Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию "Творческое рассказывание по картине К.Е. Маковского "Дети, бегущие от грозы"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Карачева Надежда Михайловна

Развитие речи дошкольников посредством знакомства с изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_rasskazyvanie_po_kartine_k.e._makovskogo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческое рассказывание по картине К.Е. Маковского

 «Дети, бегущие от грозы».

Цель: познакомить детей с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, характер музыки. Способствовать развитию умения перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Воспитывать эмоциональный отклик на произведение искусства, чувство сопереживания, эстетический вкус.

Материалы и оборудование: презентация «Рассматривание картины «Дети, бегущие от грозы», д\и «Определи настроение», д\и «Выбери краски», проектор, экран.

Предварительная работа:

1.Д\и «Определи настроение картины». Беседа о значении пиктограмм.

2.Беседа о теплых и холодных оттенках цветов. Д\и «Выбери краски» (по картине А.А. Пластова «Летом»).

3.Д\и «Подбери музыку к картине». Прослушивание разных по характеру музыкальных произведений (весёлая, грустная, протяжная; тревожная).

4.Д\и «Я-герой картины» ( по картине А.А. Пластова «Летом»)

Ход занятия:

1.Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. Воображаемая ситуация.

Воспитатель:

-Дети, вы хотели бы попасть в лето? (Ответы детей)

Тогда закрывайте глаза и представьте, что вы оказались на летней поляне рядом с лесом. Светит яркое солнце, всё кругом зеленеет, порхают бабочки, цветут цветы. Но вдруг стали сгущаться тучи, поднялся ветер, небо стало хмурым, вот-вот начнётся дождь, будут слышны раскаты грома.

Восп. включает аудиозапись «Шум грозы».( дети слушают с закрытыми глазами).

  • Открывайте глаза. Расскажите, что вы увидели и услышали. (Ответы детей)
  •  Гроза- великолепное и страшное явление природы. И страшно и опасно оказаться во время грозы наедине с природой, как это произошло с героями картины «Дети, бегущие от грозы». Давайте познакомимся с ней.

На слайде картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

(Воспитатель включает аудиозапись «Летняя гроза» А. Вивальди.)

2.Беседа на восприятие.

-Какие чувства вызывает у вас картина?  (Беспокойство, переживание за детей)

Тревога- это сильное беспокойство, переживание за кого-то.

-Как вы считаете. Передаёт ли музыка, которую мы услышали, настроение картины?

( Музыка тревожная, и ощущение страха и тревоги за героев возникает, когда смотришь на картину.)

-Как вы думаете, какое настроение у героев картины, мальчика и девочки? Попробуйте подобрать нужную картинку.

 Д\и «Определи настроение».

Задание: среди данных пиктограмм, изображающих разные настроения, выбрать ту, которая соответствует настроению героев картины.

( Взволнованное. Испуганное)

  1. Беседа по содержанию картины.
  • О ком эта картина?
  • Как вы думаете. Что случилось с детьми?
  • Как они оказались на поляне одни?
  • Можно ли находиться в лесу или в поле в такую непогоду? Почему?
  • Что делают дети?
  • Куда они спешат?
  • Почему сестра взвалила маленького брата на спину?
  • Давайте рассмотри м внимательно мальчика и девочку. Во что одета девочка? Что она несёт в переднике?
  • Как одет братец?

Обратите внимание на ноги детей. Деревенские дети летом ходили босиком. Так как ботинки и туфли были для них непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздником и перед походом в церковь.

  • Что вы можете сказать о волосах и лицах детей?
  • Что ещё изображено на картине? Рассмотрите передний план картины. Что мы видим?
  • Посмотрите на задний план. Что здесь изображено?
  • Расскажите о небе. Какое оно?
  • Есть ли надежда на то, что дети успеют добежать до дома?

  1. Физкульт минутка. «Массаж : «Дождь, дождь целый день барабанит в стёкла».
  2. Краткий рассказ об авторе картины.

На слайде: портрет художника К.Е. Маковского.

Автор этой картины Константин Егорович Маковский. Как и любой художник очень любил посещать выставки. Он любил рассматривать картины, посвященные детям. Дети вызывали у него сочувствие. И ему самому захотелось нарисовать детей.

  1. Аналитическая беседа. Наблюдение. Экспериментирование.

На слайде: картина «Дети, бегущие от грозы».

-Любая картина, дети, имеет много загадок и секретов. И эта не исключение. Давайте попробуем их разгадать.

Загадка первая — это цвет.

-Если бы вы захотели нарисовать такую же картину, какие бы цвета вы выбрали?

Д\и «Выбери цвет».

Задание: Из палитры тёплых и холодных цветов выберите подходящие для этой картины. Назовите их.

-Какие оттенки преобладают в изображении природы: яркие или тёмные?

(Трава -тёмно-зеленая, вода в пруду- тёмно-коричневая, а небо- серое, серо-голубое)

-Каких оттенков больше в изображении детей: тёплых или холодных?

-Давайте попробуем поэкспериментировать с цветом.

На слайде: картина «Дети.бегущие от грозы» в ярком цвете, изменённая в фоторедакторе.

-Что получилось? Уместны ли здесь яркие цвета?

-Как вы думаете, почему художник выбрал тёмные оттенки?

(Чтобы передать ощущение тревоги. Страха, опасности, показать природу во время грозы.)

Вот мы и разгадали с вами первую загадку.

Загадка вторая- это композиция картины, то есть то, как всё в ней расположено, как всё взаимосвязано.

-Продолжаем экспериментировать.

На слайде: картина без переднего плана, изменённая в фоторедакторе.

-Я убрала передний план. Чего нет на картине? (Нет изображения водоёма. Травы, мостика)

-Меняет ли это впечатление?

На слайде: главные герои перемещены на задний план.

-А теперь я переместила героев из центра картины на задний план. Как изменилось впечатление?

-Как вы думаете, почему художник изобразил девочку и мальчика в центре, а не на заднем плане?

На слайде: Лишние предметы на картине.

-А сейчас я добавила на передний план ярких цветов. Они гармонично выглядят?

  • Почему художник не изобразил цветы? ( Перед дождём цветы закрывают свои бутоны)

И ещё одна загадка — это формат картины.

На слайде: виды форматов картин с примерами.( Прямоугольный: вертикальный и горизонтальный, квадратный, круглый или овальный.)

  • Какой формат выбрал К.Е. Маковский? (Прямоугольный вертикальный)
  • Как вы думаете, почему?

( Этот формат позволяет выделить главное — детей, возвысить их, восхищаться ими, заставляет нас сочувствовать им, переживать за них.)

7.Составление рассказа по картине. Д\и «Я — герой картины».

На слайде: Картина «Дети, бегущие от грозы».

  1. Беседа

-Что вы можете сказать о характере девочки, какая она? (Девочка трудолюбивая, заботливая, смелая, сильная)

-Вы хотели бы быть похожими на неё?

Предлагаю поиграть в игру «Я- герой картины».

Задание: представьте себя на месте этих детей ( мальчики — на месте мальчика, девочки — на месте этой девочки ) и расскажите о о том , что с вами случилось.

     2)Коллективное составление плана рассказа.

     3)Творческое рассказывание детей.

8.Оценивание рассказов детьми. Итог занятия.

-С чем познакомились на занятии? Что нового узнали?

МБОУ « Уемская СШ»

Конспект занятия по речевому развитию

 в подготовительной группе.

Тема: «Творческое рассказывание по картине

 К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Автор: Карачева Н. М.

 Воспитатель1 кв. категории

МБОУ «Уемская СШ»

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющими речевые нарушения. «Секреты здоровья»

Воспитание  у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Деревья», «Животные», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной речевой группы

Тема: «Транспорт».Цель: расширять знания о транспорте, поведении на улицах и дорогах города....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Образовательная область «Познание» (ФЭМП) Тема: «КВН знатоков группы Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 29»    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИС ДЕТЬМИ...

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Любимый город».

Конспектнепрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Любимый город»....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-яйцо»

Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.Задачи:- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, чере...