Материалы заданий заключительного этапа X Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, композиция, живопись, черчение) (в Перечне олимпиад школьников России № 97 в 2017/18 учебном году)
олимпиадные задания по изобразительному искусству (изо, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ольга Ивановна Горбачева
Материалы заданий (постановок) заключительного этапа (очного)
X Южно-Российской межрегиональной олимпиады «Архитектура и искусство»
(2017/18 уч. год) по комплексу предметов (рисунок, композиция, живопись, черчение)
с 12 по 18 марта 2018 года
№1. НОМИНАЦИЯ «ЧЕРЧЕНИЕ»
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: школьники 10 класса
Конкурсное задание состоит из двух частей и выполняется на листе бумаги формата А3
(297х420 мм) в карандаше с помощью чертежных инструментов в соответствии с ГОСТами.
Лист может быть расположен горизонтально или вертикально по усмотрению участника
заключительного этапа олимпиады, должно быть выделено рабочее поле рамкой по 5 мм со
всех сторон листа.
Общая продолжительность испытания – 300 минут (5 часов).
Содержание задания №1 «Построение сопряжений»: участнику олимпиады
предлагается построить очертания архитектурной детали в соответствии с правилами
построения сопряжений, продемонстрировав знания и умения в выполнении чертежа по
предложенному образцу.
Содержание задания №2 «Проекционное черчение»: участнику олимпиады
предлагается построить три проекции детали, проставить необходимые размеры, построить
объемное изображение детали (прямоугольную изометрическую проекцию) без выреза
четверти.
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: школьники 11класса
Конкурсное задание состоит из двух частей и выполняется на листе бумаги формата А3
(297х420 мм) в карандаше с помощью чертежных инструментов в соответствии с ГОСТами.
Лист может быть расположен горизонтально или вертикально по усмотрению конкурсанта,
должно быть выделено рабочее поле рамкой по 5 мм со всех сторон листа.
Общая продолжительность испытания – 300 минут (5 часов).
Содержание задания №1 «Построение сопряжений»: участнику олимпиады
предлагается построить очертания архитектурной детали в соответствии с правилами
построения сопряжений, продемонстрировав знания и умения в выполнении чертежа по
предложенному образцу.
Содержание задания №2 «Проекционное черчение»: участнику олимпиады
предлагается построить три проекции детали, выполнить нужные разрезы и сечения,
построить объемное изображение детали (прямоугольную изометрическую проекцию) без
выреза четверти.
2
№2. НОМИНАЦИЯ «ЖИВОПИСЬ»
Номинация для школьников 6-7 классов
«Этюд натюрморта»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А3 (297х420 мм).
Материал (по выбору): акварель, гуашь. Общая продолжительность испытания –180
минут (3 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить этюд постановки
натюрморта из предметов с натуры. Количество предметов, включая муляжи: 3.
Количество драпировок: две (без складок).
Номинация для школьников 8-9 классов
«Этюд натюрморта»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А3 (297х420 мм).
Материал (по выбору): акварель, гуашь. Общая продолжительность испытания – 240
минут (4 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить этюд постановки
натюрморта из предметов с натуры. Количество предметов, включая муляжи: 3.
Количество драпировок: три (со складками).
3
Номинация для школьников 10 классов
«Этюд сложного натюрморта»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А2 (597х420 мм).
Материал (по выбору): акварель, гуашь. Общая продолжительность испытания – 300
минут (5 часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить этюд
постановки натюрморта из бытовых предметов с натуры. Количество предметов, включая
муляжи: не менее трёх+фрукты и овощи. Количество драпировок: три (со складками).
Номинация для школьников 11 классов
«Этюд сложного натюрморта»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А2 (597х420 мм).
Материал (по выбору): акварель, гуашь. Общая продолжительность испытания – 360
минут (6 часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить этюд
постановки натюрморта из бытовых предметов с натуры. Количество предметов, включая
муляжи: пять. Количество драпировок: три (со складками).
№ 3. НОМИНАЦИЯ «РИСУНОК»
Номинация для школьников 6-7 классов
«Натюрморт из бытовых предметов»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги не менее формата А3 (297х420 мм).
Материал: графитный карандаш. Общая продолжительность испытания 180 минут (3 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить рисунок трёх
бытовых предметов на фоне двух драпировок (без складок).
4
Номинация для школьников 8-9 классов
«Натюрморт из бытовых предметов»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги не менее формата А3 (297х420 мм).
Материал: графитный карандаш. Общая продолжительность испытания – 240 минут (4 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить рисунок пяти
бытовых предметов на фоне трёх драпировок (без складок).
Номинация для школьников 10 классов
«Натюрморт из геометрических тел»
Конкурсное задание выполняется по выбору на листе бумаги А2 (597х420 мм).
Материал: графитный карандаш. Общая продолжительность испытания – 300 минут (5
часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить рисунок
натюрморта из трёх гипсовых геометрических тел с натуры на фоне двух-трех драпировок
(со складками).
5
Номинация для школьников 11 классов
«Рисунок гипсовой головы»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А2 (597х420 мм). Материал:
графитный карандаш. Общая продолжительность испытания – 360 минут (6 часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить рисунок одной из
предложенных заданием гипсовой головы: (Венера, Аполлон, Артемида, Антиной, Гермес,
Римский гражданин, Гатамелатта, Давид, Германик, Цезарь, Дорифор).
№ 4. НОМИНАЦИЯ «КОМПОЗИЦИЯ»
Номинация для школьников 6-7 классов
«Тематическая композиция на заданную тему»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги (не менее формата А3 (297х420 мм).
Материал: по выбору автора (исключается масло).
Общая продолжительность испытания – 180 минут (3 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить эскиз композиции
на заданную тему.
Задания заключительного этапа Олимпиады озвучиваются за 5 минут до начала
проведения этапа членом оргкомитета, после вскрытия опечатанного конверта.
Номинация для школьников 8-9 классов
«Тематическая композиция на заданную тему»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги (не менее формата А3 (297х420 мм).
Материал: по выбору автора (исключается масло). Общая продолжительность испытания –
240 минут (4 часа).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить эскиз композиции
на заданную тему.
Задания заключительного этапа Олимпиады озвучиваются за 5 минут до начала
проведения этапа членом оргкомитета, после вскрытия опечатанного конверта.
6
Номинация для школьников 10-11 классов
1. «Эскиз колористической композиции на заданную тему»
2. «Эскиз стилизации предложенного объекта»
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А2 (597х420 мм). Материал:
по выбору автора (исключается масло). Общая продолжительность испытания – 360 минут (6
часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается на листе формата А2:
1. выполнить эскиз размером А3 колористической декоративно - плоскостной,
беспредметной, композиции на одну из заданных тем, выдаваемых при вскрытии конверта
с заданиями.
2. выполнить один эскиз стилизации размером не более 15х15 см. с вариантами и
разработками одного из предложенного объекта, выдаваемых при вскрытии конверта с
заданиями: животные, насекомые, растения, персонажи сказок.
Номинация для школьников 10-11 классов
«Объемно-пространственная композиция на заданную тему» (по выбору)
Конкурсное задание выполняется на листе бумаги формата А3 (297х420 мм). На листе
необходимо разместить:
– рисунок основного варианта композиции в пространстве листа;
– трёхмерное изображение набора выбранных в качестве элементов композиции
геометрических тел в верхнем крае листа (рекомендуемые размеры – 20-30 мм каждое тело).
Материал: графитный карандаш. Общая продолжительность испытания – 360 минут (6
часов).
Содержание задания: участнику олимпиады предлагается выполнить рисунок
композиции на одну из заданных тем, выдаваемых при вскрытии конверта с заданиями.
Для этого следует использовать по выбору от 5 (пяти) до 9 (девяти) любых
геометрических тел из набора тел, приведённых в таблице на оборотной стороне листа с
заданием. Всего в композиции должно быть не менее 7 (семи) элементов (геометрических тел).
Требования к условиям выполнения задания:
1. Соблюдение правил построения линейной перспективы. Линия горизонта может быть
выбрана с учётом наилучшего раскрытия темы задания.
2. Повторяющиеся геометрические тела, выбранные для композиции, при соблюдении
заданных пропорций могут использоваться в разных масштабах.
3. В композиции может быть использован приём взаимоврезания геометрических тел.
4. Рисунок выполняется карандашом с лёгкой светотеневой проработкой объёмов геомет-
рических тел.
5. Рисунок выполняется вручную, без использования линеек и линейных приспособлений.
Примеры используемых тел:
7
Участник олимпиады может выбирать комплекс предметов по своему усмотрению:
Класс Обязательны для участия в
общеобразователь Предметы заключительном этапе по
-ного учреждения выбору участника
6 класс живопись, рисунок, композиция не менее двух предметов
7 класс живопись, рисунок, композиция не менее двух предметов
8 класс живопись, рисунок, композиция не менее трех предметов
9 класс живопись, рисунок, композиция не менее трех предметов
10 класс черчение, живопись, рисунок, не менее трёх предметов,
композиция не более четырех предметов
11 класс черчение, живопись, рисунок, не менее трёх предметов,
композиция не более четырех предметов
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
на заключительном этапе X «Южно-Российской межрегиональной олимпиады
школьников «Архитектура и искусство» в 2018 г.
для школьников 10 классов
1. Компоновка на листе формата А3 – 5 баллов
2. Графика (соблюдение толщины и начертания линий в соответствии с ГОСТ ) – 5
баллов
3. Соответствие начертания шрифта его гарнитуре - 5 баллов
4. Правильность выполнения заданий – 85 баллов, в т.ч.:
ИТОГО: 100 баллов
4.1. Построение ¼ части вазы – 15 баллов, в т.ч.:
– правильность построения сопряжений – 10 баллов;
– правильность проставления размеров – 5 баллов;
4.2. Построение видов детали – 45 баллов (по 10 баллов – фронтальный и вид сверху, 25
баллов – боковой вид);
4.3. Построение аксонометрии – 25 баллов
За каждую ошибку в видах и аксонометрии снимается по 5 баллов
для школьников 11 классов
1. Компоновка на листе формата А3 – 5 баллов
2. Графика – 5 баллов (соблюдение толщины и начертания линий в соответствии с
ГОСТ)
3. Правильность выполнения задания – 90 баллов, в т.ч.:
ИТОГО: 100 баллов
3.1. Построение ¼ части вазы – 15 баллов, в т.ч.:
– правильность построения сопряжений – 10 баллов;
– правильность проставления размеров – 5 баллов;
3.2. Построение видов и разрезов детали – 55 баллов (15 баллов – фронтальный, по 20 баллов
– за каждый вид сверху и боковой виды);
3.3. Построение аксонометрии – 20 баллов
За каждую ошибку в видах и аксонометрии снимается по 5 баллов
8
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РИСУНКУ
на заключительном этапе X «Южно-Российской межрегиональной олимпиады
школьников «Архитектура и искусство» в 2018 г.
Номинация «Рисунок натюрморта из бытовых тел» для школьников 6 - 9 классов
1. Соответствие заданию – 20 баллов;
2. Соответствие учебно-реалистическим основам изображения – 60 баллов:
2.1. Композиция в формате листа -10 баллов,
2.2. построение натюрморта на предметной плоскости с соблюдением законов
перспективы -30 баллов,
2.3. тональное решение натюрморта - 20 баллов,
3. Мастерство художественного решения – 20 баллов.
ИТОГО: 100 баллов
Номинация «Рисунок натюрморта из геометрических тел» для школьников 10 класса
1. Соответствие заданию – 20 баллов;
2. Соответствие учебно-реалистическим основам изображения – 60 баллов:
2.1. Композиция в формате листа -10 баллов,
2.2. конструктивное решение формы с перспективным построением натюрморта на
предметной плоскости и выявление больших пропорций -20 баллов,
2.3. использование тона для выявления цельности видения постановки - 20 баллов,
3. Мастерство художественного решения – 20 баллов.
ИТОГО: 100 баллов
Номинация «Рисунок гипсовой головы с натуры» для школьников 11 класса
1. Соответствие заданию – 20 баллов;
2. Соответствие учебно-реалистическим основам изображения – 60 баллов:
2.1. Композиция в формате листа -10 баллов,
2.2. точность передачи характера(пропорции) головы -20 баллов,
2.3. выявление конструктивных особенностей - 10 баллов,
2.4. понятие перспективных особенностей построения- 10 баллов,
2 .5. мастерство художественного решения - 10 баллов.
3. Цельность видения большой формы (большой свет, большая тень, соподчиненность
деталей целому, владение понятиями свет, тень, полутон, рефлекс) – 20 баллов.
ИТОГО: 100 баллов
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЖИВОПИСИ
на заключительном этапе X «Южно-Российской межрегиональной олимпиады
школьников «Архитектура и искусство» в 2018 г.
Номинации:
для школьников 6-9 классов «Этюд натюрморта» для школьников 10 - 11 классов
«Этюд сложного натюрморта»
Критерии оценки по живописи
1. Соответствие заданию – 20 баллов
2. Оригинальность и мастерство художественного решения – 20 баллов
3. Соответствие академическим основам изображения (плоскостного, цветового,
объемного) – 60 баллов
ИТОГО: 100 баллов
9
3.1. Компоновка в формате листа и масштаб изображения - 10, при этом
- убедительно найденное композиционное решение - 10 - недостаточно убедительно
найденное композиционное решение и масштаб изображения - 5;
3.2. Передача пропорций, конструкции предметов -10, при этом
- верно, в соответствии с законами линейной перспективы, разработано конструктивное
строение формы предметов, точно переданы их пропорции – 10 - имеются ошибки и
недочеты в передаче конструкции и пропорций предметов - 5
3.3. Передача больших цвето-тональных отношений (с учетом теплохолодности),
колорит- 20, при этом
- убедительно с учетом теплохолодности, переданы большие цвето-тональные отношения,
гармоничные цветовые сочетания - 20
- недостаточно убедительно переданы большие цвето-тональные отношения и
теплохолодность, цветовые сочетания недостаточно гармоничны - 10;
3.4. Цельность изображения - 10, при этом
- изображение целостное -10
- изображение недостаточно целостное - 5
3.5. Техника и культура исполнения -10, при этом
- высокая - 10
- недостаточно высокая – 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КОМПОЗИЦИИ
на заключительном этапе X «Южно-Российской межрегиональной олимпиады
школьников «Архитектура и искусство» в 2018 г.
НОМИНАЦИЯ «Тематическая композиция на заданную тему» для школьников 6-7
классов, для школьников 8-9 классов
1. Соответствие заданию – 20 баллов
2. Оригинальность и мастерство художественного решения – 20 баллов
3. Соответствие академическим основам изображения (плоскостного, цветового,
объемного) – 60 баллов
ИТОГО: 100 баллов
3.1 Компоновка изображения в заданном формате -10, при этом
- гармоничное композиционное решение, соответствующее заданному формату -10
-недостаточно убедительное композиционное решение -5
3.2. Построение структуры в соответствии с законами композиции -30, в том числе
- Использование композиционных приемов – 20, в том числе А. выявление композиционной
доминанты и ее взаимодействие с остальными элементами композиции – 10
Б. построение структуры композиции на основе ассоциативно-образного решения – 10
- Выразительность и целостность композиционного решения – 10
3.3. Передача цвето-тональных соотношений -20, в том числе
- гармоничная передача цвето-тональных соотношений -10
- Графические качества, техническая культура -10, при этом
- высокая - 10
- недостаточно высокая - 5
10
НОМИНАЦИЯ «Декоративно - плоскостная композиция в цвете и стилизация на
заданную тему» для школьников 10-11 классов. Общие критерии.
1 . Соответствие заданию – 20 баллов
2. Оригинальность и мастерство художественного решения – 20 баллов
3. Соответствие академическим основам изображения (плоскостного, цветового, объемного)
– 60 баллов
ИТОГО: 100 баллов
3.1 Компоновка изображения в заданном формате - 10, при этом
- гармоничное композиционное решение, соответствующее заданному формату -10
-недостаточно убедительное композиционное решение -5
3.2. Построение структуры в соответствии с законами композиции - 30, в том числе
- Использование композиционных приемов – 20, в том числе
А. выявление композиционной доминанты и ее взаимодействие с остальными элементами
композиции - 10
Б. построение структуры композиции на основе ассоциативно-образного решения 10
- Выразительность и целостность композиционного решения - 10
3.3. Передача цвето-тональных соотношений - 20, в том числе
- гармоничная передача цвето-тональных соотношений - 10
- графические качества, техническая культура - 10, при этом
- высокая - 10
- недостаточно высокая - 5
НОМИНАЦИЯ «Объемно-пространственная композиция на заданную тему»
для школьников 10-11 классов
1. Соответствие заданию – 20 баллов
2. Оригинальность и мастерство художественного решения – 20 баллов
3. Соответствие академическим основам изображения (плоскостного, объемного) - 60
баллов
ИТОГО: 100 баллов
3.1 Компоновка изображения в заданном формате - 10, при этом
- гармоничное композиционное решение, соответствующее заданному формату -10
-недостаточно убедительное композиционное решение -5
3.2. Построение конструкции геометрических тел в соответствии с законами
композиции -20, в том числе
- соблюдение законов перспективы - 10
- пропорции геометрических тел - 10
3.3. Передача свето-тональных соотношений -30, в том числе
- гармоничная передача тона в соответствии с законами свето-тональной градации-10
- передача тона в соответствии с положением заданного источника света - 10
- графические качества, техническая культура -10, при этом
- высокая - 10
- недостаточно высокая - 5

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zadaniya_zak_etap_x_urmosh.pdf569.55 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

 География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и еетерриториальной дифференциации,...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

 Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад являетсяшкольный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьног...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.8 КЛАСС

Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад являетсяшкольный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьного этап...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Целями школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии (далее – Олимпиада) являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление и развитие у об...

X Южно-Российская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, живопись, композиция, черчение)

В 2017-2018 учебном году проводится X Южно-Российская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, живопись, композиция, черчен...

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2019/2020 учебного года. 5 класс

Подбор заданий для проведения школьной олимпиады в 5 классе....