На пути к Творчеству
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Весельев Владимир Федорович

Описание опыта работы по творческому развитию студентов колледжа педагогических специальностей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_tvorchestvu.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                            На пути к Творчеству

                                                                                     Два мира есть у человека:

                                                                 Один, который нас творил;

                                                                    Другой, который мы от века

                                                                 Творим по мере наших сил.

                                                                                                    Н. Заболоцкий   

Изобразительная деятельность всегда представляла собой особую деятельность человека, способствующую отражению, визуальному воплощению его представлений об окружающем мире. В разные эпохи это были совершенно разные представления, формы отражения, образы, тематика сюжетов. Но всегда человеку был необходим особый мир материализации его желаний, надежд, мечтаний, который он создавал своими руками, поскольку рисунок, картина – это не фотографическое изображение увиденного, скорее – желаемое, внутреннее состояние, мировидение рисующего через призму его души и разума. Изобразительное творчество дает человеку силу созидателя, его результаты укрепляют уверенность в своих неограниченных возможностях, раскрывают широкие перспективы, выкристаллизовывают все самое ценное в личности: его духовно-нравственное начало, способствуют росту самооценки, расцвету таланта (и не обязательно таланта художественного).

Не случайно эпоха Возрождения является одним из грандиозных мерил человеческих возможностей. Именно тогда «человек почувствовал себя творцом и пожелал творить». Подобно Создателю он  положил начало новому миру, своему миру. Е.И. Ротенберг отводит важное место в общей системе творческой деятельности человека Ренессансу, именно потому, что пространственные искусства стали «первообразующим и универсальным качеством» культуры. Опираясь на науку, на реальность, человек создал удивительный мир красоты и гармонии, основанный на гуманистических принципах. Именно тогда он «получил крылья Икара», и только от него самого зависело, удержат ли они его на высоте.

Осознание свободы, творческой свободы – великое дело. Человек, обладающий подобным богатством, способен на многое, так как нет предела его возможностям, воображению. Творческая личность ценна в любом виде деятельности, поскольку наделена потребностью создавать новое.

Как отмечает М.П. Щетинин, учитель - тоже творец. Плоды его творчества откладываются в душах его учеников. «Хороший учитель видит своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего. Будущее – совершенный образ, где подмеченные учителем задатки, те или иные психологические свойства личности доведены до высочайшего уровня. Настоящее – то, что уже реально есть. Прошлое, то, что было до настоящего».

Ведь творчество не имеет генетически заложенных корней, ему нужно научить, создать атмосферу творчества, разбудить воображение. В процессе отражения своих впечатлений от восприятия окружающего мира человек опирается на свои зрительные представления, воздействующие на него в разные моменты жизни, под их впечатлением он также создает новые образы. Прежде, чем что-либо нарисовать он представляет, что и как будет делать.

Художник, зачастую, не является очевидцем событий, которые изображает. Он опирается на впечатления, взятые им из реальной жизни. Скажем, художники-фантасты, создающие поразительные ландшафты иных миров. Ведь это вымысел чистой воды, скажете вы. Но множество деталей помогут вам увидеть в такой картине образы, почерпнутые из реальности. Именно она является источником, питающим родники воображения, которые впоследствии разливаются в бурные, стремительные реки фантазии. Н.П. Крымов говорил: «Любая фантазия должна быть основана на реальном».

Воображение обусловлено многими индивидуальными особенностями личности: мышления, восприятия, внимания, памяти, способностей и др.  Оно подразделяется на воссоздающее и творческое. При рисовании иллюстраций к прочитанному литературному произведению, рисующий опирается на память, т.е. использует воссоздающее воображение. Но, если он вносит в изобразительный процесс нечто свое, ищет самостоятельное решение, можно говорить о переходе к иной степени творческого подхода. Яркий пример – творчество М.А. Врубеля или И.И. Левитана, отдававших дань творческому отношению к природе в процессе ее изображения: «Она позволяет приблизиться к себе  только путем творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником». Итак, воссоздающее воображение – это создание образа на основе словесного описания. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых оригинальных образов.    

Таким образом, творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. И совершенно не правы те, кто считают, что творчество - это продукт вдохновения.  Воображение формируется у человека в течение всей жизни.

Чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи сравнили его с творчеством взрослых (Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Н.А. Ветлугина, В.С. Мухина и др.) и подчеркнули его реалистический характер. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя и одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим.

Малыши-дошкольники очень много и с большим желанием рисуют, получая от этого неописуемое удовольствие, особенно, когда получается задуманное. Удивительное дело: изображение может съехать в сторону, состоять из откровенных «каракулей», говорить о пропорциях не приходится, но самое поразительное, что в этом несовершенстве живет и рвется наружу колоссальной силы энергетика. Энергия восхищения миром, в котором живет этот маленький художник. Для него нет невозможного, попросите, и он нарисует вам что угодно!

Почему же, становясь старше, мы начинаем стыдиться своих рисунков? Мы начинаем осознавать, что между желаемым и действительным существует большая разница.

 Изобразительный аппарат художника: ум, сердце, глаз и рука. Первые три составляющие «вырастают» с возрастом, поскольку растет опыт жизни, а вот рука… Увы, школа не всегда может, а скорее всего, порой, и не ставит цели научить рисовать. Действительно, есть более важные предметы школьной программы, без которых в наше время не поступишь в ВУЗ, стало быть, им приоритет. Пусть так, но не всегда очевидное является правильным.

          Рисованию учить нужно и не потому, что развитие руки способствует развитию речи, мышления, пространственных представлений и т.д. А потому, что именно в этом виде деятельности представляются столь широкие возможности для процесса творчества. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас отмечают, что взаимосвязь воображения и чувств особо ярко проявляется именно в творческой изобразительной деятельности.

Будущий учитель, педагог должен понимать благотворную силу творческого процесса.  Прочувствовать на себе, понять, что всегда есть место проявлению творческого начала.  Психолог В.А. Мелик-Пашаев, считает, что целью обучения художественной деятельности должно быть не только развитие воображения, но и формирование эстетического отношения к миру. Если педагог не в состоянии найти методы развития творческих способностей, методы включения личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой. «Самое успешное развитие знаний, умений и навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего» (6). Каждый ребенок, создавая изображения того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает темы своего рисунка, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определить композицию, выразительные средства изображения, внесения интересных дополнений. По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявление самостоятельности, творчества педагог, несомненно, поощряет.  

Необходимые условия проявления и развития творчества:

  • формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность;
  • создание эмоционально положительной обстановки на уроках по изобразительному искусству, творческой, непринужденной обстановки, сотрудничества, поддержки при неудачах;
  • развитие умений замечать выразительность форм, цвета,  пропорций и  выражения при этом соответствующих чувств;

-   руководство изобразительной деятельностью так, чтобы она радовала, вызывала положительное к ней отношение;  

  • формирование прочных знаний, способностей, позволяющих реализовать любой замысел,  вариативных умений, обобщенных  навыков;
  • использование в комплексе и системе методов и приемов, проведение целенаправленной работы, направленной на развитие творчества;
  • учет индивидуальных способностей в ходе формирования творческих способностей, учет темперамента, характера;
  • материальное обеспечение изобразительной деятельности, применение разнообразных основных и нетрадиционных материалов и изобразительных техник.

Очень часто неудачи «неспособных» детей объясняются отсутствием интереса, склонности к труду, нежеланием преодолевать трудности, отсутствием ответственности к порученному делу. А.Н. Леонтьев пишет: «Развитие ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства его интересов, чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» (5). Следовательно, необходимо очень внимательно подойти к каждому ребёнку, изучить его интересы, характер, условия жизни, а не огульно отнести к числу неспособных.

         Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по  своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

         Прежде, чем обучающиеся студенты начнут постигать премудрости процесса приобщения своих воспитанников к творчеству, им необходимо самим стать творческими людьми, научиться понимать язык искусства, понять, как важно педагогу уметь сочетать в себе точные знания в области изобразительного искусства, стойкие умения, чтобы не вставал вопрос: «Смогу ли?», чтобы своей уверенностью увлечь детей за собой в такой притягательный мир творчества.

На каждом из уроков вне зависимости от вида изобразительной деятельности мы прослеживаем возможности проявления творчества. Иначе говоря, воплощение студентами своего решения поставленной перед ними задачи. Одна из первых тем «Рисование деревьев различных пород», когда еще столько скованности в руке, неуверенности в правильности выполнения работы, но уже именно на этом этапе студенты убеждаются, что каждый из них, делая «свой» рисунок совершенно не похожий на изображение, созданное на доске преподавателем или одногруппником, как раз и открывает начала творческого процесса.  Направление линий, нажим на карандаш, компоновка на листе –  изобразительные средства, благодаря которым  они не только учатся языку рисунка, но получают представление о том, как много вариантов может иметь один и тот же рисунок. Ведь деревьев на свете бесчисленное множество, но нет ни одного похожего, (природа – самый творческий мастер) хотя, как мы отмечаем, все они имеют одну общую основу: ствол, скелетные ветви, тонкие ветки кроны, листву. Но у каждого дерева есть свое «лицо». Его нужно увидеть, изобразить. Молодое или старое. Высокое или низкое, раскидистое, устремленное в высь, а , может быть, старое и больное. Используем ассоциативные образы для постижения более глубокой характеристики, например, дуб – богатырь. Общаясь, выясняем, почему появляются такие ассоциации, находим  словесную характеристику образа. По аналогии студенты сами, увлекаясь, рисуют словесные портреты деревьев разных пород. Но даже в этом промежутке работы, каждый уже «видит» свое дерево и на листе он воплощает свой замысел. В нашей базовой начальной школе мы «идем» дальше и «играем» в деревья: тело – ствол, руки – ветви, пальцы – тонкие ветви. Пропуская через себя ощущения,  ученики с легкостью находят пластические решения создаваемым образам.

Приобрести уверенность, желание творить помогают разнообразные художественные материалы  и нетрадиционные техники рисования. Богатейшее поле для развития воображения: ниткография, монотипия, рисунок воском, граттаж, разнообразные штампы, оттиски, техника вливания цвета в цвет и многое другое. Сразу становится заметно, как изменяется отношение к предмету даже у тех, кто постоянно ворчал в ответ на замечания, сетовал, что он не художник. В глазах появляется блеск, никто не боится испачкать руки – это такое поле для экспериментирования! Столько эмоций, такой творческий подъем!

Любой материал подчинится смелой руке, наши студенты это знают. На лепке создают вазы самых разнообразных вариаций. Алгоритм изготовления задан, а дальше: «твори, выдумывай, пробуй». Куда девается неуверенность? У нас нет на уроке абсолютной тишины в ходе самостоятельной работы студентов. Просто они не представляют, как можно работать и не обмениваться мнениями, не подойти к доске, чтобы лучше рассмотреть иллюстрации, репродукции. Всё, конечно, в меру. Но важна именно такая атмосфера внутренней свободы и сразу видно, кому работа по душе, а у кого не задается. Тут свой подход - подсказать, помочь, ободрить, похвалить. Смотришь, и заискрились глаза, и пошло дело.

 Лепим дымковскую барыню. На фотографиях видно, что основа изготовления фигурок одна и даже тема, например, «Водоноска», но какие разные образы! На нашей «вятской слободе» в конце урока тоже не найти одинаковых барышень. Мы выставляем их на парту и учимся отмечать то интересное, «свое», что вложил каждый из студентов в созданный образ.

          Эскизы росписи изделий по мотивам традиционных народных промыслов, многим удается прочувствовать выразительность хохломского, городецкого или жостовского узора, найти свое решение декора нарисованного эскиза изделия. Хотя задача эта довольно сложна. Зато, когда выверенный эскиз получает воплощение в материале, тут уж радостно видеть, как просыпается желание сделать такую красоту еще, особенно, если твою работу взяли на выставку. Каждый урок – это ступеньки творчества, по которым  поднимаются год за годом наши студенты, а мы вселяем в них веру, что все они способны «творить».

Главное, что впоследствии все это не забывается, а находит применение и в конкурсных работах и на практике, что особо ценно. А главное студенты умеют «заразить» и учащихся желанием создавать удивительные, «волшебные» рисунки: интересно рассказать, показать, научить. Ценно еще и то, что вся «наука» творчества бережно сохраняется и выпускниками, они с гордостью делятся своими успехами, сообщая, что их кружковцы заняли призовое место на краевой выставке. Это радует. Главное - дать ориентиры, убедить, что они все талантливы именно потому, что перед ними  открыт путь Творчества.

Развитие творчества в изобразительной деятельности имеет смысл, если помнить высказывание Теплова Б.М.: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми».

     Литература:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.  

  1. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» М.1996г.
  2. Кузин В.С. Психология М., 1998.      
  3. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1973.
  5. Мелик-Пашаев В.А. Ступеньки к творчеству. М.,1998.
  6. Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16-17 веков. М., 1989.
  7. Щетинин М.П. Записки педагога. М., Педагогика, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение математической сказки - путь развития способности к творчеству

Одной их форм творческой деятельности человека, которая развивает воображение, фантазию, гармонирует процесс рпаильного понимания "картины мира" является процесс сочинения сказки. В статье предл...

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

"Путь к прекрасному". Путь к творчеству Гайнановой Л.Н.

Путь к творчеству. Гайнанова Л.Н. –преподаватель Детской школы искусствг. Когалым, 2010г....

Урок по МХК "Ave Maria". На пути у творчеству"

Творчески осмысливаем образ Девы Марии, используя вербальные и невербальные формы работы....

Урок-мастерская "Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"

Урок-мастерская по литературе в 9 классе " Мотив пути в творчестве А.С. Пушкина"...