"Воспитание творчеством. Из опыты работы"
материал по изобразительному искусству (изо)

Косарева Татьяна Сергеевна

В статье представлен практический опыт работы учителя изобразительного искусства по развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitaniem_tvorchestvom.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ  НА УРОКАХ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                 Т.С. Косарева, учитель ИЗО

                                                                                 МАОУ «СОШ  № 46», г. Верхотурье

Мне повезло, вот уже 6 лет, я работаю учителем изобразительного искусства, а также веду кружок дополнительного образования «Магия творчества» для обучающихся 7-12 лет.

Воспитывается ли ребенок на уроках изобразительного искусства? Конечно же, да. Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу, развивает пространственное мышление, память, воображение, эстетический вкус, воспитывает решительность, инициативность, трудолюбие, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, патриотизм и другие качества личности.

Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть. Урок искусства – это урок воспитания, воспитания творчеством.

Урок искусства я стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Мои уроки и занятия в объединении проходят в таких формах как:

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы,  «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

Урок – прогулка/путешествие.

Урок –вернисаж/ репортаж с выставки.

Урок – викторина.

Урока – игра.  Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения обучающихся.

Мною используются такие методы обучения как:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения. 

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину. Сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.[2]

Часто применяю в работе с детьми нетрадиционные техники рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. [1]

В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

            Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы, что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно. Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, лепка, граттография, бумагопластика, ниткография  и прочее, позволяют учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Мною используются такие техники рисования как: кляксография, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошками, ступнями, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, мыло+краска, Точко-графика (рисование ватными палочками), набрызг, метод монотипии, рисование на мокрой бумаге, коллаж, штриховка, штампинг (рисование в технике отпечатка -поролоном, штампиками, вилками,  гофрокартоном, оттиск смятой бумагой, пузырчатой пленкой и др.), рисование «пухлыми» красками (гуашь+ клей ПВА+ пена для бритья), рисование сыпучими веществами (соль, крупа, манка, песок), эбру (рисование жидкими красками на воде), пластилинография.[3,4]

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за той радостью, которую они испытывают, создавая свой очередной «шедевр».

Умелая организация урока или занятия в объединении учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

Список источников:

1.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994. – 140с.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

4.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).

Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся  разных возрастов экологической культуры....

Презентация по теме "Игра - это творчество!" (из опыта работы)

Использование игровых технологий на уроках позволяет учащимся формировать основные умения учебной деятельности......

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 лет К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В материале представлен опыт работы с детьми 5-7 лет по изучению Русских народных промыслов и Семикаракорского фаянса, особенности росписи,техника выполнения....

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средством декоративно-прикладного творчества (из опыта работы кружка вязания)

Статья раскрывает роль декоративно-прикладного творчества (вязания) в адаптации детей к современной жизни....

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)

Приводится опыт работы по экологическому  воспитанию  учащихся на уроках химии...

Неделя русского языка в рамках школьного Фестиваля наук и творчества (из опыта работы).

Дидактический материал для проведения конкурсного диктанта "Грамотей" и текст для проведения турнира по скорочтению...