Развитие творческих способностей на уроках изо и во внеурочной деятельности.
статья по изобразительному искусству (изо)

Кузнецова Лариса Николаевна

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы.

Ж. Санд

      Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания. Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода к   каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, д.6; тел/факс 8 (49679) 74788

Выступление на

 на педагогическом совете

 09.01.2020 г.

на тему: "Развитие творческих способностей на уроках изо

 и во внеурочной деятельности"

Подготовила:

учитель по ИЗО

МАОУ Домодедовской

 СОШ №7 С УИОП

 Кузнецова Л.Н.

Домодедово 2020

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы.

Ж. Санд

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.

А. М. Горький

         Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания.

Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода к   каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

         Каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы педагога по изобразительному искусству – воспитание личности через творчество. Задача преподавателя – создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в обычных вещах необычное. Ребёнок должен понимать, что он живёт для созидания, а не для разрушения. Надо помочь ребёнку раскрыть свой внутренний потенциал для творчества. Ребёнок должен научиться мыслить креативно. Любой урок должен вызвать удивление и интерес. Надо научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать. Например, случайно увиденное пятно на стене, похожее на слона или на птичку. Или лужа на асфальте, похожая на какое-то существо. Мы живём в красивом мире, на такой красивой планете Земля. 

         В творческом развитии человека проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют  индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем,  чтобы обеспечить  необходимый уровень  развития личности.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают ученику находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

         Одной из главных задач уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

         Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

         Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием  дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям  жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

         Работая с детьми на уроках, я заметила, что они очень быстро осваивают программу, желая творить самостоятельно. В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей, изготовления новых поделок, создание композиционных решений. Для этого на кружке «Акварель», необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения обучающихся творчеству. Это расширило творческие возможности детей, и позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Одной из многочисленных задач образования: является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

         Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников, возвращает нас к русским утраченным традициям.

         Занятия провожу таким образом, что сам процесс обучения становится процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью.

         В условиях активизации познавательной деятельности посредством развития творческих способностей на занятиях учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

         В своей работе использую разные приемы, методы и технологии, что можно проследить на примере урока в 5 классе по теме: «Народные праздничные обряды», в обучение которой была включены: игровая деятельность, иллюстрации о русских народных обрядах, русские народные песни, пословицы и представлен кроссворд, формирующие умения выделять характерные признаки того или иного традиционного костюма, в результате чего ученики стали легко распознавать образы народных костюмов и праздников. Умелое применение игровой технологии помогает построить занятие таким образом, что игра, являясь развлечением, переросла в обучение, творчество, коллективную практическую деятельность.

         Технология проблемно-развивающего обучения прослеживается на уроках, целью которого является постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор доказательств, в результате дети с легкостью усваивали азы линейной и воздушной перспективы. Проблемная ситуация прослеживается обучающимися в ее игровом воплощении: ребята изготавливают полевые цветы разными приемами, не используя существующие шаблоны, а предлагая свои варианты схем, используя знания и умения, полученные ранее. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации. В занятие были включены также игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки цветов, сравнивать, сопоставлять их. Наблюдалось чередование деятельности: практическая, интеллектуальная, релаксационная. Методы творческого поиска и проектно-конструкторский повысили интерес детей к поисковой деятельности при выполнении работ, помогли создать цветы по собственным шаблонам.

         Технология коллективно творческого воспитания прослеживается на уроках, целью которых является научить работать обучающихся коллективно. В результате увеличивается уровень активности детей на уроках и создается коллективная работа. Обучающиеся, достигая цели – учатся применять полученные знания и умения в коллективной работе.

         При развитии творческих способностей и активизации познавательной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства одной из наиболее действенных технологий я считаю важным применение игровых технологий, проектных технологий, ИКТ. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.

         Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

         Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе на уроке и кружке по изобразительному искусству:

  • работа с постановочной натурой;
  • терминологические диктанты;
  •  кроссворды;
  • демонстрация новых работ;
  • демонстрация презентаций, созданных педагогом и воспитанниками;
  • проверочные и контрольные тесты;
  • викторины;
  • индивидуальные задания;
  • развивающие упражнения.

        Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на мир, увидеть красоту изготавливаемых работ, почувствовать разнообразие творческих ощущений, расширить их кругозор, привлечь родителей к углубленному развитию их детей изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

      Физминутки повышают мотивацию к творческой деятельности, изобразительному искусству и прикладному творчеству, дети раскрепощаются, проявляют огромное желание заниматься творчеством.

      На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества обучающихся трудно переоценить.

       Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность позволяют обучающимся сформулировать собственный взгляд на проблему, проявить индивидуальные особенности в рисовании и изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей творчеству расширили творческие возможности детей. Важным итогом уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»

Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»...

"Развитие творческих способностей детей VIII вида во внеурочной деятельности»

"Развитие творческих способностей детей  VIII вида во внеурочной деятельности»...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"

Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"

Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность пр...