рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Малыгина  Марина Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база:

ФЗ-273 «Об образовании в РФ»

Государственные стандарты школьного образования.

Образовательная программа основного общего образования школы.

Интегрированная программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.

Целью уроков изобразительного искусства является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах:

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала,  побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов  работы с художественными материалами, инструментами, техниками.

•   овладение  умением пользоваться выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия  и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

        Характерными признаками адаптированного обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

  • Духовное возвышение ребенка.
  • Действие, радость, увлечение школьника работой.
  • Живое общение с искусством.
  • Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
  • Опора на региональный компонент в обучении.
  • Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
  • Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
  • Раскрытие разных сторон жизни искусства.
  • Активное творчество самих детей.

Общая характеристика учебного предмета

Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

Формы организации урочной и внеурочной работы:

  • Уроки освоения систематических знаний:урок открытия нового знания,урок – наблюдение, урок – эксперимент, урок исследования объекта,урок работы с первоисточниками.
  • Уроки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: урок – моделирования, поисково – исследовательский урок, урок – обобщение, метапредметный урок, межпредметный урок.
  • Проблемные уроки: поисковый урок, урок постановки проблем и их решения.
  • Уроки обучения в сотрудничестве:выполнение совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
  • Уроки освоения рефлексивных умений: урок – творческий отчет, урок контроля и оценки.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности:

  • Работа на плоскости.
  • Декоративно-прикладные виды деятельности.
  • Работа в объёме.
  • Художественно-творческое восприятие произведений искусства.

Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство»  осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где учащиеся закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.

ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

Планируемые результаты  освоения  курса

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать

  • выразительные особенности языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, светотень, перспектива, пространство, объем, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • использовать в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий,  форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  • воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия оценки произведений искусства.
  • Самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание  учебного предмета

5 класс

Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое

Деятельность учащегося:

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Тема 2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Деятельность учащегося:

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.

Создавать эскизы (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.

Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).

Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

Деятельность учащегося:

Знакомиться с греческими канонами изображения человека.

Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Тема 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Деятельность учащегося:

Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.

Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.

Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).

Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство

Деятельность учащегося:

Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.

Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.  

Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.

Содержание  учебного предмета

6 класс

Тема 1. Мифология в народном творчестве

 Деятельность учащегося:

Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи.

Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика).

Использовать в композиции знаки и символы.

Уметь объяснять символику изображения.

Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома.

Передавать образ фантастического зверя в природной среде.

Тема 2. Мир архитектуры

Деятельность учащегося:

Получить представление о храме как символической модели мироздания.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры.

Различать характер и особенности архитектурных сооружений.

Использовать правила композиции.

Выделять главный элемент в композиции цветом и формой.

Тема 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Деятельность учащегося:

Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Тема 4. Портрет в искусстве

Деятельность учащегося:

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде.

Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.

Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.

Тема 5. Натюрморт

Деятельность учащегося:

Создавать декоративный натюрморт.

Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине.

Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.

Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства.

Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.

Тема 6. Художественно-промышленное производство в культуре России

Деятельность учащегося:

Создавать композицию по мотивам литературных произведений.

Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла.

Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла.

Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков.

Тема 7. Книга как произведение искусства

Деятельность учащегося:

Получать представление о книге как о свёрнутом мироздании.

Знакомиться с элементами оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.

Создавать макет, иллюстрации.

Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала.

Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период.

Выполнять шрифтовую композицию.

Тема  8. Малые формы в графике

Деятельность учащегося:

Получить представление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении.

Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию.

Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.

Содержание  учебного предмета

7 класс

Тема 1. Природа в изобразительном искусстве

Деятельность учащегося:

Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры.

Владеть разными графическими материалами.

Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки.

Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы.

Передавать позу и движения характерные для животного.

Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии.

Учиться владеть штрихом в передаче тональности.

Тема 2. Природа и творчество

Деятельность учащегося:

Учиться выполнять зарисовки с природных объектов.

Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта.

Придумывать оригинальные решения композиции.

Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты.

Создавать и защищать свой проект.

Тема 3. Художественное творчество и его истоки

Деятельность учащегося:

Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон.

Уметь объяснять задуманный художественный образ.

Передавать настроение в работе.

Понимать, что в основе любого художественного проекта лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.

Тема 4. Краткость и выразительность в искусстве

Деятельность учащегося:

Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.

Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.

Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения.

Тема 5. Искусство театра

Деятельность учащегося:

Создавать эскиз оформления сцены и задника.

Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.

Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.

Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.

Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки.

Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.

Работать в технике отрывной аппликации.

Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям, памятным датам.

Создавать к празднику пригласительный билет, продумывая оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение.

Тема 6. Композиция и ее роль в искусстве

Деятельность учащегося:

Создавать глубинно-пространственную композицию, работая в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.

Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию.

Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма.

Тема 7. Мироздание и искусство

Деятельность учащегося:

Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости.

Создавать графические композиции по мотивам работ художников.

Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов. Самостоятельно создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.

Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.

Пониматьвзаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.

Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.

Тема 8. История и искусство

Деятельность учащегося:

Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.

Создавать эскизы костюма. Отображать народное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта.

Создавать эскиз герба. Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях.

Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности учащихся

5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

Сроки проведения

Тема I

Человек, природа, культура как единое целое

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Сентябрь-Октябрь

Тема  2

Художествен-ные средства в архитектуре и изобразитель-ном искусстве

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения. Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Ноябрь-Декабрь

Тема 3

Путешествие в мир искусства Древней Греции

Познакомиться с греческими канонами изображения человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Январь

Тема 4

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения. Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)

Февраль-Март

Тема 5

Народное декоративно-прикладное искусство

 Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.

Апрель-Май

6класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности учащихся

Сроки проведения

Тема I

Мифология в народном творчестве

Создавать схему древа жизни (графика). Использовать в композиции знаки и символы. Уметь объяснять символику изображения. Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Передавать образ фантастического зверя в природной среде.

Сентябрь

Тема  2

Мир архитектуры

Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры. Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой.

Октябрь

Тема 3

Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Ноябрь

Тема 4

Портрет в искусстве

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох. Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.

Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.

Декабрь

Тема 5

Натюрморт

Создавать декоративный натюрморт. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах.

Январь-Февраль

Тема

6

Художествен-но-промышленное производство в культуре Росси

Создавать композицию по мотивам литературных произведений. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Март

Тема

7

Книга как произведение искусства

Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.Создавать макет, иллюстрации. Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания, плаката, журнала. Выполнять шрифтовую композицию.

Апрель

Тема

8

Малые формы в графике

Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое. Передавать в марке необходимые сведения: цену, год выпуска, страну, выпускающую марку, название архитектурного памятника.

Май

7 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности учащихся

Сроки проведения

Тема I

Природа в изобразитель-ном искусстве

Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры. Владеть разными графическими материалами. Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы. Передавать позу и движения характерные для животного. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Учиться владеть штрихом в передаче тональности.

Сентябрь

Тема  2

Природа и творчество

Учиться выполнять зарисовки с природных объектов. Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Придумывать оригинальные решения композиции. Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты. Создавать и защищать свой проект.

Октябрь-Ноябрь

Тема 3

Художествен-ное творчество и его истоки

Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон.

Уметь объяснять задуманный художественный образ. Передавать настроение в работе.

Понимать, что в основе любого художественного проекта лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.

Декабрь

Тема 4

Краткость и выразитель-ность в искусстве

Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения.

Январь

Тема 5

Искусство театра

Создавать эскиз оформления сцены. Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения.

Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.Создавать эскиз театральной маски. Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.

Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям. Создавать к празднику пригласительный билет, продумывая оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение.

Февраль

Тема

6

Композиция и ее роль в искусстве

Создавать глубинно-пространственную композицию, работая в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.

Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию.

Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма.

Март

Тема

7

Мироздание и искусство

Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости. Создавать графические композиции по мотивам работ художников. Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов. Самостоятельно создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому.Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др. Понимать взаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.

Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.

Апрель

Тема

8

История и искусство

Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.Создавать эскизы костюма. Отображатьнародное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта.

Создавать эскиз герба. Работать на плоскости и в рельефе.

Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях.

Май

Планируемые результаты изучения учебного предмета

5 класс

Человек, природа, культура как единое целое

Учащийся научится:

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Учащийся получит возможность научиться:

Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Учащийся научится:

Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение.Передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.

Учащийся получит возможность научиться:

Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.

Путешествие в мир искусства Древней Греции

Учащийся научится:

Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Учащийся получит возможность научиться:

Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Учащийся научится:

Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.

Учащийся получит возможность научиться:

Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.

 Народное декоративно-прикладное искусство

Учащийся научится:

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.

6 класс

Мифология в народном творчестве

Учащийся научится:

Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.

Учащийся получит возможность научиться:

Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.

Мир архитектуры

Учащийся научится:

Представлению о храме как символической модели мироздания.

Учащийся получит возможность научиться:

Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.

Искусство в интерьере дворянской усадьбы

Учащийся научится:

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Учащийся получит возможность научиться:

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.

Портрет в искусстве

Учащийся научится:

Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.

Учащийся получит возможность научиться:

Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.

Натюрморт

Учащийся научится:

Создавать декоративный натюрморт.  Применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.

Художественно-промышленное производство в культуре России

Учащийся научится:

Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.

Книга как произведение искусства

Учащийся научится:

Понимать особенности и специфику искусства создания книги.  Элементы оформления книги: форзац, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.

Учащийся получит возможность научиться:

Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.

Малые формы в графике

Учащийся научится:

Умению создавать экслибрис для своей библиотеки. Плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.

Учащийся получит возможность научиться:

Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.

7 класс

Природа в изобразительном искусстве

Учащийся научится:

Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры. Владеть разными графическими материалами. Передавать позу и движения характерные для животного. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Владеть штрихом в передаче тональности.

Учащийся получит возможность научиться:

Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы.

Природа и творчество

Учащийся научится:

Выполнять зарисовки с природных объектов. Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Создавать и защищать свой проект.

Учащийся получит возможность научиться:

Придумывать оригинальные решения композиции. Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты.

Художественное творчество и его истоки

Учащийся научится:

Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон. Объяснять задуманный художественный образ. Передавать настроение в работе.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки.

Краткость и выразительность в искусстве

Учащийся научится:

Выполнять работы в технике коллажа.Самостоятельно отбирать элементы изображения, в том числе буквы как часть композиции.Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание.

Учащийся получит возможность научиться:

Работать в смешанной технике, подражая японским художникам.Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения.

Искусство театра

Учащийся научится:

Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения. Передавать глубину пространства в плоскостном изображении.Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица.Работать в технике отрывной аппликации. Продумывать оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать эскиз оформления сцены. Создавать эскиз театральной маски.Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма.Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям. Создавать к празднику пригласительный билет.

Композиция и её роль в искусстве

Учащийся научится:

Работать в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать глубинно-пространственную композицию. Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию.

Мироздание и искусство

Учащийся научится:

Объяснять кодовые цепочки древних мифов. Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости. Создавать графические композиции по мотивам работ художников.Самостоятельно создавать кодовые цепочки.

Учащийся получит возможность научиться:

Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др. Пониматьвзаимосвязь жизни деревни и окружающей природы.Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.

История и искусство

Учащийся научится:

Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста.Создавать эскизы костюма. Отображатьнародное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать эскиз герба. Работать на плоскости и в рельефе.

 Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова;Л.Г Савенкова.  Изобразительное искусство: 5, 6, 7  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-208с.:ил.

Для учителя:

  1. Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8 (9)классы  / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская,  Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – 200с.

Материально-техническое обеспечение

  • Доска
  • Проектор
  • Компьютер
  • Диски с репродукциями картин
  • Диски с видеофильмами
  • Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству
  • Альбомы по искусству
  • Художественные материалы и инструменты
  • Натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи, макеты, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы быта, гипсовые геометрические тела)
  • Комплект словарей и энциклопедий по искусству
  • Наглядные пособия
  • Репродукции картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс

Настоящая программа по изобразительному искусству  для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...

Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.

Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....

рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8х классов

подробная рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменскому для 5-8х классов...

Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...