План-конспект урока "Волшебный мир сказок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Вера Александровна Островская

Современные дети почти не знают сказок,а больше смотрят и читают разные "страшилки"и "ужастики".А чему они учат?

А старые добрые сказки всегда нас учили добру,терпению,трудолюбию.Не зря сказано:"Сказка-ложь,да в ней намёк,добрым молодцам урок".

Мне самой всегда были интересны сказки,люблю их читать и сейчас.И самая любимая тема уроков тоже сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_volshebnyy_mir_skazok_7_klass.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 7 класса Тема «Волшебный мир сказки».

Учитель Зубрильчева Вера Александровна

Урок получения новых знаний, ИЗО, 7 класс.                                                                                    Цели урока:

-Сформировать представление о   сказочно -былинном жанре на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина

- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

-  Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Задачи:

- Выбор темы и сюжета

- Выполнение работы в карандаше

Ход урока.

Организационный момент.
Вступление- песня. Показ сказок с иллюстрациями.                                                                                           - Догадались ли вы о чём пойдёт наш сегодняшний разговор ?                                                                    - ( о сказке)

«…Красота – это любовь, это добро, она живёт в душе человека, в душе народа. А душу свою он раскрывает в сказке, в песне, в предании…» В.М.Васнецов.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины.Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников – писателей.                                       – Какие сказки вам знакомы с ранненго детства? ( Русские народные)                                                   – вспомните народные сказки и их героев                                                                                                        – вспомните писателей- сказочников и героев их книг.                                                                  Изучение новой темы.

А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство – туда, где живут герои сказок. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками сказочниками. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем?                                         (С иллюстрациями.)

Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависит те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по – разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание. Именно такими, как нарисовал художник , мы и будем представлять себе героев этих книг. Давайте попутешествуем по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий художник И.Билибин.

Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942). [[1]]

Родился в Петербурге в семье военного врача. По желанию отца заканчивает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка сохранились у Билибина на всю жизнь. Лето 1899 года проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В том же, 1899, году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Его имя становится широко известно по всей России. Издание отличалось замечательной передачей красочных рисунков и парадной внешностью. В этой серии были:

«Белая уточка» [[2]]

«Василиса Прекрасная» [[3]]

«Царевна – лягушка»

«Сказка об Иване – царевиче и сером волке» [[4]]

Своим искусством Билибин звал в мир, где нет трагедий, где царит счастье. С юных лет он был покорён русским народным искусством и не изменил ему до конца своих дней. Первый успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, Вологодскую и Архангельскую губернии, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Одно из заключений о поездке на север Билибин формулирует: «…Народное творчество – душа народа и его сила и гордость… оно не раз спасало и объединяло народ…». Результатом поездки стала былина «Вольга» с его рисунками. Первая иллюстрация показывает выезд дружины Вольги. Дородная осанка Вольги и его достоинство сразу говорят, что это предводитель дружины. Богатая упряжь, щиты и копья, головы коней с развевающимися гривами даны на фоне декоративного пейзажа. Все иллюстрации отличались вкусом и изяществом. В дальнейшем Билибин много рисует к произведениям Пушкина. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» [[5]], позднее – «О золотом петушке» [[6]].  Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронёс через всю свою жизнь.

Ответьте на вопросы:

- К какому виду изобразительного искусства мы отнесём работы Ивана Билибина?                               - Почему?

- Чем отличаются иллюстрации И.Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками? (декоративность, обилие мелких деталей).

Но сказки не только иллюстрированы. Герои сказок становились и героями живописных полотен многих художников.

Но был художник, который посвятил сказке всю жизнь. Его картины знают многие, они о героях русских сказок и былин. А кто увидел их такими?

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926), русский художник. [[7]]

Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке, затем поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где учился под руководством И.Крамского. с 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок. Творческая биография делится на два периода. В первом он следует принципам передвижничества социально-критического жанра.

Во втором периоде он обращается к темам фольклорной мифологии.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880),

«Алёнушка» (1881),

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897),

«Три богатыря» (1881-1998).

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос: «Три царевны подземного царства» (1881).

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-1885).

Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливая сказочная «Избушка на курьих ножках».

Поздний период творчества исполнен мрачных переживаний. Он вступает в «Союз русского народа». Полны сложного подтекста картины «Царевна-лягушка» (1901 – 1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918).

В 1953 московский дом Васнецова был превращён в Дом-музей.

Ответьте на вопросы:

- Чем отличаются картины И.Билибина и В Васнецова? (у Билибина – иллюстрации, а у Васнецова живописные произведения)

- Кто основные герои картин В.Васнецова? (Герои сказок и былин)

- Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

Практическая работа:

Нарисуйте любимых сказочных героев, героев новых сказок. А может кто то из вас сделает эскиз книжной обложки. В работе вам помогут все представленные и собранные материалы урока. На сегодняшнем уроке мы выполним работу карандашом, а на следующем – приступим к цветовому решению.

Те, кто испытывает трудности в выполнении работы могут воспользоваться помощью своих товарищей, которые будут выполнять задание на доске.

1 этап работы:

Воплощаем замысел в карандаше.

1.Главные герои располагаются в середине листа.

2.Что их окружает? (Это важно для раскрытия темы).

3. Сначала разместим на листе места расположения главных персонажей, а затем перейдём к прорисовыванию деталей.

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

Рефлексия

- Оцените работу класса на уроке и свою работу.

Ребята высказывают по очереди одним предложением, выбирая начало фразы:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я почувствовал, что…
  6. У меня получилось…
  7. Урок дал мне для жизни…
  8. Мне захотелось…

Домашнее задание:

Доделать работу карандашом и подготовиться к работе цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

План-конспект урока для 5 класса по теме: "В царстве математических сказок"

Материал создан на основе придуманных учащимися сказок с математическими понятиями, правилами, законами. Данный урок целесообразнее всего проводить в начале учебного года как повторение основных прави...

План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1.     Систематизация  знаний о сказках;2.     Развитие целостности восприятия на о...

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"

Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...