10кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой.
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) по теме

Елисеева Алла Николаевна

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10klkt_mkhk13.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 10 «А» классе

Ступень обучения: среднее (полное) общее образование  Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Мировая художественная культура.  Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы/ Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2011.

Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 27; контрольных уроков - 7.      

УМК ученика:

Данилова Г. И. Мировая художественная культура 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.

УМК учителя:

Л. В. Блохина «Мировая художественная культура», пособие для учителя, ООО «Юнипресс», 2002 г.

РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.

Дата

план

п/п

урока

Тема урока (Количество часов)

Тип урока

Элементы содержания

Цель. Задачи. Требования к результатам. Компетенции (УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)                   Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Домашнее задание

Опыт творческой деятельности:

факт

1

2

3

4

5

6

7

1 полугодие (16 часов) Раздел 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (6ч)

1

1

1

Искусство первобытного человека (1ч)

Урок-беседа с опорой на знания учащихся.

Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Зарождение театра,  музыки и танца.  Синкретический характер искусства первобытного человека

Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.

Формировать понятие о художественно- исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации. Знакомиться с памятниками первобытной культуры. Постигать духовное наследие человечества на основе эмоцио-нального переживания произведений искус-ства. Знать периодизацию первобытной куль-туры, синкретический характер искусства первобытного человека,. Пользоваться искусствоведческими терминами.

Альтамир, 

мегалиты: дольмен, менгир, кромлех; Стоунхендж;

пантомима, синкретический

м/медиа

иллюстрации по теме.

Гл.1

Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быту (привычки, суеверия и др).        

2

2

2

Художественная культура Древней Передней Азии (1ч)  

Урок-лекция.

Особенности художественной культуры Месопотамии. Зиккураты - важнейшие архитектурные сооружения. Монументальность, аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Изобразительное искусство Междуречья.

Углубить представления о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках.Знакомиться с важ-нейшими достижениями художественной культуры  Древней Передней Азии.Развивать художественное мышление, творческое вооб-ражение, внимание, памяте, в том числе зрительную, слуховую и др. Знать особеннос-ти художественной культуры Месопотамии.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации

сводчато-арочная конструкция, зиккурат, пандус, Вавилонская башня, Висячие сады Семирамиды, клинопись

м/медиа

иллюстрации по теме.

Гл.2

Подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.        

3

3

3

Архитектура Древнего Египта (1ч)

Урок-путешествие.

Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Архитектурные комплексы  в Карнаке и Луксоре. Скальные храмы и гробницы (мифологическая образность пирамиды, храма  и их декора)

Обогатить эмоционально-духовную сферу школьников в процессе восприятия художе-ственных ценностей, познавательной дея-тельности. Углубить представления о тра-диционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках. Рас-смотревать периодизацию развития культуры Дренего Египта; роль и место человека в ху-дожественной культуре в данный историчес-кий период; архитектурные шедевры.Знать шедевры и основные направления архитек-туры Древнего Египта; понимать  их влияние на мировую художественную культуру.        

Пользоваться дополнительной литературой, картами, таблицами, схемами.

пирамида Хиопса, сфинкс, пилон,  обелиск, архитектурный комплекс        

Иллюстрации по теме.

м/медиа

Гл. 3

Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе.

        

4

4

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.(1ч)

Урок-конференция

Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти.  Гигантизм и неизменность канона.        

Скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески.

Сокровища гробницы Тутанхамона.

Музыка, театр и поэзия Древнего Египта.

Расширить опыт художественно-творческой деятельности учащихся в области различных видов искусства, включая современные муль-тимедийные технологии. Постигать системы знаний о принципах канона, о композиции и символике цвета. Иметь представление о роль человека в изобразительной деятельности египтян. Знать понятие канона, рельефа, фрески; сокровища гробницы Тутанхамона; особенности музыки Древнего Египта.  Владеть основными видами публичных выступлений. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Рассказывать о создании и особенности основных памятников изоискусства Древнего Египта, узнавать их на изображениях

Канон, фреска, рельеф, мистерия.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 4

Подготовиться к семинару: распределить сообщения по теме следующего урока, выполнить презентацию 

(работа группами)

5

5

5

Художественная культура Мезоамерики (1ч)

Урок-семинар. 

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, национальной самобытности культур народов Мезоамерики. Расширить сферу познавательных интересов. Находить отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе.Са-мостоятельно организовывать поиск инфор-мацию  по теме; аргументировать собствен-ную точку зрения в дискуссии

Ольмеки, ацтеки, майя, инки, реконструкция  

иллюстрации по теме.

Гл.5

Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства  в традициях древнеамериканского искусства.        

6

6

6

Обобщение по теме: «Художественная культура первобытного общества и древних цивилизаций» (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

- Тест «Художественная культура первобытного общества и древних цивилизаций»

Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эсте-тические идеалы и духовное начало  челове-чества. Знать особенности возникновения видов искусства, шедевры мировой худо-жественной культуры  первобытного обще-ства и древних цивилизаций.Анализировать

и проявлять своё мнение в анализе произве-дений изобразительного искусства. Форму-лировать вопросы. Отвечать на поставлен-ные вопросы.

Тест

Прочитать дополнительный материал в учебнике.

 Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 часов)

7

7

7

Архитектурный облик Древней Эллады.(1ч) Урок-путешествие.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты  в ансам-бле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации- динамическое воплощение мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса(синтез архитектуры, скульп-туры, цвета, ритуального и теат-рального действия)  Пергамский алтарь - слияние восточных и античных традиций  (гигантизм, экспрессия, натурализм)

Дать понятие всемирно-исторического зна-чения художественной культуры Древней Греции,ордерной системы в архитектуре. Рассмотреть периодизацию; архитектуру архаики, классики, элленизма.Владеть терми-нологией основных понятий древнегреческой ордерной системы, Знать примеры архитек-турного наследия Древней Греции 

Античность,архаика, ордерная система: дорический, ионический, коринфский, кариатиды,

 Акрополь, Парфенон, эллинизм.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 7

Индивидуальное задание: подготовить выступление о выдающихся древнегреческих скульпторах  и их произведе-ниях

8

8

8

Изобразительное искусство Древней Греции (1ч) Урок-вернисаж.

Основной этап развития древнегреческой скульптуры. Скульптурные творения  архаики. Мастера  классики: Мирон, Поликлет, Леохар, Пракситель.  Скульпторы эллинизма: Лисипп, Агександр, Афинодор, Полидор.

Искусство вазописи

Раскрыть непреходящее значение творений греческой скульптуры. Познакомить с основ-ными стилями вазописи Древней Греции.

Иметь представление об основных этапы развития древнегреческой скульптуры, основные стили греческой вазописи.Описы-вать живописные или скульптурные произве-дения по плану со с.394.

Курос, кора, вазопись

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты:

Гл.8

Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме

9

9

9

Архитектурные достижения и изобразительное искусство Древнего Рима (1ч)

 Круглый стол.

Особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, Особенности культурного наследия Древнего Рима в сравнении с культурой Древней Греции. Художественное и архитектурное своеобразие исторических памятников Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки.

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

Выявить значение древнеримской художест-венной культуры и ее периодизации. Анали-зировать и сопоставлять произведения искус-ства с учетом особенностей  их художествен-ного языка. Выделять  характерные элементы произведения. Знать влияние на римское ис-кусство культуры Древней Греции; основные архитектурные и изобразительные достиже-ния Рима.

Форум,  Триумфальная арка, базилика,

Пантеон, Колизей,

акведук, владук, термы,

скульптурный портрет, мозаика, фреска

 

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 9, 10

Доделать работу, начатую на уроке.

Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетради.

1

10

10

Театральное и музыкальное искусство Античности. (1ч)

Урок-исследование

Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера.  Рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и церковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности.

-Инсценировать один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный».

Обогатить эмоционально-духовной сферу школьников в процессе восприятия художест-венных ценностей, познавательной деятель-ности. Проследить рождение греческого теат-ра; особенности театральной культуры рим-лян. Дать представление о значении  музыки в жизни античных обществ. Знать истоки и механизм развития  театрального искусства Античности, отличия и особенности музы-кального искусства. Исследовать  проблем-ную теорию вопроса

Дифирамбы, пантомима, трагик, гармоника, каноника.        

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 11

Прочитать дополни-тельный материал в учебнике.Подготовит сообщение об антич-ном Риме на основе произведений Н.В.Гоголя И.Бродского,

С. Щедрина

А. Иванова  

2

11

11

Обобщение по теме: «Художественная культура Античности» (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

- Тест «Художественная культура Античности»

-Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.

-Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.

Работа по группам. Опыт творческой деятельности:

-Сообщение учащихся об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца»)

Обобщить знания об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало Античности. Выявить значение искусства Античности  в развитии современной куль-туры, опираясь на знания учащихся. Знать особенности культурного наследия  Древней Греции и Древнего Рима. Анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Участвовать в диалоге. Уметь делать общие выводы. Работать в коллективе.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Тест

Прочитать дополнительный материал в учебнике.

Разде3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ  (5 часов)

3

12

12

Мир византийской культуры (1ч)

Урок-лекция.

Византийская архитектура София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве  Иконопись и икона (специфика символического языка и образности). Искусство мозаики.

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневеко-вой культуры.Знать важнейшие достижения художественной культуры Византии. Прово-дить стилистический анализ, определять характерные особенности         

крестово-купольный тип храма, иконопись, собор Св. Софии

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.12

Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.

4

13

13

Архитектура западноевропейского Средневековья (1ч) Комбинированный

Обращение к римским архитектурным традициям и появление новых стилей  зодчества. Романский стиль архитектуры. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).

Архитектура Готики. Готический собор как образ мира. Архитектурное оформление портала средневекового собора.

Дальнейшее формирование понятий об архи-тектурном стиле и направлений в искусстве.

Выявлять особенности романского и готи-ческого стилей в искусстве.Находить сход-ные и различные черты художественных сти-лей; описывать архитектурные произведения по плану со с.394.

Романтский и готический стили, перспективный портал, феодальный замок, башня-донжон,

собор Нотр-Дам в Париже

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.13

Нарисовать  проект архитектурного сооружения в традициях готики.

5

14

14

Изобразительное искусство Средних веков (1ч) Урок- вернисаж.

Идея божественности мироздания как основа синтеза каркасной конструкции архитектуры, скульптуры, света и цвета (витраж),

Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража.

Постижение системы знаний о создании ху-дожественного образа в изобразительном искусстве на примере изобразительного ис-кусства средневековья. Определять особен-ности  изобразтельного искусства Средних веков. Воспринимать  произведения разных видов искусства. Работать с дополнительной литературой и другими источниками

Химеры,

витраж, окно-роза

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.14

Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы.        

6

15

15

Театральное искусство и музыка Средних веков (1ч)

Урок - консультация

Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Раскрыть значение литургической  драмы и  григорианского хорала в средневековой Западноевропейской культуре.Расширить познания в области театрального искусства: театральное выражение средневекового фар-са, мистерии, особенности григорианского хорала. Готовить доклады. Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией

Литургическая драма, миракли, моралите, фарс,  григорианский хорал,  минезингеры, трубодуры, труверы

        

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 15

Составить словарь по театральному  и музыкальному искусству Средних веков

7

16

16

Обобщение по теме: «Художественная культура Средних веков» (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

  • Тест

Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпох и их интерпретация

Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эстети-ческие идеалы и духовное начало  эпохи Средневековья.Закрепить полученные знания

Формировать навыки   критического  мышле-ния, умение анализировать, выделять глав-ное, обобщать и делать выводы. Знать осо-бенности средневековых культур разных стран и регионов. Анализировать произведе-ния, особенности их языка и соотносить их со стилями. Развивать интерес к культуре разных народов. Участвовать в диалоге. 

м/медиа, иллюстрации по теме.

Тест

Прочитать дополнительный материал в учебнике.

II ПОЛУГОДИЕ (18часов)                          Раздел 4. Художественная культура Средневековой Руси (5часов)

1

17

17

Художественная культура Киевской Руси  (1ч) Урок-лекция

Архитектура Киевской Руси. Храмовое строительство. Изобразительное искусство.

Постижение системы знаний о самобытнос-ти архитектуры Древней Руси.Знать понятия экстерьера крестово-купольного храма, осо-бенности и своеобразие живописи Древней Руси. Пользоваться искусствоведческими терминами.

Зодчество, хоры, закоморы,  пилястры, килевидные арки (какошники), фасады, плинфа, цемянка

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.16

Соотнести исторические события с выдающимися памятниками  эпохи Киевской Руси

2

18

18

Развитие русского регионального искусства (1ч) Урок - путешествие

 Стилистическое многообразие воплощения единого образца Архитектура Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского княжества.  

Изобразительное искусство  княжеств.

Творчество Ф. Грека, А. Рублева  и Дионисия.

Познакомить с особенностями и своеобрази-ем культуры России в период феодальной раздробленности. Выявлятьлять общность и различия  регионального искусства. Знать наиболее значимые памятники русского ис-кусства данного периода.Определять особен-ности творческой манеры художника

Новгородская школа иконописи,  московская школа живописи, светотень.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека.

Гл. 17

Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик.        

3

19

19

Искусство единого Российского государства (1ч) Комбинированный

Искусство периода образования госидарства.Ансам-бль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.Искусство периода утверждения госидарственности. Искусство России на пороге Нового времени.

Дать представление о развитии русского ис-кусства  в период образования государства

Устанавливать характерные изменения в рус-ском искусстве.Определять стилевые особен-ности произведений.

Шатровый тип храма, подклеть, четверик,восьмерик нарышкинский стиль, Строгановская школа живописи, парсуна  

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.18

Подготовить  заочную экскурсию по одному из крупнейших центров русского деревянного зодчества

4

20

20

Театр и музыка  Средневековой Руси (1ч)

Комбинированный

Возникновение профессионального театра. Эволюция русского театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; рождение профессио-нального театра в России.  

Музыкальная культура.

Дать представление о развитии театральной и музыкальной культуры средневековой Руси Фиксировать основные этапы развития теат-ральной и музыкальной культуры средневе-ковой Руси. Воспринимать произведения искусства, смысл художественного образа.

Придворный и школьный театр, знаменный распев, монодия, многораспевность, партесное пение  

Фономуз9кл-Раздел 1-

08-(Аноним XVII в) «Радуйся, радость твою воспеваю

Гл. 19

Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.

5

21

21

Обобщение по теме:

«Художественная культура Средневековой Руси» (1ч)

Урок обобщения и контроля знаний.

- Тест

Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эстети-ческие идеалы и духовное начало. Закрепить полученные знания об искусстве средневе-ковой Руси. Анализировагь и давать  художе-ственную оценки произведениям искусства. Развивать память, внимание, художествен-ное мышление и эстетический вкус.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Тест.

Прочитать дополнительный материал в учебнике

Раздел 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА  (5 часов)

6

22

22

Художественная культура Индии (1ч)

Урок- обзорная экскурсия.

Своеобразие культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Изобразительное искусство. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Познакомить с самобытностью и неповтори-мостью искусства Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений Индии, особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Описывать некоторые выда-ющиеся памятники индийского зодчества.

Пантеон индийских богов, якшини, чайтья, вихара, притвор, миниатюрная живопись, рага, «Веды»,ситар, «раса».

                

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.20

Оформить фото выставку по художественной культуре Индии.

7

23

23

Художественная культура Китая (1ч)

Урок- экспедиция.

Шедевры архитектуры Китая. Суть своеобразия ки-тайского зодчества - воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуциан-ство, даосизм) представлений. Скульптура. Жанры китайской живописи. Пекинская музыкальная драма

.

Показать  значение и уникальный характер  китайской художественной культуры.Узна-вать самые значительные памятники архи-тектуры и  скульптуры Китая. Применять коммуникативные навыки работы в группах

 Пагода, павильон, «терракотовое войско»

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 21

Подготовиться к семинару. Распределить темы.

8

24

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония) (1ч) Урок- семинар.

Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство - сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм)  Японии. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Проанализировать своеобразие и неповтори-мость искусства Японии.Узнавать основные архитектурные достопримечательности Япо-нии. Прочитывать информацию, заключен-ную в памятниках культуры, анали-зировать произведения, особенности их языка

Иероглифическая каллиграфия, гравюра, нецке

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.22

Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней».

9

25

25

Художественная культура Ислама (1ч)

Урок-лекция

Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры Ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Литература и музыка Ислама        

Познакомить с историческими корнями и значением искусства Ислама, Фиксировать характерные черты архитектуры и изобрази-тельного искусства (каллиграфии, куфи) Ислама.

Мечеть, минарет, медресе, мавританский стиль,  муэдзин, каллиграфия, куфи.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл.23

Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра)

/Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма.        

10

26

26

Обобщение по теме: «Средневековая культура Востока» (1ч)

Урок обобщения и контроля знаний.

-Тест

- Общие и индивидуальные черты искусства народов  Востока.

- Дискуссия «Восток глазами Запада»

Обобщить изученный материал.Продолжить развивать умение анализировать произведе-ния искусства и любоваться ими. Узнавать шедевры художественной культурны Восто-ка.Развивать интерес к культуре разных наро-дов. Развивать умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии. Уметь делать общие выводы.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Прочитать в учебнике дополнительный материал.

Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (7 часов)

1

27

27

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. (1ч) Урок-лекция.

Характерные черты художественной культуры эпохи Возрождения (Ренесанса).        Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мастер Проторенессанса Джотто. Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли.

Скульптурные шедевры Донателло.

Дать представление об историческом значе-ние и вневременной художественной ценнос-ти идей эпохи Возрождения.Выявлять перио-дизацию эпохи Возрождения, характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников данного периода.  

Гуманизм, Ренессанс, Проторенессанс,         

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо.

Гл.23

Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения. 

2

28

28

Архитектура итальянского Возрождения (1ч)

Урок-исследование

Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. Флорентийское чудо Брукеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения

Постижение системы знаний об архитектуре, итальянского Возрождения.Любоваться луч-шими произведениями мировой архитектуры

и знать их.Проводить самостоятельную исследовательскую работу. Работать в коллективе

Ротонда

м/медиа, иллюстрации по теме.

Потрет Джотто.

Гл. 25

Подготовиться к конференции.

Прочитать  дополнительный материал по выбранной теме

3

29

29

Титаны Высокого Возрождения (1ч)

Урок-конференция.

Титаны Возрождения. Художественный мир Леонар-до да Винчи(Выражение леонардовского представле-ния о мире в улыбке,“Моны Лизы” “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”).

Микеланджело –бунтующий гений.

Рафаэль - «первый среди великих»(Выявление внут-реннего мира персонажа в портретах и сопоставле-ние его с внешним видом)

Формировать систему знаний о  выдающихся художниках эпохи Возрождения их вкладе в мировую художественную культуру. Знать основные вехи творческого пути и особен-ность художественного языка каждого из представителей итальянского Возрожения.

Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией.

Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рафаэль

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты художников. Альбомы с их живописью.

Гл.24

Индивидуальное задание: подготовить выступление омастерах венецианской живописи.

Прочитать дополнительный материал

4

30

30

Мастера венецианской живописи (1ч)

Урок - вернисаж

Живопись основанная на чувственном восприятии мира и провоцирование природой поисков художни-ками особого колорита, буйства красок, стихий чув-ств и эмоций.Окончательное освобождение масля-ной живописи от традиций темперы и фрески.

Твор-чество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Многообразие его таланта.

Творчество Веронезе и Тинторетто. Веронзе – певец праздничной Венеции.Трагический мир Тинторетто.

         

Расширить  систему знаний о  выдающихся художниках эпохи Возрождения. Знать  мастеров и творения венецианской живописи

Сопоставлять жизненные явления  с особен-ностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Темпера,Тициан, архитектурный пейзаж,

Маньеризм

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты художников Альбомы с их живописью.

Гл.27

Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения.

5

31

31

Искусство Северного Возрождения (1ч)

Урок-семинар.

Ренессанс в архитектуре Северной Европы.Придвор-ная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Живопись нидермандских и немецких мастеров.

Пантеизм - религиозно-философская основа Гентс-кого алтаря Я. Ван Эйка.

В мире фантасмогорий Босха.

Творчество Брейгеля.

Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера - художника, достойного бессмертия

Дать представление о развитии искусства  Северного Возрождения. Выявлять черты ренессанса в архитектуре Северной Европы; живописи нидерландских, немецких масте-ров. Аргументировать  свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

 гравюры на дереве и металле Дюрера.        

м/медиа, иллюстрации по теме.

Портреты художников. Альбомы с их живописью.

Гл. 28

Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».

6

32

32

Музыка и театр эпохи Возрождения (1ч)

Урок-лекция.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Начало профессионального композиторского творчества и инструментальной музыки. Итальянская комедия дель арте.

Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.

Познакомить с музыкальной культурой Воз-рождения; рассмотреть роль музыки в нрав-ственном воспитании общества. Знать музы-кальную культуру Возрождения.Интерпрети-ровать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкаль-ного искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Полифония, имитация,  комедия дель арте, речитатив, мадригал        

м/медиа, иллюстрации по теме.

Гл. 29

Подготовить сообщения об итальянской комедии.

7

33

33

Обобщение по теме: «Художественная культура Возрождения» (1ч)

Урок обобщения и контроля знаний.

- Работа с текстом описания архитектурно

го( живописного, скульптурного) произведения. Исследовательская работа по отбору информа-

ции из справочных материалов.

- Дискуссия на тему «Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения»

Обобщить материал как систему знаний о художественной культуре Возрождения. По-казать роль актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Расширить сфе-ру познавательных интересов. Продолжить гармоничное интеллектуально-творческое развитие, усвоение культурных традиций, нравственных эталонов. Знать специфичес-кие особенности художественной культуры Возрождения. Владеть терминалогией. Работать с справочной литературой. Высту-пать, вести дискуссию, защищать свою точку зрения.

м/медиа, иллюстрации по теме.

Подготовиться к конференции.

Прочитать  дополнительный материал.

Оформить  проекты, исследовательские работы, презентации

8

34

34

Обобщение по теме года: « От истоков до XVII века»(1ч)

Урок- заключительная конференция

Повторение и систематизация по всему курсу МХК 10 класса. Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК «От истоков до XVII века»

Провести сравнительный анализ произведений разных авторов и стилей.

Выявить качество и уровень овладения зна-ниями умениями  навыками, предусмотрен-ными учебной программой за курс МХК 10 класса. Расширять опыт художественно-твор-ческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные му-льтимедийные технологии. Владеть основны-ми видами публичных выступлений. Следо-вать этическим нормам и правилам ведения диалога. Анализировать, устанавливать при-чинно-следственные связи; классифициро-вать, формулировать выводы. Развивать ком-муникативные навыки в процессе коллек-тивной творческой работы.

Изучение искусства в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и  норм социального поведения;
  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
  • многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
  • участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

             Воспитывать эмо-ционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетичес-кий вкус, эмпатию и сопричастность к раз-личным явлениям искусства и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...

3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

11кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой....

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса по учебнику А.Г.Мерзляк.

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса (А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир).  Соответствует ФГОС....