Урок изобразительного искусства "Греческая керамика" 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок "Греческая керамика" проводится на заключительном этапе темы "Декоративное искусство Древней Греции".Знакомит со стилями и сюжетами росписи древнегреческих ваз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "греческая керамика"22.63 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Особенности древнегреческой керамики».

Урок проводится в 5 классе в разделе: «Декор - человек, общество, время». В  этом  разделе  учащиеся знакомятся с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни  человека и общества, узнают, как это проявляется  в искусстве разных  стран (Древнего Египта,  Древней Греции, странах Востока). Данный урок  лучше проводить  на заключительном  этапе  темы «Декоративное искусство Древней   Греции» после изучения костюма эпохи Древней   Греции,  знакомства с мифами, с Олимпийскими играми. Потому что сюжетами для росписи  вазы могут быть  и  мифы, и бытовые сцены из жизни  древних греков, и Олимпийские соревнования.

Цели и задачи: познакомить  со стилями и сюжетами  росписи древнегреческих ваз; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру,  искусству; развивать творческую активность.

Оборудование.

Учителю: зрительный ряд с изображение греческих ваз, таблицы с  греческим орнаментом, шаблоны ваз .

Ученикам: цветная бумага, ножницы,  гуашь, тонкие кисточки, баночка для воды.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение  темы урока.

                            Древние греки, античные греки,

                      Многим прославились греки навеки.

                       Даже порой удивленье берет:

                 Ну, до чего знаменитый народ!

                             Храбро с врагами они воевали,

                 Мудрые мифы они создавали.

                 С детства знакомы любому из вас

                 И Прометей, и   Геракл, и Атлас.

                 Древние греки моря бороздили,

                 Время для спорта они находили,

                 И олимпийские игры они

                 Тоже придумали в давние дни!

                 Строили греки театры и храмы,

                 Ставили греки комедии, драмы.

                 А посмотрите теперь каково

                Было гончарное  их  мастерство!

-О чем мы будем говорить на уроке?  (О гончарном мастерстве)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров.

- А где он находится,  вы мне скажите сами.

- Назовите самый известный греческий город.  (Афины)

- Конечно же, это Афины.  Но нас интересует один из районов города - Керамик.  От  названия афинского  предместья  Керамик,  где работали искусные гончары, произошло

слово …

- Кто догадался, какое? (керамика)

- Правильно.  Что оно означает? (ответы детей)

 -Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины,  и само гончарное искусство.

3. Знакомство с новым материалом.

В  Керамике жили гончары и художники, создавшие великолепные расписные вазы.  

- Посмотрите на эти вазы. (Дети рассматривают вазы разных форм и стилей.)

-Чем отличаются  вазы?  (Разной формой).

- Давайте подумаем,  для чего они  предназначались?

-В каком сосуде хранили зерно, оливковое масло и почему?  (Амфора, т.к. узкое горло).

-Из какого  сосуда пили вино? (килик). Да, греки любили вино, но осуждали пьянство, поэтому разбавляли вино водой. Какой сосуд для этого пригоден? (кратер, т.к. он  объемный).

-За пресной водой надо было ходить к источнику. В каком сосуде удобнее носить воду? ( Гидрия.  У  сосуда  две  горизонтальные  ручки,  третья  - вертикальная.)

-Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления,  но  она искусно украшалась росписью. И форма, и размер,  и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину   - сюжетную роспись.

-Что украшали на вазе  орнаментом?  (Орнаментом украшали ножку и горлышко.)

(Показ орнаментов). Часто  орнамент  представлял собой узор из листьев,  которые напоминают   пальмовые листья,  – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным  – давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки .Оно извивалось и было похоже на петлю .Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр. Любили греки изображать волну, бутон лотоса.

Главная часть сосуда, его тулово, занимает картина, сюжетная роспись.

-Что чаще всего изображали древнегреческие мастера?  (Изображали мифологические сюжеты, сцены из повседневной жизни, олимпийские состязания.)

По  росписи  мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки , об их одежде, обычаях . В росписях прославляли то ,что больше всего ценили ,чему поклонялись .А поклонялись совершенству и красоте человека.

- Вглядимся в роспись  двух (одинаковых по форме) греческих ваз. Чем  они отличаются?

(У одной вазы фон оранжево-красный, а фигуры черные.)

- Такой  стиль называют чернофигурным. Фигуры изображались  черным лаком.  Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным цветом.

(А у другой вазы фон черный, а фигуры-красные.)

- Такой стиль называют краснофигурным .  Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается черным лаком .Детали уже не процарапываются , а обозначаются тонкими черными линиями ,это позволяет прорабатывать мускулатуру , передавать тонкие складки одежды , волнистые локоны .

 4. Практическая работа.

- А теперь представьте себя в роли древнегреческих  художников.  Вам нужно создать и украсить  вазу.  

- Сначала вырезать из цветной бумаги форму вазы ( шаблоны на партах), а затем украсить горлышко  и ножку  древнегреческим  орнаментом. Таблица с видами орнаментов  у вас на парте.  В центре вазы можно изобразить  олимпионика или  греческого бога с символом.  Одна группа выполнит  роспись в чернофигурном стиле, а другая  – в краснофигурном .

5.  Подведение итога  урока.

-Какие виды греческих  ваз вы запомнили?

-Назовите стили древнегреческой вазописи.

Выставка работ и обсуждение.

Список использованной литературы:

А.Н. Бадак «Всемирная история», ООО «Харвест» 2007.

А.А. Ватагин «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013.

Г.И.Данилова «Мировая художественная культура» 7-9 класс, « Дрофа», 2009.

Газета «Искусство» №21, 2001.

http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».

"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ.    "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1  «Культура древнего Еги...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусств 5 класс

Урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с жостовской росписью....

"Матрёшка" презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс

урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с русской матрёшкой...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...