Инновационные технологии преподавания предметов цикла «Искусство» и «Изобразительное искусство»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Полехина Инна Александровна

 

Разрешите поделиться собственным опытом использования компьютерных технологий на уроках предметной области «Искусство». На примере использования простейшего графического редактора и мастера презентаций показано, насколько могут быть расширены рамки предмета. Именно посредством применения ИКТ на уроках изобразительного искусства можно добиться решения современных образовательных и развивающих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no10_polekhina_i.a.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии преподавания предметов
цикла «Искусство» и «Изобразительное искусство»
.

Полехина Инна Александровна,
учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №3», город Реутов

Жизнь течет, диктуя новые условия существования современного общества. Не только технический прогресс, но и изменение идеологии современного человека заставляют пересматривать устоявшиеся нормы жизни в целом и педагогику в частности.

Сегодняшний школьник – это уверенный пользователь персонального компьютера (ПК) или, как минимум, человек, увлекающийся им. К сожалению, подобного рода увлечения не редко пагубно влияют на образ жизни учащегося: его успеваемость в школе, социальную адаптацию. Задача педагогов и родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это невозможно, да и не нужно. Однако направить детские пристрастия в полезное русло вполне по силам современному учителю. На помощь ему придут и знание ПК, и умение пользоваться Интернет-ресурсами.
В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности и личностные ориентиры учащихся.
Сформировать комплекс компетентностей позволяют современные педагогические технологии, которые приходят на смену традиционным методам. Особо актуальными новые педагогические технологии становятся на уроках Искусства и ИЗО, где у учащиеся формируется целый комплекс компетентностей: интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общекультурной.
В связи с модернизацией российского образования одной из главных задач является обеспечение современного качества образования, где сохраняется его базовая основа, однако, которая должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В условиях решения этой задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В первую очередь, методические инновации в современном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета.

Реализовать новые педагогические технологии на уроках ИЗО и «Искусства» позволяют различные графические редакторы, среди которых такие как Paint и Power Point.

При всей своей незамысловатости, палитра Paint дает широкий выбор возможностей для создания графических документов, максимально реализуя творческий потенциал школьников любого возраста. Даже если учащийся с трудом справляется с художественной деятельностью на листе бумаги, в этой компьютерной программе посредством установленных эффектов, он сможет без труда создать более яркую и творческую работу, повышая тем самым мотивацию к обучению и самооценку.
Программа дает прекрасные возможности рисования картин любого жанра, начиная с отдельных предметов и продолжая более сложными композициями: пейзажами, портретами, натюрмортами как по памяти, так и с натуры. Там, где сложно решить вопрос симметричности предметов на листе бумаги из-за того, что у ребенка еще недостаточно развиты моторно-двигательные навыки руки, в графическом редакторе эта проблема решается посредством простого копирования, поворота частей предмета и дальнейшее их соединение.
Путем копирования какого-либо созданного в документе Paint модуля (квадрат, куб) можно реализовать различные задачи  по конструированию архитектурных сооружений, автомобилей, роботов и прочего.
Отдельного внимания заслуживает  использование компьютерной графики в декоративно-прикладном искусстве. Коллажи, орнаменты, шаблоны для вышивки, макеты витражей, эскизы тканей — это лишь малый список, который нетрудно продолжить, если проявить творческую фантазию как учителю так и учащимся.
Не менее интересной и емкой является программа мастера презентаций. Это настоящая находка, в первую очередь для педагога, который стремится сделать свои уроки разнообразными, зрелищными, эффективными для усвоения школьной программы. Специфика предметов ИЗО и Искусство немыслима без наглядной демонстрации учебного материала. Интернет вытесняет бумажные плакаты, заменяя их электронными презентациями, где зрительный ряд, например, репродукций картин художников можно эффектно оформить накладывая их на разнообразнейшие фоны, заключая в рамки, подписывая таким образом, чтобы подчеркнуть специфические особенности эпохи и стиля.
Огромную роль играет анимирование объектов и гипертекстовая структура. Здесь уже можно представить не только зрительный ряд репродукций, фотографий или текстов, но и создавать мультимедийный уроки — игры, викторины, кроссворды, как в качестве объяснения нового материала, так и для контроля знаний учащихся.
ИК-технологии служат прекрасным источником саморазвития не только для учителя, но и для реализации творческого потенциала детей.
Многообразие возможностей использования компьютерных программ может быть ограничено только фантазией педагога и его уровнем владения ПК.  И если первый фактор можно считать неустранимым, то второй легко преодолевается путем постоянного самообразования и саморазвития, как того требуют тенденции современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы преподавания предмета изобразительное искусство в целях реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются методы преподавания на уроках изобразительног искусства...

Использование инновационных технологий на уроках изобразительных искусств

Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя. Введение  в  учебно-воспитательный  процесс современных технологий обу...

«Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества»

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование  нельзя представить  без использования ИКТ на уроках.Информационн...

статья "Специфика преподавания предмета изобразительного искусства"

Предмет изобразительное искусство существенно  отличается от остальных предметов школьной программы. Кто – то считает его второстепенным и малозначимым в процессе воспитания подрастающ...

Актуальные вопросы преподавания предмета изобразительное искусство

Перед школой стоит одна  из главных задач- вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, должна работать на позициях воспитывающего и развивающег...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....