«Музыка в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
статья по музыке на тему

Менщикова Екатерина Вячеславовна

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Музыка в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила:

 учитель музыки

Менщикова Е.В.


Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание в нашей школе, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

  1. непроизвольность движений;
  2. нарушение координации движний;
  3. речевые нарушения или отсутствие речи;
  4. замкнутость, неактивность детей;
  5. неустойчивые внимание и память.

Особенность работы с такими детьми состоит:

  1. не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  2. не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  3. не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Для достижения оптимальных результатов я как педагог организую музыкальную деятельность, равномерно распределяя психо-физическую нагрузку:

  1. приветствие;
  2. ритмическая разминка;
  3. упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений;
  4. пение;
  5. слушание музыки;
  6. игра на детских музыкальных инструментах;
  7. танцы, хороводы;

театрализованные игры;

При этом учитывается специфика патологии психо-физического развития детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом. Музыкальный материал частично дублируется в разных возрастных группах для преемственности.

Музыкальное воспитание является средством психического развития ребенка, а не целью. Главная задача музыкального воспитания — с помощью музыки помочь ребенку в освоении мира, сделав его интересным, познавательным и доступным. Для этого необходимо формировать интерес к музыке, адекватное эмоционально-подожительное ко всему, что связано с ней.

Музыкально-игровая деятельность предоставляет богатые возможности для психического развития ребенка, стимулируя и обогащая его новыми, подчас неожиданными впечатлениями. Играя с музыкальными сюжетными игрушками, танцуя, ребенок учится действовать подражанию и слову, переносить действия на другие предметы и в другие ситуации, упражняется в понимании речи. При регулярной музыкально-игровой деятельности ребенок учится слышать не только окончание музыки, но и логическое завершение музыкальной фразы; овладевает способностью к элементарным музыкально-слуховым представлениям, сюжетно-образным действиям, ритмичным движениям под музыку.

Необходимость специального подхода к музыкальному воспитанию детей с ОВЗ, связанная с особенностями из психического и физического развития, определяет следующие направления музыкально-игровой деятельности:

- развитие восприятия музыки;

- развитие слухового восприятия;

- стимуляция певческой активности;

- развитие движений.

Особое внимание на уроках музыки следует уделять выбору музыкального репертуара. Музыка должна быть достаточно разнообразной по жанру, яркой, художественной и запоминающейся; вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Основой музыкального воспитания является восприятие музыки, механизм которого сродни механизму восприятия речи. Этот вид деятельности способствует развитию предпосылок к непосредственному образному мышлению. Хорошо развивают восприятие музыки и вносят в общение элементы новизны игры с различными атрибутами: цветными лентами, флажками, колокольчиками, бубнами и так далее. Цель использования такой атрибутики — подчеркнуть характерные особенности музыкального произведения. Такой подход позволяет активизировать не только слуховое, но и зрительное восприятие, делая слушание музыки более доступным для ребенка с ОВЗ.

У детей с ОВЗ в раннем возрасте часто наблюдается недоразвитие активной речи. Работа над формированием элементарных певческих навыков стимулирует ее. Стимулируя певческую активность, следует способствовать протяжному повторению звукоподражаний, интонированию отдельных слов, многократному пропеванию словосочетаний, фраз и коротких предложений.

Певческая деятельность оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти; положительно сказывается на формировании у ребенка музыкально-слуховых представлений.

Музыкально-двигательные игры благотворно влияют на развитие ребенка с ОВЗ. Простота движений и многократное их повторение способствуют формированию и закреплению у ребенка определенных двигательных навыков. Очень важно стремиться к тому, чтобы научить ребенка начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Чередование подвижных и спокойных игр позволяет избежать эмоциональных перегрузок; вызывает дополнительный интерес, увеличивает время активных действий.

С помощью музыкальных игр на уроках ритмики ребенок с ОВЗ легче осваивает бег, движение приставным боковым шагом, движение по кругу, элементарные танцевальные движения; учится ориентироваться в пространстве и менять направление движения. Движения выполняются вместе с учителем по подражанию ему, по словесной подсказке и самостоятельно. Музыкально-двигательные игры сопровождаются пением, проговариванием стихов, отстукиванием ритмических рисунков. Для обогащения сенсорного опыта и развития моторики применяются музыкальные игры с предметами: погремушками, бубнами, флажками, платочками и т.д. Они помогут ребенку научиться правильно брать предметы, держать их, перекладывать из одной руки в другую и действовать с ними по назначению.

Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость и др.), подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, особенно когда отсутствует речь. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Доклад "Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе раскрыто  влияние изобразительной деятельности на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Значение игры в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и все больше и больше от повторения последовательности действий переходят к воспроизведению смысла ...

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможнос...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...