Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Сапарина Татьяна Олеговна

Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможностями здоровья к элементам декоративно-прикладного искусства позволяет обогатить мировоззрение ребенка, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сапарина Т.О.

Воспитатель ГБООУ

 «Санаторной школы – интернат г. Петровска»

Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможностями здоровья к элементам декоративно-прикладного искусства позволяет обогатить мировоззрение ребенка, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.

 

Результаты психодиагностического обследования обучающихся  выявили особую актуальность проблемы развития эмоциональной сферы личности интеллектуально одаренного подростка, точнее – дефицитарность развития эмоциональной отзывчивости, понимаемой как смысловое эмоциональное переживание. Последствия этого порождают барьеры в общении со сверстниками и взрослыми, создают значительные трудности не только в формировании коммуникативных компетенций, но и в социально-психологической адаптации в целом.

В настоящее время происходит ухудшение здоровья детей и подростков, что приводит к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого лежат разные причины и факторы. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и, следовательно, отрицательно влияют на их социализацию и адаптацию. Заметим, что проблемой исследования особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимались многие ученые, среди которых можно отметить таких, как А.И. Аксенову, В.М. Астапова, О.И. Лебединскую, Б.Ю. Шапиро, Х.С. Замского и др.

Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели.

М.С. Каган утверждает: «…поскольку далее человек, как духовное существо живет и действует в социальном пространстве, постольку ценностное сознание оказывается призванным определить, каким должно быть само общество – его государственный строй и юридические установки. Поскольку физический облик, внутренний мир и поведение человека, а также природа, в которой развертывается его бытие и частью которого он является, могут быть сопряжены с человеческими идеалами и измерены их мерой, постольку выявилась еще одна плоскость ценностных ориентации – эстетическая» [1, c. 213].

Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь – то музыка, поэзия, театр. Но больше всего школьника радует и воодушевляет непосредственное участие в процессе самого творчества, в которое он может вложить свои старания, мысли, чувства, настроение и др.

Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно – прикладное искусство  занимает значимое место в жизни ребенка с особенностями в развитии, помогает развивать мышление, мелкую моторику рук, воображение.

Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, его явлений и законов. Занятия по декоративно – прикладному искусству играют не малую роль в эмоционально – эстетическом развитии детей. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает внимание и разжигает желание попробовать, и что-нибудь сделать самостоятельно. Огромным плюсом является то, что школьнику с ограниченными возможностями здоровья подвластны разные виды деятельности декоративно – прикладного искусства, сложность одного задания можно варьировать. Они могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.

Дети и подростки с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.

Возможности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекционной работы с ними средствами искусства аргументированно обоснованы в теории и активно применяются в реальной инклюзивной практике. Арт-педагогика имеет богатый реестр приемов развития восприятия произведений различных видов искусства детьми с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в развитии эмоциональной сферы, представленными в работах М. В. Киселевой, Е. А. Медведевой и др. авторов.

Среди способов развития эмоциональной отзывчивости детей в психологической и

педагогической практике признаны эффективными методы, активизирующие эмоциональный и действенный компоненты эмпатии, но главных из них по нашему мнению является воспитание эмоционального отклика средствами искусства.

Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета декоративно – прикладного искусства заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что ребенок видит результат своего творчества и может ему найти применение в жизни, сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким.

Рассмотрим варианты декоративно – прикладного искусства, которые подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья.

Лепка помогает развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, что не менее важно и аккуратно. Детям очень нравится лепить народные игрушки: Дымковскую, Каргопольскую. Они привлекают своими причудливыми и забавными формами, для некоторых категорий детей с ограничениями здоровья лепка игрушки может быть сложна, но здесь свою роль должен сыграть учитель, который придумывает разные методы и формы работы.

В работе активно можно использовать возможности бумаги – от изготовления плоскостных изделий до объемных форм. Данный вид работы очень нравится детям, так как дает огромный полет фантазии, воображению. Учащиеся от показанных элементов могут отталкиваться и уже придумывать свои варианты.

Особое внимание можно уделить работе с соленым тестом, работа имеет свои преимущества, тесто очень мягкое по сравнению с полимерной глиной и учащимся не составит труда выполнить упражнение и композиции. Сама техника вызывает большой интерес и дает поле для творчества и воображения.

Работа с текстильными материалами вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки изготавливают народные куклы из разных материалов.

В каждом регионе есть свои народные промыслы, их необходимо включать в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своем родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.

Роспись по камню, тоже не менее интересное занятие. Использование в композициях природных материалов имеет место быть, так как это не только разнообразит непосредственно работу ребенка, а поможет выйти на уроке немножко за приделы класса и познакомит поближе с природой. Прочувствовать какая все-таки взаимосвязь природы, декоративно-прикладного творчества и человеком.

Не нужно останавливаться на использовании разных материалах в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем очень важным знакомство с историей декоративно-прикладного творчества, путем показа презентаций, фильмов на занятиях.

Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям детей, учитывать их психофизические особенности, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Таким образом, каждый ребенок индивидуальность, но у школьника с ограниченными возможностями здоровья есть еще некая особенность, которую учитель должен понимать со всех сторон научных знаний. И обучая его постараться воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно-прикладное искусство.

Список литературы:

1. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. Над чем работают, о чем спорят философы. – М., 1974.

2. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Электронный ресурс] / Л.И. Аксенова. – Режим доступа: http://uchebnikfree.com/psihologiya-pedagogicheskaya/.

3. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро// Детский практический психолог. – 1995. – № 7. – С. 25-28.

4. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.

5. Богданова А.А. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / А. А. Богданова, О. Ф. Богатая, Н. Н. Иванова [и др.]  под общ. ред. Н. В. Лалетин ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Доклад "Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе раскрыто  влияние изобразительной деятельности на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Значение игры в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и все больше и больше от повторения последовательности действий переходят к воспроизведению смысла ...

«Декоративно-прикладное творчество – обязательный элемент гармоничного развития ребенка»

Выступление на методическом объединении художественной направленности...

«Музыка в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнут...

«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.Считается, что дети, имеющие инва...