4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Елисеева Алла Николаевна

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей программы «Изобразительное искусство» предметной линии учебников и пособий под редакцией Б.М. Немен­ского. 1—4 классы,2-е изд., 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klrktplan13.odt67.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по предмету «Изобразительное искусство»

в 4 «А», 4 «Б» классах

на 2013-2014 учебный год

Ступень обучения: начальное общее образование Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы, Неменский Б.М..- 6-е издание — М.: Просвещение, 2011.

Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 20; обобщающих уроков - 4.     

УМК ученика:

1. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2012

  1. 2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Неменская Л. А. под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

УМК учителя:

1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Немен ского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Го ряева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2012.

2. Изобразительное искусство. Методическое пособие.1-4 классы [Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др.];Под ред. Неменского Б. М.- М.: Просвещение, 2012.
3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др./ Под ред. Неменского Б. М.- М.: Просвещение, 2013.

Учебно-тематический план

п/п

урока

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Уроки контроля

4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

34

20

4

I ЧЕТВЕРТЬ. Раздел 1. ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА

9

4

1

1

1.

Пейзаж родной земли

1

1

-

2

2-3.

  1. Деревня — деревянный мир

2

1

-

3

4-6.

  1. Красота человека

3

1

-

4

7-8.

Народные праздники

2

1

-

5

9.

Обобщение по теме четверти: «Истоки искусства твоего народа»

1

-

1

II ЧЕТВЕРТЬ. Раздел 2.ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

7

6

1

6

10.

Родной угол

1

1

-

7

11.

  1. Древние соборы

1

1

-

8

12.

  1. Города Русской земли

1

1

-

9

13.

  1. Древнерусские воины-защитники

1

1

-

10

14

  1. Новгород. Псков. Вла димир и Суздаль. Мос ква

1

-

-

11

15

  1. Узорочье теремов

1

1

-

12

16

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

1

-

III ЧЕТВЕРТЬ.Раздел 3. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

10

5

1

13

17-19.

  1. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

3

1

-

14

20.

  1. Искусство народов гор и степей

1

1

-

15

21.

  1. Города в пустыне

1

1

-

16

22-23

  1. Древняя Эллада

2

1

-

17

24-25

  1. Европейские города Средневековья

2

1

-

18

26.

  1. Обобщение по теме: « Многообразие художественных культур в мире»

1

-

-

                      IV ЧЕТВЕРТЬ. Раздел 4.  ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

8

5

1

19

27-28

  1. Материнство

2

1

-

20

29.

  1. Мудрость старости

1

1

-

21

30-31

  1. Сопереживание

2

1

-

22

32.

  1. Герои-защитники

1

1

-

23

33.

  1. Юность и надежды

1

1

-

24

34.

  1. Обобщение по теме «Искусство народов мира»

1

-

1

РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС.  ТЕМА ГОДА: «КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК » (34 ч)

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной кра соте человека. Разнообразие культур - богатст-во культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший эле мент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего наро-да и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетическо-го пережива ния народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для вос-питания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческо му прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

4кл 1чет                                                                             1 четверть.  ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА(9ч)                                                        4кл 1чет

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте чело века. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. При родные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празд нества.

Дата

п/п

ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                      

                                 Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1

1

(1)

Пейзаж родной земли (1ч)

Урок-путешествие

 Красота природы родной земли. Эс тетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности сред нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произве-дениях русской живописи. Роль искус-ства в понима нии красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Индивидуальная

Изображение российской природы (пейзаж).

цв.к-ши, воск.мелки, пастель, бумага

рабочая тетрадь(рт)

стр. 3-5

критерии:1- небо,2-зем-ля, линия горизонта,  

3-заполненность неба

4-заполненность земли  

5-средства вырази-тельности (линия, цвет, пятно)

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности кра соты природы разных климатических зон.Изображать характер-ные особен ности пейзажа родной природы. Использовать выразительные сред ства живописи для создания образов природы.Овладевать живо-писными навыка ми работы гуашью.

композиция пейзажа:

- небо:- солнце,облака(тучи),дождь,радуга,  

             птицы,насекомые...

          - луна,звезды,облака(тучи),дождь,                                                                      

             птицы,насекомые...  

- земля:- поля,луга,холмы,горы,дороги,ручьи,                                                                        

               реки,мосты,озера,море...  

             кусты,деревья,пеньки,ветки,цветы,лес ...

Учебник Стр. 11-19

м/медия, слайды

И. Шишкин «Полдень»

«Дебри»,

И.Левитан «Над вечным покоем», «Березовая роща»

И.Гра барь «Февральская лазурь»

-русская народная музыка «Вижу чудное приволье»,

П.Чайков ский.“Времена года”.

-пословицы, поговорки

-природоведение

(элементы природы)

2-3

2

(2-3)

Деревня — деревянный мир (2ч)

Урок -экскурсия

1урок- Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природ-ных условий в характе ре традицион-ной культуры народа.Образ традици-онного русского до ма — избы. Вопло-щение в конструкции и декоре избы космогонических пред ставлений — представлений о порядке и устройстве мира.Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духов-ных смыслов.Украшения избы и их значение. Магические представления как поэти ческие образы мира.Различ-ные виды изб.Традиции конструирова-ния и декора избы в раз ных областях России.

2урок- Разнообразие сельских дере-вянных построек: избы, ворота, амба-ры, колод цы и т.д. Деревянная храмо-вая архи тектура. Красота русского деревянного зодчества.

Индивидуальная

1урок- Моделирование  избы  из бумаги

(полуобъем);

гафрокартон, ножницы, клей.

2урок- Создание образа тради ционной русской деревни  

 

цветная бумага; ножницы, клей.

рт стр. 6-7

Характеризовать значимость гар монии построй-ки с окружающим ланд шафтом.Объяснять осо-бенности конструк ции русской избы и назначение ее отдельных элементов.Изображать различными художественными средствами образ рус ской избы и других построек традици онной деревни. Овла-девать навыками конструиро вания — конструи-ровать макет избы.

Изба, венец, сруб(клеть),  двускатная крыша, фронтон, конь-охлупень(конек), фасад, лобовая доска, причелены, полотенце, наличники, гульбище

Знаки-обереги.

2 урок- Воспринимать и эстетически оце нивать  красоту русского деревянного зодчества. Изображать различными художественными средствами образ  построек традици онной деревни. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объедине ния индивидуально сделанных изобра жений. Овладевать навыками коллектив ной деятельности, работать организо ванно в команде одноклассников под руководством учителя.

Деревня, церковь, храм, шатровый храм, «четверик», «восьмерик», главка (купол-луковка), крыльцо-гульбище

Стр. 20-31,

м/медия, слайды  деревянных ансамблей, Кижи;

И. Левитан «Золотая осень. Слободка»,

В. Стожаров «Северные села»,

- Литерат. ряд:

Д. Лихачев «Земля родная»,

В.Белов  «Лад»;.

-музыка

русские народные песни

«Эй, ухнем».

4-5-6

3

(4-

5-

6)

Красота человека(1ч)

Комбинированный

1 урок- Представление народа о красо-те человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природ-ных и исторических условиях.Женский и мужской образы.Сложившиеся века-ми представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выраже ние образа красоты человека.

2 урок- Праздничный костюм — концентрация народных представле-ний об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных кос-тюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Образ русского чело-века в произ ведениях художников

3 урок- Образ труда в народной культу-ре. Воспевание труда в произведениях рус ских художников.

Индивидуальная

1 -2 урок- Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.

цветная бумага, ножницы, клей,

фломастеры, гельпаст

Парная

3 урок-  Изображение сцен тру да из крестьянской жизни.

цветная бумага, ножницы, клей,

цв.к-ши, воск.мелки

рт стр.8-11

Приобретать представление обьособенностях национального образа мужской и женской красо-ты.Понимать и анализировать кон струкцию русского народного костюма.Приобретать опыт эмоционально го восприятия традиционного на-родно го костюма.Различать деятельность каж-дого из Братьев-Мастеров при создании русского на родного костюма. Характеризовать и эстети-чески оценивать образы человека в произве дени-ях художников.Создавать женские и мужские на родные образы.Овладевать навыками изображе ния фигуры человека.

Кокошник, рубашка, сарафан, понёва, душегрея, порты, оборы, лапти 

Изображать сцены труда из кресть янской жизни. Создавать коллективную работу с объединением индивидуально сделан ных деталей.

 

                                                                                                       

Стр. 33-37,

м/медия, слайды

 И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»,

К.Коровин «Северная идиллия»

В.Васнецов

-музыка

русские народные песни.

«Сапожки русские»

Б.Кусто диев «Сенокос»  Апластов «Сенокос»

А. Венецианов «Гумно»

-отрыв ки из поэм

Н. Некрасова.

-муз:русские народные песни «Во кузнице», «Посею лебеду на бере-гу»,«В темном лесе»

7-8

4

(7-8)

Народные праздники (2ч)

Театрализованный урок

Праздник — народный образ радос ти и счастливой жизни.

Роль традиционных народных празд ников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изоб разительном искусстве

 Индивидуальная

Создание коллективного панно «Праз дник»  народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ).

 гуашь, кисти, склеен ные листы бумаги (или обои)

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.Знать и называть несколь-ко про изведений русских художников на тему на-родных праздников.Создавать индивидуальные компо зиционные работы и коллективные пан но на тему народного праздника. Овладевать на практике элемен тарными основами композиции.

Стр. 38-41,

м/медия, слайды

Б. Кустодиев «Праздники в деревне»,

Ф. Малявин «Вихрь»

-стих И.Токмаковой «Ярмарка»

-муз:Р. Щедрин. «Озорные частушки»;

Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка»

9

5

(9)

Обобщение по теме четверти: «Ис-токи искусства твоего народа» (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Обобщение представлений о роли постройки, украшения и изоб ражения в создании образа России.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Значение старинной архитектуры и костюма для современного человека.

Индивидуальная

Беседа. Оформление и  выставка лучших работы учащихся, выполненных в течении четверти

Подвести итоги работы за четверть. Рассказы-вать об особенностях ху дожественной культуры русского народов, об особеннос тях понимания им красоты. Обсуждать и анализировать свои рабо-ты и работы одноклассников с точки зрения выра-жения содержания в работе.Активно использо-вать художественные термины и понятия. Уметь подготовить к выставке лучшие работы.

ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА

Изба, венец, сруб(клеть),  двускатная крыша, фронтон, конь-охлупень(конек), фасад, лобовая доска, причелены, полотенце, наличники.

Знаки-обереги.

Деревня, церковь, храм, шатровый храм, «четверик», «восьмерик», главка (купол-луковка), гульбище,

Кокошник, рубашка, сарафан, оборы, лапти   

м/медия, слайды

произведений, показанных в течении четверти

Методический прием «Заоч ная экскур сия»

4кл 2чет                                                                  ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ   (7ч)                                                                                 4кл 2чет                                                                          

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русско го города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суз даль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формирова нии образа.

Дата

№ п/п

№ ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                                                 

                                Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1

6

(10)

Родной угол(1ч)

Комбинированный

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое произво дил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их об разное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников

Парная

Создание макета древнерус ского города (конструирование из бума ги или лепка крепостных стен и башен).

пластилин, стеки

рт стр.12

 Понимать и объяснять роль и зна чение древне-русской архитектуры. Знать конструкцию внут-реннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль про-порций в архитектуре, понимать образное значе ние вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины худож-ников, изоб ражающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстети-чески оценивать красоту древнерусской храмо-вой архитектуры.

 город- «городить»- городня(стена), крепость- «крепостить», вежа- «ведать»(башня)

горизонталь- «горизонт», вертикаль, пропорции - соотношение между собой частей одного целого

Стр.43-49

м/медия, слайды:

А.Васнецов «Белокамен-ный Кремль Дмитрия Донского»,

И.Билибин,

Н. Рерих,

С. Рябушкин

-лит:специальные детские иллюстрированные издания по истории русского города.

2

7

(11)

Древние соборы (1ч)

Урок-экскурсия

Соборы — святыни города, вопло щение красоты, могущества и силы го сударства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древне русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, укра шение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Индивидуальная

Постройка ма кета здания древнерусского каменного храма (для макета города)

бумага, коробки, ножницы, клей

рт стр. 13

Получать представление о конст рукции здания древнерусского камен ного храма.Понимать роль пропорций и рит ма в архитектуре древних собо-ров. Моделировать древнерусский храм.

собор- «собираться», глава (купол, барабан), арка, свод, сводчатые стены, столбы, закомары.

Стр.50-51

м/медия,слайды «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»;

3

8

(12)

Города Русской земли(1ч)

Урок -игра

Организация внутреннего простран ства города. Кремль, торг, посад — ос новные структурные части города. Раз мещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произ ведения архитектуры и их роль в жиз ни древних городов.

Жители древнерусских городов, со ответствие их одежды архитектурно- предметной среде. Единство конструк ции и декора.

Коллективная

Моделирование жилого на полнения города, завершение постройки макета города или

изображение древнерус-ского города (внешний или внутренний вид города).

бумага, коробки, нож ницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.

рт стр.14-15

Знать и называть основные струк турные части города, сравнивать и оп ределять их функции, наз-начение.Изображать и моделировать наполнен-ное жизнью людей пространство древне-русского города. Учиться понимать красоту истори ческо-го образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны.

Кремль, торг- рыночная площадь, посад- поселение ремесленников

Стр.52-54

м/медия, слайды

А. Васнецов «Новгородский торг»,

И. Билибин,

Н. Рерих;

4

9

(13)

Древнерусские воины- защитники(1ч)

Урок - игра

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их фор ма и красота. Цвет в одежде, символи ческие значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической ор ганизации листа, изображения человека.

Индивидуальная

изображение древнерус ских воинов, княжеской дружины.

 гуашь и кисти или мелки, бумага.

цветная бумага, ножницы, клей.

 

рт стр.16-17

Знать и называть картины худож ников, изобра-жающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Вас нецов, И. Билибин, П. Корин и др.).Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображе ния фигуры человека.

м/медия, слайды

И. Билибин,

В. Васнецов иллюстрации к былинам и русским сказкам. иллюстрации

В. Фаворского к «Слову о полку Игореве»;

5

10

(14)

Новгород. Псков. Вла димир и Суздаль. Мос ква(1ч)

Урок - путешествие

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пско ва, Владимира, Суздаля (или других тер риториально близких городов). Архи тектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Особый облик города, сформиро ванный историей и характером деятель ности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Храмы-памятники в Москве: По кровский собор (храм Василия Блажен ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло менском. Памятники архитектуры в дру гих городах.

Беседа

Зна комство с исторической архитектурой города.

Уметь анализировать ценность и неповтори-мость памятников древнерус ской архитектуры.

Воспринимать и эстетически пе реживать кра-соту городов, сохранив ших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архи тектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять зна-чение архи тектурных памятников древнего зодче ства для современного общества.

 

Новгород (Софийский собор), Псков (звон-ницы),  Владимир (Дмитриевский собор, Успенский собор), Суздаль (Рождественнс-кий собор), Москва (Успенский собор,  колокольня Ивана Великого)

рельефы- скульптура, выступающая над поверхностью стены,

Стр.56-66

м/медия, слайды

6

11

(15)

Узорочье теремов(1ч)

Урок - путешествие

Рост и изменение назначения горо дов — торговых и ремесленных цент ров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в ор наментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое бо гатство украшений.

Парная

Изображение интерьера те ремных палат.

листы бумаги для пан но (бумага тонирован-ная или цветная), гуашь, кисти.

рт стр.18-19

Иметь представление о развитии декора городс-ких архитектурных по строек и декоративном украшении ин терьеров (теремных палат).Разли-чать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер По стройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении празд ничную наряд-ность, узорочье интерь ера терема (подготовка фона для сле дующего задания).

изразцы- цветные керамические плитки

Стр.67-69,

м/медия, слайды  «Древние палаты Московско го Кремля»;

В.Васнецов «Палаты царя Берендея»;

И.Би либин,

А.Рябушкина.

7

12

(16)

Пир в теремных пала тах (обобщение темы) (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Обобщение представлений о роли постройки, украшения и изоб ражения в создании образа древнерус ского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участни ков пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ков ши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Значение старинной архитектуры для современного человека.

«Пир в теремных палатах»

Коллективная

Создание коллективного панно в технике коллажа, аппликации.

Игра в экскурсоводов

бумага, ножницы, клей, графический материал

Понимать роль постройки, изобра жения, украше-ния при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигур-ные компо зиции в коллективных панно.Сотруд-ничать в процессе создания общей композиции.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

Город, крепость, вежа.

Собор, глава (купол, барабан), арка, свод, сводчатые стены, столбы, закомары.

Кремль, торг, посад

Новгород (Софийский собор), Псков (звон-ницы),  Владимир (Дмитриевский собор, Успенский собор), Суздаль (Рождественнс-кий собор), Москва (Успенский собор,  колокольня Ивана Великого)

рельеф, изразец- цветная керамическая плитка

ПРОПОРЦИИ- соотношение между собой частей одного целого

Стр. 70-73

м/медия, слайды

В.Васнецов«Царевна-Лягушка»;

И.Би либин,

А.Рябушкина «Русские женщины 18-го столетия», «Едут!»,

детские работы за четверть.

-лит:А.Пушкин «Руслан и Людмила».

 

4кл  3чет                                                                                КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (10часов)                                                                    4кл 3чет Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных по строек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Ху дожественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художест-венным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимо пониманию.

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                       

                                   Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1-2-3

13

(17-18-19)

Страна восходящего солнца.       Образ художественной культуры Японии (3ч) Урок - путешествие

1урок- Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклоне ние природе. Вос-питанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внима ние к красоте деталей. Традиции любова-ний, молитвенного со зерцания природ-ной красоты. Японские сады.

В практической работе  лучше  рабо-тать акварелью по-сырому, а не густой фактурной гуашью.

Комбинированный

2урок-Легкие сквозные конструкции построек с передвижными шир мами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная кон струкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (срав-нить с конструкцией русского камен-ного храма-богатыря).

Комбинированный

3урок- Совершенно иной образ женс-кой красоты- изящные ломкие линии, изобра зительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутст вие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры харак-терна графичность, хрупкость и рит-мическая асим метрия — как будто подул ветер. Особенности изображе-ния, украшения и постройки в искус-ст ве Японии.

В практической работе отдельные фигуры выполняются ин дивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «глав ного художника» рабо-тает над фоном — изображением природы( акварель)

1урок- Индивидуальная Изображение природы через детали, характер-ные для японских худо-жников (ветка дерева с птичкой; цветок с ба-бочкой; трава со стреко-зами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

бумага, акварель, кисти. рт

критерии:1-земля, небо,

2-море, горы, 3-ручьи, сосны, 4-бамбук, ветка сакуры, 5-сад камней, каллигафия

2урок-Индивидуальная Изображение  традиционных построек Японии

цв.бумага,

ножницы, клей.

3урок Создание панно «Праздник цветения сакуры», «Праздник хризантем  Индивидуально-

коллективная  Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе редачей характерных черт лица, прически, волнообраз-ного движе ния фигуры.

Создание панно.

цв.к-ши, воск.мел, пастель, фломастеры, ножницы, клей.

акварель, кисти.

Дать представление о художественной культуре Японии.  Обрести знания о многообразии пред-ставлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необыч ной художественной культуре. Иметь представления о целост ности и внутрен-ней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический харак тер традиционного для Японии пони мания красоты природы. Осваивать новые эстетические пред-ставления о поэтической красоте мира.Изображать природу через детали, характерные для японского искусства Развивать живописные и графические навыки.

сакура(вишня), сад камней, каллигафия

Дать представление о характере архитектуры в Японии;  Понимать особенности изображе ния, украшения и постройки в искус стве Японии. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Приобретать новые умения в ра боте с выразительными средствами ху дожественных материалов.

           пагода(храм), ширма(стена), фонарик

Сопоставлять традиционные пред ставления о красоте русской и япон ской женщин. Создавать женский образ в нацио нальной одежде в тради-циях японского искусства. Создавать образ праздника в Япо нии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, но вые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

              кимано(халат), икебена(букет)

Стр. 75-85,

м/медия, слайды-

японское искусство — свитки, ширмы, гра вюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи);

японская поэзия

4

14

(20)

Искусство народов гор и степей(1ч)

Урок - путешествие

Разнообразие природы нашей планеты и способность челове ка жить в самых разных природных условиях. Изобрета-тельность человека в построении свое-го мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер посе-лений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструк ции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орна-мент и его значение; природные моти-вы орнамента, его связь с разнотрав-ным ковром степи.

Индивидуальная Изображение жизни в степи и красоты пустых про странств.

гуашь, кисти, бумага.

Понимать и объяснять разнообра зие и красоту природы различных ре гионов нашей страны, спо-собность че ловека, живя в самых разных природ-ных условиях, создавать свою самобытную худо-жественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

игла, яранга, чума, аул, юрта (дымник)

Стр. 86-93

м/медия, слайды

П.Кузнецов. «Степь, Мираж в степи»;

- книги по истории культуры.

5

15

(21)

Образ художественной культуры Средней Азии(1ч)Урок -путешествие

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми сте-нами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строи-тельный материал. Присутствие кре-пост ных стен.Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения – мавзолеи. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограни-чения на изображения людей.Торговая площадь — шумный, пестрый восточ-ный базар — са мое многолюдное мес-то. Площадь окружают лавки ремес-ленни ков, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, тка-ни, яркие ковры, украшенное оружие.

 Парная, коллективная

Работа над образом древнего среднеазиатского горо да (аппликация)

Отдельные постройки выполняются парами

и вклеиваются затем в общее панно. Группа «глав ного художника» работает над фоном — изображением природы.

цветная бумага,  ножницы, клей,

мелки

рт стр.20-21

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии. Характеризовать особенности ху

дожественной культуры Средней Азии. Объяс-нять связь архитектурных построек с особеннос-тями природы и природных материалов. Созда-вать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

мечеть(храм), минарет(башня), медресе(университет), мавзолей(усыпальница),

портал(вход), купол(крыша)

портально-купольные постройки,

изразец(керамическая плитка с цветной поливой)

мозаика(картина из кусочков цветных камней)

Стр.94-101

м/медия,

жи вописные произведения художников азиатских республик;

-сказки народов Средней Азии.

                         

6-7

16

(22-23)

Образ художественной культуры Древней Греции Урок - путешествие

1урок-Особое значение искусства Древней Греции.Образ греческой при-роды. Мифологические представления древних греков. Воплощение в пред-ставлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила ра зума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с при родой. Храм как совершенное про-изведение разума человека и украше-ние пейзажа. Конструкция храма. Древ-негреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь —главный памят-ник греческой культуры. Гармоничес-кое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.Конструктивность в греческом понимании красоты мира.

 

Комбинированный рок

2урок-Красота построения человечес-кого тела — «архитектура» тела, вос-петая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гар моничным человеком — особенность миропони-мания в Древней Греции.Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рас-сказывающая о повседневной жизни греков.Особенности изображения, украшения и постройки в искусст ве древних греков.

Работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник»

1урок- Парная Коллективная

Конструирование из бумаги греческих храмов (полуобъемные аппликации) для панно; Отдельные постройки  выполняются парами и вклеиваются затем в общее панно. Группа «глав ного художника» работает над фоном — изображением природы.

бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

рт стр.22-23

2урок- Индивидуальная

Коллективная

Изображение фигур участников празднично-го шествия (фигуры в одеждах) и олимпийс-ких спортсменов (фигу-ра в движении)

цв.к-ши, воск.мел, пастель,  ножницы, клей.

Дать представление о характере древнегре-ческой культуре. Эстетически воспринимать произведе-ния искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.Уметь отличать древнегречес-кие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличи тельные черты и конструктивные эле менты древнегреческого хра-ма, измене ние образа при изменении пропорций постройки.Моделировать из бумаги конструк цию греческих храмов.

           Акрополь(крепость), ордер(порядок),                                            

          дорический храм, ионический храм,                

       колонна, каннелюры, капитель, кариатида,

     Парфенон(храм богини Афины), Эрехтейон

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека.Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фи гуры человека. Изображать олимпийских спорт сменов (фигуры в движении) и участ ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников: совершенст-вовать изобразительный навык и глазомер,  развивать композиционное мышление

                   

 хитон, греческие вазы

Стр. 102-113

м/медия, альбомы, книги; слайды произведений древ негреческого искусства: произведения древнегреческих скульпто ров, греческие вазы и их росписи.

 -лит:мифы Древней Греции

8-9

17

(24-25)

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Урок - путешествие

1урок-Образ готических городов сред-невековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплош ные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его вели чие и устремленность вверх. Готи-ческие витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневе-ковая скульптура.

2урок- Рату ша и центральная площадь города. Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтя-гивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и укра шениях.

В практической работе группа «глав ного художника» работает над фоном.

Создание панно «Праздник цехов ремес ленников на городской площади»

1урок- Индивидуальная

Конструирование из бумаги образов готичес-кой архитектуры.

бумага, ножницы, клей.

2урок- Индивидуальная

Коллективная

Изображение фигур участников праздника

ремес ленников и  окру-жения(пред метный мир) с дальнейшим добавле-ние их в общее панно.

большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.

рт стр.24-25

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы. Видеть и объяснять единство архитектуры и скульптуры. Использо-вать выразительные воз можности пропорций в практической творческой работе. Использовать и развивать навы ки конструирования из бумаги (фасад храма).

Готический собор, каркас, портал, арка, витраж

Дать представление о сословных разделе ниях людей, о ремесленных цехах; познакомить с обра-зом средне векового готического костюма. Видеть и объяснять единство форм костюма и архитекту-ры, общее в их конструкции и украшениях. Развивать навыки изображения человека в усло-виях новой образной си стемы развивать компо-зиционное мышление. Создавать коллективное панно. Работать в коллективе.

Стр.114-121

м/медия,слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, ста ринные шпалеры.

10

18

(26)

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Урок обобщения и контроля ЗУН Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красо ты человека, народные празд-ники (образ благополучия, красоты, счастья в пред ставлении этого народа)

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей тему четверти«Каждый народ — художник» — ведущую тему го да. Итог — это не запоминание названий, а радость детей от то го, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.

Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны по могать детям  с пониманием разности своей творчес-кой работы в разных культурах, т. е. помогать осознать, почему постройки, одежда, украшения такие разные.

Беседа.

Оформление и выставка работ на тему «Каждый народ — художник».

большие листы бумаги,  ножницы, клей.

рт стр.28-29 (тест)

            30-31 (словарь)

Обобщить знания по теме четверти.Осознавать цельность каждой куль туры, естественную взаимосвязь ее про явлений.Рассуждать о богат-стве и много образии художественных культур народов мира. Соотносить особенности тради ционной культуры народов мира в вы сказываниях, эмоциональных оценках, собственной художест-венно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными ху дожественными культурами. Разви-вать интерес к культу ре разных народов. Участ вовать в диало ге. Уметь делать общие выводы.

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

Япония: сакура(вишня), сад камней, каллигафия,

пагода (храм), ширма(стена), фонарик, кимано(халат), икебена(букет)

Народы севера, гор и степей: игла, яранга, чума, аул, юрта / дымник/

Средняя Азия:мечеть(храм), минарет(башня), медресе(университет), мавзолей (усыпальница),

портал(вход), купол(крыша), портально-куполь-ные постройки, изразец(керамическая плитка с цветной поливой), мозаика (картина из кусочков цветных камней)

Древняя Греция: Акрополь(крепость), ордер(порядок), дорический храм, ионический храм, колонна, каннелюры, капитель, кариатида, Парфенон(храм богини Афины), Эрехтейон,

хитон, греческие вазы

Западная Европа: готический собор, каркас, портал, арка, витраж

м/медия,слайды

произведений, показанных в течении четверти;

работы, выполненные учащимися в течение четверти

4кл 4чет                                                                              ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8ч)                                                                  3кл 4чет

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уваже ние к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусст ва — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1-2

19

(27-28)

Все народы воспевают материнство(2ч)

Комбинированный. Практикум

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Повтор:   портрет, охра=ж+кор,

           средства выразительности:

      цвет, линия, поза, мимика, фон

ПРОПОРЦИИ- соотношение  

между собой частей одного целого

               пропорции лица

«Мать и дитя»

Индивидуальная

Изображение матери и дитя, их единства, ласки, от ношения друг к другу( по представлению).

1 урок- линейный рисунок восковыми мелками

2 урок- работа в цвете

гуашью по рисунку восковыми мелками, кисти, бумага.

критерии:

1-пропорции, 2-линия, 3-мимика, 4- цвет,  

5-фон

Дать представление, о едином образе ма тери в искусстве разных народов.Проявлять уважение к женщине, к матери.Рассказывать о своих впечат-лени ях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произве-дений.Развивать навыки композицион ного изо-бражения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Совершенствовать навыки и умение в изображении человека (элементарные знания пропорции лица), выражения эмоциональн-ого состояния, рисования по представлению. Развивать фантазию, воображение, проявляю-щиеся в творческой деятельности. Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

               пропорции лица

           икона «Владимирская Богоматерь»,

          Рафаэль. «Сикстинская мадонна»

Стр.124-129

м/медия,

икона «Владимирская Богоматерь»;

Рафаэль. «Сикстинская мадонна»;

Пикассо «Мать и дитя»;

М.Савицкий «Партизанс-кая мадонна»;

Б.Неменский «Тишина»;

Е.Сидоркин «Колыбельная»

Музыкальный ряд:

С.Смирнов «Милая мама»

3

20

(29)

Все народы воспевают мудрость старости(1ч)

Комбинированный

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Повтор: ПРОПОРЦИИ- соотношение между собой частей одного целого,

          пропорции лица

«Твои года - твое богатство»

Индивидуальная

Изображение любимого пожилого человека — стрем ление выразить его внутренний мир.

гуашь, кисти

или мелки, пастель, бумага.

критерии:

1-пропорции, 2-цвет, 3-линия,

4- мимика, 5-фон

Познакомить с возможностями живописи в изобра-жении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни. Развивать воображение, творчество и композиционное мышление. Проявлять любовь и уважение к пожилым людям. Развивать навыки вос-приятия про изведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких лю-дей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюде ний).Уметь  изображать особен-ности лица пожилого  человека (морщины). При-менять средства художественной выразительности.

             автопортреты Рембрандта,  

                                        Леонардо да Винчи,

                                        Эль Греко

Стр.130-133

м/медия,

автопортреты Рембрандта, Леонардо да Вин чи, Эль Греко, В. Тропинина.

Музыкальный ряд:

Р. Паулс, И. Резник «Золотая свадьба»

4-5

21

(30-

31)

Сопереживание — великая тема искусства(2ч)

Комбинированный. Практикум

С древнейших времен искусство стре-милось вызвать сопереживание зри-теля. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страда-ния в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию

Повтор:

КОМПОЗИЦИЯ-сочинение на тему

«Сострадание»

Индивидуальная

Создание рисунка с драматичес-ким сюжетом, придуманным уче-ником (больное животное, погиб-шее дерево и т. п.).

1 урок- линейный рисунок восковыми мелками

2 урок- работа в цвете

гуашью по рисунку восковыми мелками, кисти, бумага.

критерии:1-композиция (главное-большое),2-ли-ния, 3-цвет, 4-мимика, 5-фон

Показать, как художник через искусство выра-жает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю. Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откли-каться на об разы страдания в произведениях ис кусства, пробуждающих чувства печали и участия.Выражать художественными сред ствами свое отношение при изображе нии печального со-бытия. Изображать в самостоятельной творчес-кой работе драматический сю жет.Развивать композиционное мышление. Совершенствовать изобразительные навыки.

                КОМПОЗИЦИЯ-сочинение на

                тему, размещение элементов на

               листе

Стр.134-137

м/медия,

В. Перов«Тройка»  С.Боттичелли«Покинутая Рембрандт «Возвращение блудного сына»

П.Пикассо «Нищие».

Литературный ряд: Н.Некрасов «Плач детей».

Муз.В.Шаинский,Сл А.Ламм  «Пропала собака»

6

22

(32)

Герои, борцы и защитники(1ч)

Комбинированный.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят прояв ление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой те ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Повтор: скульптура - памятник,  

                пьедестал

«Памятник героям»

Парная

Лепка памятника героям

(по выбору детей).

пластилин, стеки, дощечка

критерии: 1-название,

2-композиця(соответ-ствие идее), 3-соотно-шение масс частей тела, 4-«говорящее» движение,

5-«говорящие» детали(+пьедестал)

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монумен-тальной скульптурой, ее характером. Приобре-тать творческий компози ционный опыт в соз-дании героическо го образа. Развивать эмоцио-нально-ценностное отношение к  Родине (патри-отизм).  Приводить примеры памятников героям Отечества.Осуществлять межпредметные связи.

Приобретать творческий опыт соз дания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навы-ками изображе ния в объеме, навыками компози-цион ного построения в скульптуре. Уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое. Уметь работать с соедом по парте.

            монумент

           И.Мартос «Памятник Минину и

                                 Пожарскому»

         О. Роден «Граждане Кале»

         

Стр.138-193

м/медия,

И.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»

Роден «Граждане Кале»

Н. Томский, А.Душкин. «Памятник воинам Мордовии»,

Памятник «Героям-огнеборцам» в г. Саранске

МузЮ.Чичков СлК. Ибряев «Шаг в бессмертие»

7

23

(33)

 Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Повтор: КОМПОЗИЦИЯ-сочинение

       на тему, размещение элементов  

      на листе, пропорции лица

«Счастливое  детство»

Индивидуальная

Изображение радости детства, мечты о счастье, по двигах, путешествиях, открытиях.

гуашь или мелки, бумага.,

критерии:1-кто, 2-что делает, 3-где находит-ся, 4-«говорящие» де-тали, 5-средства выразительности (линия, цвет)

Дать представление об изображении в искус-стве разных народов радости детства. Познако-мить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях.Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвя-щен ных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.Выражать художественными сред ствами радость при изо-бражении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического виде ния жизни. Совершенство-вать навыки изображения людей.

 

        В.Тропинин«Портрет сына»

       З.Серебрякова «Портреты детей»

Стр.140-141

м/медия,

В.Тропинин«Портрет сына»

З.Серебрякова «Портреты детей»;

Б.Неменский«Мальчишка Весна.»

муз.Минков, сл.Ю.Энтина

«Дорогою добра»

8

24

(34)

Обобщение темы года:  «КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)»

Урок обобщения и контроля ЗУН

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учи телей. Обсуждение детских работ.

«Наш вернисаж»

Фронтальная

Оформление выставки лучших работы учащихся, выполненных в течении года или за всю начальную школу.

бумага для оформления работ, клей, ножницы

рт стр.28-29 (тест)

            30-31 (словарь)

Подвести итоги работы за год, обобщить и систе-матизировать знания. Объяснять и оценивать свои впе чатления от произведений искусства раз-ных народов.Узнавать и называть, к каким ху дожественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традицион ной культуры. Рассказывать об осо-бенностях ху дожественной культуры разных (знако мых по урокам) народов, об особеннос тях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов кра соты) является богатством и ценностью всего мира.Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с по зиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в диало ге при  обсуждении выстав ки, аргументи рованно дока зывать свою позицию. Расширять познавательные потребнос-ти, творчество и воображение.Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства.  Активно использовать художественные термины и понятия. Уметь подготовить к выставке лучшие работы и организовать экспозицию.

ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА

Изба, венец, сруб(клеть),  двускатная крыша, фронтон, конь-охлупень(конек), фасад, лобовая доска, причелены, полотенце, наличники.

Знаки-обереги.

Деревня, церковь, храм, шатровый храм, «четверик», «восьмерик», главка (купол-луковка), гульбище,

Кокошник, рубашка, сарафан, оборы, лапти   

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

Город, крепость, вежа.

Собор, глава (купол, барабан), арка, свод, сводчатые стены, столбы, закомары.

Кремль, торг, посад

Новгород (Софийский собор), Псков (звон-ницы),  Владимир (Дмитриевский собор, Успенский собор), Суздаль (Рождественнс-кий собор), Москва (Успенский собор,  колокольня Ивана Великого)

рельеф, изразец- цветная керамическая плитка

ПРОПОРЦИИ- соотношение между собой частей одного целого

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

Япония: сакура(вишня), сад камней, каллигафия,

пагода (храм), ширма(стена), фонарик,

кимано(халат), икебена

Народы севера, гор и степей: игла, яранга, чума, аул, юрта /в ней дымник/

Средняя Азия:мечеть(храм), минарет(башня), медресе(университет), мавзолей(усыпальница),

портал(вход), купол(крыша)

портально-купольные постройки,

изразец(керамическая плитка с цветной поливой)

мозаика(картина из кусочков цветных камней)

Древняя Греция: Акрополь(крепость), ордер(порядок), дорический храм, ионический храм, колонна, каннелюры, капитель, кариатида, Парфенон(храм богини Афины), Эрехтейон,

хитон, греческие вазы

Западная Европа: готический собор, каркас, портал, арка, витраж

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

икона «Владимирская Богоматерь»,

          Рафаэль. «Сикстинская мадонна»,

автопортреты Рембрандта,  Эль Греко,

                                Леонардо да Винчи,

КОМПОЗИЦИЯ-сочинение на  тему, размещение элементов на листе,

                       монумент

И.Мартос «Памятник Минину и

                                 Пожарскому»

Роден «Граждане Кале»

В.Тропинин«Портрет сына»

З.Серебрякова «Портреты детей»

м/медия,слайды

произведений, показанных в течении четверти;

работы, выполненные учащимися в течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...

3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

10кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой.

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой. ...

11кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой....

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса по учебнику А.Г.Мерзляк.

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса (А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир).  Соответствует ФГОС....