История кукол. МАЛЕНЬКИЙ НАРОДЕЦ.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Трубаева Татьяна Валерьевна

Кое-что из истории развития интерьерной куклы. Материал по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_narodets.istoriya_kukol.referat.rar450.59 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЕНЬКИЙ НАРОДЕЦ.

 ИСТОРИЯ КУКЛЫ.

      Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним. 

     В музеях мира хранится множество фигурок из глины, камня, кости, выполненных еще в каменном веке. Это предшественники кукол- игрушек: идолы, истуканы, божества. У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол, которые одновременно являются и игрушками и культовыми предметами. Это значит, что человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 000 лет! 

      Кукла связана с понятием жизни и смерти. Неживая кукла таинственно соотносится с живым существом, вызывая в глубинной памяти древние представления о превращении человека в неподвижного истукана и об оживании его мертвого подобия.

 Искусство куклы в России имеет многовековую историю, оно неразрывно связано с культами древности, языческими обрядами и народными верованиями. Оно развивалось в крестьянской и городской культуре, дополняло быт дворянских семей, выступая непременным элементом повседневное жизни людей. Кукла — это многослойный объект, что и отличает её от скульптуры. Кукла создаётся поэтапно, сам процесс создания носит характер ритуального действия. Кукла повторяет строение живого существа, что позволяет говорить об особых культурных функциях, выраженных и в материале. Её роль в обрядах разнообразна, но она сводится к замещению человека, при чем кукла может замещать любой сакральный уровень от божественного до инфернального.

 КУКЛА ИГРАЮЩАЯ

    

Процесс десакрализации куклы шел через религиозную праздничную культуру, где кукла сохраняла связь с ритуалам, но становилась участником религиозных представлений, и театрализованный карнавал средневековья, где кукла выступала уже в роли объекта, атрибута маски или даже аксессуара костюма. Карнавальные и праздничные куклы - это переход от ритуального символического и сакрального пространства к декоративности театра, к иной образной системе, рассчитанной не на интимный и запретный мир ритуала, а на зрелищность.

Исследовав пространствообразующие качества куклы, нужно отметить, что кукла обладает способностью испирировать человека на создание специфически кукольного пространства, а кукольное пространство может быть как игровым, выставочным, музейным, театральным, так и ритуальным.



ИСТОРИЯ КУКЛЫ

        В 13-14 в.в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров-кукольников, которых называли коропластами.   В конце15 в. кукол стали одевать.   

      В 1619 г. в Нюрнберге начинается производство гипсовых кукол. Такие куклы были очень хрупкими, но, зато, учитывая скромную стоимость исходного материала, получались дешёвыми.

И это же время в Париже кукольники образовали цех и

Пандор отсылали в другие государства, чтобы ознакомить их с модами французского двора.

    В конце 16 столетия в Европе появляются восковые куклы, они не относились к числу массовых изделий, так как их производство было долгим и кропотливым. Над каждой эксклюзивной куклой работало до 70 человек.

, 18

     Автоматические куклы, конечно, не являлись детскими игрушками, они демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых, причем утехой не всегда невинной.  Наряду с певицами, пастушками, гвардейцами существовали и механические наложницы. Эти прабабушки современных силиконовых кукол из секс - шопов, ярко раскрашенные, с роскошной гривой из человеческих волос  и кожей из шелка, состояли из гибкого механизма-каркаса, обтянутого мягким покрытием.

      Когда куклу заводили, она ложилась, раздвигала руки и ноги и принимала кавалера в свои объятия, после чего крепко смыкала руки на его спине. Часто куклы снабжались потайными устройствами, призванными оградить её от посягательств посторонних лиц. Это были специальные кнопки, после нажатия которых кукла ослабляла свои объятия  и о существовании которых знал лишь хозяин, тогда как ничего не подозревающий случайный любовник оставался пленником куклы, да к тому же еще и получал в пах удар стилетом, движимым потаенной мощной пружиной.

Развитие отечественной куклы-игрушки и театральной куклы в первой половине XX века имело, скорее, стихийный характер, несмотря на помощь со стороны государства. Как на производстве, так и в театре кукол работали энтузиасты, пришедшие к искусству куклы из смежных областей, что отражалось на образе и декоре, как театральных кукол, так и кукол-игрушек.

Во второй половине XX века в отечественной культуре актуализировалось значение искусства куклы, которое обусловило появление театров кукол, производство кукол-игрушек, формирование русской Школы художников-кукольников. Этот исторический период неоднороден, он объединяет несколько политических эпох, однако отечественное искусство куклы развивалось непрерывно, преломляя и отражая все многообразие новых культурных процессов.

Искусство театральной куклы в России второй половины XX века достигло своего расцвета благодаря синтезу традиций разных культур, переработанных и трансформированных русскими художниками-кукольниками. Создание Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной и в целом развитие художественного образования в СССР во второй половине XX века способствовало осуществлению идеи создания Школы художников-кукольников. Свобода пластических и декоративных решений в творчестве этих художников была основана на глубоком знании особенностей функционирования куклы в специфическом пространстве театра кукол.

Искусство куклы вышло на ведущие позиции и заняло достойное место в системе искусств благодаря тем особым качествам, которые складывались на протяжении всей истории куклы, и стали востребованы в культуре постмодернизма. Экономические факторы лишь усилили процесс сращения искусства куклы с искусством интерьера, что ярко проявилось именно в Санкт-Петербурге, где сложилась школа художников-кукольников.

На рубеже XX — XXI веков искусство куклы вступило в композиционное и стилевое единство с ансамблем предметного наполнения общественного интерьера (в отличие от предшествующих эпох, когда первичным был синтез с архитектурой). Вступив в это единство, искусство куклы ввело в интерьер мир собственной театральности, открыло новые варианты игровых моментов, добавило смыслы, созвучные культурным запросам эпохи постмодернизма.

КУКЛА ИЗ ПАПЬЕ – МАШЕ

Н материал, обусловивший кукольном -  (смесь, , в

       В начале 19в. окончательно определились страны, диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия.

ФАРФОРОВАЯ КУКЛА.

     В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются на фарфороглазурованных и бисквитных. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора. Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, с неподвижными глазами, позднее парики изготавливали из мохера или настоящих волос, глаза открывались и закрывались. Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше. Конечности соединялись с телом при помощи веревочек, резинок, шарниров.

,                игр          и

Бурное развитие кукольной индустрии в конце 20-го в. имело и негативные последствия: штампованная безликая продукция буквально заполонила рынок. В противовес этому в США и Европе наблюдается огромный спрос на коллекционных кукол, выполненных малыми партиями. Цена подобных кукол порой достигает несколько тысяч долларов.

БАРБИ.

     Когда в 1959г. Барби появилась на свет, одетая в скромный черно-белый купальник, никто не догадывался, что она станет самой известной и самой продаваемой куклой в мире.

    Секрет её успеха  - идеальная, как бы всеобщая внешность, позволяющая каждому ребенку наделять её теми качествами, которыми он захочет. Создатели Барби словно вернули те далекие времена, когда куклы намеренно создавались без индивидуальных черт, чтобы не привлекать духов. Кроме того, Барби учила моделированию жизни. Играя с куклой, девочка примеривала на себя множество социальных ролей, готовясь к взрослой жизни.

     Барби разработала стенографистка компании «Мэттел» Рут Хэндлер и назвала в честь дочери Барбары, а сама идея создания куклы навеяна комиксами немецкой газеты, с оттенком порнографии.

     Менялись времена, вкусы, менялась и Барби. Первое поколение своих владельцев она учила независимости. В моде Beatles, твист – у Барби мини-юбка и ботинки «go- go». В разные годы она являлась то девушкой с ангельским личиком, то супер-звездой, то просто девчонкой из Калифорнии.

     В 1961г. у нее появился друг Кен, два года спустя – подружка Милдж, а в 1964г. – сестренка Скиппер. В 1965г. Барби с сестрой научились сгибать ноги в коленях, а в конце 70-х компания выпустила большую, полуметровую куклу.

     Американцев волновали вопросы расовой дискриминации, и в 1969г. у Барби появилась темнокожая подружка, а десять лет спустя и саму Барби начинают производить то в образе афроамериканки, то латиноамериканки. В 1997г. появилась русская Барби в кокошнике.

ПОВЕЛИТЕЛИ КУКОЛ

Судьба и предназначение куклы породили многочисленное многообразие её видов и форм. Но есть куклы, чья практическая польза не имеет значения,  так как они живут по законам высокого искусства.

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

Татьяны Баевой в этом ряду.

 

 

Пространство куклы связано с пространством человека, как по принципу подобия, так и при помощи анатомического устройства куклы; оно обладает свойством сказочности и волшебности. Кукла содержит внутреннее и внешнее пространство, заключая в себе возможность развития и творчества, и эта ее способность может вызывать сильные как положительные, так и отрицательные эмоции. Причем, свойства пространства куклы наиболее ярко проявляются при соприкосновением с пространством человека.

ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННЫЙ

.

Трудно осознать все образы куклы, все повороты её истории, все оттенки её мистической власти.       

Иногда игрушка ребенка становится его судьбой. Из мальчика - любителя оловянных солдатиков вырастает военный,  или в маленькой девочке, пеленающая крошечного пупса, прорастает созидательница семейного счастья.  И в жизни взрослых, ой как часто куклы играют мистическую роль. Считается, что кукла, созданная своими руками с любовью, может стать хранительницей судьбы, если её об этом попросить. Давно понятно, что наш мир не только материален, но и информативен,  и законы этой части мира, увы, нам не известны. Но путем многовековых наблюдений люди пришли к выводу, что любой неодушевленный предмет может быть одушевлен, «завязан» с определенным человеком и может влиять на него в ту или иную сторону.

Описать характеры всех кукол, даже из одной галереи – невозможно. Их много и становится все больше, а читать о них – не самый лучший способ знакомства. На куклы надо смотреть, видеть выражение их глаз, мимику, чувствовать характер. И единственный совет, который можно дать – выбирайте куклу по сердцу, как друга. Если, взглянув единожды, вы почувствуете, что вы с ней «на одной волне», что художник создавал ее именно для вас, что вы понимаете ее и видите в ней что-то близкое, берите. Покупайте и уносите в свой дом, не обращая внимания на стиль, цвета и количество рюш. В этом случае в вашем доме обязательно найдется для нее место, если уж оно нашлось в вашем сердце.

Куклы бывают разные:

  • Для младенцев – это куклы-погремушки, куклы-уголки, простые узелковые куклы, крупенички.

  • Ребенку раннего возраста (от года до трех) подойдут куклы-пеленашки, «обнимашки», опять же узелковые куклы, куколки для разыгрывания простых сказок. Эти куколки могут быть пока без волос – с колпачками на голове. На куклах ребенок будет учить названия частей лица и тела, осваивать простейшие игровые действия – укладывать спать, кормить, катать в коляске или носить в слинге. Очень часто детки не желают играть куклой из магазина, но с удовольствием нянчат узелковую куколку, которую мама смастерила на их глазах.

  • Малышу старше 3 лет важны куклы с детально проработанными частями тела – ступнями, большим пальчиком на руке, волосами, которые можно расчесывать и заплетать в косы, одеждой, которую можно снимать и надевать. Тогда же ребенку важны и другие атрибуты игры – кукольная мебель, домики, предметы обихода. Кстати, их необязательно покупать, можно и смастерить самим.

Безусловно, любые игрушки должны быть безопасны, идеально, если они сделаны из натуральных материалов. «Правильная кукла» отражает строение человеческого тела (прежде всего, должны быть соблюдены пропорции), но не слишком натуралистична.

Кукла должна оставлять простор для фантазии, вечная улыбка на лице у пупса – не лучший вариант (ведь у куклы в игре может быть разное настроение). Хорошо когда кукла «умеет» сидеть, стоять, по-разному двигаться, когда ее можно раздевать и одевать и т.д.

 

Интерьерные куклы я изготавливаю на проволочном каркасе. При всей его безопасности,  я не рекомендую играть с ним деткам, младше семи лет.   Также для волос в этих куклах нередко используется шерсть, очень уязвимый материал. И при играх может произойти деформирование прически. По желанию заказчика интерьерная кукла может превратиться в игровую). Убираем проволочный каркас, волосы шерсть, заменяем на трессы или нитки. Но и эти куколки я бы не советовала давать деткам младше двух лет.  Еще одно различие между интерьерной и игровой куклой – это съемная или несъемная одежда. У интерьерных она чаще всего не снимается, а может быть просто пришита к текстильному тельцу куклы.  У игровых же одним из обязательных условий является съемная одежда.

А если куколка нужна Вам для создания определенного настроения в интерьере,  то тут можно воплотить в жизнь даже очень смелые фантазии.

Стилизованность характеров

Стиль «модерн» зачастую обеспечивает максимально демократичное пространство, в которое с радостью вбегают взбалмошные красотки, одетые в мини и важно заходят совсем уж раздетые «голые короли». Модерн многолик и не так строг, как классика, поэтому с радостью готов принять кукол со сложным характером и порой одетых в неординарный костюм.

Поклонники минимализма редко являются явными «кукломанами», а тем не мене этот стиль в наивысшей степени подходят для самых загадочных персонажей, ведь минимализм не диктует характер, а скорее с радостью рассматривает «любые варианты», предлагая себя в качестве фона для буйства фантазии. В минимализме запросто лесная фея уживется с рыжей бестией, а горемыка-троль знает о чем поговорить с Шахерезадой в стиле «ню». 

Яркий и многословный арт-деко однозначно потребует вычурности костюма куклы, хитрого покроя, сочетания не сочетаемых красок, однако совершенно не станет подавлять ее характер. Если придворный Арлекин одет в подходящий для арт-деко костюм, он легко уживется в интерьере с особами «голубой крови». Ведь для арт-деко главное – пафосность, и если шут может выглядеть по-королевски, отчего же ему не знаться с королем?

 Совсем не кукольным кажется на первый взгляд стиль хай-тек. Что же можно поместить в это стремительное, созданное металлом и стеклом пространство? Неужели робота-трансформера, сплошь состоящего из железных деталей? Однако не спешите драматизировать ситуацию, а постарайтесь взглянуть на high-tech не стороны «tech», то есть технологий, а со стороны «high», то есть высоких чувств. Что может добавить душевности металлическому пространству, при этом подчеркнув его «металлизированность» и современность. Возможно, это будут необычные существа, отчасти напоминающие людей или животных. Созданные из кожи и металла, окрашенные в необычайные цвета, детализированные неожиданными элементами, они даже не могут в полной мере называться куклами, здесь название «арт-объект» подходит как нельзя кстати. Именно такие арт-объекты, порой несущие в одной фигуре целый сюжет, с удовольствием поселятся в пространстве, созданном по последнему крику «высоких технологий», привнеся в него часть мира живых существ.

Интерьерная кукла популярна практически в каждом отдельном уголочке земли. Такого рода предметами дизайна украшают интерьер, коллекционируют. Общий образ конкретной куклы может иметь прямую связь с общей идеей интерьера. Но такое условие не оказывается обязательным. Кукла, созданная посредством использования художником его фантазии, непременно станет уникальной. Как бы там ни было, она представит собой самую живую деталь практически любой обстановки.

В странах СНГ история интерьерной куклы оказалась прерванной по окончании небезызвестной Октябрьской революции. К тому же, на протяжении многих десятков лет государство довольствовалось всяческими нехитрыми фабричными штамповками. Ныне есть возможность вести речь об определенном ренессансе игрушки, созданной по особой технологии «hand made». Интерес к каждой из них растет стремительным образом. Не смотря на это, на данный момент, многие россияне даже не имеют представления о том, что собой представляет авторская интерьерная кукла и каковы, собственно, ее "возможности".

Интерьерная игрушка, как таковая, создается исключительно вручную малыми тиражами, а то и в единственном экземпляре. Сам по себе образ куклы оказывается поистине оригинальным. Дело в том, что ни один уважающий себя мастер не решится копировать известные персонажи - ему это совершенно не интересно. Кукла может быть раздета -одета, разута -обута и прочая, в зависимости от интерьера в котором эта кукла будет жить. Фасон и цветовая гамма подбирается с той же степенью тщательности, как и для отдельного человека. Каждый исторический костюм создается без малейшего искажения истины. Такого рода игрушка, разумеется, является не просто игрушкой для малыша. Прежде всего, она - это великолепный арт - объект, которым беспрестанно хочется любоваться.

 Интерьерная кукла может быть помещена на полку, на диван, сундучок или декоративный стул. Не следует ограничивать фантазию. Сделанная по особой технологии каркасная кукла способна внести дополнительный элемент игры в каждую декорированную комнату. Ее можно усадить, поставить, изменить положение ручек, головы, ножек, тела... Занимаясь выбором куклы, нужно полагаться на личный вкус.

Тряпичная интерьерная кукла восхитительно смотрится в интерьере кантри-стиля, в современной классике, на кухне, в бревенчатом коттедже, в гостиной, обставленной деревянной мебелью. Текстильные ангелочки отлично подходят для детских комнат и спален. А кружевной ангел окажется оптимальным решением для будуара и женской спальни.

Для интерьеров, выполненных в лучших традициях японского стиля, создаются куклы японки, самураи. Характерная интерьерная кукла - именно так на профессиональном языке именуют куклу с выразительной внешностью и лицом, отображающим определенные эмоции, даже настроение. Грусть, ирония, веселье, радость, жадность и даже ехидство. Прямо как у человека, не смотря на то, что сам персонаж запросто может оказаться сказочным.

Выполнить описание характера какой-либо интерьерной куклы, надо сказать, дело не из простых. Ее надо увидеть, посмотреть на ее мимику, глаза. Некоторые любители интерьерных кукол говорят, что игрушка может упасть с подиума, если ей оказалось не по душе отведенное место.

Кукла в интерьере – это не предмет декора, не украшение угла, это скорее гость, всегда загадочный, немножко «потусторонний», с фантастическим ярко выраженным характером. Вне всяких сомнений, кукла оказывается гораздо большим, нежели обычный предмет декора. Заключено в ней нечто загадочное, мистическое, даже притягательное.

Список литературы.

  • Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989, 383 с.
  • 2. Бахтин Н. Кукольный театр // Игра. 1920. Ч. 1. С. 4-10.
  • Богуславская И .Я., Русская глиняная игрушка. JL: Искусство, 1971. 212 с.
  • 4. Богораз-Тан В.Г., Древние переселения народов в северной Евразии и Америке; сб. Музея Антропологии и Этнографии, 1929, с. 37 62.
  • 5. Борисовская Л.И. Творческий образ художника и режиссера// В профессиональной школе кукольника Л. 1979. С 44-50.
  • . Ю.Горалик Л., Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи, М., 2005, 320 с.
  • Голдовский Б.П. Краткий очерк истории русского вертепа // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 7. М.: «Традиционная культура», 1997. С. 90-108.
  • Игрушка. Её история и значение. //Сборник статей /под ред. Бартрам Н.А. -М. Типография И. Д. Сытина, 1912—С.85-139.
  • Королёв М.М. Искусство театра кукол: основы теории Л., 1973. 355 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление маленьких кукол

В инструкционной карте предложена последовательность технологических операций по изготовлению куклы...

Маленький народец. История куклы.

Это собранный материал по истории куклы, который можно использовать на уроках по ИЗО...

Мастер-класс "Маленькие истории для маленьких"

Эта презентация отражает некоторые приемы моей работы....

презентация "История кукол"

Данный ЭОР может использоватьсяи на уроках и  во внеурочной деятельности...

Внеклассное занятие по истории России "Маленькие солдаты большой войны"

Воспитание патриотизма через расширение знаний учащихся о героизме детей и подростков в Сталинградской битве. Формировать внутреннюю позицию к истории ВОВ, ее значимости в истории России....