Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Соломатина Елена Александровна

Рабочая прогамма содержит:

  • пояснительную записку;
  • место учебного предмета в учебном плане;
  • используемый учебно–методический комплект, включая электронные ресурсы;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета - предметные, метапредметные, личностные;
  • содержание учебного предмета;
  • календарно - тематическое планирование с учетом праздничных и каникулярных дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izo_7_klass.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                              «Утверждаю»                  

Педагогическим советом                                                 Приказ от ______ № _______

ГБОУ лицей №329                                                                                                                          

Протокол от _______ № ___                                             __________ Директор О.А. Беляева

                                                                                                             

                                                                             

                                                                                                                                         

                                                                                                       

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по  изобразительному искусству

(предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой)

                                         

для  7 класса

Срок реализации рабочей программы 1 год

Соломатина Елена Александровна

(Ф.И.О. учителя)

________________________________Санкт-Петербург____________________________

(наименование города)

_____________________________________2016___________________________________

(год составление программы)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; Примерной программы по учебным предметам (изобразительное искусство); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказа «Об утверждении изменений в нормативно-правовой базе ОО» от 31.08.2015 года № 171-п; приказа «Об утверждении списка учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников», 31.08.2015 года № 172-п.

Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей  учащихся 7 класса. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы ГБОУ лицея №329 (утверждена с изменениями … приказом директора …).

Программа содержит  распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по изобразительному искусству для  7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой;

- примерной программы основного общего образования, 2011г.;

примерной основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ лицея №329;  

- требований к результатам освоения основной общей образовательной программы основного  общего образования;

- фундаментального ядра  содержания  общего образования;

В ней учтены  межпредметные  и внутри предметные связи, логика учебного процесса. Программа направлена на:

- достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы   основного  общего образования ГБОУ лицея №329;  

- реализацию программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования ГБОУ лицея №329.  

Цель обучения: 

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи обучения:

- углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных  видах  и  жанрах  искусства:   натюрморте,  интерьере, архитектурном пейзаже,   портрете,  бытовом жанре,  скульптуре, народном искусстве;

- формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего   знакомства   с   художественными   произведениями   разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

- знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный  вкус  в  процессе  восприятия  произведений, созданных  отечественными  и  зарубежными  художниками,  и  в процессе выполнения творческих работ учащимися;

- давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

- раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;

- углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза   музыкального,   театрального,   устного   и   декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального   и   народного   искусства   на   примере   архитектуры   и культуры быта;

- продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования   с   использованием   приемов   художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;

- развивать      умение      выражать      эмоционально-личностное отношение    к    особенностям    семейной    культуры    в    разных слоях    общества    с    помощью    рисунка    или    пластического образа;

- развивать творческую активность учащихся через  расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села).

Учебный материал представлен  в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Специфика подобного деления на блоки состоит в том , что первый блок раскрывает содержание  учебного материала, второй намечает  эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий дает инструментарий для его практической реализации, четвертый содержит  виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить  художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют  практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены  на решение  задач общего художественного образования и воспитания.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели) - 34 учебных часа за один год обучения.

Используемый учебно–методический комплект, включая электронные ресурсы

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство  7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2008г  (№ 1329).

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству.

Интернет- ресурсы:

  • Википедия: свободная энциклопедия- режим доступа: http:|\\ru/wikipedia.org\wiki
  • Педсовет орг. Всероссийский интернет-педсовет- Режим доступа: http:|\\ pedsovet. org
  • 3.Фестиваль педагогических идей.- Режим доступа: http:|\\ftstival.1september.ru

Информационно- коммуникативные средства:

  • Архитектура России 12-19в.в, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат».
  • Бабрихин А.А. 2008,ООО  «Форум книга 2008» «Народное искусство Урала» ( CD).
  • Государственный исторический музей, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат».
  • Искусство 20в.в. , Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат».
  • Русское искусство , Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат».
  • Художники России-1-й и 2-й выпуски, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат».
  • Что такое искусство, Центрнаучфильм ООО Видеостудия «Квадрат»

 Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи по музыке и литературным произведениям.

Видеофильмы:

  • по памятникам архитектуры;
  • по художественным музеям;
  • по видам изобразительного искусства;
  • по творчеству отдельных художников;
  • по народным промыслам;
  • по декоративно-прикладному искусству;
  • по художественным технологиям.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные: 

  • в познавательной сфере -

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства  в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка  разных видов изобразительного искусства ,  художественных средств выразительности;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- воспринимать и анализировать смысл ( концепцию) худ-го образа произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства  и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

  • в ценностно-эстетической сфере -

- формировать эмоционально - ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический  (художественный) вкус как способность чувствовать и  воспринимать  пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную  картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное  отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства: ориентироваться в системе  моральных норм и ценностей, представленных  в произведениях искусства;  

  • в коммуникативной сфере -

- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в р ориентироваться в социально - эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

  • в трудовой сфере -

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

  • в эстетической сфере -

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- развивать художественные мышление, вкус, воображение  и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

- воспринимать эстетические ценности , высказывать мнение о достоинствах произведений высокого  и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к  искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Метапредметные:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни(техника, музеи ,архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное  использование языка изобразительного искусства  и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.)

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельных и др.) художественно - эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умений самостоятельно организовывать художественно-творческую  и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой - деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные: 

- в ценностно-эстетической сфере- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем   многообразии их видов и жанров;

- толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере;

- умения познавать мир через образы и формы искусства;

- в трудовой сфере - формирование навыков самостоятельной  работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

В результате изучения изобразительного искусства  учащиеся 7 класса освоят:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей,  Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея);

- значение изобразительного искусства в художественной культуре;

научатся:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера.

Форма и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебнике.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике усвоит все необходимые в курсе знания.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать. Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные на отдельных листах работы.

В особую папку помещаются оригиналы (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий.

 Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Формы текущего контроля уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • тестирование;
  • беседы с детьми и родителями;
  • коллективные творческие работы;
  • наблюдение за детьми в процессе работы;
  • использование методов специальной диагностики, тестирования;
  • конкурсы внутри коллектива и учреждения;

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.

По окончании учебного года защита творческого проекта по выбранной самостоятельно учащимся теме.

  1. Содержание учебного предмета

Тема года:  Человек и рукотворный мир в  искусстве

Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве

( 8 часов)

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись.  Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.

Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (8 часов)

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников  и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива  в изображении интерьера.

Народный мастер – носитель национальной культуры (10 часов)

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.

 Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (8 часов)

Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников  и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

по плану

по факту

Раздел: Человек и среда в жизни и в изобразительном искусстве (8часов)

Тема: Объекты архитектуры в пейзаже (2часа)

1

Природа мест, где я живу

1

01.09

Беседа  о развитии городского архитектурного пейзажа в творчестве русских художников.

Наброски и зарисовки с натуры или по памяти элементов архитектурных сооружений родных мест, выбирая  объекты как компоненты  будущей пейзажной композиции

Изображение городского   пейзажа на тему   «Новый  район».

Материалы по выбору учащихся

2

Красота городского и сельского пейзажа

1

08.09

Сравнение пейзажей  и выявление сходства и различия  в композиционном построении, манере исполнения, передаче эмоционального настроения.

Выполнение

композиции

сельского пейзажа с использованием графических средств выразительности – линия, пятно, штрих, светотень

Изображение   сельского пейзажа на тему «Старинные улочки».

Материалы по выбору учащихся

Тема: Предметная среда человека в натюрморте (2часа)

15

3

О чем поведал натюрморт

1

15.09

Высказывание своего мнения  о натюрморте  как произведении , в котором художник стремится отразить  время, в котором он живет, свое настроение  и видение окружающего мира.

Зарисовки предметов, кот. Войдут в композицию натюрморта

Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки  и др.) – по выбору учащихся

4

Атрибуты искусства в твоем натюрморте

1

22.09

Обсуждение о своеобразии искусства натюрморта в разные периоды его развития, художественно выразительных технических  средств создания  образа предметного мира.

Выполнение композиции натюрморта с использованием графических и живописных средств   выразительности

Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)

5

Резервный урок

1

29.09

Тема: Интерьер как отображение предметно - пространственной среды человека (3часа)

6

7

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве

2

06.10

13.10

Беседа об интерьере как портрете среды определенной эпохи , как отражения бытующего в культуре  стиля, вкусов.

выполнение зарисовок и рисунков композиции интерьера   или архитектурных элементов с учетом линейной перспективы

Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов.

Графические материалы - тушь, карандаш, фломастеры, уголь

8

Интерьер твоего дома

1

20.10

Знакомство с интерьерами отечественных и западных живописцев и графиков, выявляя  и сравнивая их функциональное назначение.

Выполнение эскиза  интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) Создание эскизов мебели

Выполнение зарисовок и рисунков композиции интерьера.

Материалы -  бумага, карандаш  

Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (8 часов)

13

Тема: Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (3часа)

20

9

Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII –второй половины XVIII в. Особенности паркостроения

1

27.10

Суждения о красоте  и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров.

Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху.

Выполнить зарисовки дворца или сооружений садово-парковой архитектуры в усадьбах XVII –  XIX веков

Тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь

10

11

Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIX в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни

2

10.11

17.11

Беседа о своеобразии подмосковных усадеб.

Выполнить по памяти и представлению композицию дворянского особняка в карандаше и в цвете.

Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях XIX  века

Материалы по выбору учащихся

Тема: Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (5часов)

12

Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий

1

24.11

Знакомство с произведениями отечественных мастеров портретной живописи XVIII – XIX веков.

Зарисовки элементов одежды дворян с использованием средств выразительности языка графики

Цветные карандаши, фломастеры

13

14

Русская скульптура XVIII –начала XIXвека в пространстве города, дворянской усадьбы и парка

2

01.12

08.12

Обсуждение средств художественной выразительности скульптурного портрета и аллегорических фигур в архитектурно-художественных ансамблях.

Эскиз мужской или женской фигуры в светском костюме с последующей лепкой

из мятой бумаги с использованием художественно - выразительных средств скульптуры для передачи движения в объемной композиции

Бумагопластика или квиллинг

15

16

Быт и традиции русского дворянства XVIII – начало XIX века в жизни и искусстве

2

15.12

22.12

Рассматривание живописных произведений ,отражающих атмосферу светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшего в дворянской среде.

эскизы кукол вертепного театра

Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова с учетом художественных и  выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра

Сюжет и материалы по выбору учащихся

Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры (10 часов)

17

«Без вышивки в доме не обойтись…»

1

12.01

Восприятие изделий с традиционной вышивкой.

Обсуждение особенностей искусства вышивки  в разных центрах народного мастерства России.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.

Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием традиционных приемов вышивки  в технике коллажа

Разные материалы -  карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей

18

Резервный урок

1

19.01

19

20

«Разметные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России

2

26.01

02.02

Обсуждение прялочного искусства, отражение в нем  мира самобытной русской культуры.

Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси.

Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева

Деревянная заготовка – матрешка или прялка),  гуашь

21

«Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-

свистулька разных регионов России

1

09.02

Беседа об игрушке как одной наиболее

жизнестойкой  форме народного искусства; выявление их сходства и различия в конструкции, в характере очертаний , особенностей росписи.

Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки

Изготовление и роспись глиняной игрушки

22

Резервный урок

1

16.02

23

24

Русские ювелирные украшения России XVII – XX веков. Традиции и современность

2

02.03

09.03

Беседа  о ювелирном  искусстве как одном из древнейшем из видов декоративно-прикладного искусства.

Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма с учетом связи формы с ее практическим назначением.  Связи декора с формой украшения

Разные материалы

25

26

Весенняя ярмарка - праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России

2

16.03

23.03

Беседа о традициях   проведения народных ярмарок на Руси, ярмарочных атрибутах, увеселениях и развлечениях.

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров 

Материалы по выбору учащихся

Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (8 часов)

Тема: Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство (3 часа)

27

Галактическая птица

1

06.04

Беседа о разнообразии и красоте форм летательных аппаратов.

Участвовать в обсуждении содружеств а художника и космонавта в создании достоверного образа межконтинентальной аппаратуры, композиции картин.

Идеи летательных аппаратов в эскизах  Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».

Эскизы космических аппаратов будущего с использование выразительных средств графики

Графические материалы - карандаш, тушь, перо

28

29

В «конструкторском бюро» новых космических кораблей

2

13.04

20.04

Восприятие произведений «космической живописи» А.Леонова, А .Соколова.

Беседа о живой природе как источнике конструкторских идей в космическом строении.

Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых материалов.

Рисование на тему космоса. Проектирование макета и конструирование космической станции с учетом пропорций и конструктивных особенностей формы космической техники

Разные материалы для рисования и конструирования

Тема: Военная героика и искусство (2часа)

30

31

Образ защитника Отечества в портретной живописи XVIII – XX веков

2

27.04

04.05

Беседа о живописных и графических произведениях  отечественных живописцев, отразивших в своих произведениях образ военного человека.

Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа.

Работа над композициями на тему защитников Отечества с использование выразительных средств графики и живописи

Живописные и графические материалы

Тема:  Спорт и искусство (3часа)

32

Образ спортсмена в изобразительном искусстве

1

11.05

Участвовать в обсуждении отражения в произведениях пластических искусств о нравственности и эстетике. О здоровье и красоте человека в момент состязаний, отраженных в искусстве.

Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве ХХ века. А. А. Дейнека.

Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорт с использованием выразительных средств графики и приемов схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера

Графические материалы по выбору учащихся

33

34

«Спорт, спорт, спорт»

2

18.05

25.05

Знакомство с произведениями художников ХХ века в которых мастерски отражены  спортивное мужество и стремление к победе начинающих и опытных спортсменов.

Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи.

Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные соотношения как средства выразительности.

Тематическая композиция на спортивную тему с использованием выразительных средств графики и живописи

Гуашь или акварель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО)  по программе В.С.Кузина 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  7 класс по программе В.С.Кузина...