер-класс на открытии выставки декоративного творчества» (учащиеся демонстрировали свое мастерство  по народной росписи);

- участие в выставках детского рисунка;

- исследовательская работа и др.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"

В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...

Доклад. «Музейная педагогика» на уроках изобразительного искусства.

Доклад. Освоение культурно – образовательного пространства обучающимися на уроках изобразительного искусства через использование элементов технологии «музейная педагогика",  дает представление о ...

Приложение к уроку изобразительного искусства в 7 классе "Национальные традиции в культуре народа"

В приложении размещены материалы к уроку изобразительного искусства "Национальные традиции в культуре народа" (картинки, карточки, словарик)...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

«Пейзаж. Природа и художник» урок изобразительного искусства в 6 классе в рамках ЕМД «Реализация программы воспитания через образовательный процесс»

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж. Природа и художник"  проведен в рамках ЕМД "Реализация программы воспитания через образовательный процесс" - экологическое ...

Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция

Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок  и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...