Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"
методическая разработка (5 класс) по теме

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращения к духовному наследию нашего народа, к его богатствам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Северная средняя школа

Портрет Варнавы Ветлужского -  святого покровителя варнавинской земли

Методическая разработка занятия кружка «Изостудия»

Автор: Сочинова Лилия Александровна,

учитель изобразительного искусства,

квалификационная категория: первая.

п. Северный

2017

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………. 3
  2. Пояснительная записка ……………………………………………...4-5
  3. Основная часть
  1. Технологическая карта урока …………………………………6
  2. Ход занятия …………………………………………………...7 - 9
  1. Заключение ……………………………………………………………10
  2. Список используемых на уроке источников информации …………11
  3. Приложения ………………………………………………………...…12

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена методике проведения учебного занятия для обучающихся в изостудии. Конспект занятия создан на основе моего личного опыта, материал подобран и определен с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. Разработка может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями изобразительного искусства.

Пояснительная записка

Главной педагогической задачей изобразительного искусства остаётся формирование у детей умения выражать свои эмоции, впечатления и возникающие образы в своих работах. На уроке часто не хватает времени для проявления учащимися творческого потенциала, и работа в изостудии восполняет этот недостаток.

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращения к духовному наследию нашего народа, к его богатствам.

Актуальность темы моей методической разработки определяется тем, что в этом году мы отмечаем 600-летие со дня прихода преподобного Варнавы Ветлужского на Красную гору. Нельзя оставить эту великую дату без самого пристального внимания.  Варнава Ветлужский - святой, которого называют преподобным. А «Преподобный в Православии - это тот, кто при жизни постом своим, трудами стремился быть подобным Господу, кто был наиболее высок в этом уподоблении!» [2] И в популяризации   имени Варнавинского подвижника изобразительное искусство стоит в первом ряду с такими школьными предметами, как история и литература.

Большинство людей не умеют рисовать портреты. Причины разные. Одна из них в том, что на школьных уроках не удаётся достаточно времени уделить этому виду жанра. Другая причина в недостаточной подготовке учителя.  Часто уроки ИЗО ведут учителя-совместители, они сами плохо представляют методику рисования портрета. Третья причина – дети боятся, что у них не получится, это ведь достаточно трудный вид изображения.

Учитывая имеющиеся знания, применяя умения и навыки изображения, данная методика работы над портретом обеспечит детям посильность выполнения задания на каждом этапе процесса рисования.  Кроме того, она позволит представить портретный образ святого в конкретной технике исполнения (выбор фона и композиции на листе, выбор цвета и тона, освещённости и ритма контрастов). Новизна моей методической разработки и заключается в том, что, путём применения довольно простых приемов изображения дети создадут портрет святого.

Методическая разработка имеет и практическое значение. Выполненная работа принесёт ребятам чувство удовлетворения, снимет нерешительность, послужит стимулом к изучению портретного жанра, изучению искусства вообще.

Приступая к составлениюметодической разработки, я поставила такую цель: показать, как можно популяризировать знания о Варнаве Ветлужском средствами урока изобразительного искусства.

Передо мной стояло две задачи. Первая:развивая графические навыки учащихся,учить рисовать портрет человека.Ивторая: расширить знания учащихся о преподобном Варнаве Ветлужском. Чтобы решить первую задачу, я применю нетрадиционные техники рисования (масляная пастель, ластик). А для решения второй задачи, буду использовать информацию об особенностях изображения святых.

Предполагаю, что моя разработка будет способствовать возникновению интереса учащихся к портретному жанру через изображение лика святого преподобного Варнавы Ветлужского. На занятии будет создана доверительная творческая атмосфера. Будут созданы условия для активизациимыслительной деятельности учащихся при восприятии произведений искусства в жанре портрета.

Основная часть

Технологическая карта

Тема занятия

Портрет Варнавы Ветлужского  -  святого покровителя варнавинской земли

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Создание портрета Варнавы Ветлужского, путём использования масляной пастели.

Задачи занятия

- учить детей рисовать лицо человека, соблюдая пропорции;

- развивать графические навыки: осваивать технику рисования масляной пастелью;

- расширить знания учащихся о святом Варнаве Ветлужском;

- активизировать творческое воображение;

- укреплять межпредметные связи (история, литература);

- воспитывать чувство сопричастности к истории района;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Необходимое оборудование

ТСО: компьютер, проектор, экран.

для учителя: Зрительный ряд «Виды портретов»,.мольберт, тонированная бумага формат А3, масляная пастель, ластик, кисть щетина №16.

для детей: тонированная бумага формата А3, , масляная пастель, ластик, кисть щетина №16. ;

Дидактическое обеспечение

схема (учебный рисунок) рисования лица человека

Планируемые результаты

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять желание узнавать новое;

- проявлять самостоятельность в деятельности;

-  формировать позитивную самооценку;

Предметные:

- выполнять плечевой портрета человека;

- использовать графические средства художественной выразительности;

- углубить знания детей о святом Варнаве Ветлужском.

Формы и методы обучения

Беседа, рассказ, объяснение

Метод наблюдения;

Наглядный метод;

Метод словесного рисования.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Основное содержание темы, термины

Плечевой портрет человека; пропорции лица человека; Варнава; святой; нимб.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит стать волшебниками и научиться ещё одному секрету волшебства. А какому именно, мы узнаем в процессе нашего занятия.

  1. Актуализация знаний.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется...» (портрет)

Правильно, сегодня мы поговорим о портрете.

А что такое портрет?

Слово «портрет», как и слово «пейзаж», пришло к нам из французского языка. Портрет – это изображение человека или группы людей. А художник, создающий портреты – это портретист. Значит, сегодня вы будете художниками-портретистами.

  1.  Новая тема.
  1.  Работа со зрительным рядом «Виды портретов» (слайды 1-.6)

(электронное приложение 1)

 Рассказ о том, какие бывают портреты. (Одиночные, парные, групповые; женские, детские, мужские; исторические, фантастические, камерные), о том, как человек может быть изображен (по плечи, по грудь, по пояс, в полный рост), и какие материалы могут использоваться (живописные, графические)

- Художник-портретист может показать человека по – разному. В своей работе он не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, художник размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить свое понимание человека, свое к нему отношение, т.е. раскрывает его ОБРАЗ.

  1.  Словесное рисование «Путешествие во времени».

Мы находимся на занятии по изобразительному искусству, а здесь возможно всё! И я предлагаю вам совершить путешествие во времени. Сейчас мы с вами переместимся на 600 лет назад.

Представим себе: высокая гора… внизу течет красавица Ветлуга… кругом лес… на горе стоит одинокий скит, в котором живёт святой старец Варнава… кругом ни души… Вот он выходит. «По наружному своему виду Преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатою брадою»[4] «аки Сергиева»[5]. Лицо доброе, глаза умные, прямой нос… Старец в длинной тёмной одежде – ризе, голова покрыта. Давайте запомним, как он выглядит, и покинем Варнаву и его святое жилище.

Более шести веков прошло со дня появления преподобного Варнавы Ветлужского на Красной горке, а образ его до сих пор не померк. Это основатель нашего края, наш духовный учитель и наставник. Каждый из вас представил его по-своему и сейчас мы напишем его портрет.

  1. Практическая работа.

Поэтапное рисование портрета Работа со схемой рисования лица. (Приложение 2.)

-Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета пастелью. Рисовать можно как с предварительным карандашным наброском, так и сразу в цвете.Лицо рисовать довольно сложно. Существует несколько правил, которым мы сейчас научимся.

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму имеет голова? (овальную). Какой цвет выберем для лица? (светло-коричневый или охра).

1 этап.

Рисуем овал закрашиваем его выбранным цветом, мысленно и разделяем его вертикальной линией ровно посередине.

2 этап.

Намечаем линию глаз – горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей. Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза.Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на схеме. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чуть выше глаз нарисуем брови.

3 этап.

Нижнюю часть делим еще на две равные части горизонтальной линией. Это линия показывает длину носа. Продолжаем работу. Берём пастель более тёмного оттенка чем лицо и закрашиваем веки и боковые стороны носа.

4 этап.

Линия рта находится на середине между носом и подбородком. Проверьте себя: размер губ равен расстоянию между зрачками глаз.

5 этап.

Седые усы и бороду нарисуем пастелью серого и чёрного цвета.

6 этап.

Голова Варнавы покрыта тканью тёмного цвета. Рисуем покровголовы и плечи.

Беседа об особенностях изображения лика святого.

Мы нарисовали голову, а теперь скажите, как показать, что это святой человек?

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Для рисования нимба мы воспользуемся техникой восковой вытяжки, а поможет нам в этом ластик.

Рисуем вокруг головы несколько кругов, чередуя белый и жёлтый цвет пастели. После этого от головы ластиком растираем пастель, чтобы получились лучи – свечение.

  1. Продолжение работы со зрительным рядом «Виды портретов» (слайды7-8)

(электронное приложение 1)

Посмотрите, как похожи ваши рисунки на изображение Преподобного Варнавы Ветлужского на иконе середины XIX века.

  1. Организация выставки работ и подведение итогов занятия. Анализ работ.
  2. Рефлексия

Продолжите предложения:

- Сегодня я рисовал…

- Я узнал…

- Я научился…

Заключение

Изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Изобразительная   деятельность - единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

        Хочется указать на воспитательное значение этого занятия. Считаю, что на моём занятии удачным является использование краеведческого материала духовной направленности.  Нарисовав образ Варнавы, дети запомнят его, как святого нашей варнавинской земли. Изображённый портрет – это маленькая икона. У ребят возникнет чувство сопричастности к великому событию – шестисотлетию прихода Варнавы на Красную гору, а также гордости от того, что смогли изобразить лик святого. И в заключение хочу указать на тот факт, что на этапе освоения какого-либо приёма рисования – в данном случае, плечевого портрета человека, ликасвятого, квалифицированное руководство со стороны педагога обязательно, оно поможет отточить практические навыки изображения, а это будет способствоватьформированию позитивной самооценки обучающихся.

Список используемых на занятии источников информации

1. Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 1. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008. – 224 с.3.

2. Сергей Васильевич Скатов, координатор Движения «Народный Собор», член Оргкомитета Межрегиональной научно-практической конференции «Поветлужье - земля Варнавы Ветлужского».

     http://ruskline.ru/analitika/2012/12/18/zemlya_varnavy_vetluzhskogo/

3. Шмид А. Детское творчество [Текст]: пер. с нем. / Анке Шмид. – М.: Мой мир, 2007. – 64 с.: цв. ил.

4. http://ljubov-i-svet.livejournal.com/905278.html

5. http://pravoslavnaya.academic.ru/3588/ВАРНАВА_ВЕТЛУЖСКИЙ

6. http://hram-v-varnavino.cerkov.ru/istoriya/svyatyni/

Приложение 2

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\CCI24042017_0001.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительный ряд «Виды портретов»

Слайд 2

Одиночные Парные Групповые

Слайд 3

Мужской Женский Детский

Слайд 4

Плечевой ( оглавный ) Поясной В полный рост Поколенный

Слайд 5

Камерный Парадный Автопортрет Исторический Фантастический

Слайд 7

Варнава Ветлужский – святой покровитель Варнавинской земли

Слайд 8

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»

В тематическом планировании  по изобразительному искусству на  изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "День Святого Валентина"

Данный материал можно использовать для проведения праздника "День Святого Валентина"....

Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...

Методическая разработка занятия Тема: Сохраним природу Земли.

В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому экологическое воспитание является одной из актуальнейшей проблемы современности. Которое нужно уже начинать воспитывать у детей мла...

Методическая разработка занятия по теме "День святого Валентина"

Цель: Развитие коммуникативных навыков по теме «Праздники».Задачи: 1. Развивать  интерес к изучению иностранного языка. 2. Развивать навыки поискового чтения. 3. Развивать и...

Методическая разработка занятия "Планета Земля в опасности"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия "Земля - наш общий дом"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....