Актуальные вопросы преподавания предмета изобразительное искусство
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Иноземцева Татьяна Владимировна

Перед школой стоит одна  из главных задач- вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, должна работать на позициях воспитывающего и развивающего обучения, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Я учу учащихся творчески мыслить и понимаю, что это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Я считаю, что один из главных способов развития творческого мышления учеников, это способность к самостоятельному, творческому мышлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОТЧЕТ о самостоятельной работе

(Иноземцевой Татьяны Владимировны)

по программе курсов повышения квалификации

«Актуальные вопросы преподавания предмета

«Изобразительное искусство»

для учителей изобразительного искусства

на базе ГАОУ ДПО СарИПКиПРО

в период С 27.01.2014 г. по 22.02. 2014 г.

Сведения о слушателе

1.1.Ф.И.О.  Иноземцева Татьяна Владимировна

1.2.Должность и место работы__учитель МБОУ  «СОШ с.Озерки»

1.3. Ученая степень, звание  -

Сведения о руководителе самостоятельной работой слушателей:

1. Преподаватель-руководитель самостоятельной работы:

1.1.Ф.И.О

1.Ялынычев И.Н., профессор

2. Нелюбова Я.К., к.п.н

3.Пилюгина С.А., к.п.н

4.Гаврилова Г.Н., ст.преподаватель

5.Пушнова Ю.Б ., ст.преподаватель

6.Колесова Е.В ., ст.преподаватель

7.Крейс О.В ., ст.преподаватель

Задания для самостоятельной работы

Раздел 1. Общепрофессиональные дисциплины

1.Роль школы в формировании духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Пути формирования духовных свойств личности различны – это семья, педагогические учреждения, общественные учреждения, которые призваны собирать хранить, исследовать, популяризовать культурно-исторические и естественно-научные ценности, средства массовой информации, театры, библиотеки. Но наибольший вклад в деятельность по воспитанию духовно-нравственных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. На своих уроках я стараюсь  приобщить современного школьника к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, к доброте, не редко на уроке учащиеся сравнивают произведения искусства с жизненными ситуациями, делая положительный вывод. Воспитывая в учащихся духовно-нравственные ценности мне как учителю требуется  не только знание предмета и методика его преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников.

Придерживаюсь слов Сухомлинского, он считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает". [Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2.М., 1980. С. 201]

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.  Нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

2.Пути формирования толерантного сознания у учащихся.

Начну со слов  С.Л. Каганович, доктора филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского регионального центра развития образования  он говорит, что формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель, что воспитать нужно сначала нас(учителей) в этом направлении. Я с ним согласна, т.к. не редко учителя действительно интолерантны. Но, тем не менее, на своих уроках и музыки и уроках изобразительного искусства говорю, беседую, внушаю, своим учащимся  не просто о способности "терпеть" рядом "другого", но и  об умении активно сотрудничать с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Говорю об умение "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение, о способности заступиться за униженного, защитить права другого и т.д.

Раздел2.  Психолого-педагогическое сопровождение

1.Какие способы развития творческого мышления учеников Вы считаете наиболее эффективными?

Перед школой стоит одна  из главных задач- вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, должна работать на позициях воспитывающего и развивающего обучения, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Я учу учащихся творчески мыслить и понимаю, что это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Я считаю, что один из главных способов развития творческого мышления учеников, это способность к самостоятельному, творческому мышлению.

2.Нужна ли креативность в жизни? В каких ситуациях? Нужно ли всем людям быть креативными?

Креативность в нашей современной жизни не только нужна, но и необходима в первую очередь в быту, на бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Да, я считаю, что все люди должны остроумно решать проблемы, креативность заложена во всех людях, но воспитание играет важную роль и со временем эта творческая направленность теряется в людях. Многие не хотят выделяться из толпы. И живут, и думают, и решают проблемы «КАК ВСЕ».

3. Согласны ли Вы со следующим мнением?

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя. Всё, что может сделать учитель – это указать дорожки…(Р. Олдингтон)

Да, согласна, мы учителя наставники мы должны только направлять учащегося, а не учить жить. При помощи нас, дети сами должны понять, что нужно делать, а что нет, что хорошо, а   что плохо.

Педагогическое сопровождение

1.Назовите 4 типа уроков и дайте их характеристику

1.уроки «открытия» нового знания;

2.уроки рефлексии;

3.уроки общеметодологической направленности;

4.уроки развивающего контроля. 

Основные цели урока каждого типа.

  1. Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4.Урок развивающего контроля.        

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Раздел3.  Специальные дисциплины

1. Реализация требований ФГОС в преподавании искусства.

Что составляет методологическую основу концепции государственного стандарта 
общего образования? В чем его особенность?

Методологическую основу концепции государственного стандарта 
общего образования составляет системно-деятельностный подход, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Основной результат развитие личности на основе деятельности. Основная педагогическая задача организация условий, стимулирующих и обеспечивающих деятельность ученика. Планируемые результаты личностные, метапредметные,  предметные.

2. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций.

Приложение на диске. План проекта «Гратаж» ,презентация . 

3. Педагогика искусства Б.М.Неменского в условиях инновационного проектирования педагогических моделей художественного образования.

Опишите принципы, на которых базируется Школа Б.М.Неменского?

Принцип создания атмосферы увлеченности искусством, принцип выделения трех видов художественной деятельности, принцип «от жизни через искусство к жизни»;принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы; принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта; принцип  единства восприятия и созидания.

4. Изобразительное искусство в основной школе: инновационные методы и развитие визуальной культуры учащихся.

Разработайте урок (класс по выбору) с использованием ЭОР (технологическая карта и презентация). См. приложение к самостоятельной работе.

5.  Краеведческий принцип обучения искусству в свете требований стандартов нового поколения

Предложите варианты заданий краеведческой тематики на уроках ИЗО средней школы.

Варианты заданий для учащихся 9 класса – сделать ряд фотографий на тему «Любимое место в родном селе», «Старинные здания в родном селе»,создать  композицию в технике акварельной живописи «Пейзажи улиц села».

6. Художественная мастерская «Школа рисунка и живописи»

Пейзаж (формат А4). Материал по выбору.Портрет в графике (формат А4).Материал по выбору.Портрет в живописи (формат А4). Материал по выбору.

См. приложение. Презентация 3.

7. Создание эстетического пространства школы на основе интегративности и системности в базовом и дополнительном образовании.

Перечислите виды внеурочной деятельности с краткой характеристикой каждого из них.

Внеурочная деятельность может быть организована:

по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;

по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Дневник самостоятельной работы:

Дата 1.02.2014

План работы

Итоги работы за день

Разработка урока в 5 классе.

Поиск необходимой информации в сети Интернет.

Выполнена разработка урока в 5 классе

Дата8.02.2014

План работы

Итоги работы за день

Ответы на вопросы самостоятельной работы

Конспектирование источников.

Поиск необходимой информации в сети Интернет.

Дата10.02.14

Ответы на вопросы самостоятельной работы

Работа со словарем, справочником.

План работы

Итоги работы за день

Самостоятельное выполнение практических заданий

Дата11.02.2014

 Составление презентации к уроку

Дата12.02.2014

Самостоятельная разработка технологической карты

Поиск необходимой информации в сети Интернет.

Дата13.02.2014

Ответы на вопросы работы

Дата14.02.2014

Составление презентации к уроку

Дата15.02.2014

Рассмотрела 4 типа уроков.

2. Краткий отчет слушателя о выполнении самостоятельной работы.

За время работы объем выполнен не в полной мере. Работа очень объемная и вызывала много затруднений.

 «____» ________________ 20___ г Подпись____________________

3.Заключение руководителя самостоятельной работой слушателя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Ялынычев И.Н., профессор

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

2. Нелюбова Я.К., к.п.н

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

3.Пилюгина С.А., к.п.н

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

4.Гаврилова Г.Н., ст.преподаватель

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

5.Пушнова Ю.Б ., ст.преподаватель

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

6.Колесова Е.В ., ст.преподаватель

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________

7.Крейс О.В ., ст.преподаватель

«____» ______________ 20__г. Подпись __________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии преподавания предметов цикла «Искусство» и «Изобразительное искусство»

Разрешите поделиться собственным опытом использования компьютерных технологий на уроках предметной области «Искусство». На примере использования простейшего графического редактора и мастера през...

Методы преподавания предмета изобразительное искусство в целях реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются методы преподавания на уроках изобразительног искусства...

статья "Специфика преподавания предмета изобразительного искусства"

Предмет изобразительное искусство существенно  отличается от остальных предметов школьной программы. Кто – то считает его второстепенным и малозначимым в процессе воспитания подрастающ...

«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»

Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......