Пейзаж в русской живописи.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Шванкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока изобразительного искусства  в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh_v_russkoy_zhivopisi.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пейзаж в русской живописи.

Цель: формирование понимания пейзажа как сферы искусства, в котором отражается     отношение к природе;

  • познакомить с творчеством русских художников, передать их отношение к русской     природе и Родине;
  • воспитывать потребность в духовных ценностях;
  • провести констатирующую диагностику умений изображать деревья.

Тип урока: изучение нового материала, урок – беседа.

Методы: беседа, наглядно-иллюстративный.

Оборудование: репродукции картин

  • И.И. Шишкин «Сосновый бор»,

                                     «Лесные дали»,

                                     «Сосны, освещенные солнцем»,

                                      «Дубки»,

                                      «Утро в сосновом лесу»,

                                      «Рожь».

  • Ф.А. Васильев «Мокрый луг»,

                                      «Оттепель»,

                                      «Перед дождем».

  • И.И. Левитан «Владимирка»,

                                    «У омута»,

                                    «Золотая осень»,

                                    «Март».

План:

  1. Организационный момент.
  2. Диагностика.
  3. Беседа.
  4. Подведение итога.

Ход:

   Констатирующая диагностика: в тетрадях нарисовать разные виды           деревьев (стр. 21)

 Рассмотреть на доске картины художников, определите тему и цель урока.

Тема сегодняшнего урока: «Пейзаж в русской живописи»

Цель: познакомиться с творчеством русских пейзажистов, проанализировать их картины.

Что такое живопись? (вид изо)

Что такое пейзаж? (жанр изо)

Что такое колорит? (согласованность цветов в картине)

      Как самостоятельное явление этот жанр пейзажа получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства. Подумайте  в каких? (живописи и графике).

   Природа всегда интересовала русского художника (стр. 22)

   На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.

Какие его произведения вы помните?

Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса». Через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

    В картине «Сосновый бор» (1872) прозвучала мысль о неизбывных силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.

    В 1884 году он создал величественный пейзаж – панораму «Лесные дали». Здесь мы видим гармоничное соотношение земли и неба, мерные ритмы развития пространства в глубину, туда, где легкий туман постепенно скрадывает бесконечные дали.

     Полотно «Сосны, освещенные солнцем» (1886) написано целиком с натуры. Обратите внимание на интенсивность света в картине. Интересно и выразительно изображены прозрачные тени. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.

      Главные достоинства картины «Дубки» (1886) заключаются в классической ясности композиции и единстве светоцветового решения. (Обратите внимание, где источник света, как падают тени?)

      Самое популярное полотно автора «Утро в сосновом лесу» (1889). Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев, рассеяли туманную дымку, открыли сокровенную глубину соснового бора ранним утром. Играющие на сломанном стволе упавшей сосны медвежата и стерегущая их медведица были исполнены художником Н.А. Савицким и стали неотъемлемыми органичными компонентами этого произведения.

      Простой, но в тоже время эпически мощный образ одновременно заключается в картине «Рожь».

Рассматривание картины:

  1. Что вы видите на картине?

( Стена хлебов. Бесконечная дорога, высокое небо. Могучие сосны  одиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятное  море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить  полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне.)

  1. Какие средства художественной выразительности использует художник?

  1.  Каковы особенности композиции и колорита картины?

     ( Картина написана светлыми, звонкими, голубовато-    

     зелеными,      золотисто-коричневыми красками)

  1.  Какое чувство, настроение передает художник? (жизнерадостность)

  1.  Что вам особенно нравится в картине?

  1.  Какова идея картины?  (Не смотря на простоту сюжета, он отражает широкое содержание – это образ самой России, с   ее  раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия).

 Одним из самых одаренных учеников Шишкина был

Федор Александрович Васильев.

Он родился в семье мелкого почтового чиновника. Детство его прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем поступает в рисовальную школу. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений.

    Художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и т.д. Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество. Он говорил: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так как оно в природе, то преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе.

    Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж «Мокрый луг» (1872). Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву. Композиция уравновешенная. Картина рождает сложную смену чувств, то светлых и радостных, то грустных и тревожных.

     Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель» (1871). Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и неустроенности русской жизни. ( Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин). В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.

     В небольшой эскизной картине «Перед дождем» Васильев изобразил момент надвигающейся грозы.

Рассматривание картины.

  1. Что вы видите на картине? (низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной).

  1. Какие средства выразительности использует художник? (богатство и красота цвета, контраст, движение – линии).

  1. Особенности колорита? (мрачно-серые тона сочетаются с яркими оттенками освещаемых лучами солнца предметов). 

  1. Какое настроение передает автор в картине? (напряженность и тревожность предгрозового состояния, сочетание эмоционального взволнованного с обыденным и знакомым, близким и родным).

  1. Что особенно нравится в картине?

     Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них  Исаак Ильич Левитан. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, материальность предметов. Левитан родился в местечке Кибарты, ныне Кибартай в Литве, в семье бедного железнодорожного служащего. Левитан с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден от платы за обучение.

Одно из самых лучших созданий Левитана – «Владимирка».

Рассматривание картины.

  1. Что изображено на картине? (Кроме дороги, пересекающей равнину, и обобщенно написанной фигуры странницы, остановившейся перед придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Исхоженность и протяженность дороги подчеркивают протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней).

  1. Какова композиция? (существенной частью композиции становится распростертое над равниной облачное небо. В движении облаков и их теней, скользящих по равнине, художник нашел то, что связывало воедино обе части композиции и усилило в пейзаже ощущение жизни)

  1. Определите колорит картины? (богатство и тонкость оттенков зеленого, палевого и серого в цветовой гамме). 

  1. Какие эмоции вызывает картина? (В приглушенных красках чувствуется прелесть серого дня).

 

  1. Каков замысел произведения? (В живописи дороги и мягко стелющихся далей прекрасно выражена беспредельность просторов страны).

      Окутанный сумерками лес, глубокого черного тона вода с золотисто- лимонными отсветами последних лучей солнца, пепельное вечернее небо в картине «У омута» - вся эта сумеречная, с неожиданными контрастами гамма вызывает ощущение тревожной настороженности.

   

   Насыщенный внутренним драматизмом  и вместе с тем такой сдержанный простой, пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине омута.

Было у художника много картин радостного звучания: «Золотая осень», «Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и воздухом.

Вывод: Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в  явлениях природы есть качество, отличительное для русской    пейзажной живописи.

Итог:

1.   С какими художниками познакомились?

2.   Какие картины запомнились?

КАРТОЧКА №1

Определи по описанию картину и автора.

Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву.

№1 «Мокрый луг»  Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №2

Определи по описанию картину и автора.

Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев, рассеяли туманную дымку, открыли сокровенную глубину соснового бора ранним утром. Некоторые элементы картины исполнены в соавторстве с художником Н.А. Савицким и стали неотъемлемыми органичными компонентами этого произведения.

№2 «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №3

Определи по описанию картину и автора.

 Полотно написано целиком с натуры. Привлекает  внимание  интенсивность света в картине. Интересно и выразительно изображены прозрачные тени сосновых деревьев. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.

№3 «Сосны, освещенные солнцем» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №4

Определи по описанию картину и автора.

В картине  прозвучала мысль о неизбывных силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.

№4 «Сосновый бор» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №5

Определи по описанию картину и автора.

  Это  величественный пейзаж – панорама. Здесь мы видим гармоничное соотношение земли и неба, мерные ритмы развития пространства в глубину, туда, где легкий туман постепенно скрадывает бесконечные дали.

№ 5 «Лесные дали» И.И. Шишкин

КАРТОЧКА №6

Определи по описанию картину и автора.

Окутанный сумерками лес. Глубокого черного тона вода с золотисто-лимонными  отсветами последних лучей солнца. Пепельное вечернее небо. Вся эта сумеречная, с неожиданными контрастами гамма вызывает ощущение тревожной  настороженности. Этот пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине.

№6 «У омута» И.И. Левитан

КАРТОЧКА №7

Определи по описанию картину и автора.

Кроме дороги, пересекающей равнину, и обобщенно написанной фигуры странницы, остановившейся перед придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Исхоженность и протяженность дороги подчеркивают протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней.

№7 «Владимирка» И.И. Левитан

КАРТОЧКА №8

Определи по описанию картину и автора.

Низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной.

№8 «Перед дождем» Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №9

Определи по описанию картину и автора.

Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и    

 неустроенности русской жизни.  Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин. В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.

№9 «Оттепель» Ф.А. Васильев

КАРТОЧКА №10

Определи по описанию картину и автора.

 Не смотря на простоту сюжета, она отражает широкое содержание – это образ самой России, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.

Стена хлебов. Бесконечная дорога, высокое небо. Могучие сосны  одиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятное  море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить  полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне.

№10 « Рожь» И.И. Шишкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО 6 класс "Пейзаж в русской живописи"

Методическая разработка урока ИЗО для учащихся 6 классов (4 четверть 6 урок) по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс"  "Пейзаж в русской живописи" ...

Презентация "Пейзаж в русской живописи"

Презентация создана для урока в 6 классе по теме "Пейзаж в русской живописи" и рассказывает о творчестве саратовского художника В.Э. Борисова-Мусатова....

Презентация по ИЗО. 6 кл."Пейзаж в русской и осетинской живописи.".

Продолжить изучение пейзажа; познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих русских и осетинских художников....

Пейзаж в русской живописи

Материал педставлен в виде методической разработки начала урока и презентации. Используется технология модерации....

Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века

•Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические ...

Урок ИЗО в 6 классе. Пейзаж в русской живописи

Цель: Знакомство учащихся с историей развития пейзажного искусства в России. Выбрав настроение, состояние в природе написать красками пейзаж по теме «Страна моя родная» или «Уголок Р...

Презентация к уроку "Пейзаж в русской живописи"

Тема Родины всегда являлась одной из основных для русских художников, поэтов и писателей. Этот образ вызывает у них лучшие чувства: нежность, восхищение, гордость, уважение.Большое внимание образу Род...