Урок изобразительного искусства в 5 классе "Одежда говорит о человеке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Михайлова Ольга Александровна

ТЕМА: Одежда «говорит» о человеке.

 

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая,  сформировать представление о символике украшений костюмов, показать отличия в одежде разных сословий Китая.

 

Задачи:

Учебные:

·        сформировать представление о символике украшений костюмов Китая;

·        обучать импровизации при решении творческой задачи: оформлении орнаментом костюма;

·        закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

·        воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающие:

·        развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

·        развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов, формировать уважения к русской культуре


ЗАДАНИЕ: Выполнение эскиза вышивки для украшения одежды, семьи императора Древнего Китая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda_govorit_o_chloveke.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 класса.

ТЕМА: Одежда «говорит» о человеке.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая,  сформировать представление о символике украшений костюмов, показать отличия в одежде разных сословий Китая.

Задачи: 

Учебные: 

  • сформировать представление о символике украшений костюмов Китая;
  • обучать импровизации при решении творческой задачи: оформлении орнаментом костюма;
  • закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные: 

  • воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающие: 

  • развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • развивать творческое воображение и мышление, художественный вкус путем создания узоров с использованием образов и мотивов, формировать уважения к русской культуре


ЗАДАНИЕ: Выполнение эскиза вышивки для украшения одежды, семьи императора Древнего Китая.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Добрый день!

Я  рада вас видеть!

Тема урока: Одежда «говорит» о человеке.

Сегодня у нас не просто урок, а путешествие. Вас приглашает в гости император Древнего Китая. И всех вас ждет приключение, полное удивительных открытий. Во время путешествия мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая, а так же постараемся найти ответ на вопрос: какую роль, играло украшение одежды в жизни древнего китайского общества? И  в конце нашего путешествия вы примените полученные знания на практике: выполните эскиз вышивки для украшения одежды, семьи императора Древнего Китая.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем мы отправимся в путь нам необходимо вспомнить материал, изученный на прошлых уроках: зачем нужна человеку одежда?

(Ответы учащихся: одежда служит практическим целям- греет, защищает; с другой – оформляя, украшая человека, она создает его образ, его стиль. И еще –одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе и его намерений, т.е. его роли)

Верно! Ребята, а какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества?

(Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).

III. Формирование новых знаний.

Итак , теперь мы смело можем отправляться в путь!

Китайская цивилизация считается одной из самых древних в мире. Более пяти тысяч лет назад зародилась китайская народность. На протяжении многих веков складывалась культурные традиции  китайского народа, которые они чтят  и передают из поколения в поколение.

Находится Китай на северо-востоке от Индии, за высокими горами Гималаями. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей».

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода».

Во главе китайского государства стоял император. Его называли Сыном Неба. Как и древние египтяне, китайцы верили, что император — наместник бога на земле и сам живой бог.

Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Достижения искусства китайцев имели  большое значение для развития искусства других народов.

Многочисленные туристы, посещающие эту страну не перестают восхищаться красотой архитектурных строений сохранившихся с времен правления императоров

просмотр отрывка из фильма  «Последний император»  фильм Бернардо Бертолуччи о последнем императоре Китая Пу И. Беседа после просмотра отрывка из фильма.

Ребята, обратили ли вы внимание на цвет костюма юного императора? Костюм императора желтого цвета и украшен вышивкой. В сложных узорах вышивки обязательно присутствовал дракон. В древнем Китае желтый цвет – цвет золота - и дракон были символами императора .

У высших чиновников, помогавших императору управлять страной, также были свои знаки отличия.

Украсить халат вышивкой с изображением белого журавля мог позволить себе чиновник первого (высшего)  ранга. Всего было девять рангов и каждый из них символизировала своя птица.

Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением барса, тигра, льва. Верх головного убора  чиновника украшал шарик, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным. Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый.

Как вы наверно уже догадались цвет также имел свое значение:

желтый- цвет императора,

белый и красный – для воинов,

голубой – для молодых воинов,

коричневый – для сановников ( высших чинов, приближенных к императору)(влиятельные люди).

Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Шелк был привилегией высших слоев общества.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы.

Физкультминутка.

IV. Практическая работа

Итак , мы совершили путешествие к «Поднебесной империи». Сейчас, ребята, вам предстоит выполнить эскиз вышивки для украшения одежды, семьи императора Древнего Китая. Прежде чем вы начнете работу, давайте проверим, запомнили ли вы символы, которым китайцы придают большое значение, при украшении своих костюмов. 

Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.

1. Вводный инструктаж

Выполнить контурный рисунок карандашом  в обозначенных на рисунке  местах( в течение 5 минут)

Выполнить украшение в цвете ( в течение 10 минут)

2. Текущий инструктаж

Проводится индивидуальная работа с каждым учеником, уточняется композиционный замысел.

3. Заключительный инструктаж

V. Итог урока.

Анализ детских работ:

Давайте поднимим работы и покажем у кого что получилось. Поднимете работы те кто украшал :….

Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Какой красивый узор на одежде, как аккуратно его нарисовал!

А как удачно подобрал цвет … (имя).

Ребята, что больше всего запомнилось во время нашего путешествия?

Какую роль играло украшение одежды в жизни древнего китайского общества?

Какими символами украшали костюм древние китайцы?

Молодцы, ребята! С вами было очень приятно работать!

VI.Домашнее задание

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...

"Декоративно-прикладное искусство и человек". Тема первого урока изобразительного искусства в 5 классе.

Данная разработка предназначена в помощь ученикам для выполнения домашнего задания. Может использоваться и для самостоятельного изучения учениками....

Урок изобразительного искусства "Одежда говорит о человеке"

Тип урока: проектныйЦель урока: Сформировать понимание роли одежды, как части декоративно-прикладного искусства в жизни каждого человека; научить создавать модель одежды...

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Красота человека в произведениях искусства».

Человеку свойственно стремление к прекрасному, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. На земле бесконечно много людей, каждый из них понимает красоту по-своему. Кто-то определяет к...